Религиозность в странах современного мира: сравнительный анализ


скачать Авторы: 
- Коротаев А. В. - подписаться на статьи автора
- Столярова Т. И. - подписаться на статьи автора
- Халтурина Д. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Историческая психология и социология истории. Том 5, номер 2 / 2012 - подписаться на статьи журнала

Проведенный анализ базы данных World Values подтверждает наличие хорошо известной тенденции к снижению религиозности в процессе модернизации (например, именно с этим обстоятельством можно в очень высокой степени связать выявленную повышенную религиозность наименее модернизированного макрорегиона современного мира – Тропической Африки). Вместе с тем выявляется и очень существенная конфессионально-цивилизационная специфика. Наибольшей резистенцией к модернизационно-секуляризирующим процессам отличается ислам, за ним следуют католическое христианство и православие. Наиболее же подверженными секуляризационным процессам оказываются протестантские страны, а также страны конфуцианско-махаянского религиозного комплекса Восточной Азии.

Ключевые слова: религия, модернизация, цивилизации, количественный анализ.

Сравнительные психологические исследования культур, народов и наций имеют длительную историю, однако до появления современных методик массовых опросов и структурированных интервью такие исследования приходилось проводить при помощи качественных методов (см., например: Le Bon 1895). В наше время появилась возможность распространить на эту сферу методы количественного анализа, чему посвящен ряд исследовательских проектов (подробнее об этом см., например: Коротаев, Халтурина 2009; Халтурина, Коротаев 2010; Инглхарт, Вельцель 2011; Inglehart 2007).

Международный проект «Мировые ценности» (World… 2012) дает уникальную возможность для сопоставления ценностей и психологических установок. В ходе этого проекта по репрезентативным выборкам (а в некоторых странах третьего мира – по стратифицированным выборкам, включавшим пониженное число неграмотных[1]) периодически проводятся опросы в разных странах при помощи анкеты, включающей более 300 вопросов, касающихся различных сторон жизни человека и общества.

Первый раунд опросов состоялся в 1981 году (на основании существовавшего ранее проекта «Европейские ценности»), и в нем участвовали в основном западные страны. В рамках второго, третьего, четвертого и пятого раундов (1991, 1995, 2001 и 2007–2008 годы) состав стран-участниц заметно расширился, что сделало соответствующие социопсихологические сопоставления еще более интересными.

Результаты проекта представляют собой огромный массив данных: несколько сотен переменных, сотни тысяч опрошенных людей из нескольких десятков стран и несколько временных точек. Разумеется, такое многообразие данных требует применения методик их редуцирования до некоторых базовых переменных, что в синергетике называется параметрами порядка. Этой цели служит метод факторного анализа (или метод главных компонент)[2].

Факторный анализ данных проекта World Values за 1991 и 2001 го-ды дал очень близкие результаты: ключевыми осями в пространстве координат социально-психологических характеристик населения стран мира являются уровень «счастья» и уровень религиозности (Khaltourina 2007)[3].

* * *

Анализ религиозного блока вопросов методом главных компонент (факторный анализ) выявил, что одним из наиболее репрезентативных является вопрос: «Насколько для Вас важна религия?» с вариантами ответа: «совсем не важна», «не важна», «довольно важна» и «очень важна». Этот вопрос делает возможным сравнительное исследование представителей различных культур и конфессий в отличие, например, от вопросов о посещении церкви или вере в ад. Поэтому он и был использован в данном исследовании для построения индекса, где 0 соответствует ответу «совсем не важна», а 1 – ответу «очень важна».

Рассмотрим среднестатистические значения индекса религиозности для населения стран мира, представленные в таблице 1 и на рис. 1–2.

Таблица 1

Среднее значение по шкале ценности религии (от 0 до 1) в странах мира (World… 2012)

Рейтинг

религиозности

Страны

Среднее по стране значение по шкале ценности религии

Рейтинг религиозности

Страны

Среднее по стране значение по шкале ценности религии

1

2

3

4

5

6

1

Индонезия

0,75

41

Сербия

0,48

2

Египет

0,74

42

Греция

0,47

3

Иордания

0,74

43

Канада

0,47

4

Марокко

0,73

44

Армения

0,46

5

Нигерия

0,73

45

Черногория

0,45

6

Алжир

0,73

46

Албания

0,43

7

Бангладеш

0,72

47

Сев. Ирландия

0,42

8

Филиппины

0,71

48

Словакия

0,41

9

Сальвадор

0,7

49

Украина

0,41

10

Танзания

0,7

50

Исландия

0,4

11

Пакистан

0,69

51

Австрия

0,4

12

Иран

0,69

52

Литва

0,4

13

Пуэрто-Рико

0,67

53

Южная Корея

0,4

14

Зимбабве

0,67

54

Тайвань

0,39

15

Турция

0,67

55

Уругвай

0,38

Окончание табл. 1.

1

2

3

4

5

6

16

Уганда

0,66

56

Австралия

0,38

17

ЮАР

0,65

57

Бельгия

0,36

18

Мальта

0,64

58

Болгария

0,36

19

Бразилия

0,63

59

Испания

0,35

20

Мексика

0,63

60

Россия

0,35

21

Венесуэла

0,62

61

Швейцария

0,34

22

США

0,59

62

Беларусь

0,34

23

Сингапур

0,59

63

Финляндия

0,34

24

Колумбия

0,59

64

Люксембург

0,34

25

Перу

0,59

65

Венгрия

0,33

26

Доминиканская

Республика

0,58

66

Норвегия

0,32

27

Индия

0,58

67

Новая Зеландия

0,32

28

Грузия

0,57

68

Нидерланды

0,32

29

Польша

0,56

69

Вьетнам

0,31

30

Румыния

0,56

70

Швеция

0,31

31

Чили

0,55

71

Словения

0,31

32

Македония

0,55

72

Великобритания

0,3

33

Азербайджан

0,52

73

Латвия

0,3

34

Аргентина

0,52

74

Франция

0,29

35

Ирландия

0,52

75

Дания

0,26

36

Молдова

0,52

76

Германия

0,23

37

Португалия

0,49

77

Эстония

0,23

38

Италия

0,49

78

Япония

0,22

39

Хорватия

0,49

79

Чехия

0,21

40

Босния

0,49

80

Китай

0,12

Примечание. Индекс религиозности получен из стандартизированной шкалы ценности религии; темно-серой заливкой выделены исламские страны, черной – страны Тропической Африки, светло-серой заливкой – католические страны, курсивом – страны Восточной Азии, традиционно характеризовавшиеся синтезом конфуцианской квазирелигиозной идеологии и буддизма махаяны, подчеркиванием – некатолические, неправославные страны Европы (в большинстве из которых традиционно преобладал протестантизм); полужирным шрифтом выделены социалистические и постсоциалистические страны. В своем анализе мы решили воспользоваться данными четвертой, а не пятой (более поздней) волны, так как выборка четвертой волны более отвечала нашим целям.

Как видно из таблицы 1, наиболее религиозной страной (разумеется, из тех, в которых были проведены исследования) является Индонезия (преимущественно исламская страна), за ней следуют три исламские арабские страны (Египет, Иордания, Марокко), а за ними – Нигерия, страна наполовину мусульманская, наполовину христианская, но расположенная в Тропической Африке. Отметим, что и все остальные страны Африки к югу от Сахары, обследованные в ходе волны 2001 года (Танзания, Зимбабве, Уганда и ЮАР), попали с большим запасом в двадцатку наиболее религиозных стран мира. Наименее религиозной страной, согласно этому обследованию, оказался коммунистический Китай. Следующими в группе стран с наименьшим уровнем религиозности идут Чехия, Япония, Эстония, Германия и Дания.

Россия в целом относится к секуляризированному блоку стран, однако она не является лидером в этом отношении. Анализ цивилизационной принадлежности наиболее и наименее религиозных стран представлен на рис. 1 и 2.

Из рис. 1 мы видим, что наиболее религиозными являются мусульманские страны и страны Африки южнее Сахары (вне зависимости от доминирующей конфессии). Достаточно высок уровень религиозности в католических странах (в особенности за пределами Европы, прежде всего в Латинской Америке). Среди развитых стран наиболее религиозно население США. Отметим, что среди 25 самых религиозных стран нет ни одной европейской страны (ближе всего к этой группе Польша, находящаяся на 29-м месте среди обследованных стран).

В целом в низший эшелон религиозных стран попали несколько постсоциалистических государств. Это прежде всего страны, где религиозная принадлежность играет важную роль в национальной идентичности: Польша, балканские и закавказские государства. В этом же кластере – традиционно православные посткоммунистические Молдова и Румыния и некоторые европейские некоммунистические католические страны (Ирландия, Португалия и Италия).

Рис. 1. Значение индекса религиозности в наиболее религиозных странах (World… 2012)

Примечание. темно-серой заливкойвыделены исламские страны, черной – страны Африки южнее Сахары, светло-серой – католические страны; пунктирным бордюром выделены страны бывшего соцблока.

Рис. 2. Значение индекса религиозности в наименее религиозных странах (World… 2012)

Примечание. темно-серой заливкойвыделены мусульманская Албания, светло-серой – католические страны; пунктирным бордюром выделены страны бывшего соцблока.

Среди наименее религиозных стран исключительно много государств, прошедших через сильное влияние коммунистических режимов. Так, наименее религиозной страной Восточной Азии (традиционно характеризовавшейся синтезом квазирелигиозной конфуцианской идеологии и буддизма махаяны) является именно коммунистический Китай; наименее религиозной традиционно протестантской страной является посткоммунистическая Эстония; наименее религиозной традиционно католической страной – пост-коммунистическая Чехия, наименее религиозной традиционно мусульманской страной – посткоммунистическая Албания. Однако к ним вплотную примыкают традиционно протестантские европейские страны, где уровень религиозности также крайне низок. При этом обращает на себя внимание тот факт, что средний уровень религиозности в традиционно протестантских странах Западной Европы (никогда под властью коммунистов не находившихся) значительно (и при этом статистически значимо: t = 3,5, α = 0,002; ρ = 0,76, α < 0,001) ниже уровня религиозности в посткоммунистических традиционно православных странах (см. рис. 3):

0 – западноевр. простестант. страны 1 – постком. православные страны

Рис. 3. Сравнительный уровень религиозности в традиционно протестантских странах Западной Европы и в посткоммунистических традиционно православных странах

Вместе с тем нельзя не отметить низкий уровень религиозности России относительно подавляющего большинства других традиционно православных стран.

Отметим также чрезвычайно низкую религиозность Восточной Азии; при этом наряду с коммунистическим Китаем религиозность здесь крайне низка не только в коммунистическом Вьетнаме. Еще меньшей религиозностью, чем Вьетнам, характеризуется некоммунистическая Япония. Низкая религиозность характерна и для некоммунистических (в некотором смысле даже «антикоммунистических») Тайваня и Южной Кореи.

Специально стоит отметить общую крайне низкую религиозность всей Европы в целом. Даже относительно религиозные по европейским меркам католические Ирландия, Португалия и Италия попали по уровню религиозности лишь в четвертый десяток. Еще ниже в рейтинге религиозности оказались балканские страны, несмотря на характерную для них важность религии как этнического и национального маркера (специально отметим аномально низкий для традиционно исламских стран уровень религиозности в балканских Боснии и в особенности Албании). Отметим также почти полное преобладание европейских (как посткоммунистических, так и некоммунистических) государств в двадцатке стран, имеющих более низкую, чем Россия, религиозность (исключение здесь составляют восточноазиатские Китай, Япония и Вьетнам, а также переселенческая англосаксонская Новая Зеландия). В целом можно говорить о крайне низком уровне религиозности всего «Запада» (включая Канаду, Австралию, Новую Зеландию и Японию). Исследование проекта World Values выявило здесь лишь одно заметное исключение – «высокорелигиозные» США, которые на общезападном фоне выглядят полным аутлаером («белой вороной»).

Итак, в обследованном нами комплексе данных прослеживается хорошо известная тенденция к снижению религиозности в процессе модернизации (например, именно этим обстоятельством можно в очень высокой степени объяснить повышенную религиозность наименее модернизированного макрорегиона современного мира – Тропической Африки). Вместе с тем выявляется и очень существенная конфессионально-цивилизационная специфика. Наибольшей резистенцией к модернизационно-секуляризирующим процессам отличается ислам, за ним (и при этом с очень заметным отставанием) следуют католическое христианство и православие. Наиболее же подверженными секуляризационным процессам оказываются протестантские страны, а также страны конфуцианско-махаянского религиозного комплекса Восточной Азии.

Литература

Инглхарт, Р., Вельцель, К. 2011. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство.

Коротаев, А. В., Халтурина, Д. А. 2009. Современные тенденции мирового развития. М.: Либроком/URSS.

Халтурина, Д. А., Коротаев, А. В. 2010. Системный мониторинг глобального и регионального развития. Системный мониторинг: Глобальное и региональное развитие. М.: Либроком/URSS, c. 11–188.

Inglehart, R.

2007. Mapping Global Values. MeasuringandMappingCultures: 25 YearsofComparativeValueSurveys. Boston: Brill, рр. 11–32.

2012. Inglehart-Welzel Cultural Map of the World. URL: http://www. worldvaluessurvey.org

Khaltourina, D. 2007.Geocivilizational Aspects of Psychological Characteristics of the World Nations. Paper presented atECAI Congress of Cultural Atlases III, on May 29 – May 31, Moscow. URL: http://www.ecai.org/Activities/ Moscow2007/SpatialModelingII-abstracts.html

Le Bon, G. 1895. Psychologie des foules. Paris: FelixAlcan.

World Values Survey Association. 2012. World Values Survey Five Wave Aggregated File. Ann Arbor, MI: World Values Survey Association. URL: http://www.wvsevsdb.com/wvs/WVSData.jsp



[1] Дело в том, что неграмотный респондент не сможет ответить на вопросы анкеты проекта WorldValues хотя бы потому, что в ней достаточно часто респондента просят оценивать самые разные свои предпочтения по количественной шкале. Между тем во многих развивающихся странах с высоким процентом неграмотных использование чисто случайных выборок привело бы к попаданию в них очень высокого процента неграмотных респондентов, неспособных ответить на вопросы анкеты. Это и привело к использованию в странах такого рода не вполне случайных выборок, ориентированных на отбор преимущественно грамотных респондентов.

[2] Термин «факторный анализ» может несколько дезинформировать, поскольку чаще всего ассоциируется с анализом взаимовлияния различных факторов. На самом деле в ходе факторного анализа (как правило, при помощи ЭВМ) производится обработка большого массива данных и происходит создание на его основе переменных, которые объясняют большой процент информации в базе данных. Эти новые переменные называются факторами (или главными компонентами). Обычно выявляется несколько таких переменных-факторов, и для каждой из них рассчитывается ее объяснительная сила (собственное число и процент объясненной дисперсии данных). При помощи коэффициентов указывается, с какими из изначальных переменных теснее всего связаны эти новые переменные-факторы. Такие коэффициенты называются факторными нагрузками. На основе факторных нагрузок, т. е. коэффициентов связи полученных факторов с изначальными переменными, исследователями проводится интерпретация значения полученной переменной-фактора.

[3] Руководитель проекта WorldValues Р. Инглхарт и его коллеги применили ценностный подход и получили несколько другие результаты, обнаружив следующие две ключевые оси ценностных различий наций мира: ось 1: традиционные – секулярно-рациональные – ценности; ось 2: ценности выживания – ценности выражения (Inglehart 2007; 2012; Инглхарт, Вельцель 2011).