Россия и Китай в мировой инновационной сфере


скачать Авторы: 
- Кулешова Н. С. - подписаться на статьи автора
- Самусева О. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №3(39)/2021 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2021.03.09

Кулешова Наталья Сергеевна, д. ф. н., доцент, профессор кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова more

Самусева Ольга Александровна, аспирант кафедры политологии Востока Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова more

Данная статья посвящена актуальной проблеме – роли инноваций в развитии современных государств. Результаты инноваций во многом определяют успешность социально-экономического развития государств. Цель данного исследования заключается в выявлении роли и места РФ и КНР в сфере инновационной деятельности, новизна исследования определяется использованием кластерного анализа на основе многих индикаторов, включенных в характеристику инновационного статуса государств, что позволяет провести сравнительный анализ позиций РФ и КНР в рейтинге стран. Определены также факторы, формирующие государственную политику в инновационной сфере, направленную на повышение конкурентоспособности за счет применения научно-технических достижений, новых технологий и других результатов научно-технической деятельности.

Ключевые слова: инновации, Россия, Китай, США, научно-технические достижения, кластерный анализ, сравнительный анализ, инновационная политика.

  Russia and China in the World Innovation Sphere (pp. 116–127).

Natalia S. Kuleshova, Olga A. Samuseva.

This article focuses on the topical issue of the role of innovation in the development of modern states. The results of innovation largely determine the success of socio-economic development of states. The purpose of this study is to identify the role and place of the Russian Federation and the People's Republic of China in the field of innovation activities. The novelty of the research is determined by the use of cluster analysis based on a number of indicators included in the characterization of the innovative status of states, which allows for a comparative analysis of the positions of Russia and PRC in the ranking of countries. The factors that form the state policy in the innovation sphere aimed at increasing competitiveness through the use of scientific and technical achievements, new technologies and other results of scientific and technical activities are also determined.

Keywords: innovations, Russia, China, the USA, scientific and technical achievements, cluster analysis, comparative analysis, innovation policy.


Инновации как фактор развития привлекают все большее исследовательское внимание. Изначально появилась теория инноваций в экономике Йозефа Шумпетера, в которой данная категория развития приравнивается к понятию «осущест-вление новых комбинаций». Далее в ХХ в. теория получила развитие в работах Джона Гобсона, Питера Друкера и других современных ученых. Из отечествен-ных основоположников следует назвать Николая Кондратьева.

Известно, что в широком смысле под инновациями понимается результат собственно инновационной деятельности, который непременно обладает научно-тех-нической новизной, производственной применимостью и коммерческой реализуемостью.

Современное политическое и экономическое развитие государств испытывает достаточно много трудностей. Следует назвать противоречия глобального развития, жесткую конкуренцию на основных рынках сбыта, условия пандемии, глобальный экономический кризис, волатильность нефтяных цен, а для РФ это еще и санкционное противодействие. И, как следствие, такая ситуация характеризуется проблемами с финансами, производством, технологиями, с доходами населения. Какой фактор в таких условиях может выступать импульсом, толчком развития и обеспечения стабильного развития национальных экономик, а значит, и политической стабильности? Ответ находится в инновационном сегменте любой сферы жизнедеятельности общества.

Очевидно, что не всякое нововведение является инновацией. Следует согласиться с мнением И. C. Милославского [2009]: «Инновация – это новшество, которое серьезно повышает эффективность действующей системы».

Следует отметить лидерство Китая в сфере поиска и применения лучших решений в условиях новых требований. Конечно, мы помним, что Китай изобрел порох и бумагу, и это, безусловно, был технологический прорыв. Сегодня известны китайские инновации в мобильных платежных системах, в квантовой физике, в создании, а главное – использовании суперкомпьютеров (китайские – самые быстрые), в космосе (использование фотонов), создании искусственного интеллекта, его функции прогнозирования (развитие робототехники). Значение инновационной цели для развития КНР подтверждают и слова Си Цзиньпина в докладе XIX съезду КПК: «Инновации являются наипервейшей движущей силой, ведущей за собой все развитие, а также стратегической опорой для модернизации экономики» [Полный… 2017]. Партийный лозунг XIII пятилетки демонстрирует смещение от заимствований к собственной китайской модели в инновациях: «Цель Программы “Сделано в Китае 2025” – превратить Китай из “мировой фабрики” в глобального генератора инновационных технологий». Кооперация государства, науки и бизнеса является главным инструментом в процессе превращения Китая в глобальную державу.

Стабильное устойчивое развитие России также требует развития инновационных процессов и эффективного государственного регулирования в данной сфере. Приоритетные направления закреплены в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. (№ 642). К ним относятся обеспечивающие научные и научно-технические результаты и создание новых технологий, являющихся основой инновационного развития России и ее устойчивых позиций на мировом рынке. Анализ научной литературы по данной проблеме показывает и недостаточность исследований, и отсутствие четко разработанной российской модели с конкретными инновационными проектами, инструментами реализации и механизмами оптимизации, организационно-управленческой системой. Проблемы инновационного «расцвета» в РФ связаны прежде всего с модернизацией, которая, в свою очередь, зависит от финансирования наиболее перспективных НИОКР. Российской особенностью в данной сфере является низкий уровень участия частных инвесторов.

Следует отметить, что за последние годы произошло увеличение госфинансирования фундаментальной науки и прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки (АО «Российская венчурная компания», Банк развития и внешнеэкономической деятельности, Государственная корпорация «Роснанотех»). Национальная инновационная система предполагает взаимодействие существующих и создаваемых элементов внутри и между ее основными блоками – сектором исследований и разработок, коммерциализацией, инновациями в бизнесе.

В современных условиях ускорение инноваций рассматривается как тенденция мирового развития экономики, что подтверждают наиболее технологически развитые страны (США, Япония, Южная Корея, Сингапур и другие). Определенные Й. Шумпетером виды инноваций и доказанные четыре закономерности подтверждают цикличность технологического развития, а в качестве основы – радикальные изменения технологической базы и структуры.

Очевидно, что под инновациями мы понимаем абсолютно новые (или усовершенствованные до нового качества) технологии, создающие новые продукты, услуги и различные управленческо-организационно-технические решения.

Развитие инновационной деятельности обеспечивается наличием соответствующей инновационной инфраструктуры, требует определенной системы финансирования, маркетинговых исследований самого рынка инноваций и т. д. Изначально инновация в виде идеи может сформироваться в любой точке Земли, но ее трансформация в конечный инновационный продукт возможна только в ограниченном количестве стран, при наличии в этих странах сочетания различных ресурсов: финансовых, правовых, социальных и др. Кроме этого, инновация должна достигнуть уровня коммерциализации, что позволит вернуть и преумножить вложенные в нее ресурсы, а также оправдать созданные условия для развития инноваций.

Цель данного исследования состоит в определении роли и места двух стран – КНР и РФ в инновационной сфере среди остальных участников. Следует отметить, что сегодня в условиях нового формирующегося миропорядка Россия стремится утвердиться в статусе великой державы, в том числе и за счет инновационной деятельности. Китай, обозначив новый путь развития, нашел мощные движущие силы, успешно воспользовался фактором наличия дешевой и дисциплинированной рабочей силы при широком внедрении инноваций во все сферы жизнедеятельности, что позволило КНР не только продолжить активное развитие, но и превратиться во вторую экономику мира, обеспечить устойчивое и динамичное развитие.

Страны инновационного уровня (способные создать конечный инновационный продукт) были определены в количестве 20: Австралия, Австрия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Канада, Китай, Нидерланды, Республика Корея, Россия, США, Тайвань, Турция, Франция, Швейцария, Швеция и Япония. Большинство этих стран входят в «G20», «G7» или же, как, например, Тайвань, обладают столь значимыми показателями в инновационной сфере, что их попросту невозможно игнорировать (информация о нем малодоступна, учитывая его специфический политический статус [John Tkacik… 2007]).

Возможность использования и сравнения данных, а также инструментов взаимодействия для определения места РФ и КНР в инновационной сфере в нашем исследовании достигается при соблюдении следующих критериев: физическая доступность данных, их единая методология формирования, соответствие тематике исследования. Для достоверности и оптимизации использования данных была выбрана информационная платформа Knoema, которая использует статистические данные ООН, МВФ и еще порядка 1400 источников национального и международного характера.

Для достижения поставленной цели были выбраны следующие статистические показатели: глобальный индекс инноваций; количество статей в научно-технических журналах; величина экспорта высоких технологий в текущих ценах; доля экспорта высокотехнологичных товаров в экспорте промышленных товаров; количество патентных заявок среди резидентов; количество патентных заявок среди нерезидентов; количество заявок на товарный знак; экспорт компьютерных услуг в текущих ценах; доля экспорта высокотехнологичных товаров в экспорте промышленных товаров; количество прямых заявок на товарный знак нерезидентами; количество заявок на регистрацию товарных знаков прямых резидентов; импорт компьютерных услуг в текущих ценах; количество исследователей в области НИОКР; доля расходов в ВВП на НИОКР; количество технических специалистов в области НИОКР.

Обработка такого массива данных возможна только с помощью математических методов; нами был выбран кластерный анализ, произведен отбор выборки объектов для кластеризации, определены переменные для оценки. Кластерный анализ произведен с помощью программы Minitab.

В результате проведенного кластерного анализа [Кузнецов, Трошина 2006] (рис. 1) построено кластерное дерево, где выделяются три группы стран, с использованием вышеуказанных данных, которые можно интерпретировать как классификацию по инновационным показателям.



К первой группе отнесены, помимо России, Бразилия, Италия, Испания, Турция, Тайвань и Индия. Данная группа может характеризоваться как перспективная, особенно это относится к странам группы БРИКС – России, Индии и Бразилии, которые в начале ХХI в. продемонстрировали динамичное экономическое развитие. Стоит отметить, что наличие Тайваня в данной группе в некотором смысле условно, так как официально он считается неотъемлемой частью Китая, но по факту это один из основных союзников США в Восточной Азии. Уникальность его статуса предопределяет особенность статистических данных, часть которых отсутствует, но роль Тайваня в инновационной экономике мира такова, что игнорировать этот факт не представляется возможным. Кроме этого, Италия и Испания в Западной Европе являются «догоняющими странами» в развитии по отношению к Германии, Франции и Британии.

Вторую группу составляют развитые страны, которые традиционно относят к ядру стран Запада: Германия, Австрия, Швейцария, Швеция, Великобритания, Нидерланды, Франция; а также страны, имеющие тесные связи с Британией и США, которые по умолчанию относят к западному блоку – Канада и Австралия. К этой же группе отнесены геополитические союзники США в Восточной Азии – Япония и Южная Корея. Данные страны характеризуются тесной интеграцией с США и в ряде случаев ограничены в геополитических маневрах из-за введенных в 2014 г. санкций против России. Но в качестве некой компенсации эти страны имеют доступ к технологиям США.

Отдельную группу представляют США и КНР как страны, которые имеют максимальные показатели по ряду критериев: величина экспорта высоких технологий в долларах США, при этом Китай превышает показатели США практически в 5 раз; по количеству патентных заявок среди резидентов КНР превышает показатели США в 4,5 раза (показатели России в 10 раз), но по количеству патентных заявок среди нерезидентов США превосходят КНР в 3,5 раза.


Если же в кластерном анализе дополнить вышеуказанные данные новыми показателями: рейтинг глобальной конкурентоспособности, рейтинг легкости ведения бизнеса, рейтинг восприятия коррупции, индекс экономической свободы и индекс экономики знаний, то результат (рис. 2) будет практически идентичным по классификации стран в группы.


Для подтверждения обоснованности выделения стран ядра Западной Европы и союзников США в Восточной Азии в обособленную группу высокоразвитых инновационных стран стоит рассмотреть количество исследователей в эквиваленте полной занятости на 10 тыс. занятых человек. Так, согласно рис. 3, самый высокий показатель будет в Швеции – более 140 научных исследователей на 10 тыс. занятых человек, тогда как в Индии, Бразилии и Китае – от 20 до 50 научных исследователей на 10 тыс. занятых человек.

Согласно анализу динамики глобального индекса инноваций Китая и России за период 2014–2019 гг., можно отметить стабильный рост показателей Китая с 46,6 до 54,8 и некоторое снижение в России с 39,1 до 37,6. При этом в России текущие расходы на образование от доли валового национального дохода за период 2014–2019 гг. были на уровне 3,6 %, а в Китае, по международным данным, этот показатель ровно в 2 раза меньше – 1,8 % [Китай…], тогда как по китайским источникам он превышает показатель России – 4 % [Национальные… 2016]. При этом расходы на НИОКР в процентах от ВВП с 2013 г. стабильно превышают 2 %, а в России с 2014 г. снизились с 1,2 % до 1 % в 2019 г.


Стоит отметить, что на рубеже тысячелетий (второго и третьего нашей эры) Китай последовательно обогнал по показателям ВВП (25,36 трлн долларов США) Германию (4,199 трлн долларов США [Germany]), Японию и США, но это учитывая ВВП по ППС, а не по текущему курсу, так как по последним показателям ВВП КНР 14,343 трлн долларов США [GDP…], что в 1,5 раза меньше ВВП США (21,37 трлн долларов США [Ibid.]). Экономические перспективы КНР определяют значительный золотовалютный запас, новые инициативы «Шелковый путь-21», создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Важным фактором в пользу экономически перспективного развития страны выступает активно формирующийся средний класс, который по численности превышает общее количество населения США [Соловьева… 2016]. По другой методологии, которой придерживается также и Китай, среднего класса в стране насчитывается всего 109 млн человек [Доклад… 2015], что, впрочем, все равно по данному показателю делает КНР лидером в мире.

Если же учитывать значимость России в инновационной сфере ВПК, то ее рейтинг значительно возрастает. Так, согласно исследованию Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI), в последние десятилетия США занимают до 1/3 рынка вооружения, а Россия – 1/4. При этом основными покупателями вооружения являются Индия, КНР и Алжир [Trends… 2019]. Полноценное включение ВПК для определения инновационной роли и места страны в мире усложняется тем, что большинство статистических данных относительно вооружения часто являются засекреченными. В структуру секретного экспорта из России также входят трубопроводный газ, самолеты и изотопы. Интересно отметить тот факт, что в пятерку получателей российского секретного экспорта за последние годы входят США [Ткачев и др. 2020]. Информация системы таможенной службы не позволяет точно определить, какие именно товары из группы засекречены, однако допускается, что за таким экспортом могут стоять поставки тяжелой воды и других изотопов [Волкова… 2020].

Результаты проведенного кластерного анализа показывают, что Россия имеет существенный потенциал для дальнейшего развития инновационной политики, ее трансформации с учетом национальных приоритетов. И если знаменитый теоретик военной науки Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц в XIX в. указывал: «Война есть продолжение политики иными средствами» [Клаузевиц], то в XXI в. будет уместным трансформировать данное изречение с учетом новой политической реальности в «Инновации есть продолжение политики иными средствами». Нерыночное поведение властей США относительно технологических компаний Китая [Санкции…] и России [В «Лаборатории…» 2018] явное тому подтверждение. Следует помнить, что инновационный продукт США в мировом объеме составляет 70 %.

Необходимо отметить, что современный инновационный потенциал России все еще во многом основан на советском технологическом наследии, имеет большие системные проблемы в научной и образовательной сфере. Многие эксперты выражают мнение, что именно санкции западных государств, с одной стороны, выявили технологическую зависимость нашей экономики от Запада, угрозу национальной безопасности РФ, но с другой – послужили необходимым импульсом для инновационного развития.

Учитывая, что Россия достойно выдерживает экономические кризисы начала XXI в., а также падение цены на нефть, что имеет не только экономические, но и геополитические причины, активное присутствие страны в инновационной сфере указывает на устойчивость общей социально-экономической модели развития страны, что, в свою очередь, предоставляет широкие возможности для дальнейшего развития инновационной политики.

Россия в последние годы устойчиво присутствует в международных рейтингах, характеризующих условия экономического роста (Global Competitiveness Index, Doing Business, Global Innovation Index).

Инновация как создание нового знания для обеспечения устойчивого и стабильного развития государства является важнейшей задачей национальной стратегии. Наиболее перспективными отраслями инновационного развития считаются авиакосмическая, химическая, биотехнологическая, электронная промышленность и др. Инновационная деятельность характеризуется широким использованием информационных технологий, которые существенно повышают эффективность данной сферы. Важным условием развития инновационной политики является выделение и всемерная поддержка научной составляющей. В современных условиях можно выделить следующие направления инновационной политики: достойное финансирование научной и инновационной деятельности, в том числе
c предоставлением льготных кредитов; структуризация системы с целью устранения противоречивых моментов функционирования; обеспечение информационно-аналитической поддержки с созданием системного интерфейса по отраслям; содействие международному сотрудничеству, в том числе передача и внедрение новых технологий; коммерциализация результатов научных исследований; борьба с коррупцией в секторе; кадровая политика, ориентированная на омоложение и всемерную поддержку; льготное налогообложение и специальное правовое регулирование.

Анализ концептуальных подходов к инновациям как социально-политической проблеме позволяет выявить взаимодействие и взаимозависимость власти – бизнеса – науки.

Таким образом, партнерство РФ и КНР требует глубокого исследования в сфе-ре инноваций двух государств, так как напрямую завязано на подготовку кадров в целях устойчивого развития и всестороннего стратегического партнерства, на формирование элит государств, в том числе политических.



Литература

В «Лаборатории Касперского» разочарованы новыми санкциями против компании. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2018/05/15/769513-v-laboratorii-kasperkogo-razocharovani (дата обращения: 17.12.2020).

Волкова О. Секретный экспорт России: что и в каких объемах уходит за границу. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://xn----8sbeibfw3aojl2n.xn--p1ai/ved/sekretnyj-eksport-rossii-chto-i-v-kakih-obyomah-uhodit-za.... (дата обращения: 17.12.2020).

Доклад: численность представителей среднего класса в Китае превышает 100 млн человек. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/1015/c31516-8962253.html (дата обращения: 17.12.2020).

Китай – Текущие расходы на образование [Электронный ресурс]. URL: https:// knoema.ru/atlas/Китай/topics/Образование/Финансирование-образования/Расходы-на-об-разование-percent-от-ВНД (дата обращения: 17.12.2020).

Клаузевиц К. О войне [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/science/clausewitz/pre.html (дата обращения: 17.12.2020).

Кузнецов Д. Ю., Трошина Т. Л. Кластерный анализ и его применение // Ярославский педагогический вестник. 2006. № 4. C. 103–107.

Милославский И. С. Новизна с последствиями. 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.izvestia.ru/news/349367 (дата обращения: 17.12.2020).

Национальные фонды финансового образования Китая составляли долю ВВП в течение 4 лет подряд более 4 %. 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/shuju/2016-11/10/content_5131034.htm (дата обращения: 17.12.2020).

Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК [Электронный ресурс] : Синьхуа Новости. 2017. 3 ноября. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726068.htm.

Санкции США против Huawei [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/sujet/6182/ (дата обращения: 17.12.2020).

Соловьева О. Средний класс в Китае растет, а в России – сокращается. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/economics/2016-12-22/4_6891_class.html (дата обращения: 17.12.2020).

Ткачев И., Сидоркова И., Гальчева А., Дзядко Т. Секретный экспорт России составил более $55 млрд. Сколько оружия, газа и изотопов продает Москва за рубеж. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/06/03/2020/5e5e48459a79471d43672382 (дата обращения: 17.12.2020).

GDP (current US$) [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (дата обращения: 17.12.2020).

Germany [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/gm.html (дата обращения: 17.12.2020).

Global Innovation Index [Электронный ресурс]. URL: https://knoema.com/atlas/topics/World-Rankings/World-Rankings/Global-innovation-index?baseRegion=RU (дата обращения: 17.12.2020).

John Tkacik on Taiwan: Taiwan's Status Remains “Unsettled”. 2007 [Электронный ресурс]. URL: ttp://www.taipeitimes.com/News/editorials/archives/2007/09/30/2003381074 (дата обращения: 17.12.2020).

Trends in International Arms Transfers, 2018. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.sipri.org/sites/default/files/2019-03/fs_1903_at_2018.pdf (дата обращения: 17.12.2020).

References

V “Laboratorii Kasperskogo” razocharovany novymi sanktsiyami protiv kompanii. 2018 [Kaspersky Lab is Disappointed With the New Sanctions Against the Company]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/news/2018/05/15/769513-v-laboratorii-kasperkogo-razocharovani (accessed: 17.12.2020).

Volkova O. Sekretnyj eksport Rossii: chto i v kakih ob#yomah uhodit za granitsu. 2020 [Russia's Secret Export: What and in What Volumes Goes Abroad]. URL: https://xn----8sbeibfw3aojl2n.xn--p1ai/ved/sekretnyj-eksport-rossii-chto-i-v-kakih-obyomah-uhodit-za.... (accessed: 17.12.2020).

Doklad: chislennost' predstavitelej srednego klassa v Kitae prevyshaet 100 mln chelovek [Report: China's Middle-Class Population Exceeds 100 Million]. 2015. URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/1015/c31516-8962253.html (accessed: 17.12.2020).

Kitaj – Tekushhie rashody na obrazovanie [China – Current Spending on Education]. URL: https://knoema.ru/atlas/Китай/topics/Образование/Финансирование-образования/Расходы-на-образование-p... (accessed: 17.12.2020).

Klauzevits K. O vojne [About the War]. URL: http://militera.lib.ru/science/clausewitz/pre.html (accessed: 17.12.2020).

Kuznetsov D. Ju., Troshina T. L. Klasternyj analiz i ego primenenie [Cluster Analysis and its Application] // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2006, No. 4. Pp. 103–107.

Miloslavskij I. S. Novizna s posledstvijami. 2009 [The Novelty With Consequences]. URL: http://www.izvestia.ru/news/349367 (accessed: 17.12.2020).

Natsional'nye fondy finansovogo obrazovaniya Kitaja sostavlyali dolyu VVP v techenie 4 let podryad bolee 4 %. 2016 [China's National Financial Education Funds Accounted for a Share of GDP for 4 Consecutive Years More Than 4 %]. URL: http://www.gov.cn/shuju/2016-11/10/content_5131034.htm (accessed: 17.12.2020).

Polnyy tekst doklada, s kotorym vystupil Si TSzin'pin na 19-m s"yezde KPK [Full Text of the Report Given by Xi Jinping at the 19th CPC Congress] // Sin’hua Novosti. 2017. November 3. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726068.htm.

Sanktsii SShA protiv Huawei [US Sanctions Against Huawei]. URL: https://rg.ru/sujet/6182/ (accessed: 17.12.2020).

Solov'yova O. Srednij klass v Kitae rastet, a v Rossii – sokrashhaetsya. 2016 [The Middle Class in China is Growing, and in Russia it is Shrinking]. URL: https://www.ng.ru/eco-nomics/2016-12-22/4_6891_class.html (accessed: 17.12.2020).

Tkachyov I., Sidorkova I., Gal'cheva A., Dzyadko T. Sekretnyj eksport Rossii sostavil bolee $55 mlrd. Skol'ko oruzhiya, gaza i izotopov prodayot Moskva za rubezh [Russia's Secret Exports Amounted to More Than $55 Billion. How Many Weapons, Gas and Isotopes Does Moscow Sell Abroad]. 2020. URL: https://www.rbc.ru/economics/06/03/2020/5e5e48459a79471d43672382 (accessed: 17.12.2020).

GDP (current US$). URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD (accessed: 17.12.2020).

Germany. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/gm.html (accessed: 17.12.2020).

Global Innovation Index. URL: https://knoema.com/atlas/topics/World-Rankings/World-Rankings/Global-innovation-index?baseRegion=RU (accessed: 17.12.2020).

John Tkacik on Taiwan: Taiwan's Status Remains “Unsettled”. 2007. URL: http://www. taipeitimes.com/News/editorials/archives/2007/09/30/2003381074 (accessed: 17.12.2020).

Trends in International Arms Transfers, 2018. 2019 URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2019-03/fs_1903_at_2018.pdf (accessed: 17.12.2020).