Байматова М. С. Городские педагогические чтения как форма работы по патриотическому воспитанию // Информ-образованиe. 2016. Выпуск 1. C. 196-199.
В статье отражены особенности проведения городских педагогических чтений по патриотическому воспитанию обучающихся в образовательных учреждениях, показаны разнообразные формы работы и подачи материалов участниками конкурса в работе с обучающимися.
Kлючевые слова: гражданское и патриотическое просвещение, городские педагогические чтения, программа, проект.
THE CITY PEDAGOGICAL READINGS AS A FORM OF PATRIOTIC EDUCATION WORK
Margarita S. Baimatova
The article reflects the peculiarities of city pedagogical readings on the students' patriotic education in educational institutions, it describes various forms of work and presentation of material by participants of the contest during work with students.
Keywords: civil and patriotic education, city pedagogical recitals, program, project.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
О значимости гражданского и патриотического просвещения и воспитания молодежи неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ [Современные… 2010], это отмечено и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» [Постановление…], ориентированной на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального. Значимость патриотического воспитания детей и подростков особенно остро встала в последние годы (события в Украине, во Франции и т. д.).
26 ноября 2015 г. муниципальным учреждением дополнительного образования «Детско-юношеский центр Волгограда» совместно с департаментом по образованию администрации Волгограда были успешно проведены городские педагогические чтения по теме «Система патриотического воспитания обучающихся в образовательном учреждении: содержание и формы деятельности, методики и технологии воспитания» педагогов образовательных учреждений Волгограда. Это одно из старейших учреждений дополнительного образования детей России.
Из истории МОУ ДЮЦ Волгограда [Детско-юношеский…]:
«В 1936 году Дворцу пионеров было передано здание, в котором на тот момент размещался горком партии.
Это здание было построено по заказу Царицынского купца К. В. Воронина. Внутренние интерьеры особняка впечатляли. При отделке стен и лестниц использовался белый, розовый, зеленый, красный и черный мрамор. Стены украшала художественная лепнина. Полы – инкрустированный паркет. Здание было облицовано финским гранитом. Реставрация и переоборудование здания были проведены в течение трех месяцев. В здании было 38 комнат».
Здесь были созданы все условия для творческого развития детей.
Когда началась Великая Отечественная война, педагоги и воспитанники Дворца пионеров стали помогать фронту.
Из истории МОУ ДЮЦ Волгограда:
«Дворец продолжил свою работу и в первые месяцы войны. Кружок рукоделия приступил к массовому пошиву белья для госпиталей. Юные химики расфасовывали медикаменты и перевязочные средства для полевых медсанбатов. В типографии печатались повестки. Симфонический оркестр дворца играл на городском радио, заменяя музыкантов, ушедших на фронт. Дети, посещающие художественные кружки, давали концерты на призывных пунктах и в госпиталях. Юные техники делали деревянные корпуса для противотанковых мин. Воспитанники изостудии рисовали почтовые открытки для красноармейцев.
9 декабря 1941 г. городской комитет обороны принял решение о закрытии Дворца пионеров. 10 декабря здание дворца занял штаб Харьковского военного округа. Но кружки продолжили работу в школах № 8, 9, в помещениях музыкального техникума и радиостудии.
В ходе Сталинградской битвы здание дворца было разрушено и не подлежало восстановлению».
Даже в дни лихолетья педагоги и воспитанники Сталинградского дворца пионеров проявили свою высокую патриотическую и гражданскую позицию.
И неслучайно, что инициатором городских педагогических чтений является педагогический коллектив муниципального учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр Волгограда», которому в мае 2016 г. исполняется 80 лет.
Для участия в городских педагогических чтениях в оргкомитет было представлено 60 конкурсных материалов от 77 педагогов из 30 образовательных учреждений г. Волгограда.
Городские педагогические чтения проводились в два этапа на конкурсной основе: I этап – заочный, который состоял из выбора темы, самостоятельного написания участником текста выступления, II этап – защита стендового доклада, мультимедийной презентации, публичного выступления. Материалы, представленные педагогами дополнительного образования на городских педагогических чтениях, были разнообразными – это статьи, в которых были раскрыты особенности в воспитании патриотизма средствами музыки, музейная педагогика как инновационная технология воспитания детей с ОВЗ, модели системы гражданско-патриотического образования и воспитания, экскурсоводческий практикум, работа в кружке, использование интерактивных игр, организация и проведение сюжетно-ролевых игр, патриотическое воспитание средствами литературного краеведения.
Участниками городских педагогических чтений использовались и такие формы подачи материалов, как:
– программа внеурочной деятельности как педагогическое средство формирования семейно-родовой и гражданской идентичности;
– историческая фотореконструкция;
– методическая разработка «урока Победы», классного часа, внешкольного мероприятия или виртуальной экскурсии на одну тему;
– творческая игра «Русский дом» для объединений декоративного профиля;
– создание Книги памяти как формы патриотического воспитания учащихся.
Большим разнообразием на городских педагогических чтениях были представлены проекты, которые рассматривались как реализация социально-значимых проектов и акций:
– видеопроект «Был на свете мой солдат» как реализация идеи создания видеоархива о родственниках – участниках войны;
– проект «Стань воином! Сталинград сегодня» в муниципальных общеобразовательных учреждениях – для повышения качества допризывной подготовки молодёжи в рамках обучения в общеобразовательном учреждении;
– социальный проект учащихся седьмого класса «Память о Сталинграде жива!», чтобы никто, совершивший подвиг во имя победы над немецко-фашистскими захватчиками, не был забыт;
– учебные проекты при обучении математике – как средство патриотического воспитания школьников во внеурочное время;
– проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания;
– формирование понятия «реликвия» в рамках проекта «Собираем семейный архив»;
– долгосрочный проект «Российско-австрийский мост», его цель – развитие толерантного отношения к представителям других народов.
Можно с уверенностью сказать, что педагогические чтения в нашем городе носят открытый характер, так как в составе участников – педагоги образовательных учреждений всех районов города Волгограда.
На протяжении долгого времени педагоги применяют разнообразные приемы, формы и методы патриотического воспитания. В своих работах они показывают, что патриотическое воспитание необходимо не только для взрослых граждан страны, оно особенно важно для подрастающего поколения. Умелое использование патриотического воспитания в работе с детьми ведет педагога к успеху в воспитании настоящего гражданина России.
Литература
Детско-юношеский центр Волгограда [Электронный ресурс]. URL: ctc.volgoadmin. ru/index.php/istoriya-dyuts.
Постановление Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» № 795 от 05.10.2010 [Электронный ресурс]. URL: https:www.referent.ru/1/165085.
Современные технологии историко-патриотического просвещения: курс лекций. М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://topreferat. znate.ru/docs/index-181.html (дата обращения: 22.04.2015).