Основные характеристики и тенденции развития образования взрослых в условиях глобализации


скачать Автор: Галичин В. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №1(9)/2012 - подписаться на статьи журнала

Статья посвящена анализу современных тенденций развития образования взрослых. Важной составляющей системы образования взрослых является неформальное и информальное обучение. Значительный рост доли взрослого населения, участвующего в различных формах обучения в рамках формальной системы образования и за ее пределами, подтверждает востребованность усилий по развитию образования взрослых со стороны государств, международных и национальных организаций, неправительственных структур.

Ключевые слова: глобализация, образование взрослых, формальное образование, неформальное и информальное обучение, признание результатов предшествующего обучения, миграция, трудовые мигранты, миграционная политика, демографическая ситуация, неправительственные организации, образовательная политика.

The article analyzes contemporary trends of adult education development. An important element of adult education system is informal and non-formal education. Significant growth of adult population, participating in education of different forms within formal educational system and beyond, confirms demand for states', international and national organizations' and NGOs' efforts.

Keywords: globalization, adult education, formal education, informal and nonformal education, recognition of the former education results, migration, labour migrants, migratory policy, demographic state, NGOs, educational policy.

В эпоху растущей глобализации перед миром возникают не только новые возможности, но и новые вызовы. Наряду со структурными социально-экономическими сдвигами, политическими переменами формируется экономика знаний с ее новой рабочей средой, иными формами организации общества и каналами коммуникации, что делает еще более насущными потребности в обновлении и адаптации коллективных и индивидуальных навыков и умений.

Образование взрослых представляет собой важнейшую меру, которая необходима в ответ на те вызовы, с которыми мы сталкиваемся. Образование взрослых является ключевым компонентом целостной и всеобъемлющей системы обучения и образования на протяжении всей жизни.

По оценкам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), с учетом развития демографической ситуации в развитых странах к 2050 г. подавляющая часть образовательных практик в формальной системе образования и за ее пределами будет связана со взрослым населением (более 600 млн человек)[1]. Данные международной статистики и экспертные оценки свидетельствуют о необходимости развития образования взрослых и приоритетности этого направления в национальных системах образования.

В теории и практике непрерывного образования сформулированы ключевые принципы, на основе которых развивается современное образование взрослых:

1. Новые базовые знания и навыки для всех.

2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы.

3. Инновационные методики преподавания и обучения.

4. Новая система оценки полученного образования.

5. Развитие наставничества и консультирования.

6. Приближение образования к дому.

Тема образования взрослых с каждым годом становится все более актуальной, во многих странах разрабатываются национальные стратегии и государственные программы развития образования взрослых. Проявляется общая тенденция значительного расширения участия взрослых в различных формах обучения, подготовки и переподготовки.

По данным ежегодного обзора основных показателей ОЭСР в сфере образования [Education… 2011] (опубликован в сентябре 2011 г., подготовлен отделом анализа и индикаторов Директората по образованию ОЭСР при участии Секретариата по образованию и Центра по исследованиям и инновациям в образовании ОЭСР), в странах – членах ОЭСР в среднем 40 % взрослых участвует в программах формального и неформального образования.

В соответствии со сложившейся в международном образовательном сообществе практикой принято выделять три вида образовательной деятельности, которые относятся и к образованию взрослых: формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата; неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером; информальное (спонтанное) образование – индивидуальная познавательная деятель­ность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

При рассмотрении понятий, используемых в разных странах для определения «образования взрослых» (ОВ), можно сделать вывод, что единой и общепринятой трактовки данного термина не существует, есть лишь общие подходы, которые отражены в различных международных документах. Согласно определению Коммюнике Комиссии Европейских Обществ [Обучение… 2006], обучением взрослых можно считать все формы такого обучения, в котором принимают участие взрослые, после того как вышли из образовательно-подготовительной системы (даже при получении образования, например третьей степени, высшего).

Международные тенденции развития образования взрослых указывают общий вектор движения, актуальные проблемы и пути их решения. Один из подходов к развитию образования взрослых в современных условиях, разделяемых мировым сообществом, был сформулирован в Итоговой декларации 6-й международной конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых CONFINTEA VI, где подчеркивается, что «обучение и образование взрослых играют важнейшую роль в поиске решений современных проблем в области культуры, экономики, политики и общественных отношений». В документе акцентируется важность отношения к этому направлению образования в более широком контексте устойчивого развития и подчеркивается, что эффективность политики, управления и финансирования, участие, инклюзивность, равенство и качество являются необходимыми условиями того, чтобы взрослые могли реализовать свое право на образование [Использование… 2009].

Перспективы развития системы образования взрослых международные организации и правительства стран связывают с разработкой специальных стратегий и национальных программ (планов), а также последовательной государственной политикой в данной сфере.

В Глобальном отчете по образованию и просвещению взрослых, который основывается на 154 национальных отчетах, подготовленных государствами – членами ЮНЕСКО к 6-й Конференции по образованию взрослых CONFINTEA VI, подчеркивается, что политика в области образования взрослых определяется множеством факторов – национальными социально-экономическими условиями, а также внешними факторами (финансовый кризис или влияние региональных и международных организаций). В документе отмечается, что в 126 странах разработана государственная политика в сфере образования взрослых. Однако содержание государственной политики в данной сфере в различных странах существенно отличается, лишь 56 стран (36 %) заявили, что с 1997 г. они начали проводить специальную политику в области образования взрослых, половина из этих стран (27) приходится на европейский регион.

Анализ международных документов, публикаций российских и зарубежных исследователей, связанных с развитием системы образования взрослых в Европе, позволяет сделать вывод о существенных различиях в положении дел в данной сфере в отдельных странах. Например, в исследовании «Европейское образование взрослых за пределами ЕС», подготовленном и опубликованном в 2010 г. Институтом международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов совместно с Европейской ассоциацией образования взрослых (EAEA), отмечается, что «не во всех регионах Европы потенциал и важность образования взрослых получает надлежащее внимание», «различия в странах-членах ЕС до сих пор велики. В то время как в скандинавских странах, Ирландии и Нидерландах система образования взрослых граждан сложна и хорошо финансируется, в других странах данная система практически отсутствует» [Европейское… 2010].

Правительства западных стран оказывают помощь в развитии раз­ных форм дополнительного образования взрослых, понимая важность повышения квалификации рабочей силы и соответствия образовательного уровня населения прогрессивным изменениям в различных областях техники, производства, культуры в целом. Ответом на новые профессиональные потребности экономики явились специальные программы профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения.

В различных странах используется система мер, обеспечивающая приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, создания просветительских центров в школах, вузах, библиотеках, клубах, религиозных центрах, на рабочих местах, а также на основе информационных технологий.

В условиях старения населения большинства развитых стран усиление внимания к потребностям и возможностям образовательной деятельности пожилых людей привело к развитию нового образовательного направления – Университета третьего возраста, объединяющего возрастную группу пенсионеров и дающую им возможность дополнительной познавательной деятельности и передачи своих собственных знаний и богатого опыта другим. Создаются также специальные программы по подготовке пожилых людей к пенсии и использованию дополни­тельного свободного времени после выхода на заслуженный отдых. Все это свидетельствует о расширении возрастных границ населения, охваченного образовательной деятельностью.

Важную роль в развитии системы образования взрослых призвана сыграть Программа международной оценки компетенций взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competencies, PIAAC). PIAAC представляет собой программу многоэтапной оценки профессиональных навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста в странах ОЭСР. Исследование затронет взрослое население (включая незанятое) в возрасте 16–64 лет, в каждой стране планируется опросить около пяти тысяч человек.

Масштабы системы образования взрослых, приоритеты и направления развития в конкретных странах существенно отличаются.

В Германии насчитывается свыше 2000 аккредитованных государством и поддерживаемых из бюджетных средств учреждений, занимающихся образованием взрослых. Примерно столько же организаций образования взрослых работает при предприятиях, про­мышленной, индустриальной, торговой и ремесленной палатах. Кроме того, действуют многочисленные частные ком­мерческие учреждения образования взрослых.

В Финляндии система обучения для взрослых включает формальное и неформальное образование, а также так называемое либеральное образование (liberal education). Формальное образование состоит из основного общеобразовательного и профессионального обучения. Профессиональное дополнительное обучение относится к сфере неформального образования. В рамках либерального образования взрослому населению предоставляется возможность повысить уровень образования и практических навыков, требующихся в обычной жизни, и это является добровольной культурно-просветительной работой.

В целом по ЕС охват различными образовательными программами населения в возрасте 25–64 лет растет: в 2003 г. он составлял 8,5 %, а к 2008 г. увеличился до 9,6 % [Europe… 2010: 243]; страновые показатели существенно отличаются: в 2008 г. их значение варьировалось от 1,4 % в Болгарии до 32,4 % в Швеции.

В странах Юго-Восточной Европы в образовании взрослых акцент делается на профессионально-техническое образование и подготовку. Стратегии развития профессионального образования и обучения имеются в большинстве стран, в то время как стратегий развития образования взрослых до сих пор нет либо они находятся в процессе разработки. Основная группа организаторов и поставщиков образовательных услуг для взрослых представлена государственным сектором – министерства, национальные агентства, например государственное агентство по оказанию услуг, центры занятости, учреждения формального образования, начальные и средние школы, университеты, народные университеты, общественные центры профессионально-технической подготовки и т. д.

В России образование взрослых рассматривается преимущественно как дополнительное профессиональное образование (ДПО), что отражает реальную ситуацию: образование взрослых в основном развивается как ДПО. В последние годы инициативы, связанные с образованием взрослых, начинают развиваться на местах, в регионах. Самостоятельные проекты, инициативы, идеи, разра­ботанные рабочими группами и командами, позволяют начинать диалог со смежными сферами (куль­тура, социальная сфера, общеобразовательная школа, повышение квалификации, общественные организа­ции), а также с местными органами власти, включать их в совместные проекты в качестве непосредственных участников и соисполнителей.

Однако все суще­ствующие в стране формы обучения взрослых организационно и административно находятся в различном подчи­нении, оторваны друг от друга и не объединены единой государственной политикой, соответствующими управленческими и координирующими струк­турами, теоретическими и научно-методическими принципами обучения. Предпринимаемые попытки по образованию и просвещению взрослого населения за пределами формального образования (общество «Знание», местные инициативы, компьютерные курсы, досуговые центры, народные школы и университеты) значительного эффекта не имеют и на общую ситуацию практически не влияют.

Несмотря на то, что в большинстве стран растет многообразие программ обучения и образования взрослых, наиболее активно развиваются дополнительное профессиональное образование и подготовка.

Степень вовлеченности взрослого населения европейских стран в программы дополнительного профессионального образования варьируется от 14 % занятых в Греции до почти 60 % в Чешской Республике [Eurostat… 2008], причем наибольшие темпы роста показывают «новые» члены ЕС, наращивая долю занятых в программах ДПО, постепенно догоняя средние показатели по ЕС.

Масштабы ДПО в Российской Федерации характеризуются высокими темпами роста в определенных сегментах (например, корпоративное и бизнес-образование), хотя сохраняется заметное отставание от промышленно развитых стран. По данным Росстата, в 2010 г. в различных программах ДПО приняли участие 15,8 % от общей численности работников, в том числе по возрастным группам: до 25 лет – 16,5 %; 25–30 лет – 19,6 %; 31–45 лет – 18,3 %; старше 45 лет – 12,2 % [Дополнительное… 2010].

Важной составляющей системы образования взрослых является неформальное и информальное обучение. Развитие обучения вне формального образования в значительной мере зависит от наличия системы признания полученных таким образом результатов. С ростом сегмента неформального и информального обучения в образовании взрослых все более востребованным становится создание системы учета и признания этих видов обучения, которые во многих странах официально считаются полноценными, как часть системы непрерывного образования наряду с формальным обучением. Признание неформального и информального обучения позволяет сделать видимыми результаты, полученные за пределами формального обучения, и тем самым придать гибкость образовательным траекториям.

кроме того, актуальность и востребованность мер по учету и признанию неформального и информального обучения во многих странах обусловлены тем, что доля этих видов образования составляет до половины обучения в рамках системы продолженного образования.

Признание неформального и информального обучения все чаще рассматривается в качестве механизма совершенствования систем образования на протяжении всей жизни. Вовлеченность большого числа стран в деятельность ОЭСР в этой сфере и участие членов Еврокомиссии в рабочей группе по признанию результатов обучения указывает на то, что признание результатов обучения рассматривается в качестве важной составляющей государственной политики стран в области образования, подготовки и занятости.

В рамках проекта Комитета по образованию ОЭСР «Признание результатов неформального и информального образования и создание системы перезачета кредитов» (RecognitionofNon-formalandInformalLearningandCreditTransfer) признание результатов указанных форм обучения рассматривается как процесс, ведущий к достижению выгод и преимуществ экономического, социального, психологического и образовательного характера.

Проект был реализован в 2005–2007 гг. в три этапа, включая сбор и анализ полученных данных, страновые визиты экспертов ОЭСР, подготовку промежуточных и итогового отчета по результатам исследования, а также разработку практических рекомен­даций и мониторинг процесса внедрения системы признания результатов неформального образования.

Анализ современного опыта европейских стран позволяет выделить следующие факторы, способные обеспечить успешное проведение процедур признания результатов неформального и информального обучения:

• активное сотрудничество и консультации;

• достаточное финансовое и кадровое обеспечение;

• подготовка и обучение кадров, участвующих в реализации соответствующей политики и законодательных инициатив;

• использование четких ориентиров, таких как квалификационные уровни и стандарты;

• разработка методик, ориентированных на образовательные результаты;

• обеспечение качества, мониторинга и оценки в целях обеспечения объективности и достоверности результатов;

• обучение на основе чужого опыта и обмена опытом.

Во многих странах ОЭСР действуют программы по оценке предшествующего уровня обучения, нацеленные на предоставление взрослым возможности продолжать образование с того уровня, которым они реально обладают, а не на основе формально присвоенной квалификации. В Норвегии, например, взрослые официально могут претендовать на то, чтобы результаты их неформального обучения были оценены и признаны, обычно это достигается путем сдачи специальных квалификационных экзаменов.

В Российской Федерации в настоящее время отсутствует стандартная система оценки и признания результатов неформализованного обучения. Создание системы учета и признания неформального и информального обучения, соответствующей современным потребностям образования и рынка труда в России, предполагает выполнение ряда необходимых мер. Эти виды обучения должны быть признаны полноценными наряду с формальным обучением как части системы непрерывного образования. Такой подход демонстрируют страны с развитой системой непрерывного образования.

Перспективы создания системы учета и признания неформального и информального образования в стране в значительной мере обусловлены изменениями в системе профессионального образования, в частности ростом доли неформального и информального обучения. Если ситуация останется прежней, востребованность подобной системы будет минимальной. В то же время существует и обратная связь: если человек будет знать, что результаты его обучения вне формальной системы образования могут быть зафиксированы (учтены) и оценены (признаны), появляется мотивация для профессионального развития с использованием неформального и информального обучения. Поскольку процедура учета и признания неформального и информального образования связана с сертификацией компетенций, решение вопроса о признании результатов неформального и информального обучения может быть связано с планируемым созданием сети центров сертификации квалификаций.

Основными принципами (требованиями) при разработке системы учета и признания неформального и информального обучения в России (в соответствии с подходами в странах ЕС) могут стать:

· Индивидуальный подход: идентификация и валидация неформального и информального обучения должны быть добровольными для каждого гражданина. Должны обеспечиваться равный доступ и равные и справедливые условия для всех граждан. Необходимо уважать частные дела и права граждан.

· Обязательства заинтересованных сторон: заинтересованные стороны должны создать в соответствии со своими правами, обязанностями и компетенциями системы и подходы к идентификации и валидации неформального и информального обучения. Они должны включать соответствующие механизмы обеспечения качества. Заинтересованные стороны должны обеспечить руководство, консультации и информацию о данных механизмах для всех граждан.

· Уверенность и доверие: процессы, процедуры и критерии идентификации и валидации неформального и информального обучения должны быть справедливыми, прозрачными и подкрепленными механизмами обеспечения качества.

· Авторитет и легитимность: системы и подходы к идентификации и валидации неформального и информального обучения должны уважать законные интересы, обеспечивающие сбалансированное участие соответствующих заинтересованных сторон.

Вопросом, которому в рамках образования взрослых в последние годы уделяется повышенное внимание, является образование мигрантов. Миграция как явление, ставшее массовым в наши дни, превратилась в один из факторов, серьезно влияющих на социально-экономическую и политическую жизнь многих стран.

По данным европейской статистической службы Евростат, в 2008 г. в странах Европейского союза проживали 30,8 млн иностранцев. Среди этих людей 11,3 млн были гражданами одной из стран ЕС, постоянно проживающими в другой стране Евросоюза, остальные 19,5 млн человек были выходцами из государств, не входящих в ЕС, причем 6 миллионов представляли европейский континент, 4,7 млн – африканский, 3,7 млн – азиатский, 3,2 млн – американский.

По оценкам экспертов Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), к 2050 г. коренных европейцев станет на 68 миллионов меньше; чтобы закрыть эту демографическую дыру и развивать экономику, потребуется принять до 100 миллионов человек.

В предоставлении образовательных услуг мигрантам участвуют государственные, муниципальные и международные организации, работодатели. Например, в рамках проекта Международной организации по миграции (МОМ) проводятся предвыездная подготовка и культурная ориентация для иностранных работников непосредственно в странах исхода (в частности, в странах Латинской Америки), которые заключаются в том, что до выезда в Канаду иностранные работники проходят курсы базового изучения английского языка, а также курсы по культурной ориентации и интеграции. По соглашению с итальянским правительством МОМ проводит курсы по изучению языка и предвыездной культурной ориентации в целях подготовки сиделок и работников по уходу за больными и престарелыми в Молдове.

Многие страны имеют двусторонние соглашения (Испания – Болгария, Испания – Румыния, Испания – Колумбия), которые предусматривают проведение образовательных и информационных программ (курсов) для потенциальных мигрантов с целью информирования об основных правах и обязанностях в странах трудоустройства, предотвращения рисков нелегальной занятости, использования поддельных документов, а также снижения рисков использования нелегальных каналов трудоустройства. Обязательства по проведению данных образовательных программ и информационных кампаний лежат как на сторонах, привлекающих иностранных работников, так и на странах исхода.

С учетом роста миграционных потоков на фоне негативного развития демографической ситуации большое внимание проблемам миграции уделяют европейские страны. На общеевропейском уровне и в отдельных странах для интеграции мигрантов предпринимаются необходимые меры, среди которых важная роль отводится различным программам обучения. Основную работу по реализации программ обучения и интеграции взрослых мигрантов через обучение выполняют учебные заведения различных уровней и неправительственные организации (НКО). Эти неправительственные организации могут быть непосредственно связаны с образованием взрослых или заниматься оказанием помощи мигрантам, реализуя образовательные программы для взрослых как компонент своей работы.

Для России актуальность проблемы интеграции мигрантов обусловлена значительным ростом прибывающих в страну на работу иностранцев, большая часть которых не обладает необходимыми навыками и профессиональными компетенциями, востребованными на рынке труда. Миграция играет все большую роль в демографическом, экономическом и культурном развитии страны, в ближайшие десятилетия ее значение еще более усилится.

Согласно среднему варианту прогноза Госкомстата РФ население России к концу 2025 г. уменьшится до 137 млн человек. Пессимистический же вариант при сохранении существующих тенденций прогнозирует падение численности населения до 125 млн человек [Предположительная… 2005: 8, 116]. Прогноз ООН определяет население России на конец 2025 г. в 130 млн человек. По оценкам Центра миграционных исследований (сайт http://migrocenter.ru), в период до 2026 г. естественная убыль трудоспособного населения России, если оно не будет пополняться мигрантами, превысит 18 млн человек.

За последние годы в структуре трудовой миграции произошли существенные изменения: по данным выборочных опросов трудовых мигрантов из стран СНГ, 50 % мигрантов не имеют профессионального образования. Однако важнее другое: образование, которое имеют мигранты, на российском рынке труда не востребовано, поскольку реальный уровень их профессиональной подготовки не соответствует современным условиям.

сегодня Россия сталкивается с качественно иной миграцией по сравнению с началом века, следует учитывать сложившееся предложение со стороны стран-доноров и то, что достаточного количества «нужных» мигрантов, скорее всего, просто не окажется в наличии. Это говорит о том, что приводить предложение в соответствие с российским спросом придется самой России путем переобучения мигрантов, развития образовательной миграции и т. п. Требуется расширять возможности профессионального переобучения и повышения квалификации трудовых мигрантов, поскольку России вряд ли удастся получить такую миграцию, которая будет в точности соответствовать потребностям экономики.

В условиях глобализации необходимо учитывать позитивный экономический эффект от миграции работников высокой квалификации как канала накопления человеческого капитала, который в современных условиях является главным фактором экономического роста. В то время как индустриально развитые страны сегодня конкурируют за специалистов в сфере инновационных технологий, Россия не предпринимает необходимых мер в этом направлении. Стратегическая задача, стоящая сегодня перед страной, – формирование конкурентоспособной программы привлечения в страну высококвалифицированных специалистов.

Миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, основного ресурса современного развития. В основных принимающих странах действуют специальные режимы, облегчающие миграцию высококвалифицированным работникам, а также студентам, предпринимателям и инвесторам.

Основными конкурентами на этом рынке являются США, Канада, Австралия и европейские государства. Наиболее высока доля высококвалифицированных иностранных работников в общей численности занятых в Австралии – 9,9 %. В Канаде данный показатель составляет 7,3 %, в Швейцарии – 5,3 %, в США – 3,2 %. В Европейском союзе специально введены так называемые «голубые карты», облегчающие въезд и проживание на территории европейских государств для рассматриваемой категории мигрантов. Анализ структуры трудовой миграции в Россию показывает, что наша страна не является привлекательной для высококвалифицированных специалистов.

Опыт европейских стран демонстрирует, что эффективность политики интеграции мигрантов в общество может быть достигнута через осознание необходимости интеграции мигрантов через обучение.

Как уже отмечалось, в европейских странах образовательные программы реализуются неправительственными организациями или учебными заведениями, финансируемыми на конкурсной основе, обучение для мигрантов не является платным, что снижает уровень коррупции в этой сфере. С другой стороны, такое обучение не является обязательным, а лишь призвано быть дополнительным инструментом, используемым для интеграции мигрантов. Все это означает дополни-тельные расходы для государства, но расходы на нейтрализацию последствий неинтегрированности мигрантов в России могут быть намного больше.

В России некоторые неправительственные организации реализуют проекты по обучению мигрантов, но эти проекты малочисленны. На различных курсах, кружках по изучению русского языка, которые создавали для мигрантов общественные, религиозные, национальные объединения, в 2008 г. обучалось 618 иностранных граждан, в 2009 г. 657 иностранных граждан изучали русский язык благодаря усилиям НПО, в 2010 г. – 958 человек [Об основных… 2011]. Одна из общественных организаций в сотрудничестве с Федеральной миграционной службой в настоящее время в рамках домиграционной подготовки организует обучение русскому языку потенциальных трудовых мигрантов в Киргизии и Таджикистане. В рамках этого проекта будет обучаться небольшое количество студентов профессионально-технических училищ, по 100 человек в Киргизии и Таджикистане. Параллельно с изучением русского языка они получат рабочую специальность с последующим адресным трудоустройством в России.

Предпринимаемые сегодня попытки повысить профессиональный и культурный уровень трудовых мигрантов и тем самым помочь им адаптироваться (или интегрироваться) в России значительного эффекта не имеют и на общую ситуацию практически не влияют.

Необходимость обучения и переобучения взрослых мигрантов становится все более актуальной. Миграционная политика, регулирование рынка труда и профессиональное образование существуют отдельно, несмотря на проблемы в смежных секторах, практически не предпринимается усилий для того, чтобы решить их взаимосвязанно. По мнению разработчиков Концепции миграционной политики, «в соответствии с возрастающей долей мигрантов на нашем рынке труда должна резко измениться политика в области профессионального образования. Вместо того, чтобы жаловаться, какие неподготовленные едут к нам мигранты, мы должны скоростным методом, на кратких курсах, обучать их тем профессиям, которые нам требуются» [Проект… 2011].

Значительный рост доли взрослого населения, участвующего в различных формах обучения в рамках формальной системы образования и за ее пределами, подтверждает востребованность усилий по развитию образования взрослых со стороны государств, международных и национальных организаций, неправительственных структур.

Образование взрослых является важной отраслью образования, способной решать насущные задачи социально-экономического и политического развития. Увеличение средней продолжительности образования взрослого населения всего лишь на один год в долгосрочном плане ведет к увеличению экономического роста на 3,7 % и к повышению доходов на душу населения на 6 %, отмечается в Итоговой декларации 6-й международной конференции ЮНЕСКО по образованию взрослых КОНФИНТЕА VI [Использование… 2009].

Литература

Дополнительное профессиональное образование в 2010 г.: статистический бюллетень. т. 1. М.: Росстат, 2010. (Additional professional education in 2010: Statistical Bulletin. Vol. 1. Moscow: Rosstat, 2010).

Европейское образование взрослых за пределами ЕС / пер. с англ. О. Вербовой. Минск, 2010. (The European education of adults outside the EU / Transl. from English O. Verbova. Minsk, 2010).

Использование широких возможностей обучения и образования взрослых в интересах благополучного будущего. Беленские рамки действий. Шестая международная конференция ЮНЕСКО по образованию взрослых КОНФИНТЕА VI (Белен/Бразилия 1–4.12.2009). Белен, 2009. (Using ample opportunities of adults' training and education in the interests of the safe future. Belem Framework of Action. Sixth international conference of UNESCO by training of adults of CONFINTEA 6 (Belem / Brazil 1–4.12.2009). Belem, 2009).

Об основных итогах деятельности ФМС России за 3 месяца 2011 года [Электронный ресурс] : Стратегия 2020. URL: http://strategy2020.rian.ru/load/366063053 (On the main results of FMS activity of Russia for 3 months 2011 [Electronic resource]: Strategy 2020. URL: http://strategy2020 .rian.ru/load/366063053).

Обучение взрослых: учиться никогда не поздно. Коммюнике Комиссии Европейских Обществ. Брюссель. 2006. 23 октября. (Training of adults: It is never too late to learn. Communique of the Commission of European Societies. Brussels. 2006. October 23).

Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года. Статистический бюллетень. М. : Госкомстат России, 2005. (Supposed population size of the Russian Federation up to 2025. Statistical Bulletin. Moscow: Goskomstat of Russia, 2005).

Проект Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Стенограмма заседания экспертной группы № 7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика». 19 мая 2011 года. (The Draft Concept of the State Migration Policy of the Russian Federation for the period up to 2025. A shorthand report of the meeting of expert group No. 7 ‘Labor market, professional education, migration policy’. May 19, 2011).

Education at a Glance 2011: OECD Indicators.

Europe in figures / Eurostat yearbook 2010.

Eurostat (CVTS), Extraction date June 2008.



[1] Данные (источник OECD) приводились в рамках обсуждения на заседании экспертной группы № 7 «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» по обновлению «Стратегии 2020».