В память о любимом учителе


скачать Автор: Балашова Н. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Историческая психология и социология истории. Том 12, номер 1/ 2019 - подписаться на статьи журнала

Мертвые картины или живые дети?

Что тут думать? Конечно, мы пошли

на родительское собрание.

А. П. Назаретян,

весна 2013 г.

15 февраля 2019 г. ушел из жизни Акоп Погосович Назаретян. Это стало огромной потерей не только для российской, но и для мировой науки. Для меня же это событие стало личной утратой, поскольку я потеряла не просто научного руководителя, но друга и наставника, который направлял мою исследовательскую работу на протяжении нескольких лет.

Я познакомилась с Акопом Погосовичем, когда училась на четвертом курсе в университете, в котором он читал лекции. Концепция Мегаистории, в частности гипотеза техно-гуманитарного баланса, увлекла меня настолько, что я впервые задумалась о научной деятельности. Причем разрабатывать хотела именно эту тему и только под руководством Акопа Погосовича. Так появилась гипотеза виртуализации насилия как мегатренда социальной эволюции.

Акоп Погосович был удивительным человеком – искренним, открытым, честным. Он как будто генерировал особое поле, попадая в которое, человек «заражался» его идеями, доброжелательностью, оптимизмом, любовью к людям. Невозможно оценить его вклад в развитие учеников и последователей. Он помогал поверить в себя, воодушевлял, вдохновлял. Ему были интересны люди и идеи вне зависимости от званий и ученых степеней. Он оценивал интеллект и талант и всегда был готов помочь.

Эпиграфом к этой статье взяты слова Акопа Погосовича, произнесенные им в личной беседе солнечной весной 2013 г. Во время одной из его зарубежных поездок произошла накладка: сотрудника университета, который должен был сопровождать Акопа Погосовича на экскурсиях по музеям и картинным галереям, вызвали в школу на родительское собрание. Смущенный сотрудник планировал отказаться от поездки в школу, но Акоп Погосович сказал, что с бóльшим удовольствием посетит родительское собрание, чем очередной музей.

Этот пример наилучшим образом характеризует то, каким человеком был Акоп Погосович: он всегда выбирал жизнь, развитие, перспективу, движение.

В последнее время исследовательские интересы Акопа Погосовича преимущественно были сосредоточены на точке сингулярности, к которой человечество должно подойти в середине текущего века. Он много делал для борьбы с инерцией идеологического мышления, традиционно делящего мир на своих и чужих, и внедрения новой смыслообразующей стратегии – формирования образа общего дела, способного сплотить человечество перед вызовами XXI в.

До последних дней жизни Акоп Погосович продолжал работать и активно сотрудничать с российскими и зарубежными коллегами. Несмотря на страшную болезнь, ему удалось сохранить не только блестящий интеллект, но и отличное чувство юмора, которое так ценили его друзья.

Акоп Погосович был не просто невероятно талантливым ученым, но и политическим консультантом, благодаря его работе удалось предотвратить или урегулировать множество крупных социальных конфликтов.

Говорят, что человек живет столько, сколько хранится память о нем. В наших силах сделать имя Акопа Погосовича Назаретяна бессмертным.