Электронный альманах НООСФЕРА XXI ВЕКА

Посвящается ноосферному подвижничеству Личностей в служении

Отечеству, поколениям Человечества в биосфере Дома природы

К 100-летию строительства государств социальной справедливости

НООСФЕРНАЯ МИССИЯ ИНСТИТУТОВ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, ВЛАСТИ ГРАЖДАН (HSI):

МОНИТОРИНГ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЦИВИЛИЗАЦИИ В БИОСФЕРЕ ЗЕМЛИ

Президент В.В. Путин принял указ

об объявлении в 2017 г. Года экологии России

Гражданское подвижничество ноосферной Личности России в глобальном обществе

Ноосферная Миссия Личностей в Организации Объединенных Наций планеты (HSI):

геополитики государств обязаны следовать Целям Декларации Тысячелетия

Гражданский девиз мероприятий к 150-летию академика В.И. Вернадского (1863 – 1945)

Только тот народ может сейчас выжить свободным и сильным в мировой жизни, который является творческим народом в научной работе человечества.

В.И. Вернадский: Значение Ломоносовского дня, 1911

Несомненно, по мере дальнейшего роста разрушительной научной техники, охранительная и защитительная сила научного творчества должна быть выдвинута на первое место для того, чтобы не довести человечество до самоистребления.

В.И. Вернадский: Война и прогресс науки, 1915

В глобализации способов взаимодействия Граждан государств с природой планеты Земля учение академика В.И. Вернадского о биосфере, эволюции биосферы этносов в ноосферную цивилизацию Hsi определяет этноэкологическую жизнеспособность человечества. Ноосферное – этноэкологическое, этикогуманное – осознание поколениями Личностей Отечества, институтами образования Граждан Земли планетной роли науки, основ знаний общества помогает осознавать: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ РОДИНА ДЛЯ НАС (Hsi) – ЭТО ОБЩИЙ ДОМ БЫТИЯ ГРАЖДАН В БИОСФЕРЕ, УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ПРИРОДЕ

(см. этноэкологические угрозы либерализма и нооформула долголетия Граждан, ДПГ).

Многие не принимают в расчет, что есть общность более могучая, чем государственность, – научное единство территории. Сохранение единого государства и национальное возрождение – не противоречат друг другу, если решаются научным путем. … Наука больше всего способствует международному пониманию. … Это время придет тогда, когда наша политика будет определяться волей всех нас, то есть волей народа… Огромная сплошная территория, добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами охраняться, как общечеловеческое достояние, делающее более доступным, более исполнимым наступление единой мировой организации человечества.

В.И. Вернадский: лето 1917

Богатство страны или народа может быть разложено на две хотя и связанные, но во многом независимые друг от друга части: 1) силы природы той территории, которая находится в распоряжении страны, и 2) силы народа, который эту территорию занимает. Естественные производительные силы страны – это потенциальная энергия, использованная или неиспользованная данной страной или данным народом, которая определяет его возможные действия…… Духовные силы человечества – его мысль, его воля, его нравственная сила, – несомненно, являются основным, определяющим условием национального богатства. Обладая ими, народ в сложных условиях исторической жизни приобретет и добудет себе необходимые для их проявления силы природы.

В.И. Вернадский: Доклад Председателя КЕПС, 1921 – 1922

Бог – понятие и образ, слишком полный несовершенства человеческого.

В.И. Вернадский: Париж, дневник, 1923

Научная мысль сама по себе не существует, она создается человеческой живой личностью, есть ее проявление. В мире реально существуют только личности, создающие и высказывающие научную мысль, проявляющие научное творчество – духовную энергию. Ими созданные невесомые ценности – научная мысль и научное открытие – в дальнейшем меняют указанным раньше образом ход процессов биосферы, окружающей нас природы. <…> Наука не существует помимо человека и есть его создание, как его создателем является слово, без которого не может быть науки. Находя правильности и законности в окружающем его мире, человек неизбежно сводит их к себе, к своему слову и к своему разуму. В научно выраженной истине всегда есть отражение – может быть чрезвычайно большое – духовной личности человека, его разума.

В.И. Вернадский: Мысли о современном значении истории знаний, 1926

Если мы хотим включить Человека во всеобщую историю Жизни, не искажая его роли и не дезорганизуя ее, то совершенно необходимо поместить Человека на самом верху предшествующей пирамиды в положении, в котором он над ней господствует, но не вырывать его из нее; и это сводится к тому представлению, что биосфера животная последовательно продолжается в человеческой сфере, сфере разума, мысли, свободного и сознательного творчества, собственно мышления, короче: сфере сознания или н о о с ф е р е.

Эдуард Леруа (1870 – 1954): 1927

Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом в жизни человечества, совершающийся раз в тысячелетия, переживаем научные достижения, равных которым не видели долгие поколения наших предков. <…> Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощь свободной научной мысли, величайшей творческой силы homo sapiens, человеческой свободной личности, величайшего нам известного проявления космической силы, царство которого впереди. Оно этим путем негаданно быстро к нам приближается». Здесь скрытно — я впервые (в 1926 году при открытии Комиссии по истории знаний?) подошел к понятию о ноосфере. (Леруа и Тейяр де Шарден это понятие правильно создали) В.И. Вернадский: Дневник, 1931.

Человек не может полностью видеть ни себя вне человечества, ни человечество – вне жизни, ни жизнь – вне универсума. Отсюда основные разделы данного труда: преджизнь, жизнь, мысль – эти три события чертят в прошлом и определяют на будущее (сверхжизнь!) одну и ту же траекторию – кривую феномена человека.

Самый проницательный исследователь нашей современной науки может обнаружить здесь, что все ценное, все активное, все прогрессивное, с самого начала содержавшееся в космическом лоскуте, из которого вышел наш мир, теперь сконцентрировано в «короне» ноосфеpы.

И высокопоучительна (если мы умеем видеть) констатация того, сколь незаметно в силу универсальной и длительной подготовки произошло такое громадное событие, как возникновение этой ноосферы. <…> Человек вошел в мир бесшумно…

Пьер Тейяр де Шарден (1881 – 1955):

Феномен Человека. Пекин, июнь 1938 – июль 1940

Соотношение человек <=> ноосфера неразделимо. … Мы переживаем в настоящее время исключительное проявление живого вещества в биосфере, генетически связанное с выявлением сотни тысяч лет назад Номо sapiens, создание этим путем новой геологической силы, научной мысли, резко увеличивающей влияние живого вещества в эволюции биосферы. Охваченная всецело живым веществом, биосфера увеличивает, по-видимому, в беспредельных размерах его геологическую силу, и, перерабатываемая научной мыслью Homo sapiens, переходит в новое свое состояние – ноосферу.

… Человек впервые понял, что он житель планеты может – должен – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни – в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой повсюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет.

В.И. Вернадский: Научная мысль как планетное явление, 1938

ХХ век – век ноосферы Вернадский: Дневник 1940

Ноосфера, в которой мы живем, является основным результатом моего понимания окружающего.

Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней.

Для меня ноосфера – не мистика, не создание веры – а эмпирическое обобщение.

Демократия – это свобода мысли и свобода веры.

Вчера для меня стало ясно, что в структуру ноосферы входит человеческая мысль, то есть в реальной жизни человека – свобода мысли должна стоять наравне с теми экономическими «свободами», которые лежат в основе всякого социализма

В.И. Вернадский: Боровской дневник, 1941

Наше дело правое и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы – нового состояния области жизни, биосферы – основы исторического процесса, когда ум человека становится огромной геологической силой.

Из телеграммы академика В.И. Вернадского И. В. Сталину: 1943

Думаю, что мы переживаем не только исторический перелом, но и планетный.

Мы живем при переходе в ноосферу:

из письма В.И. Вернадского проф. А. Петрункевичу, 1943.

Мыслить глобально – действовать локально

(принцип докладов Римского клуба: 1968)

Возникает вопрос, не следует ли нам как можно серьезнее задуматься о «вернадскианской революции» как термине, охватывающем всю широту его концепций, а она может эффективно привести к прогрессу в образовании, касающемся окружающей среды, и в конечном итоге к улучшению жизни людей. По крайней мере, она должна была бы составлять важный и особый аспект всемирного движения за охрану окружающей среды. … В развитии общезначимой концепции и осознании понятия земной биосферы почетное место дальновидного первооткрывателя должна занять историческая фигура Владимира Ивановича Вернадского. Поразительно и прискорбно то, что западная научная культура, для которой английский язык в настоящее время наиболее употребляем, до недавнего времени игнорировала работы Вернадского и то, что ими символизируется: холистическую концепцию биосферы, изучение биогеохимических циклов биосферы и их усиления под влиянием человеческой деятельности, а также интегрирующие исследования Земли как целого. … Даже авторы гипотезы Геи о Земле как живой сущности, управляемой жизнью, признают, что до 80-х годов они и не подозревали о работах Вернадского. … Хотя многие историки экологии и вообще науки игнорируют труд Вернадского «Биосфера», изданный в 1926 г. в России, в 1929 г. — во Франции и в 1930 г. — в Германии, эта монография, на наш взгляд, является важнейшей вехой интеллектуальной истории и понимания глобальных систем. Здесь Вернадский пришел к новому уровню постижения проблемы и размаху восприятия, рассматривая Землю как «живую планету» Солнечной системы и представляя концепцию биосферы как «научную революцию». …Теперь же биосфера встает перед нами как неумолимая жизненная реальность, и мы должны поддерживать ее в целости и беречь, быть может, даже более ревностно, чем любой отдельный компонент или фактор наземной или водной поверхности планеты (Киев, 1988).

Николас Полунин (эколог, педагог, 1909 – 1997)

Жак Гриневальд (историк науки, Женевский университет)

Нынешние неустойчивые модели производства и потребления должны быть изменены в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков.

Декларация тысячелетия ООН: Нью-Йорк, 2000)

Наш соотечественник Владимир Вернадский еще в начале ХХ века создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере. В нем сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития.

Из выступления Президента России В.В. Путина на Саммите АТЭС

«Бизнес и глобализация»: Бруней, 15 ноября 2000.

В своем развитии человечество перешло допустимые экологические пределы, определяемые естественной емкостью биосферы. Закончился длительный период условной независимости человечества от законов биосферы. Теперь человек зависим от этих законов.

(Научная основа стратегии устойчивого развития России, М., РАН, 2002).

Нынешняя модель глобального развития нерациональна.

Из докл. ООН к Саммиту по устойчивому развитию Рио+20 «Жизнеспособная планета

жизнеспособных людей: будущее, которое мы выбираем. Бразилия, 2012

Мы, главы государств и правительств и высокопоставленные представители, собравшись в Рио-де-Жанейро, Бразилия, с 20 по 22 июня 2012 года на встречу при всестороннем участии гражданского общества, подтверждаем нашу приверженность курсу на устойчивое развитие и на обеспечение построения экономически, социально и экологически устойчивого будущего для нашей планеты и для нынешнего и будущих поколений.

Из итогового акта конференции ООН по устойчивому развитию

Будущее, которое мы хотим: Бразилия, 2012

Нам нужны качественно иные подходы. Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Это действительно вызов планетарного масштаба. Убеждён, чтобы ответить на него, у человечества есть интеллектуальный потенциал. …Нам необходимо объединить усилия и прежде всего тех государств, которые располагают мощной исследовательской базой, заделами фундаментальной науки. Предлагаем созвать под эгидой ООН специальный форум, на котором комплексно посмотреть на проблемы, связанные с исчерпанием природных ресурсов, разрушением среды обитания, изменением климата. Россия готова выступить одним из организаторов такого форума.

Из выступления Президента России В.В. Путина на Генассамблее ООН: 28.09.2015.

Соучредители

Редакция

Концептуальная структура Ноосферы XXI века

Авторы проекта уверены: посетители информационного интернет-пространства ждут субъектов ноосферного мышления, знания и сознания – благородных собеседников по жизни, выражающих НООСФЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. НООСФЕРНАЯ РОССИЯ – ДОНОР ВЫЖИВАНИЯ НЫНЕШНИХ И БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА В ЕДИНОЙ СЕМЬЕ ГРАЖДАН ГЛОБАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА.

Выпуск 2012 г. Что и зачем нам, гражданам планеты, нужно знать о ноосфере

Выпуск 2013 г. Ноосферное мышление, сознание, миссия деяний Человека в природе

Выпуск 2014 г. Цели Декларации Организации Объединенных Наций Земли на XXI век

Выпуск 2015 г. Ноосферная гражданская инициатива России в глобальном обществе. В Повестку Дня стратегии государств, Организации Объединенных Наций планеты

Выпуск 2016 г.: Ноосферная миссия науки, образования Граждан Отечества в мони-торинге безопасности общества, жизнестойкости цивилизации в биосфере Земли