Теоретико-методологические основы гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности. Глава III. Часть 1


Автор: Седова Н. Е. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2023 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала

3.1. Использование жизненного окружения и опыта младших школьников.

Проведённое теоретическое исследование позволило нам раскрыть сущность гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности. Были выявлены противоречия, указывающие на то, что гражданское и патриотическое воспитания младших школьников проходит наиболее эффективно через организацию краеведческой деятельности, но в школах отсутствует предмет краеведения как фактор систематического обеспечения краеведческой информацией. Это привело нас к необходимости проверки и подтверждения правомерности наших теоретических положений и выделенных условий опытно-экспериментальным путём.

Преобразующий эксперимент был нами задуман и осуществлен как опыт моделирования и реализации условий, способствующих гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через организацию краеведческой деятельности. На данном этапе наша цель сводится к тому, чтобы проверить достоверность выдвинутых теоретических положений, наполнить смыслом каждое педагогическое условие, определить его место и действенность в комплексе выделенных условий. При проведении преобразующего эксперимента нами были взяты те же две экспериментальные  группы, что и на констатирующем этапе.

Развитие компонентов модели младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом, мы осуществляли через реализацию программы дополнительного образования «Моя Малая Родина» (для решения проблемы гражданского и патриотического воспитания младших школьников), которая рассчитана на три года обучения. Данная программа является концентрической, когда от года к году повторяются одни и те же темы, но уровень информации усложняется, дополняется новыми сведениями, фактами согласно возрасту учащихся. В связи с ограниченностью объёма диссертационного исследования мы не можем показать в развёрнутом виде всю систему работы по осуществлению педагогических условий гражданского и патриотического воспитания младших школьников через организацию краеведческой деятельности. Поэтому мы ограничились рядом тем, через рассмотрение, которых намерены показать, как на протяжении трех лет изменялся уровень гражданственности и патриотизма у младших школьников – «Географическое положение Хабаровского края»; «Символика Хабаровского края»; «Рельеф и полезные ископаемые Хабаровского края»; «Реки и озера Хабаровского края»; «Растения и животные Хабаровского края»; «История Хабаровского края».

Вся система занятий планировалась согласно разработанной нами модели (рис. 2, 3), на основе нашей схемы построения занятий (см. табл. 12) и представлять её мы будем с этих позиций. Для удобства оформления данной схемы в тексте диссертации наши занятия будут расписаны не в табличном варианте, а сплошным текстом с выделением номеров колонок.

Более подробно конспекты занятий согласно разработанной нами схеме мы привели в приложении 10,  и к этому приложению будем обращаться при описании реализации педагогических условий, обозначая номера занятий.

Данный параграф имеет своей целью выяснение влияния жизненного окружения и опыта младших школьников на их гражданское и патриотическое воспитание через организацию краеведческой деятельности.

Использование жизненного окружения и опыта младших школьников в ходе наших занятий призвано было решить одновременно несколько задач. Во-первых, активизировать воспитанников к восприятию краеведческой информации через знакомое жизненное окружение и собственный опыт; во-вторых, привить любовь и гордость к своей Малой Родине; в-третьих, развить в младших школьников качества личности, способствующие их гражданскому и патриотическому воспитанию.

Оказывать воздействие на изменение уровня сформированности гражданственности и патриотизма младшего школьника мы могли через компоненты разработанной нами модели – деятельностный, процессуальный, мотивационный, личностный, когнитивный, компонент саморазвития.

Необходимо отметить, что в результате констатирующего эксперимента нами было выделено три группы младших школьников по сформированности у них гражданственности и патриотизма: низкий, средний, высокий (см. прил. 4). По каждому компоненту процентное соотношение варьирует, поэтому, изменение каждого компонента мы будем рассматривать отдельно.

Проследим, как изменялся уровень гражданственности и патриотизма младших школьников на протяжении трех лет при использовании их жизненного окружения и опыта.

1 год обучения. 

Когнитивный компонент развивался на протяжении всех занятий по краеведению. Приобретаемые учащимися знания опирались на те объекты и явления, которые были близки и знакомы младшим школьникам. Через познание окружающего мира мы прививали учащимся интерес и любовь к семье, природе, городу, краю и тем самым формировали ответственное отношение к происходящему вокруг них и из-за них.

На первом году обучения краеведение сводилось к изучению ближайшего окружения учащихся младших классов, а именно: своей семьи, дома, двора, школы, города. Знания о местоположении города, его размерах, масштабе, экологическом состоянии учащиеся получали на экскурсии, проведенной на Амурсталевской сопке, откуда открывается хорошая панорама города и особенно его Центрального округа (тема 1.1) . Для активизации познавательной деятельности младшим школьникам был задан следующий вопрос: посмотрите внимательно на город и выделите в нем жилые и промышленные зоны. Ребята долго и кропотливо всматривались в панораму города и определяли месторасположение своих домов, по соседству с которыми располагались заводы. Учащиеся из группы с низким уровнем развития когнитивного компонента не смогли ответить на заданный вопрос, тогда как Афонькин Г., Онищук М., Рыкова А., Ваганов И., Киселев В., Васильева В. (средний уровень), ответили, что в городе не возможно выделить спальных и промышленных зон, а Королев А., Таракановский Л. (высокий уровень) уточнили причину этого - при строительстве города вокруг крупных предприятий строились поселки, впоследствии превратившиеся в многоэтажные дома. Учащиеся на предыдущих занятиях знакомились с картой города, поэтому им было предложено, рассмотрев карту города, показать, где расположены различные объекты: их дом, школа, Драмтеатр, вокзал и т.д. Практически все справились с заданием кроме  11 человек из группы с низким уровнем (Измоденовой Н., Пушкаревой Ю., Трофименко В., Болдырева В., Зиновьевой К., Каюмовой С., Томченко К, Вяткиной К., Матвеевой Н., Данилова Д., Прасова М.). Эти ребята были поделены на группы, получили индивидуальные карты города и список объектов, которые они должны нанести на карту, а не просто показать. Эта работа заинтересовала учащихся, и они справились с заданием. Впоследствии ребята говорили, что им легче работать в группе, а не индивидуально, потому что каждый своими мыслями дополняет высказывания и предположения других.

При изучении символики города и края учащимися были рассмотрены и изучены герб и флаг Хабаровского края, и герб города Комсомольска-на-Амуре (тема 2.1). Для осуществления первого педагогического условия гражданского и патриотического воспитания, мы организовали работу учащихся по разработке семейного герба, используя ближайшее окружение – семью. Данное задание было начато в классе и продолжено дома, где учащиеся смогли посоветоваться с родителями. В результате большая часть учеников, которые входили  в группу с низким уровнем когнитивного компонента (Бочарникова Я., Зиновьева К., Каюмова С., Томченко К, Матвеева Н., Другова И., Юдина А., Пономарева М., Якимов Д., Кулагина Р.) справились с заданием также хорошо, как и ученики с высоким уровнем, потому что у них была возможность «посидеть дома в тишине и подумать» (Пономарева М.), «спросить совета у мамы» (Другова И., Бочарникова Я.), «спокойно рисовать, когда никто не мешает» (Томченко К.).

Изучение рельефа, минералов и горных пород (тема 3.1) происходило при организации экскурсии на лыжную базу «Хапсоль» (1 ЭГ) и на лыжную базу «Снежинка» (2 ЭГ). Во время экскурсии учащимся были показаны формы рельефа, дан общий обзор о полезных ископаемых, показана коллекция минералов и горных пород Комсомольского района. Учащимся было предложено собрать различные камни, чтобы определить, какой это минерал, горная порода. Изучая полезные ископаемые края, мы использовали ближайшее окружение учащихся – квартиру (дом). Воспитанникам было дано домашнее задание: исследовать все предметы и объекты в своей квартире с целью возможности использования для их изготовления минералов и горных пород. Необходимо отметить, что Якимов Д., Измоденова Н., Савина А., Кулагина Р., Платонова Д., Зиновьева К. (низкий уровень когнитивного компонента) справились с задание лучше, чем ученики с высоким уровнем. Это связано с тем, что данная тема изучалась в непосредственной связи с окружающей действительностью и ребята применили полученные знания на практике. 8 учеников (Хандошко А., Маковская А., Мороко А., Галустов В., Киселев В., Чекамеева К., Кашина Д., Болдырев С.) рассказали, что в выполнении задания им помогали родители. Для закрепления полученных знаний о минералах и горных породах учащимся было дано задание заполнить пропуски на месте необходимых минералов в сказке «В гостях у злой колдуньи» [51]. Результативность правильно выполненного задания среди учащихся с низким уровнем составила 84%,  средним – 88%,  высоким – 98%.

Изучение темы «Реки и озера Хабаровского края» (тема 4.1) происходило через непосредственное восприятие учащимися окружающих рек в городе – Амур и Силинку. Ребята с удовольствием рассказывали о совместных с родителями походах на эти реки, и через их эмоции и воспоминания строилось изложение теоретического материала о водных объектах города. Во время занятия учащимся были заданы вопросы для закрепления знаний, умений и навыков работы с  картой и компасом - куда течет река? На каком берегу стоит наш город? Как определить левый и правый берег? На вопросы отвечали ученики среднего (5 чел) и высокого уровней (3 чел) когнитивного компонента, в то время как нам необходимо было заинтересовать слабых учеников, мотивировать их на занятие и повысить уровень знаний. Поэтому учащиеся были поделены на группы во главе с сильным учеником из группы среднего или высокого уровня. Каждая группа получила свое задание (на примере I ЭГ), которое затем должна была представить другим группам (см. табл. 13).

Таблица 13.

Распределение заданий учащимся при изучении темы

«Реки города Комсомольска-на-Амуре».

Содержание  задания

Состав группы

Художественное изображение реки. Ее исток, устье, русло, притоки.

Копаев Р. – капитан, Бочарникова Я.,  Воронова К., Васильева В., Гоголев К.

Определение скорости течения реки.

Карамышев М. – капитан, Пальянов К., Гриша Д., Маковская А., Емченко С.

Питание и режим реки.

Онищук М. – капитан, Зеленков В., Кузнецова К., Афонькин Г., Рыкова А.

Определение по карте длины реки курвиметром.

Киселев В. – капитан, Федин Л., Хандошко А., Мороко А., Синельников Я.

Речная экосистема.

Ваганов И. – капитан, Платонова Д. Пономарева М. Якимов Д., Кулагина Р.

Значение реки для жителей города Комсомольска-на-Амуре.

Королев А. – капитан, Измоденова Н., Пушкарева Ю., Трофименко В., Шлягова Л.

Таким образом, каждая группа выполняла свое задание, которое затем представляла другим группам так, чтобы те поняли суть и смысл изложенного. Спикером из каждой группы выбирался слабый ученик (Бочарникова Я., Пальянов К., Рыкова А., Кулагина Р., Трофименко В.), а команда ему помогала.

При изучении темы «Растения и животные Хабаровского края» (тема 5.1) более активными участниками на занятии являлись воспитанники, имеющие домашних животных - Васильева В., Гоголев К., Маковская А., Измоденова Н., Кузнецова К., Рыкова А., Пономарева М., Кашина Д., Матвеева Н., Савина А. и др. Ребята приносили фотографии своих питомцев, с удовольствием рассказывали о них. Учащимся, имеющим дома кошек (Васильева В., Маковская А., Рыкова А., Матвеева. и др.) было предложено описать поведение своих питомцев и сравнить с поведением амурского тигра, который является самым крупным представителем семейства кошачьих, а учащимся, у которых дома живут собаки (Гоголев К., Кашина Д., Измоденова Н., Пономарева М., Кузнецова К.) – с повадками и поведением волков и лисиц. Тем воспитанникам, которые не имеют домашних животных, было предложено подготовить сообщение о любом животном Хабаровского края.

Жизненное окружение и опыт младшего школьника дают основу для формирования процессуального компонента модели младшего школьника, обладающего гражданственностью и патриотизмом. Например, мы обратили внимание, что Бочарникова Я., Воронова К., Маковская А., Кулагина Р., Трофименко В. не умеют отстаивать свою точку зрения. Поэтому,  выполняя задания по группам при изучении темы «Реки и озера Хабаровского края» этим учащимся было дано задание обосновать значение реки Силинка для каждого из них, а остальные ученики  специально с ними  спорили и высказывали отрицательные характеристики реки (загрязнена, опасна) (им заранее было дана информация). В ходе дискуссии ребята научались конструктивно вести спор, не перебивать друг друга, уметь слушать и слышать. При изучении темы «Символика Хабаровского края» вышеперечисленным учащимся уделялось особое внимание при защите своих семейных гербов. Им задавались такие вопросы, как: зачем нужна семья?, помнишь ли ты случаи из своей жизни, когда помощь членов семьи помогла тебе справиться с трудной жизненной ситуацией?, как выражается дружба в твоей семье?

Умение объяснять свои взгляды и выражать мнение формировалось через объяснение экологических высказываний великих людей для Васильевой В., Бочарниковой Я., Маковской А.. Хандошко А., Платоновой Д., Кулагиной Р., Матвеевой Н., Друговой И., Морозовой Д.; умение вступать в дискуссии, конструктивно вести диалог достигалось за счет работы воспитанников по группам и по командам при девизе «Один за всех и все за одного».

В развитии деятельностного компонента на основе жизненного окружения и опыта младших школьников красной линией проходили слова В.Г. Белинского «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом». Например, при изучении города Комсомольска-на-Амуре воспитанникам было предложено объяснить слова Плутарха «Я живу в маленьком городке и, чтобы не сделать его еще меньше, собираюсь в нем жить и дальше». Данное высказывание призвано было пробудить в учащихся осознание того, что мало любить свой город, дом, а необходимо делать все для улучшения его состояния. Учащимся был задан вопрос: «А что лично ты сделал хорошего и полезного для своей Малой Родины?». Ответы были разнообразны, и зависели от того, что каждый воспитанник понимал под «Малой Родиной»: «участвуем в экологических акциях и делаем чище наш город» - Вяткина К., Чекамеева К., Гриша Д.; «каждое воскресенье делаю с родителями генеральную уборку в квартире» - Копаев Р., Федин А., Королев А., Онищук М., Шлягова Л., Вяткина К., Кашина Д.; «не мусорю на улице» - Галустов В., Емченко А., Лялькина К.; «прибираюсь в своей комнате сам» - Зеленков В., Королев А. Однако, Мороко А.,  Демин Р., Синельников Я., Шамуратов Б., Болдырев С. (низкий уровень) затруднялись ответить на вопрос. Этим ребятам мы предложили в течение одной недели совершить хорошие поступки и полезные дела для своей Малой Родины и затем рассказать о них своим одноклассникам. Через неделю Мороко А. рассказал, что предложил маме «мыть посуду по вечерам», Демин Р. – «выпускал воробьев из подъезда и кормил их», Синельников Я. – «прибрался у себя в комнате», Шамуратов Б. – «ни разу не кинул мусор на улице», Болдырев С. – «помогал родителям, гулял с младшей сестрой Аней». Как мы выяснили, ранее эти ребята не делали таких поступков.

Деятельностный компонент развивался через участие воспитанников, как на городских экологических акциях, так и на мини акциях, проводимых после занятия на Амурсталевской сопке, реке Силинка, л/б «Снежинка» и «Хапсоль». Воспитанникам объяснялось, что они убирают не за кем-то, а убирают Землю и делают чище свою Малую Родину. Синельников Я., Афонькин Г., Помаз В., Мороко А., Ивашова С., участвовали в экологических акциях неохотно, ссылаясь на различные причины. С каждым из данных учащихся была проведена индивидуальная беседа о гражданских правах и обязанностях, о правилах и принципах общественной деятельности.

Мотивационный компонент формировался на основе личных переживаний, впечатлений и выводов учащихся. Мотивами обучения и воспитания послужили те методы и приемы, которые затрагивали интересы и желания воспитанников. Например, как известно все дети любят ходить на природу, поэтому при изучении таких тем, как «Географическое положение Хабаровского края», «Реки и озера Хабаровского края и города», «Животные и растения Хабаровского края и города» мы проводили на природе: Амурсталевской сопке, реке Силинка, Силинском парке. Однако, среди воспитанников есть и такие ребята, которые не любят ходить на природу (Таракановский Л., Королев А., Юдина А.), но любят технические средства обучения, например компьютер. Поэтому среди методов обучения, стимулирующих воспитанников к изучению и познанию своего края, мы использовали мультимедийные презентации («Наш край», «Символика Хабаровского края», «Водно-болотные угодья» и др.). Таракановский Л. ходит на компьютерный кружок, и мы назначили его ответственным за подключение мультимедийного проектора, что значительно повысило его самооценку и желание учится. Кроме того, каждый воспитанник получил компьютерную игру «Путешествие по Хабаровскому краю», суть которой состоит в том, что инопланетяне прилетели на территорию Хабаровского края, и изучают каждый его район: историю, достопримечательности, населенные пункты. После того, как ребята (в лице инопланетян) изучили район, им дается тест, правильно ответив на который они смогут перейти к изучению следующего района. Таким образом, мы мотивировали ребят через игру познавать свою Малую Родину.

Для развития личностного компонента воспитанникам были даны задания, стимулирующие их на проявление субъектной позиции в общении, деятельности; проявление собственной активности в процессе обучения и воспитания; осуществления учащимися рефлексии своей деятельности, развития эмпатии. Все это достигалось через основные принципы дополнительного образования – добровольности, природосообразности и ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка. Такой потенциал развития личностного компонента заложен в содержании всех тем с эколого-краеведческой направленностью.

Так, при изучении темы «Географическое положение Комсомольска-на-Амуре» такие качества личности как отзывчивость при выполнении задания с компасом и картой наблюдались у Васильевой В., Киселева В., Ваганова И., Измоденовой Н., Резниченко Л., Резниченко Л., Лялькиной К. В ходе дискуссии при изучении реки Силинки Карамышев М., Емченко С., Синельников Я., Гриша Д., Афонькин Г., Ваганов И., Данилов Д., Болдырев С., Каюмова С. проявляли несдержанность, перебивали товарищей, поэтому был применен прием «правой руки», когда педагог просит тишины. Впоследствии данный прием был использован в качестве метода воспитания – приучения.

Изучая символику Хабаровского края, мы развивали  гордость за символы Малой Родины, формируя патриотические качества личности, а беседой о значимости символов для Родины – гражданскую ответственность. Также, ребята рисовали герб своей семьи. Выполняя данное задание, они задумывались о своих семьях. Хорошо справились с заданием и объяснили значение символов на гербе своей семьи 8 учащихся среднего уровня, 12 – высокого уровня и Демин Р. – низкий уровень. Это говорит о том, что ребята близки со своей семьей, знают ее проблемы, радости и достижения.

При работе с коллекцией минералов и горных пород педагог преднамеренно дал самостоятельность воспитанникам, предварительно пересчитав минералы. После просмотра и работы с коллекцией пропал минерал. Ребята сразу вычислили виновного (Лялькина К.), с которой была проведена индивидуальная беседа в доброжелательном тоне. Катя извинилась, но потом целую неделю не ходила в школу. После этого случая со всеми воспитанниками была проведена беседа на тему «Я и моя совесть», где мы предложили ребятам представить, на что похожа совесть и нарисовать ее.  Здесь мы воздействовали на эмоциональную сторону учащихся, и данное задание произвело на них сильное впечатление.

Воспитание патриотических качеств личности воспитанников  происходило через показ панорамы города с Амурсталевской сопки и рассказ о роли города в промышленности края и России; рассказ о богатствах хребта Мяо-Чан и в особенности оловорудных месторождениях, залежи которого имеют общероссийское значение; рассказ о реке Амур. При экологической составляющей занятий учащимся был заданы вопрос: каким образом каждый лично может помочь сохранению водно-болотных угодий края, лесов, животных и растений. «Не буду поджигать траву и деревья» - Данилов Д., Шамуратов Б., Болдырев В., Галустов В., Демин Р. Примечательно, что так ответили одни мальчики. «Не буду мусорить в реки Амур, Силинка и в лесу» - Чекамеева К. Зиновьева К., Лялькина К., Жукова П., Хандошко А., Зеленков В., Ваганов И. «Не буду ловить кузнечиков и других насекомых в банку» - Демин Р., Таракановский Л. «Не буду трогать яйца в гнезде и птенцов, выпавших из гнезда» - Болдырев С., Помаз В., Ивашова С., Куницкая К. Таким образом, каждый воспитанник хоть на несколько минут, но задумался о своей роли в сохранении природы.

Воспитанникам Шамуратову Б., Прасову М., Демину Р., Данилову Д., Трофименко В., Болдыреву С., Ивашовой С.,  Рыковой А. было предложено взять на себя ответственность за поведение товарищей и тем самым вырабатывать в себе такие качества личности как дисциплинированность, сдержанность, внимательность к одноклассникам, самокритичность, потому что именно эти качества не проявлялись у данных воспитанников.

При изучении темы: «Животные и растения Хабаровского края» более активными участниками процесса были те воспитанники у кого дома есть питомцы (Васильева В., Гоголев К., Маковская А., Измоденова Н., Кузнецова К., Рыкова А., Пономарева М., Кашина Д., Матвеева Н., Савина А. и др.). У данных воспитанников проявляется трепетное отношение ко всему живому, это было видно по поведению в зооцентре «Питон» и по высказываниям ребят на занятиях. На экологической тропе в Силинском лесу особое внимание обратили на 2 ЭГ, воспитанники которой проживают в Привокзальном районе. Ребята удивлялись и восхищались, что такой лес есть в городе. А когда прошлись по нему, то изъявили желание еще раз приехать сюда, что говорит о формировании любознательности и любви к природе.

Воспитания качеств личности, необходимых для саморазвития происходило в конце каждого занятия, когда применялась рефлексия. Воспитанники оценивали себя, свое поведение по отношению к другим, полученные на занятии знания.  Рефлексия осуществлялась с помощью приемов: «мордашки» - воспитанники сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизованными рисунками (хорошее, среднее, плохое), что дает возможность педагогу реагировать соответствующим образом и принимать меры;  резюме - воспитанники письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к занятию, педагогу.

В результате на 1 году обучения после проведенного эксперимента по воспитанию гражданственности и патриотизма младших школьников через организацию краеведческой деятельности при использовании их жизненного окружения и опыта, мы можем констатировать о положительных результатах. После первого года обучения развитие когнитивного и процессуального компонентов соответствовало уровню знаний и умений, выделенных в списке планируемых результатов к программе «Моя Малая Родина» за первый год обучения. Кроме того, 43 % (до эксперимента – 22%) учащихся могли четко формулировать такие понятия, как «патриот», «гражданин», «Малая Родина», 29,2 % (до эксперимента – 11 %) - перечислить свои права и обязанности, 36 % - научились выражать свое мнение о том, что для них важно, при этом формулировать свои мысли в четкие, ясные и убеждающие предложения («я хочу, чтобы в нашем городе построили метро, потому что это сократит количество аварий на дорогах» Киселев В., «я горжусь, что живу именно в нашем городе, потому что он находится на одной из великих рек мира, и он сыграл большую роль в становлении морского флота на Дальнем Востоке» Галустов В.»), научились брать ответственность на себя, что выражалось в участии в экологических акциях.

Результаты развития деятельностного компонента говорят о том, что учащиеся еще не осознают своей роли в деятельности города, считают себя маленькими, однако отметим, что 58 % (до эксперимента 34 %) учащихся стали интересоваться новостями города и края, что выражалось в подготовке мини сообщений «События сегодня», когда учащиеся распределялись по группам на неделю и готовили репортажи обо всех важных событиях, произошедших на данной неделе в крае и городе.

Мотивационный компонент. Повышение мотивации к изучению Хабаровского края было замечено через активное участие воспитанников в конкурсах, викторинах, конференциях, акциях. Однако, Болдырев В., Гоголев К. выразили нежелание посещать занятия по краеведению. С этими учениками проведена беседа, выяснены причины нежелания сотрудничать, и определены дальнейшие планы по устранению данного факта.

Развитие личностного компонента выражалось в поступках, высказываниях и отношении учащихся друг к другу. К концу первого года обучения учащиеся научились такому важному качеству как взаимоуважение - когда говорит педагог, все слушают его, когда говорит ученик, все, в том числе и педагог, слушают данного ученика.

Развитие компонента саморазвития выражалось в положительных результатах по самодисциплине, когда хорошая мотивация (например, поездка в Хабаровск) была источником продуктивной работы на занятиях;   по стремлению к развитию своего умственного здоровья, что выражалось в написании исследовательских работ и участии в Городской эколого-краеведческой конференции «Люби и знай свой край», участии в городских конкурсах-выставках («Тигриный марафон», «Елочка», «Зимние фантазии»).

2 год обучения.

Развитие компонентов модели младшего школьника на втором году обучения мы будем показывать на примере тем, рассматриваемых на первом году обучения, так как программа «Моя Малая Родина» является концентрической.

Когнитивный компонент. Географическое положение города Комсомольска-на-Амуре (тема 1.2) изучалось на занятии, которое проводилось на набережной реки Амур в районе монумента «Первостроителям». При этом мы использовали ближайшее окружение учащихся – реку Амур и опыт учащихся - работа по карте с помощью компаса. Кроме того, на занятии мы использовали знания учащихся о городе, полученные на первом году обучения во время экскурсии на Амурсталевскую сопку.  Особое внимание обращалось на учащихся из группы с низким и средним уровнем развития когнитивного компонента. Им задавались вопросы, призванные углубить и закрепить их знания относительно географического положения города: где мы находимся? «У памятника,  у речного вокзала, на берегу реки, на набережной» - Синельников Я., Куницкая К., Юдина А., Пушкарева Ю., Прасов М., (группа с низким уровнем). А еще где? «В городе Комсомольске-на-Амуре, в Хабаровском крае, на Дальнем Востоке, в России». На этот вопрос смогли ответить учащиеся из группы со средним уровнем - Коновалов В., Резниченко Лиза, Резниченко Лидия, Шлягова Л., Рыкова А. Кто мы? (россияне, дальневосточники, комсомольчане). А еще кто? (граждане, патриоты) На данный вопрос ответили только четыре человека – Галустов В., Киселев В., Королев А., Вяткина К. из группы с высоким уровнем когнитивного компонента. Таким образом, в процессе ответов на вопросы учащиеся узнают, что набережная – это часть города, город – это часть края, край – часть страны, а мы ее граждане и патриоты. Ребятам был задан вопрос - почему вы патриоты своего города? Ответы можно распределить на три группы: люблю родину и свой город (64%, на первом году обучения 41%); не мусорю (16%, на первом году обучения 27%); знаю историю города (14%, на первом году обучения 0%). Надо отметить, что на первом году обучения 29% учащихся ЭГ вообще не ответили на этот вопрос, а 3% сказали, что они не считают себя патриотами города. На втором году обучения из 60 учащихся так ответило только 2 ученика – Селеверстов И. и Гоголев К. Появились и оригинальные ответы: «готов отдать все для города» Галустов В., «я уважаю и люблю культуру своего города» (Копаев Р.). Данные ответы показали, что у учащихся постепенно формируется  мнение о городе и о своей роли в его жизни. Если мы сравним ответы учащихся первого и второго годов обучения, то отметим, что после первого года обучения  младшие школьники на вопрос «Что должен делать гражданин города?» отвечали односложно – защищать город, любить город, знать свой город, поддерживать чистоту в городе, то после второго года обучения ответы приобрели осмысленность и значение: «защищать, уважать и рассказывать всем, что он самый главный» Емченко С., «не мусорить, не жечь мусор, экономить горячую воду и свет» Гриша Д., «соблюдать порядок и выполнять правила общества» Копаев Р., «знать свои права и обязанности» Вяткина К., Васильева В., Онищук М., Киселев В. Мы видим, что в лексиконе учащихся появились слова «право», «обязанность», «порядок», которые являются показателем развития гражданственности и патриотизма.

Тема «Символика Хабаровского края» (тема 2.2) была посвящена символам городов края. Для повышения уровня патриотизма учащимся с низким уровнем когнитивного компонента - Серковой Л., Юдиной. А., Трофименко В., Якимову Д.,  Прасову М., Болдыреву С., Бочарниковой Я., Синельникову Я. (низкий уровень) - было дано задание подготовить сообщения о символике городов Хабаровского края. Данное задание предполагало, что эти ученики, прежде всего, познакомятся с  городами края и расскажут о них своим одноклассникам. В конце занятия учащимся был задан вопрос: символика какого города в крае тебе понравилась больше всего. Герб Комсомольска-на-Амуре понравился 64% учащихся, флаг – 46%. Мы считаем, это связано с тем, что город Комсомольск-на-Амуре учащиеся хорошо знают и любят, тем самым подчеркивается значение ближайшего окружения младших школьников для развития гражданственности и патриотизма.

Развитие процессуального компонента проходило на экскурсиях при изучении таких тем как «Географическое положение Хабаровского края» (экскурсия на набережную Амура), «Растения и животные Хабаровского края» (экскурсия в Силинский лес), где мы обратили внимание на конструктивное взаимодействие в вопросах взаимопомощи и взаимоподдержки в группе Кашиной Д., Киселева В., Копаева Р., Королева А., Галустова В., и на деструктивное взаимодействие Демина Р., Болдырева С., Данилова Д., Синельникова Я., Мороко А., в связи с чем, с ними была проведена беседа – дискуссия на тему: «Я и другие», где данным учащимся предлагалось вспомнить различные жизненные ситуации, когда им необходима была помощь и поддержка других.

Деятельностный компонент развивался через активное участие воспитанников в написании мини исследовательских работ (Воронова К., Гриша Д., Копаев Р., Пальянов К., Зиновьева К., Каюмова С., Зеленков В., Коновалов В), и представления их своим одноклассникам. Кузнецова К., Онищук М., Чекамеева К. участвовали в городской эколого-краеведческой конференции «Люби и знай свой край» с работами: «Жизнь и быт домового воробья» (участие); «Цветки, плоды и семена растений пришкольного участка школы № 1» (первое место); «Река Силинка – любимый уголок родного города» (второе место) соответственно.

При изучении темы «Реки и озера Хабаровского края» (тема 4.2) с учащимися была организована экскурсия на Муниципальное унитарное предприятие Горводоканал, где они посетили водоочистные сооружения города. После экскурсии была проведена беседа, где учащихся наводящими вопросами подводили к тому, что каждый гражданин города должен беречь чистую воду, заботиться о тех ресурсах, которые дает нам природа. Таким образом, у учащихся формировались правила экологического поведения, которые являются основой экологической культуры.

Развитие мотивационного компонента проходило на всех занятиях по краеведению и в результате краеведческой деятельности. Ближайшее жизненное окружение и опыт учащихся, когда им знакомо то о чем говорит педагог и когда ребята могут «блеснуть» своими знаниями, мотивирует младших школьников на добросовестное выполнение заданий, участие во всевозможных акциях, конкурсах, викторинах. Приведем следующие цифры: если на первом году обучения из 60 предлагаемых конкурсов воспитанники ЭГ поучаствовали лишь в семи, то на втором году обучения – в 32.

Развитию личностного компонента способствовали вопросы такого характера: Какими качествами личности должен обладать патриот, гражданин? Какие патриотические качества личности есть лично у каждого из вас? Результаты приведены в таблице 14.

Таблица 14.

Качества личности

Степень проявления

До эксперимента

На втором году обучения

Ответственность

36,2%

44,4%

Честность

35%

41,4%

Общительность

53,7%

60%

Терпимость

45%

51,5%

Трудолюбие

43,7%

46,2%

Патриотизм

54,7%

68%

Любознательность

40%

52,8%

Самостоятельность

50%

50%

Самокритичность

31,2%

37,7%

Решительность

45%

42%

Гражданственность

41,2%

59,5%

Мы видим, что патриотизм, гражданственность, терпимость среди прочих качеств приобрели наибольшую значимость для учащихся, что свидетельствует о повышении уровня гражданственности и патриотизма.

Компонент саморазвития развивался в непосредственной взаимосвязи с деятельностным и процессуальным компонентами, когда учащиеся самостоятельно выбирали темы для мини исследовательских работ при изучении растений и животных Хабаровского края, участвовали в рефлексии на всех занятиях по краеведению, и отвечали на следующие вопросы: какие качества личности ты постарался развить в себе?, что тебе не понравилось в своем поведении? Если в начале года в рефлексии участвовало от 5 до 10 человек в каждой ЭГ, то к концу второго года обучения – от 10 до 20.

В результате на 2 году обучения после проведенного эксперимента по воспитанию гражданственности и патриотизма младших школьников через организацию краеведческой деятельности при использовании их жизненного окружения и опыта, мы можем констатировать о положительных результатах.

После второго года обучения развитие когнитивного и процессуального компонентов соответствовало уровню знаний и умений, выделенных в списке планируемых результатов к программе «Моя Малая Родина» за второй год обучения. Кроме того, на втором году обучения велась целенаправленная работа по развитию умений учащихся вступать в несложные дискуссии, обсуждать актуальные проблемы класса, города и края. Если на первом году обучения при обсуждении актуальных вопросов, например: распределения по группам, подготовка к конкурсу, сопровождалась криками и возмущениями, то в конце второго года обучения ребята терпимее стали относиться друг к другу, научились выслушивать мнения других, отстаивать свою точку зрения.

Результатами развития деятельностного компонента можно считать активное участие воспитанников в конкурсах (32 из 60 возможных), городских экологических акциях (5 из 5), тем самым, они направляют свою жизненную энергию на положительные и полезные дела, что является необходимым качеством гражданина и патриота.

Мотивация к познанию своей Малой Родины повысилась на 20%. Наблюдения на занятиях, экскурсиях, при практической деятельности, высказывания ребят показали, что большей части учащихся (71%) краеведческая деятельность приносит радость и удовлетворение, они хотят быть успешными не только в учебной деятельности, но и в гражданско-правовой сфере, что выражается в вопросах, задаваемых учащимися во время занятий: «имеют ли право родители увезти меня в другой город, если я не хочу?» Зеленков В. (1 ЭГ), «какие у меня есть права как у ребенка?» Королев А. (1 ЭГ), «когда играет гимн России, обязательно вставать?» Вяткина К. (2 ЭГ).

Результат развития личностного компонента в конце второго года обучения отражен в таблице 14, где мы видим, что такие качества как гражданственность, патриотизм и терпимость повысились с 41,2% до 59, 5%; с 54,7% до 68%, с 45% до 51,5% соответственно.

Компонент саморазвития развивался хуже всех остальных компонентов. Мы считаем, что это связано с обстановкой в обществе, когда родители и учителя боятся за детей, не отпускают их самостоятельно познавать окружающий мир. Особенно это чувствовалось в 2 ЭГ (школа №1), когда очень трудно было уговорить родителей и учителей отпустить учащихся на экологическую акцию, в поход или на экскурсию. В связи с этим, на третьем году обучения мы планируем более тесное сотрудничество с ближайшим окружением младших школьников – семьей.

3 год обучения.

Когнитивный компонент. На третьем году обучения географическое положение города и края изучалось в классе (тема 1.3). Учащимся были представлены карты мира, России, Хабаровского края. При рассмотрении географического положения Хабаровского края, начиная  со Вселенной, мы намеренно часто использовали прилагательные самая большая (ой) для активизации у учащихся гордости за свою планету, как единственную обитаемую планету Солнечной системы, самый большой континент на Земле - Евразию, самую большую по площади страну в мире - Россию, самый большой регион России – Дальневосточный, один из самых больших субъектов РФ – Хабаровский край и третий по величине на Дальнем Востоке город – Комсомольск-на-Амуре. Если на первом году обучения учащиеся из группы с низким уровнем когнитивного компонента  - Матвеева Н., Кулагина Р., Пальянов К., Болдырев С. - говорили, что хотят уехать «в город, который больше, чем Комсомольск-на-Амуре», то через два года изучения краеведения мнения учащихся выглядят следующим образом: Кулагина Р.: «Я и не знала, что у нас такой красивый и большой город», Пальянов К.: «Наш город такой маленький и здесь спокойно, а в Москве постоянно происходят преступления», Матвеева Н.: «Я была в Хабаровске и там столько машин на дорогах, что ходить страшно, у нас лучше», Болдырев С.: «Я лучше буду здесь жить, потому что все близко». Таким образом, мы видим, что у учащихся по мере изучения города меняется мнение о нем. Они начинают свой опыт пребывания в других городах переносить на город, в котором живут, и сравнивать их. Таким образом, использование ближайшего окружения и опыта младших школьников для развития гражданственности и патриотизма дает результаты на третьем году обучения.

При изучении темы «Символика Хабаровского края» (тема 2.3) учащиеся выступали в роли ведущих игры по станциям «Символика Хабаровского края». Игра проводилась среди учащихся, не изучающих краеведение, и включала вопросы по геральдике Хабаровского края. Ребята еще раз повторили данную тему при подготовке к игре, а затем проверяли знания по данной теме, приходивших на их станцию учеников. Ведущими выступили учащиеся низкого (5 чел.) и среднего (6 чел.) уровня сформированности когнитивного компонента, тогда как ребята с высоким уровнем помогали готовить данное мероприятие вместе с педагогом. Практика привлечения учеников в качестве учителей показала, что учащиеся с ответственностью подходят к данному мероприятию, стараются оправдать возложенное на них доверие.

Темы «Реки и озера Хабаровского края» (тема 4.3), «История Хабаровского края» (тема 6.3) на третьем году обучения раскрывалась в классе. Учащиеся работали с физической и контурной картой Хабаровского края. Выполняя задание «Путешествие по родному краю» (темы «Рельеф и полезные ископаемые Хабаровского края», «Реки и озера Хабаровского края») или путешествуя с исследователями 17-19 вв. по Хабаровскому краю (тема «История Хабаровского края») ребята представляли себя туристами, которые с тяжелыми рюкзаками на лодках или пешком, на лыжах или на собачьих упряжках путешествую по родному краю или исследуют его. Здесь мы использовали туристический опыт младших школьников, когда они вспоминали свои походы, либо путешествия, увиденные ими в кино.

Процессуальный компонент развивался через предоставление учащимся побыть в роли учителя, при этом происходит повышение ответственности, особенно у учащихся  с низким уровнем развития данного компонента – Болдырева С., Морозовой Д., Синельникова Я.

Деятельностный компонент развивался в процессе написания учащимися коллективной исследовательской работы «Берегите чистую воду!». Воспитанникам необходимо было за неделю подсчитать количество воды, которое каждый из них потребляет во время умывания, стирки, при мытье посуды за неделю. Позже ученики делились впечатлениями о реакции родителей, братьев и сестер на их деятельность. У Матвеевой Н., Вьюнова В. мама выкинула листок с расчетами и убрала стакан для подсчетов из ванны, «сказала, что лучше бы учебой занимался». У многих детей родители отнеслись с пониманием к эксперименту и  помогали рассчитывать количество воды (Чекамеева К., Кашина Д., Данилов Д., Вяткина К, Зиновьева К.), а у Таракановского Л., Демина Р., Каюмовой С., Болдырева С. родители даже не поинтересовались, чем занят ребенок. Таким образом, мы видим, что для формирования гражданственности и патриотизма младших школьников, имеет значение понимание и поддержка близких и родных. Тогда ребята чувствуют, что поступают правильно. Поэтому одним из первых педагогических условий гражданского и патриотического воспитания мы определили использование жизненного окружения младших школьников. В течении трех лет нами было проведено несколько родительских собраний, на которых родители заполняли анкеты, участвовали в дискуссиях, высказывали свое мнение о краеведческой деятельности их детей.

Мотивационный компонент развивался через создание ситуации успеха для Вороновой К., Морозовой Д., Друговой И., Юдиной А., Гоголева К., когда педагог сознательно перехвалил возможности и успехи ребят во время практической работы с атласами при изучении темы «Реки и озера Хабаровского края».

Личностный компонент развивался через возвеличивание (прилагательное «самый большой») планеты Земля, страны России, Дальневосточного региона и Хабаровского края у воспитанников формируется чувство гордости за свою Малую Родину (патриотизм). Используя первое педагогическое условие, мы опирались на ближайшее окружение ребят, задавая вопросы следующего характера: по какому адресу ты живешь?, какие отношения у тебя с соседями по подъезду?, ты здороваешься с жильцами своего дома?, какие права и обязанности есть у людей, проживающих в одном подъезде? Данные вопросы призваны пробудить в учащихся такие качества личности как взаимовыручка, ответственность, патриотизм, терпимость.

Компонент саморазвития. Развитие самостоятельности в выполнении заданий достигалось через разноуровневую систему обучения, когда учащимся низкого уровня развития данного компонента был дан облегченный вариант выполняемых заданий с физическими и контурными картами по таким темам как «История Хабаровского края и города», «Реки и озера Хабаровского края и города».

В результате на 3 году обучения после проведенного эксперимента по воспитанию гражданственности и патриотизма младших школьников через организацию краеведческой деятельности при использовании их жизненного окружения и опыта, мы можем констатировать о положительных результатах.

После 3 года обучения развитие когнитивного и процессуального компонентов соответствовало уровню знаний и умений, выделенных в списке планируемых результатов к программе «Моя Малая Родина» за третий год обучения.

Результатом развития деятельностного компонента можно считать большой процент (82%) участия воспитанников в туристско-краеведческой деятельности: экскурсиях, акциях, конференциях, операциях, направленных на положительные и полезные дела; 89% (на втором году обучения 68%) учащихся интересуются новостями и событиями города и края о чем свидетельствуют оформленные уголки «Местных новостей» в каждой группе. На первом году обучения лишь 31% учащихся посещали разнообразные физкультурно-спортивные секции и ходили в походы выходного дня зимой на лыжные базы «Снежинка» и «Хапсоль». На третьем году обучения эта цифра поднялась до 67%, что свидетельствует о направленной деятельности учащихся на укрепление своего здоровья.

Результатом развития мотивационного компонента мы считаем 100% сохранность контингента учащихся  к концу третьего года обучения. Младшие школьники стремятся к познанию своей Малой Родины, при этом распределение основных мотивов отражено в таблице 15., после того как учащимся был задан вопрос «Почему вы изучаете край?».

Таблица 15.

Мотив

1год обучения

2 год обучения

Я должен

12%

33,3%

Мне интересно

61%

65%

Меня похвалят

24%

24%

Расскажу о нем всем

8%

16%

Буду его беречь

3%

15%

Как видим, на первом году обучения преобладают внутренние мотивы (мне интересно, меня похвалят), которые ко второму году обучения постепенно сменяются внешними (расскажу о нем всем, буду беречь). Отметим и повышение процента учащихся, которые изучение своего края рассматривают как долг, обязанность, но все же интерес продолжает преобладает над другими мотивами, что выражает особенности младшего школьного возраста.

Результатом развития компонента саморазвития можно считать умение учащихся оценивать свою деятельность (71%), самостоятельно выполнять задания для своего уровня развития (85%), стремление к умственному развитию (участие в конкурсах, викторинах, конференциях) и физическому развитию (посещение спортивных секций, участие в лыжных походах, соревнованиях: «Лыжня России», ЛОТ – Марафон «Мяо-Чан»).

Таким образом, при реализации первого педагогического условия, а именно использование жизненного окружения и опыта младших школьников, для их гражданского и патриотического воспитания через организацию краеведческой деятельности были выявлены следующие закономерности:

  1. Учащиеся лучше воспринимают информацию, которая касается непосредственно их самих, либо ближайшего окружения: семьи, родственников, знакомых мест в городе и за его пределами.
  2. Повышению патриотических качеств личности младшего школьника способствуют эмоционально насыщенные виды деятельности, где воспитанник может проявить себя как субъект, применить свои знания и умения: походы, экскурсии, мультимедийные презентации, дискуссии.
  3. Развитие гражданственности у младшего школьника, когда проявляются ответственное отношение к окружающим, к природе, к себе происходит в результате практико-ориентированной деятельности, а именно: экологических акциях, операциях, конференциях, конкурсах.

В результате целенаправленной работы на формирование любви к Малой Родине и ответственности за нее, через наблюдения и анализ выполняемых работ, высказываний и поведения учащихся мы можем сделать вывод о том, что введение нами первого условия, а именно использование жизненного окружения и опыта младших школьников способствовало гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников через организацию краеведческой деятельности.

Однако, мы не предполагали в данном параграфе дать количественные и качественные данные о влиянии первого условия на гражданское и патриотическое воспитание младших школьников. В силу комплексности и взаимосвязанности выделенных нами условий эффект от их применения проявится только при реализации всего комплекса выделенных условий.