Высказывания и тексты с ошибками для редактирования на уроках русского языка


Авторы: 
- Щепкина О.П. - подписаться на статьи автора
- Брикова И.Ю. - подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2023 Выпуск 1 - подписаться на статьи журнала

Тексты, составленные с ошибками, специально созданные так называемые дефектные тексты, представляют собой систему упражнений, направленных на развитие умения определять и исправлять различные виды лингвистических ошибок и избегать этих ошибок при составлении собственных текстов.

В статье предлагается практический материал по редактированию как предложений, так и текстов, различных по функциональной принадлежности, на примере которых можно рассмотреть нарушения языковой нормы – правил образования грамматических форм различных частей речи, правил синтаксической связи слов в предложении.

Поиск ошибок и вариантов исправления текстов, содержащих однотипные грамматические или стилистические ошибки, способствует развитию у учащихся практических умений и навыков составления собственных письменных и устных высказываний, повышению общей речевой культуры. Практика показывает, что данный материал обладает большим практическим учебным потенциалом и может быть полезен учителям-словесникам при проведении уроков русского языка, родного русского языка, на занятиях по подготовке к итоговому сочинению и ЕГЭ по русскому языку.

Приведем для примера образцы предложений и текстов, направленных на отработку некоторых грамматических правил и ориентированных на грамматическую и стилистическую правку.

1. Образование формы множественного числа имен существительных. В каких предложениях допущены грамматические несоответствия?

  1. В документе адмирал ставил свой инициал.

  2. Плачет дочка-лапочка: потерялась тапочка.

  3. Мила разлила чернила, и попало на перило.

  4. Чтобы сделать выборы, приходи на выборы.

  5. В магазинах масел нет – и заглох кабриолет.

  6. Замените ржавый рельс – скоро здесь пойдет экспресс.

  7. Я купил позавчера для варенья сахара.

  8. Очень жалуют французы и томат, и кукурузы.

  9. Хлебы в печке поднялись и на славу удались.

  10. Делал он у бочек донья лучше всех во всем Придонье.

Ответ: 1) инициал (есть форма ед.ч.). 2) тапочка (есть форма ж.р.). 3) перило (нет формы ед.ч.). 4) выборы ((в первом значении нет формы ед.ч.). 5) масел (кабриолет (при указании на вид вещественного существительного (моторные масла) возможна форма мн.ч.). 6) рельс (есть форма м.р. ед.ч.). 7) сахара (в значении «пищевой продукт» нет формы мн.ч.). 8) томат, кукурузы (нет формы мн.ч. у второго существительного). 9) хлебы (есть форма мн.ч. в значении «тесто для выпечки»).10) донья (есть форма мн.ч.).

2. Образование грамматических форм имен существительных. Укажите грамматические ошибки в тексте, отредактируйте текст.

Отправляемся в поход

Итак, настал последний день сборов в поход. В большой рюкзак я поклал две пары кед и три пары джинс без лампасов, по две пары гольф и носок. «Не мешало бы еще захватить лишнюю пару ботинок и сапогов», - подумалось мне. Но ведь нужно еще предусмотреть место для провизии!

Друг посоветовал мне взять сочных гранатов и мандарин, а еще спелых яблок. Из других кушаний в отдельную коробку мы поклали бабушкиных оладьев и солений из зеленых помидор и красных томатов, пять банок шпротов, а еще пару пачек печений и вафлей. Из вещей, незаменимых в походе, пришлось взять несколько полотенцев, зеркалец и тонких одеялец. Я хотел взять по паре легких гантелий, но друг меня отговорил. Мы ведь и так будем исследовать много подземельев и ущельев в горах, а также верховьев, низовьев и устьев рек, ходить вдоль побережий, так что спортивной нагрузки будет немало!

Итак, скоро все необходимые вещи и продукты были укладены, и мы стали с нетерпением ждать часа отправления в поход.

Ответ:

Итак, настал последний день сборов в поход. В большой рюкзак я положил две пары кедов и три пары джинсов без лампасов, по две пары гольфов и носков. «Не мешало бы еще захватить лишнюю пару ботинок и сапог», – подумалось мне. Но ведь нужно еще предусмотреть место для провизии!

Друг посоветовал мне взять сочных гранатов и мандаринов, а еще спелых яблок. Из других кушаний в отдельную коробку мы положили бабушкиных оладий и солений из зеленых помидоров и красных томатов, пять банок шпрот, а еще пару пачек печений и вафель. Из вещей, незаменимых в походе, пришлось взять по паре полотенец, зеркалец и тонких одеялец. Я хотел взять несколько легких гантелей, но друг меня отговорил. Мы ведь и так будем исследовать много подземелий и ущелий в горах, а также верховьев, низовьев и устьев рек, ходить вдоль побережий, так что спортивной нагрузки будет немало!

Итак, скоро все необходимые вещи и продукты были уложены, и мы стали с нетерпением ждать часа отправления в поход.

3. Найдите и исправьте в тексте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов. Отметьте другие нарушения грамматической нормы.

Ранним утром в деревне

Как только утренний свет забрезгает в окне, я встану и побежу в поле. Я очутюсь посреди высоких трав, калыхаемых легким ветерком, и ляжу на этот зеленый душистый ковер, широко раскидав руки.

Устремив взгляд в небо, можно заметить, что иногда облака двигаются в разные стороны. А что двигает человеком, когда он пристально наблюдает над природой? В такие минуты его душа не дремает, а с радостью внимает гармонии окружающего мира.

Высоко пролетает стая журавлей. Кажется, будто именно тебе они курлыкуют и махают крыльями.

Неподалеку река. Ее гладь тихо зыбется, так что отражение солнца даже не колебается. Ивы, растущие у берега, полоскают длинные ветви в воде. К реке привели лошадей. Они быстро напились и стали купаться. Пастух их стерегет, а лошади метаются туда-сюда, ветер трепает их гривы, и мелкие капли воды брызгают во все стороны, а в моих глазах брызгает радость, наблюдая за этими красивыми животными.

Чтобы мне было лучше видно окрестности, я забрался на дерево. Надо сказать, что я отлично лазию по деревьям, а вот мой друг немного боится – он лазиет не очень хорошо.

Хоть езжайте за тридевять земель, но сколько ни ездийте, такой красоты, как здесь, в деревне, вы больше нигде не отыскаете.

Ответ:

Как только утренний свет забрезжит в окне, я встану и побегу в поле. Я очутюсь посреди высоких трав, колышимых легким ветерком, и лягу на этот зеленый душистый ковер, широко раскинув руки.

Устремив взгляд в небо, можно заметить, что иногда облака движутся в разные стороны. А что движет человеком, когда он пристально наблюдает за природой (природу)? В такие минуты его душа не дремлет, а с радостью внимает (внимает, внемлет) гармонии окружающего мира.

Высоко пролетает стая журавлей. Кажется, будто именно тебе они курлычут и машут крыльями.

Неподалеку река. Ее гладь тихо зыблется, так что отражение солнца даже не колеблется. Ивы, растущие у берега, полощут длинные ветви в воде. К реке привели лошадей. Они быстро напились и стали купаться. Пастух их стережет, а лошади мечутся туда-сюда, ветер треплет их гривы, и мелкие капли воды брызжут во все стороны, а в моих глазах брызжет радость, когда я наблюдаю за этими красивыми животными.

Чтобы мне было лучше видно окрестности, я взобрался на дерево. Надо сказать, что я отлично лажу по деревьям, а вот мой друг немного боится – он лазит не очень хорошо.

Хоть поезжайте за тридевять земель, но сколько ни ездите, такой красоты, как здесь, в деревне, вы не отыщете.

4. Неоправданное повторение союзного слова «который». Отредактируйте текст, заменив придаточные определительные синонимичными конструкциями.

Пирамидион

Пирамида Хеопса, которая является самой высокой из всех египетских пирамид, в древности имела высоту более 140м. Считается, что вершину пирамиды образовывал позолоченный камень, который назывался пирамидион. Он имел пирамидальную форму и напоминал «Бен-бен» - камень, который древние египтяне считали священным. Именно на «Бен-бен», по преданию, упали первые лучи солнца бога Атума, которого почитали как создателя пантеона богов и всего сущего, а также отождествляли с богом Ра. Кроме того, этот камень ассоциировался с птицей Феникс, которая является символом возрождения.

Грани пирамидиона, которые были покрыты листами позолоченной меди, сияли в лучах солнца, которое восходило над землей или заходило за горизонт. Среди пирамидионов, которые хранятся в Каирском музее, нет того, который венчал знаменитую пирамиду. На пирамидионах, которые сохранились до наших дней, можно увидеть иероглифы – высеченные надписи с именами фараонов, особыми наставлениями или обращениями к богу Ра.

Ответ:

Синонимичными конструкциями могут быть обособленные определения и приложения.

Пирамида Хеопса – самая высокая из всех египетских пирамид – в древности имела высоту более 140м. Считается, что вершину пирамиды образовывал позолоченный камень – пирамидион. Он имел пирамидальную форму и напоминал «Бен-бен» – камень, считавшийся священным у древних египтян. Именно на «Бен-бен», по преданию, упали первые лучи солнца бога Атума, которого почитали как создателя пантеона богов и всего сущего, а также отождествляли с богом Ра. Кроме того, этот камень ассоциировался с птицей Феникс, являющейся символом возрождения.

Грани пирамидиона, покрытые листами позолоченной меди, сияли в лучах восходящего и заходящего солнца. Среди пирамидионов, хранящихся в Каирском музее, нет того, который венчал знаменитую пирамиду. На сохранившихся до наших дней пирамидионах можно увидеть иероглифы – высеченные надписи с именами фараонов, особыми наставлениями или обращениями к богу Ра.

5. Ошибка в построении предложений с однородными членами; употребление производных предлогов.

«Ночь искусств»

«Ночь искусств» – это известное и любимое всеми событие. Люди, которые любят и восхищаются искусством, в эту ночь планируют и отправляются на экскурсии и различные культурные мероприятия. В «Ночи искусств» не только участвуют музеи, но и театры, концертные площадки, библиотеки. Согласно распоряжения Министерства культуры РФ, акция проходит в рамках празднования Дня народного единства. Моя подруга всегда интересуется об этом событии.

Я была удивлена ее решительности и активности. Мы с ней, согласно расписания, собрались отправиться и посетить сначала музеи, потом театры. Я только беспокоилась за сына, который не мог поехать с нами, ввиду плохого самочувствия. Встретившись с подругой, мы долго обсуждали и говорили о последних событиях в мире и не заметили, как добрались до музея А. С. Пушкина. Каждый зал представлял из себя отдельное произведение Пушкина: Пиковая дама, Медный всадник и другие знаменитые и любимые читателями персонажи. По окончанию экскурсии мы восхитились и оставили отзыв на качественную организацию выставки и уютную атмосферу. Мы с подругой будем надеяться и верить в появление и успешное проведение новых культурных мероприятий не только в столице, а также в других городах.

Вариант правки.

«Ночь искусств» – это всем известное и любимое многими событие. Люди, которые восхищаются искусством, в эту ночь планируют экскурсии и отправляются на различные культурные мероприятия. В «Ночи искусств» участвуют не только музеи, но и театры, концертные площадки, библиотеки. Согласно распоряжению Министерства культуры РФ, акция проходит в рамках празднования Дня народного единства. Моя подруга всегда интересуется этим событием.

Я была удивлена ее решительностью и активностью. Мы с ней, согласно расписанию, собрались сначала посетить музеи, потом отправиться и театры. Я только беспокоилась о сыне, который не мог поехать с нами из-за плохого самочувствия. Встретившись с подругой, мы долго обсуждали последние события в мире и, говоря о них, не заметили, как добрались до музея А. С. Пушкина. Каждый зал представлял собой отдельное произведение Пушкина: Пиковая дама, Медный всадник и другие любимые читателями знаменитые персонажи. По окончании экскурсии, восхитившись уютной атмосферой, мы оставили отзыв о качественной организации выставки. Мы с подругой верим в появление новых культурных мероприятий, надеясь, что они будут с успехом проводиться не только в столице, но и в других городах.

Литература

  1. Балуш Т.В. Русский язык: тематический тренажер. – Минск: Попурри, 2018

  2. Зуева Т.А. Стилистическая правка и редактирование дефектных высказываний и текстов: учебное пособие / ФГБОУ ВО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2016 

  3. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. – М.: Высшая школа, 1995

  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003 

  5. Савко И.Э. Русский язык. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы. – Минск: Харвест, 2008 

  6. Антошкина А.А. Негативный текст как средство формирования у школьников регулятивных универсальных учебных действий /Учебные записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/negativnyy-tekst-kak-sredstvo-formirovaniya-u-shkolnikov-regulyati... (дата обращения: 23.11.2022).