Образ В. И. Ленина в российской массовой культуре XX–XXI вв. и в сознании современных россиян


скачать Автор: Пак А. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Историческая психология и социология истории. Том 16, номер 1/ 2022 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/ipsi/2022.01.02

Пак Александр Вадимович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН. fenixmirage@yandex.ru.

В апреле 2022 г. исполнилось 152 года со дня рождения В. И. Ленина – одной из самых спорных и противоречивых исторических фигур российской истории. Его образ, неразрывно связанный с такими понятиями, как культ Ленина и лениниана, на различных этапах советской и российской истории имел самые разные толкования в массовой культуре и искусстве, начиная от чрезмерного восхваления «деяний великого вождя», кончая обвинениями в «предательстве интересов России» и «кровавом геноциде русского народа». Споры между сторонниками вождя мирового пролетариата и его идейными противниками не закончены до сих пор.

Тем не менее, несмотря на крушение СССР и отказ сегодняшней России от идей коммунизма, фигура Ленина не стала достоянием только лишь академической науки, о нем активно пишут, эмоционально спорят и обсуждают. Более того, несмотря на обилие исторических материалов и источников, до сих пор не существует его полной и объективной исторической биографии. Поэтому неудивительно, что и в российской массовой культуре, и в сознании современных ее граждан образ Ленина и его исторические деяния представляются крайне противоречивыми и неоднозначными, что нагляднее всего выражается в топонимике и произведениях искусства: художественной литературе, музыке, поэзии, скульптуре, и особенно в кинематографии.

Ключевые слова: образ Ленина в кино, культ Ленина, лениниана, «Ленинская гвардия», культ личности Сталина, антиленинизм, антисоветизм, десоветизация.

 The Image of Lenin in Russian Mass Culture of the XX–XXI Centuries and in the Minds of Modern Russians

Alexander V. Pak.

April 2022 marked the 152nd anniversary of the birth of V. I. Lenin, one of the most controversial and contradictory historical figures of Russian history. His image, inextricably linked to such concepts as the cult of Lenin and Leniniana, had various interpretations in popular culture and art at different stages of Soviet and Russian history, ranging from excessive praise of “deeds of the great leader” to blame in “betrayal of Russian interests” and “bloody genocide of the Russian people”. The debate between the supporters of the leader of the world proletariat and his ideological opponents is still ongoing.

Nevertheless, in spite of the collapse of the USSR and the rejection of communism in Russia today, Lenin has not become the subject only of academic scholarship, but is widely written about, argued about and discussed. Moreover, despite the abundance of historical materials and sources, we still don’t have his complete and objective historical biography. That is why it is not a surprise that both in Russian popular culture and in the minds of its modern citizens, Lenin's image and his historical deeds appear extremely contradictory and ambivalent, which is most clearly expressed in toponymy and works of art: literature, music, poetry, sculpture, and especially in cinematography.

Keywords: Lenin's image in cinema, the cult of Lenin, Leniniana, “Lenin’s Guard”, the cult of Stalin's personality, anti-Leninism, anti-Sovietism, desovietisation.

В апреле 2022 г. исполнилось 152 года со дня рождения В. И. Ленина – русского революционера, приверженца марксизма, политика, выдающегося ученого и философа, создателя первого в мире социалистического государства. В самой России это событие прошло практически незаметно. Эпидемия COVID-19 и сложная международная обстановка, совпавшая по времени с началом специальной военной операции РФ на Украине, отодвинули все прочие темы на задний план. Лишь российские коммунисты на своих интернет-сайтах и ряд блогеров, придерживающихся левых взглядов, выложили ряд скромных статей, посвященных этому знаменательному событию (152-я годовщина… 2022).

Поскольку в советское время биография Владимира Ильича Ленина была известна практически каждому, я не стану подробно на ней останавливаться, тем более что описание его политической деятельности не является темой моего исследования. Я полагаю, что более интересно и поучительно по отношению к нынешним непростым событиям, разворачивающимся в мире, будет рассмотреть вопрос о том, как изменялась трактовка образа вождя мирового пролетариата сначала в советской, а затем и в современной российской массовой культуре на примере кинематографа.

Художественный образ В. И. Ленина неразрывно связан с такими терминами, как культ Ленина и лениниана, которые долгие десятилетия находились друг с другом в сложнейшей взаимосвязи, но при этом не во всем являлись тождественными. Если культ Ленина можно охарактеризовать как сознательную государственную политику возвеличивания и культурно-философской идеализации образа «великого вождя мирового пролетариата» (Тумаркин 1997: 16), то лениниану можно охарактеризовать как форму непрерывной культурной репрезентации образа Ленина, не сводимую к культу его личности (Москвин 2014: 128). Первый завершился с распадом СССР, а второй (начавшийся примерно в то же самое время) в виде памятников архитектуры, картин художников, советской и российской художественной и научной литературы, музыкального наследия и кинофильмов продолжил свою жизнь и в современной России.

Историю ленинского культа и ленинианы можно условно разделить на несколько больших временных периодов:

1) 25 октября (7 ноября) 1917 г. – 21 января 1924 г. – время, когда у власти находился сам Ленин. Это был сложнейший период российской истории, вместивший в себя, помимо Первой мировой войны, две революции 1917 г., одна из которых была буржуазно-демократической, а вторая социалистической, трагические события гражданской войны и иностранной интервенции и создание первого в мире социалистического государства – СССР (Список… б. г.). В культурно-философском аспекте его можно охарактеризовать как период культурной революции, в ходе которой были отменены прежние духовные символы и скрепы традиционной России: уничтожена монархия, православие перестало играть роль господствующей религии, упразднены прежние сословия и классы с их культурой и бытом и т. д.

2) 3 апреля 1922 г. – 5 марта 1953 г. – период правления в СССР И. В. Сталина (Список… б. г.). Помимо того, что этот этап в официальной российской историографии может быть охарактеризован не только как период «культа личности», но и как время сталинской «культурной реставрации, когда вновь была возрождена идея абсолютной монархии, которая уже существовала в России до революции, и произошел отказ от идеи мировой революции, которая лежала в основе ранней большевистской власти» (Кириллова 2017: 14). В этой культурно-исторической парадигме И. В. Сталин, по сути, стал не просто великим вождем, но и «красным императором», «добрым и всевидящим царем», «духовным отцом для всех граждан СССР».

3) 7 сентября 1953 г. – 14 октября 1964 г. – период правления Н. С. Хрущева, эпоха «культурной оттепели», начало «десталинизации» и развенчания культа личности, был взят курс на реабилитацию репрессированных и пересмотр исторического прошлого на основе ленинского наследия, которое подверглось определенному переосмыслению.

4) 14 октября 1964 г. – 11 марта 1985 г. – периоды правления в СССР генеральных секретарей ЦК КПСС Л. И. Брежнева, Ю. В. Андропова, К. У. Черненко. Этот этап нахождения у власти разных советских руководителей можно условно охарактеризовать как период умеренной ресталинизации и застоя, поскольку основные реформы по обновлению, предпринятые в период правления Н. С. Хрущева, были продолжены и углублены.

5) 11 марта 1985 г. – 25 декабря 1991 г. – правление М. С. Горбачева. Эпоха перестройки в СССР, основными лозунгами этого времени становятся: ускорение, демократизация и гласность. Советское общество встает на путь обновления: экономического, политического, исторического и культурно-идеологического. Этот период завершился развалом СССР и распадом социалистического блока в Восточной Европе.

6) 1991–1999 гг. – формирование и история новой России и правление президента Б. Н. Ельцина. Именно в этот период в РФ приходит к власти прозападная либеральная элита, а СССР окончательно распадается на множество самостоятельных государств СНГ. Главными ориентирами в экономике для России 1990-х гг. становится опыт передовых западных государств во главе с США, а основными лозунгами ‒ либерализация и рыночная экономика; появляются первые российские банки и крупные холдинги, зарождается олигархическая система власти, которая постепенно прочно срастается с государственной властью (Новая… б. г.).

7) 1999 г. – по настоящее время – правление президента В. В. Путина. Главными его итогами следует признать постепенный отход от ориентации на Запад во главе с США и возврат во внутренней политике к традиционным российским ценностям, укрепление российской экономики, успешное завершение чеченской войны и продуманная политика умиротворения Кавказа, усиление роли армии и силовых структур (Кузмицкий 2020).

Если говорить о начальном периоде пребывания Ленина у власти, то, по мнению большинства историков, на момент 1917–1920 гг. культ вождя при живом Ленине был невозможен в силу множества объективных причин, одной из которых было то, что в партийной традиции социал-демократов дореволюционного периода (а именно из их среды и вышел в свое время Ленин) отсутствовал культ почитания вождя. Даже «отец русского марксизма» Георгий Плеханов, пользовавшийся глубочайшим уважением среди своих соратников, был лишь одним из многих духовных лидеров (Побываев 2021). И только февральская революция 1917 г., когда монархия была свергнута и к власти пришли сторонники буржуазно-демократического развития, начала формировать культы вождей революции. Одним из первых был Александр Керенский – глава Временного правительства. Однако любовь народа к нему длилась очень недолго из-за его непопулярной политики и неспособности решить важнейшие вопросы, стоявшие перед русским обществом того времени.

Все это закономерно привело к падению Временного правительства и захвату власти большевиками во главе с Лениным. Однако даже после победы советской власти до создания культа было еще очень далеко. Во-первых, этому противилась сама ленинская натура. Неслучайно скромность Ленина, о которой известно по воспоминаниям современников, стала легендарной. Квартиру он занимал небольшую, жалование было низким. Тем самым он подавал личный пример нового социалистического руководителя, который думал прежде всего о переустройстве России, а не о собственном социальном статусе и причитающихся ему материальных благах (Тумаркин 1997: 89). Кроме того, в 1917–1918 гг. положение большевиков в России, охваченной огнем гражданской войны, было еще достаточно шатким. И лишь к 1922 г., когда завершилась гражданская война, а белогвардейцы и их западные покровители были изгнаны за пределы России, наступил долгожданный, хотя и еще очень непрочный мир, совпавший по времени с тяжелой болезнью Ленина и изоляцией его от власти, а также принятия государственных решений (Фельштинский 2012). Водоразделом стала смерть Ленина 22 января 1924 г. Именно эту дату можно считать точкой отчета посмертного культа вождя мирового пролетариата.

ЦК РКП(б) опубликовал специальное обращение, текст которого важен для лучшего понимания последующего развития мифа о Ленине, ставшим посмертно легендой и символом для нескольких поколений советских людей. В нем, в частности, говорилось:

Не было и нет человека, который так глубоко был предан своему делу, как Ленин, не знавший в своей прекрасной жизни ничего, кроме интересов партии, пролетариата, коммунистической революции. Не было и нет человека, который имел бы такое глубочайшее чувство своей ответственности, как он. Нечеловеческая, неудержимая жажда работы, неустанная мысль, беспощадная растрата своей энергии сломили этот богатырский организм и погасили навсегда жизнь любимейшего из любимых – нашего Ильича.

Но его физическая смерть не есть смерть его дела. Ленин живет в душе каждого члена нашей партии, каждый член нашей партии есть частичка Ленина. Вся наша коммунистическая семья есть коллективное воплощение Ленина.

Ленин живет в сердце каждого честного рабочего.

Ленин живет в сердце каждого крестьянина-бедняка.

Ленин живет среди миллионов колониальных рабов.

Ленин живет в ненависти к ленинизму, коммунизму большевизму в стане наших врагов…

Партия и здесь пойдет по его стопам. Он ушел от нас навеки, наш несравненный боевой товарищ. А мы пойдем бесстрашно дальше. Пусть злобствуют наши враги по поводу нашей потери. Несчастные и жалкие! Они не знают, что такое наша партия! Они надеются, что партия развалится. А партия пойдет железным шагом вперед. Потому, что она Ленинская партия. Потому, что она закалена в боях. Потому, что у нее есть в руках то завещание, которое оставил ей товарищ Ленин… (Девятов, Сигачев 2020: 312).

Жена Ленина Н. К. Крупская почти сразу же выступила с предложением похоронить Владимира Ульянова как простого человека, она писала:

Не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память… – всему этому он придавал при жизни так мало значения (Девятов, Сигачев 2020: 315).

Но ее мнение не было принято во внимание, поскольку еще в период смертельной болезни право распоряжаться его образом уже было монополизировано коммунистической партией. Однако было бы неверно утверждать, что культ Ленина был лишь следствием насильственной инициативы «сверху». Сегодня, имея опыт исторического существования СССР, мы возьмем на себя смелость утверждать: культ Ленина на тот момент был неизбежен. Во-первых, надежда коммунистов на то, что всемирная революция скоро охватит индустриально развитые страны Запада, не оправдалась. Советская Россия, выстояв в трудной и кровопролитной гражданской войне, оказалась вовлеченной в противостояние с развитыми капиталистическими государствами Европы и США. Во-вторых, партии нужно было узаконить свое правление, сделать его легитимным с помощью простого и понятного для всех сакрального символа. Ленин, заложив основы новой государственности, успел предложить лишь ее первоначальный проект. Все создавалось впервые, и никто (в том числе и находившиеся тогда у власти коммунисты) не имел еще ясного представления, по какому пути развития пойдет СССР. В-третьих, священный символ был нужен и многонациональному народу бывшей Российской империи, ибо старые «духовные скрепы» в лице самодержавия, православия и народности были уничтожены, а новые еще не были четко сформулированы. Простой народ плохо разбирался во внутрипартийной борьбе, именах большевистских вождей или идеях мировой революции, но хорошо знал, кто такой Ленин – Человек, давший землю крестьянам, заводы рабочим, принесший мир и свободу стране, уставшей от мировой войны и потрясений революции.

Поэтому сами похороны вождя мировой революции должны были превратиться в акт ритуально-религиозного действа, призванного сплотить власть и народ в момент великого горя. Именно по этой причине 25 января 1924 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление, согласно которому гроб с останками Ленина предстояло сохранить в специальном склепе у Кремлевской стены (прообразе будущего мавзолея В. И. Ленина). Формальным поводом для такого шага стало желание множества людей попрощаться с вождем (Девятов, Сигачев 2020: 314). Однако на деле этот акт был совершен новой властью с целью более тесного духовного сплочения между коммунистами и народом.

Тем не менее похороны Ленина и особенно сама процедура всенародного прощания, в ходе которой около гроба всего лишь за несколько дней прошло около полумиллиона человек (Тумаркин 1997: 180), духовно опиралась на традиции старой России. С одной стороны, была продолжена традиция почитания российских правителей, где Ленин, по сути, воплощал образ «доброго царя», близкого простому народу. С другой стороны, разрушив монополию на духовную жизнь со стороны православия, большевики вполне осознанно предложили массам образ Ленина как образ Иисуса Христа – сына человеческого, который пришел на Землю, чтобы построить «царство справедливости» (Христос… 2015). Таким образом, Ленин, умерев физически, как человек и политический деятель, должен был после своей смерти обрести бессмертие как вождь и священный предок в деяниях его духовных последователей.

Поэтому именно 1924 г. можно считать отправной точкой создания культа вождя и такого уникального культурно-исторического явления, как лениниана. Главная идея этого явления вполне может быть выражена в песне Серафима Туликова «Ленин всегда с тобой», в которой говорится:

День за днем идут года –

Зори новых поколений.

Но никто и никогда

не забудет имя: Ленин.

Ленин всегда живой,

Ленин всегда с тобой.

В горе, надежде и радости.

Ленин в твоей весне,

В каждом счастливом дне,

Ленин в тебе и во мне!

С. Туликов

Именно такой светлый и нетленный образ вождя мирового пролетариата должен был сопровождать каждого советского человека практически с момента его рождения всю оставшуюся жизнь. Издавались и переиздавались многотомными тиражами труды Ленина, детские книги и стихи, посвященные его героической жизни, литературные очерки и воспоминания, выходили в свет памятные фотоальбомы с его изображениями, память сохранялась в топонимике, в названиях многочисленных советских городов – Ленинград, Ленинск, в бессчетном количестве поселков, улиц и площадей, носивших его имя, в бесчисленных памятниках, многие из которых до сих пор существуют на многих концах современной России и СНГ (Венков 2019).

Особенно наглядно это проявилось в киноискусстве. В начальный период, в 20-е гг. XX в., никаких художественных фильмов о деяниях Ленина не было и быть не могло, ибо молодая республика Советов, окруженная со всех сторон многочисленными врагами, тогда боролась за свое выживание. Единственными материалами кинооператоров того времени была немногочисленная документальная хроника.

После прихода к власти И. В. Сталина у нового руководителя коммунистической партии и лидера советского государства появился прямой политический интерес поставить ленинское наследие себе на службу. Новый вождь вовсе не хотел удовольствоваться скромной ролью обычного партийного лидера, но по мере укрепления своей безграничной власти сначала в компартии, а затем и по всей стране, постепенно гибко подменяя ленинские идеалы и принципы, по сути превратился в нового советского «красного царя», сумевшего соединить в своей внутренней политике принципы «пролетарского интернационализма» и традиционной российской великодержавности. Неслучайно многие современные культурологи характеризуют сталинскую эпоху как эпоху реставрации идеи абсолютной монархии, которая существовала в Российской империи до революции и когда произошел отказ от идеи мировой революции, которая лежала в основе ранней большевистской власти (Кириллова 2017: 14). Отчасти именно поэтому в период большого террора и репрессий основной удар Сталина (особенно в начальный период), наряду с другими группами населения в СССР, пришелся на «ленинскую гвардию», когда «врагами народа» и партии были объявлены такие легендарные политические деятели времен революции, как В. А. Антонов-Овсеенко (1883–1938), В. К. Блюхер (1890–1938), А. С. Бубнов (1884–1938), Н. И. Бухарин (1888–1938), П. Е. Дыбенко (1889–1938), Г. Е. Зиновьев (1883–1936), Л. Б. Каменев (1883– 1936), Л. М. Карахан (1889–1937), Н. В. Крыленко (1885–1938) и многие другие («Ленинская…» б. г.).

Неслучайно именно в это время на широкий советский экран, наряду с героями революции и гражданской войны, были возвращены имена русских царей и великих полководцев: были сняты фильмы «Петр I» (1937), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1944), «Суворов» (1940), «Кутузов» (1943), «Адмирал Нахимов» (1946), «Адмирал Ушаков» (1953) и т. д.

Зачем же Сталину нужно было увековечить образ Ленина? Дело в том, что все прежние правители России получали духовное благословение из рук православной церкви, являясь, по сути, «помазанниками божьими». Этим религиозным ритуалом не только освящалась будущая деятельность каждого нового правителя, но и подтверждалась его легитимность, преемственность русской православной традиции. Коммунисты, разрушив старую традицию и не успев создать упорядоченную схему передачи власти, тем не менее остро нуждались в ней. Поэтому смерть Ленина и его посмертный идеализированный культ создали прецендент формирования нового идеологически-религиозного символа, где Ленин играл роль «духовного отца» и священного предка, а Сталин стал не только его своеобразным «духовным сыном», но и живым продолжателем его дела (Тумаркин 1997: 314). На повестку дня был выдвинут знаменитый лозунг «Сталин – это Ленин сегодня».

В 1927 г. на большой экран выходят два фильма: режиссера Сергея Эйзенштейна «Октябрь» и «Москва в Октябре» Бориса Барнета.

Оба фильма не имели звукового сопровождения (немое кино) и были посвящены десятой годовщине Октябрьской революции. Исполнять роль Ленина в обеих картинах был назначен бывший токарь Путиловского завода, пенсионер Василий Никандров, изумлявший современников разительным сходством с покойным вождем. Однако, несмотря на внешнее сходство, в обоих фильмах Ленин присутствует лишь эпизодически как символ грядущей революции (Венков 2019: 36).

Следующим шагом к постепенному вводу Ленина на широкий экран может служить трилогия фильмов о Максиме – молодом рабочем, ставшем профессиональным революционером, режиссеров Леонида Трауберга и Григория Козинцева. Первый фильм «Юность Максима» выходит в свет в 1934 г., второй, «Возвращение Максима», – в 1937-м, а последний, «Выборгская сторона», – в 1938-м.

Несмотря на то, что Ленин физически появляется лишь в последнем фильме трилогии «Выборгская сторона», духовно он присутствует уже в самом первом фильме «Юность Максима». И это не случайно, ибо в фильме, помимо обязательных идеологических штампов, наподобие преувеличенной роли Сталина, имеется и множество скрытых смыслов, одним из которых является образ старого большевика-партийца по прозвищу Седой, с которым юный Максим познакомился во время своего ареста, появляющийся лишь в первом фильме трилогии. Так, в эпизоде в тюрьме, когда Максима жестоко избивают царские жандармы, а его лучшие друзья, посреди ночи тайно вывезенные на казнь, погибают, последний в отчаянии готов броситься с голыми руками на своих мучителей. А старый большевик говорит ему, что в бессмысленной гибели нет ничего героического, нужно выжить и сберечь себя для дела: «Если ты всерьез с нами, партия возьмет тебя, но не пропадать, а побеждать!» И в этих словах мы можем узнать не только голос первого поколения русских социал-демократов, сгинувших позднее в сталинских лагерях, но и самого Ленина.

Массовый же, столь привычный для многих поколений советских людей образ вождя мирового пролетариата был окончательно сформирован советскими режиссерами лишь в конце 30-х гг. XX в. Именно тогда вышли в широкий прокат такие легендарные фильмы, как «Ленин в Октябре» (1937), «Человек с ружьем» (1938), «Великое зарево» (1938), «Ленин в 1918 году» (1939) и др. Общая сюжетная линия в этих фильмах – роль Ленина в ключевых событиях 1917–1918 гг., подготовка к вооруженному восстанию в Петрограде, Октябрьская революция, переход в наступление Красной армии под Царицыном (Венков 2019). Актеры Борис Щукин и Максим Штраух сумели создать именно тот каноничный образ вождя, который бы устраивал не только Сталина, но и советского зрителя, впервые пришедшего в кино. Так был создан кинообраз Ленина – мудрого и решительного революционера, борца за счастье всего прогрессивного человечества и одновременно доброго дедушки Ильича, близкого всем и каждому.

Именно такой киношный Ленин – талантливый, энергичный, приятно картавый, внимательный и чуткий к нуждам простого народа – пришелся по душе не только зрителю, но и самому Сталину. Ленин в исполнении Щукина и Штрауха по-житейски прост, находчив и обладает отменным чувством юмора, способен понять каждого, кто приходит к нему за советом и помощью. Вспомним знаменитую сцену в уже упоминавшемся выше фильме «Выборгская сторона», когда уставший Максим, назначенный председателем банка, ложится спать прямо в комнате под плакатом «По делам государственного банка беспокоить с 7 утра». Проходящий по коридорам вместе со Сталиным Ленин видит спящего Максима и, желая помочь ему выспаться, предлагает добавить ему час дополнительного отдыха. Однако цифру на плакате с 7 на 8 часов утра по просьбе Ильича переправляет не кто иной, как сам Сталин!

И в этом нет ничего удивительного, если мы вспомним историческую обстановку, сложившуюся в стране ко времени создания этих фильмов. В 1938 г. вышла в свет «Краткая история ВКП(б)», по всей стране идут процессы против «врагов народа», а миллионы советских людей уже репрессированы. Поэтому Ленин на экране теперь всегда действует вместе со Сталиным, мыслит, сомневается и принимает решение, советуясь со своим «первым учеником», «соратником» и идейным «последователем». Более того, скрытая роль Ленина в этих фильмах – играть роль своеобразного «духовного двойника» (альтер эго) самого Сталина. Если экранный Ильич суетлив, порою излишне эмоционален, по-народному простоват, то Сталин, несмотря на свою молодость, уже априори обладает мудростью и прозорливостью. Он как бы постоянно «духовно опекает» киношного Ильича, с одной стороны, предвосхищая все его действия, а с другой – оберегая от чрезмерно эмоциональных и непродуманных поступков. Именно таким предстает Сталин, сыгранный блистательным Михаилом Геловани в фильмах «Великое зарево» (1938) и особенно «Чкалов» (1941).

При анализе внутреннего содержания этих фильмов мы должны учитывать драматический фон эпохи конца 1930-х гг. Не случайно главными врагами Ленина в этих фильмах являются не Временное правительство и даже не белогвардейцы, а «внутренние предатели и перерожденцы»: Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Н. И. Бухарин, Л. Д. Троцкий, Г. Л. Пятаков. Так, например, в фильме «Ленин в 1918 году» Бухарин представлен чуть ли не как главный организатор покушения на Ленина (Венков 2019). Однако в партии большевиков есть не только «предатели», но и пламенные борцы за дело революции, верные соратники Ильича. Такими соратниками показаны всего три человека: Сталин, Дзержинский и Свердлов. Кстати, именно фигура Сталина от фильма к фильму занимает все больше экранного времени, именно он предстает не только главным исполнителем всех ленинских замыслов, но и главным советчиком, единственным другом Владимира Ильича. Невольно складывается впечатление, что не будь Сталина – дело революции было бы загублено.

Таким образом посредством кинематографа складывается целая серия мифов о Ленине, дело которого продолжил его «единственный и верный ученик» – Сталин. Более того, исходя из сюжетов этих фильмов, Сталин не просто продолжатель и последователь, он и есть олицетворение ушедшего Ленина, живое воплощение всех его планов и замыслов. Кстати, именно в этом и заключался один из составляющих феномена культа личности самого Сталина, который заключался в том, что он вполне осознанно и идеологически выверенно выводился из преемственности «делу Ленина».

Период хрущевской оттепели (1953–1964 гг.) ознаменовался попыткой очеловечить канонический образ вождя революции. Первым делом из всех старых фильмов о Ленине убрали Сталина. Однако несмотря на прилюдное развенчание Н. С. Хрущевым культа личности Иосифа Виссарионовича и признание его преступлений, дать принципиальную иную трактовку ключевых исторических событий 1917–1920 гг. в рамках тогдашней политики «десталинизации» верхушка партии не решилась (Венков 2019). Тем не менее талантливыми режиссерами на пути «очеловечивания» Ленина было сделано немало. Впервые в истории советского кино Ильич стал моделироваться не только как сознательная антитеза Сталину, но и как антитеза сложившемуся киноканону (Марголит 2017). Это был Ленин в представлении «оттепельной интеллигенции», типичным представителем которой можно считать Б. Ш. Окуджаву, выразившего в своей песне «Сентиментальный марш» свое романтически-возвышенное видение ленинской эпохи:

Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся,

Какое новое сражение ни покачнуло б шар земной,

Я все равно паду на той, на той далекой, на гражданской,

И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной.

Б. Окуджава

Этой новой советской интеллигенции, отвергавшей насилие культа личности и кровавые преступления сталинской эпохи, был нужен другой Ленин – более человечный, живой и, конечно, более интеллигентный. Изменилась и концепция образа Ленина – вождь мировой революции на экране теперь вовсе не обязательно должен обладать портретным сходством с реальным человеком, как это было в сталинскую эпоху. Теперь гораздо важнее становятся идейные искания Ленина, его мысли и действия на фоне сложной, трагической и противоречивой эпохи. Новый образ потребовал поиска новых сюжетов и новых героев. Ими в первую очередь становится семья Владимира Ильича, которая до этого находилась в тени забвения.

В 1957 г. в свет выходят сразу два фильма: «Семья Ульяновых» и «Рассказы о Ленине». Последний был снят по воспоминаниям Анны Ильиничны Ульяновой-Елизаровой. В фильме как никогда ранее большое количество экранного времени уделено образам Надежды Константиновны Крупской и Марии Ильиничны Ульяновой. Если в фильмах 1930-х гг. фигура Крупской была на втором-третьем плане повествования, то с этого времени и в последующих фильмах ленинианы Крупская – полноправный и самый близкий соратник, товарищ и помощник Владимира Ильича (Венков 2019). Да и сам образ главного героя, представленный в этом фильме, далек от эталонного образа вождя. Владимир Ульянов здесь, по сценарию режиссера, еще безусый гимназист (актер Владимир Коровин). Будущего вождя мирового пролетариата с трудом можно распознать лишь по условно-портретному сходству и несколько утрированной картавости.

В 1961 г. выходит первый фильм, посвященный деятельности В. И. Ленина и Н. К. Крупской в начале их революционного пути во время ссылки в Шушенском, – «В начале века». В фильме показаны эпизоды их жизни во время первой эмиграции в Женеве и Мюнхене, где Ленин встречался с Плехановым и налаживал выпуск первой общерусской газеты РСДРП «Искра». Первое появление актера Юрия Каюрова (которому было впоследствии суждено сыграть роль вождя во многих фильмах) в образе Ленина – почти эротический эпизод. Молодой Ильич, отбывающий ссылку в Шушенском, после долгого перерыва встречается с будущей женой. Ленин хитро стреляет раскосыми глазами, невеста Надя в ответ томно моргает. И хотя сцена встречи после долгой разлуки вполне предсказуемо завершается целомудренными товарищескими объятиями, зрителям очевидно, что Ленин – живой человек, не лишенный обычных человеческих слабостей (Щиголев 2017).

Приблизительно в это же время выходят в свет фильмы, посвященные аналогичной тематике – юности Ленина и различным аспектам его семейной жизни: «Первая Бастилия» (1965), «Ленин в Польше» (1966).

В период брежневского застоя (он может быть назван таковым весьма условно) изменяется и концепция ближайшего ленинского окружения. В «Синей тетради» (1964) и «Кремлевских курантах» (1970) в него впервые вошел Ф. Э. Дзержинский. Он не просто соратник по партии, но и ближайший из друзей, которому Ленин способен доверить многое. И это тоже не случайно, поскольку именно в хрущевское и особенно в брежневское время в СССР усиливаются роль и влияние КГБ.

Изменяется образ не только самого Ленина, но и его политических оппонентов, которые в старых сталинских фильмах однозначно показаны как враги. Так, в фильме «Шестое июля» (1968) Ленин (Юрий Каюров) впервые предстает как рассудительный и умелый политик, лишенный комичных ужимок и нарочитой щукинской картавости. Его политические оппоненты – левые эсеры во главе с Марией Спиридоновой (Алла Демидова) – это уже не подлые наймиты врагов советской власти, а самостоятельная политическая сила со своей позицией (Венков 2019).

Конечно же, фильмов, посвященных жизни и деятельности Ленина, в эпоху застоя выходило огромное количество: например, «Надежда» (1973), российско-белорусский сериал «Государственная граница» и др. Однако большинство экранных воплощений Ленина уже не внесло ничего нового в привычный кинообраз, став, так же как и в художественной и исторической литературе того времени, предметом догматизма, цитатничества и выхолащивания ленинских работ в угоду идеологическим штампам и политической конъюнктуре (Владимир… 2013).

Отдельно хотелось бы выделить блистательный и новаторский фильм молодого на тот момент режиссера Н. С. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), снятый в жанре вестерна, в котором Ленин фигурирует лишь опосредованно в качестве портрета на стене комнаты. Василий Сарычев (актер Анатолий Солоницын), узнав о трагической гибели своего близкого друга Егора Шилова, оставшись один в темной комнате, в немом отчаянии смотрит на портрет Ильича, висящий на стене.

Для Сарычева как для одного из многих, беспредельно преданных революции, Ленин больше чем Бог, он практическое воплощение недостижимого Идеала Человека, и стоя перед портретом, как перед иконой, он мысленно просит у вождя не только совета и благословения, но и духовных сил для того, чтобы пережить утрату своих друзей и идти к светлому будущему. И эта сцена поражает не только своей жизненной правдой, она является для нас сегодняшних одновременно и горьким осознанием того, что сам Сарычев, скорее всего, не доживет до этого будущего, он либо погибнет в пламени гражданской войны, либо безвестно сгинет позднее в сталинских застенках.

Эпоха перестройки в период правления М. С. Горбачева, начавшаяся в 1985 г. как программа обновления советского общества под лозунгом «Назад к Ленину», после ее запуска привела сначала к его десакрализации, а позднее, в период буржуазно-демократических реформ Б. Н. Ельцина, к открытому пересмотру всего советского культурного и исторического наследия и в конечном итоге к смене общественно-политического строя.

Процесс «демократизации», начавшийся вполне традиционно с умеренно-половинчатых «реформ сверху», внезапно трансформировался в эпоху «площадной демократии». Советского читателя, привыкшего верить печатному слову, захлестнул вал журнальных и книжных публикаций о преступлениях сталинского режима, в га-зетах и журналах маститые журналисты и писатели наперебой печатали очерки о застойном прошлом и тревожном настоящем. Я, будучи в те времена студентом, хорошо помню это время громких разоблачений, эйфории и несбывшихся надежд. Причем интересен тот факт, что хедлайнерами гласности выступили в прошлом прокоммунистические издания, такие как журналы «Огонек», «Новый мир», «Смена» и т. д.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. изменяется и отношение к Ленину. Первыми критику вождя начали писатели и публицисты, затем историки. Оценки Владимира Ильича и его деятельности изменяются на диаметрально противоположные. Наиболее резкая критика звучала в работах Л. Солженицына, М. Шейна, В. Ерофеева, В. Солоухина, Д. Штурман, В. Еременко, А. Авторханова, В. Крутова, П. Паламарчука. Главная задача указанных авторов – «стереть в порошок» Ленина, доказать преступность и порочность как ленинских идей, так и большевизма вообще (Григорьев 2011). Одной из наиболее знаковых в этом ряду выглядит вышедшая в свет в 1990 г. книга философа М. П. Капустина «Конец утопии», где Ленин показан кровавым тираном, осознанно развязавшим террор в городах и селах, разрушившим традиционный уклад российского государства и общества (Капустин 1990).

Тем не менее с началом перестройки (1985–1990 гг.) образ Ленина на киноэкране не претерпел особых изменений. Режиссеров тогда интересовали более острые и злободневные проблемы в СССР: преступления сталинского режима, война в Афганистане, коррупция в высших эшелонах власти в период застоя, проблемы молодежи, организованная преступность и пр.

И только период уже после развала СССР и прихода к власти президента Б. Н. Ельцина по вполне понятным причинам вызвал потребность кардинального пересмотра всего советского культурного и исторического наследия. Именно с начала 1990-х гг. в российском кино возникает новая тенденция – осознанный антиленинизм в искусстве как антипод предыдущим десятилетиям ленинианы. На широкие экраны выходят такие картины, как «Цареубийца» (1991), «Комедия строгого режима» (1992), «Россия, которую мы потеряли» (1992).

Фильм «Цареубийца» (1991), снятый режиссером Кареном Шахназаровым, можно отнести к редкому жанру философско-психологического кино. Сюжет фильма предельно прост. Из Москвы в провинциальный город приезжает врач-психиатр Смирнов, чтобы сменить в должности главврача местной психиатрической больницы. Один из пациентов клиники, бывший уголовник Тимофеев, убежден в том, что он покушался на жизнь российского императора Александра III и является убийцей Николая II. Однако постепенно диалог между врачом и пациентом разворачивается в реальную ретроспективу трагедии, случившейся в 1918 г. в Ипатьевском доме, где каждый из героев фильма имеет в прошлом своего исторического двойника. Тимофеев – это чекист Яков Юровский, а Смирнов – Николай II. Любая деталь в фильме несет символическое значение, поэтому чекист в нашем мире – уголовник и психически больной, а Николай II – интеллигент. Большевизм и история советского тоталитаризма показаны в фильме как психическая болезнь, оправдывающая любое насилие и жестокость, а Ленин являет собою (несмотря на то, что он прямо не показан) темное начало, стоящее за спиной убийцы. Неслучайно двойник Тимофеева обращается к Ленину за оценкой своего поступка, но вождь, по воле которого было совершенно данное деяние, хранит молчание. Отметим, что, в отличие от ранее упомянутого героя фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Сарычева, ищущего в образе Ленина духовного утешения и стойкости после гибели лучшего друга, Тимофеев-Юровский ищет в вожде оправдание собственному преступлению.

Особое место в списке фильмов антиленинского цикла занимает «Комедия строгого режима» (1992) режиссера Владимира Студенникова. Действие фильма происходит в колонии строгого режима. Приближается дата 100-летия Ленина (апрель 1970 г.). Для того чтобы продемонстрировать перед высоким начальством культмассовую работу, руководство колонии решает поставить спектакль к юбилею вождя. Заключенные, мечтающие по побеге и вначале насильно привлеченные участвовать в данном мероприятии, постепенно вживаются в предложенные им роли. Заключенный Зуев (актер Виктор Сухоруков), прежде находившийся на самом дне тюремной иерархии, благодаря роли Ленина выбивается в неформальные лидеры. Внешнее портретное сходство, природный талант, ум и хитрость помогают ему изжить из себя раба и переродиться в образе новоявленного вождя. Ленин в исполнении Зуева выглядит как мелкоуголовный вожак с замашками на интеллигентность – это цирковой паяц с нелепо утрированными ленинскими жестами и цитатами, который как бы воплощает весь маразм тогдашней официальной советской пропаганды, являясь, по сути, Лениным наоборот.

Однако финальная сцена фильма выводит его за пределы примитивных антисоветских агиток. В этой сцене театральный Ленин, глядя в зал, заполненный лагерной администрацией, высокими гостями и рядовыми заключенными, произносит фразу: «Черные дни миновали. Час искупленья пробил!» – и затем запевает «Варшавянку», которую внезапно подхватывает весь зал. Однако если для «высокого начальства» и администрации Ленин – олицетворение советского государственного официоза и лагерной власти, то для рядовых зеков Владимир Ильич – настоящий борец с несправедливостью, «за лучший мир, за святую свободу», такой же страдалец и сиделец, поднявший когда-то знамя священной борьбы за всех угнетенных, униженных и безвинно осужденных.

В 1992 г. выходит в свет фильм режиссера Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли», которому было суждено стать знаковым в истории антисоветского кино. Ленин в нем впервые показан жестоким тираном, осознанным разрушителем старой, традиционной России, выходцем из богатой, зажиточной семьи, никогда не знавшим нужды и горя, человеком, больше заботившимся о собственных интересах, чем о судьбах России. Неслучайно режиссер акцентирует свое внимание на этническом происхождении Владимира Ульянова, и в особенности на его еврейских корнях, что по сценарию должно было логически подчеркивать его природную «ненависть к России и русскому народу». И, конечно же, «антихристу Ленину» противопоставляются «истинные патриоты России»: Столыпин и Николай II. Фильм имел большой общественный резонанс и сыграл значительную роль в переломе сознания советских людей в начале 90-х гг.

В череде подобных обличительных фильмов уже вполне обыденно был воспринят многосерийный телефильм «Под знаком скорпиона» (1995), посвященный жизни и творчеству известного писателя Максима Горького, истории его жизни в СССР. Несмотря на то, что в телефильме были задействованы талантливые советские актеры: Валерий Порошин, Рим Аюпов, Игорь Кваша, Виктор Степанов и др. ‒ данный фильм являет собой типичный образец антикоммунистической пропаганды. Неслучайно он был приурочен к президентским выборам 1996 г., где главными конкурентами тогдашнего лидера России Б. Н. Ельцина как раз и выступали коммунисты. Ленин в фильме изображен практически так же, как и в книге М. П. Капустина «Конец утопии», ‒ жестоким, циничным и беспринципным политиком, безумным фанатиком и кровавым маньяком с многочисленными психологическими комплексами, готовым ради своей единоличной власти уничтожить лучших людей России, расстреливать священников и разрушать православные церкви, обрекать на бесчисленные страдания и голод крестьян и рабочих.

Таким образом, в 90-е гг. XX в. на смену старым советским мифам о «великом и непогрешимом вожде» пришли новые «демократические» мифы, созданные либеральной интеллигенцией с одобрения тогдашней правящей верхушки: о Ленине – «кровавом диктаторе и террористе», антихристе и безбожнике, разрушившем основы традиционной морали и религиозной нравственности, уничтожившем цвет нации и ее генофонд, о «реках пролитой крови» и т. д. (Самсонов 2020).

В начале XXI в. и в период правления В. В. Путина образ Ленина на широком киноэкране претерпел дальнейшую трансформацию. В Прибалтике и на Украине, где процесс десоветизации шел полным ходом, он выразился в демонтаже памятников Ленину – «ленинопаде». На Украине он начался сразу же после Евромайдана 2013–2014 гг., когда памятники Ленину сначала осознанно оскверняли, а потом насильственно уничтожали. Всего с начала декоммунизации на Украине демонтировали 2500 советских монументов, переименовали 987 населенных пунктов и 52 000 улиц. При этом

с самого начала националисты подчеркивали, что борьба с советским прошлым – это часть большого проекта не столько по декоммунизации, сколько по дерусификации страны, то есть уничтожение упоминаний о культурной близости украинцев и русских (Непогодин, Плотников 2021).

Несмотря на то, что процесс десоветизации в постсоветской России тоже происходил, у нас он, в отличие от наших соседей по СНГ, прошел более мирно и цивилизовано. Однако это было связано вовсе не с осознанным желанием власти сохранить советское культурное наследие, а с политическим прагматизмом. Правящая элита России и ее видные политические лидеры, сами вышедшие в свое время из недр КПСС, верхушки ВЛКСМ и КГБ, посчитали неразумным и небезопасным для легитимности своей власти разрушать связь с советской линией государственности. Ошибки коммунистов и тоталитарного советского прошлого были, конечно же, прилюдно осуждены, однако открытой люстрации удалось избежать.

Поэтому процесс «избавления от ошибок советского прошлого» был продолжен и на киноэкране в лице таких политически ангажированных сериалов, как «Гибель империи» (2005) режиссера Владимира Хотиненко, «Девять жизней Нестора Махно» (2007) Николая Каптана и т. д. В этих сериалах, в частности в «Гибели империи», революционеры показаны уже не столько разрушителями старой России, сколько наймитами западных разведок и иностранными агентами, поскольку должны были демонстрировать современному российскому зрителю, какую опасность несет в себе «внепарламентская оппозиция».

Одними из последних фильмов, посвященных ленинской тематике, стали два новых исторических сериала, выпущенные специально к 100-летию революции, «Троцкий» (2017) режиссеров Александра Котта и Константина Статского и «Демон революции» (2017) Владимира Хотиненко. Очевидно, что оба сериала соответствуют некой линии в отношении революции, которая является частью официальной исторической политики. Эта линия состоит в криминализации самой революции как явления и определяет содержание обоих фильмов («Ненаучная…» 2017). Революция здесь предстает как результат соединения дурных человеческих амбиций (жажды власти, эгоизма, похоти и т. п.) и козней внешних врагов, которые эти амбиции поддерживают, используя их для разрушения Российского государства – своего противника в Первой мировой войне. Пресловутая тема шпионства Ленина в пользу Германии и немецких денег составляет, естественно, ядро этого нехитрого сюжета, хотя стараниями объективных историков в свое время была доказана абсурдность этой версии, о чем прямо говорится даже на популярном интернет-ресурсе антикоммунистической направленности (Латышев 2019).

Таким образом, мы видим, что с течением времени образ Ленина в кино и массовом сознании россиян изменялся в угоду тем или иным установкам правящей элиты. Сталин, возвеличивая Ленина, создал на его основе собственный культ «всевидящего и мудрого вождя», чтобы править страной от имени усопшего. Хрущев, осознанно подняв Ленина на более высокий пьедестал, сделал попытку преодолеть Сталина. Брежнев накануне 100-летия Ленина довел его культ до абсурда, одновременно породив в народе параллельный образ «другого Ильича» – героя народного фольклора, шуток и анекдотов (Выжутович 2021). Горбачев попытался перестроить СССР под лозунгом нового понимания Ленина, но в итоге не сумел удержать великую страну от распада. При правлении Ельцина находившиеся у власти прозападные либералы сумели создать антиленинизм и антилениниану. Именно с 90-х гг. XX в. у населения России пытались сформировать образ большевиков – разрушителей Российской империи, анархистов-бунтовщиков, виновных в гибели «старой России», где все было прекрасно, а из Ленина попытались вылепить подобие Антихриста, работавшего на западные спецслужбы, который уничтожил русскую государственность, развязал кровавую гражданскую войну, утопив страну в крови миллионов невинных жертв, чтобы захватить власть (Самсонов 2020).

Тем не менее антикульт Ленина так и не получил своего логического завершения, оставшись только лишь в медийной сфере (Емельянов 2021). Поэтому даже в сегодняшних фильмах антиленинского культа наподобие «Троцкого» и «Демона революции» присутствует некоторый элемент недосказанности. И это неслучайно, поскольку Ленин для современной России остается крайне противоречивой фигурой. С одной стороны, как исторический герой он отрицательный – это революционер и разрушитель государства. С другой – основатель нового советского государства, и в дан-ном качестве Ленин прекрасно вписывается в сегодняшнюю официальную идею преемственности всех государственных форм, которые в России существовали за всю ее историю. В рамках этой концепции Российская империя, Советский Союз и сегодняшняя Российская Федерация плавно перетекают друг в друга, между ними нет никакого исторического разрыва, они представляют лишь разные имена и лица одного и того же государства (Будрайтскис 2020). С этой точки зрения Ленин достоин уважения ровно в той же мере, как и любой другой исторический деятель. Это Ленин, очищенный от своих политических идей и реальной биографии, Ленин-функция, Ленин-памятник. Как только он становится настоящим историческим Лениным, бунтарем и разрушителем старого порядка, то моментально превращается из заслуженного правителя в монстра.

Прошло уже 152 года со дня рождения В. И. Ленина. Уже более 30 лет не существует советского государства, но и сегодня во многих городах России сохранились его памятники, а официозная некогда лениниана получила свое неожиданное продолжение в современной жизни: уличные актеры играют Ленина, в Интернете выставляются плакаты, картины, фотографии и его художественные изображения. Многие люди до сих пор (несмотря на антиленинскую пропаганду со стороны СМИ) с глубоким уважением относятся к личности Ленина. В частности, накануне его 150-летия, по данным социологического опроса Фонда общественного мнения (ФОМ), 56 % опрошенных россиян оценивали его деятельность положительно и только 20 % – отрицательно (Емельянов 2021).

И сегодня Ленин продолжает оставаться значимой исторической фигурой не только среди последнего советского поколения, но и среди молодежи, заняв свое отдельное место среди таких героев, как Юрий Гагарин, Виктор Цой и т. д. Лениниана, которая, казалось, должна была уйти в историю вместе с исчезновением СССР, продолжает жить в неофициальной памяти народов не только России, но и всего мира. Труды Ленина изучаются и переиздаются во многих странах, ему посвящаются научные конференции, художники создают артистические перфомансы, о нем слагаются песни, стихи и анекдоты. Культурологи, искусствоведы и философы всего мира до сих пор не могут постичь тайну его популярности и истоки жизненной силы мифа о Ленине (Качкина 2021). Между тем, мне думается, причина его популярности заключается в том, что физическая смерть Ильича не повлекла за собой смерти его идейного наследия, несмотря на все ошибки, преступления и заблуждения советского периода истории.

Сегодня окружающий нас мир далек от совершенства: ширится социальная пропасть между вопиющей бедностью и неправедно нажитым богатством, мировые правящие элиты создали гораздо более жестокие и изощренные способы управления и угнетения трудящихся, продолжают идти кровопролитные империалистические войны за передел мировых ресурсов и природных богатств между ведущими державами Запада, подняли голову экстремистские и террористические организации, по всему миру продолжают процветать и укрепляться тоталитарные режимы, а современная пропаганда в лице продажных СМИ изобрела настолько точные и изощренные формы лживой пропаганды, которые и не снились диктаторам в прежние времена. В сегодняшнем мире попран самый главный закон человеческого общежития – закон социальной справедливости, и пока он не будет восстановлен в полной мере, идеям Ленина не грозит забвение.

Литература

152-я годовщина со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. ДРО КПРФ. 2022. 22 апреля. URL: https://kprf-rd.ru/novosty/152-ya-godovshhina-so-dnya-rozhdeniya-vozhdya-mirovogo-proletariata-v-i-l....

Будрайтскис, И. 2020. Фигура Ленина вызывает у власти шизофрению. Бизнес Online 22 апреля. URL: https://www.business-gazeta.ru/ article/465905.

Венков, А. А. 2019. Образ В. И. Ленина и его трансформация в советском художественном кинематографе. Новое прошлое 1: 32–47.

Владимир Ильич Ленин глазами современных россиян. ЧС инфо. 2020. 13 ноября. URL: https://4s-info.ru/2020/11/13/vladimir-ilich-lenin-glazami-sovremennyh-rossiyan/.

Выжутович, В. 2021. Кому и зачем был нужен культ Ленина. Российская газета 22 апреля. URL: https://rg.ru/2021/04/22/komu-i-zachem-nuzhen-byl-kult-lenina.html.

Григорьев, А. А. 2011. В. И. Ленин в современной российской историографии. LiveJournal 18 ноября. URL: https://vladislavvolkov.livejournal.com/23361.html.

Девятов, С. В., Сигачев, Ю. В. 2020. Владимир Ленин. Человек-эпоха. М.: Эксмо.

Емельянов, И. 2021. Кто и как создавал культ Ленина, а потом разрушал его. Комсомольская правда 21 января. URL: https://www.kp.ru/daily/27229/4355335/.

Капустин, М. П. 1990. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М.: Новости.

Качкина, Т. Б. 2021. Ленин от сакрализации к деканонизации: трансформация визуального образа. В: Кобзев, А. В., Липатова, Н. В., Прокопенко, С. А. (ред.), Ленин… история, память, образ: трансформация исторической памяти в пространстве регионов в XX – начале XXI в. Ульяновск.

Кириллова, Н. Б. (ред.). 2017. Революция и культура: сквозь призму времени. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та.

Кузмицкий, С. 2020. 20 лет у руля: как хвалили и ругали Владимира Путина за это время. Военное обозрение 22 мая. URL: https:// topwar.ru/171458-20-let-u-rulja-uspehi-i-provaly-vladimira-putina.html.

Латышев, С. 2019. Ленин не был «шпионом», но сотрудничал с врагами России. Царьград 22 апреля. URL: https://tsargrad.tv/articles/lenin-ne-byl-shpionom-no-sotrudnichal-s-vragami-rossii_195716.

«Ленинская гвардия», уничтоженная Сталиным. Б. г. URL: https://nkvd.tomsk.ru/researches/history_investigation/passionallists/ussrlists/GwardiaLenina/.

Марголит, Е. 2017. Ленин. Спасибо, что живой. URL: https://seance.ru/articles/leniniana-2/.

Москвин, Д. Е. 2014. «Долгая лениниана»: эволюция образа Ленина в отечественной визуальной культуре. Символическая политика. Вып. 2. Споры о прошлом как проектирование будущего: сб. науч. трудов. М.: ИНИОН.

«Ненаучная фантастика»: историки о сериалах «Демон революции» и «Троцкий». 2017. 10 ноября. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3064991/.

Новая Россия (с 1991). Правление Б. Н. Ельцина (1991–1999). Б. г. URL: http://nnre.ru/istorija/istorija_rossii_ot_ryurika_do_putina_lyudi_sobytija_daty/p7.php.

Непогодин, А., Плотников, Д. 2021. Отречемся от старого мира. Почему в странах бывшего СССР избавляются от памятников Ленину и советского наследия. Лента.ру 15 ноября. URL: https://lenta.ru/articles/2021/11/15/dekommunizacyia/.

Побываев, Н. 2021. Культ Ильича. URL: https://историк.рф/news/1012.

Самсонов, А. 2020. Почему ненавидят Ленина. Военное обозрение 22 апреля. URL: https://topwar.ru/170462-pochemu-nenavidjat-lenina.html.

Список правителей СССР по порядку и годы их правления. Б. г. URL: https://rrepetitor.ru/ussr/spisok-pravitelej-sssr-po-poryadku-i-gody-ih-pravleniya/.

Тумаркин, Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. СПб.: Академический проект.

Христос и Ленин – братья по духу. 2015. URL: https://oinfo.ru/white/blog.asp?id=17463.

Фельштинский, Ю. 2012. Отстранение Ленина от диктаторской власти. URL: https://ledokolru.livejournal.com/460570.html.

Щиголев, А. 2017. Он вам не демон: Ленин в отечественном кино. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3069492/.