RU/ EN

Евро-азиатский Центр мегаистории и системного прогнозирования

Знак одновременно заключает в себе несколько смысловых значений. Рисунок спи¬рали и метафоричное изображение клубка — символизирует развитие истории, клу¬бок истории в хитросплетении нитей, в которых надо разобраться. Форма знака, напоминающая галактику или планету, символизирует космос, вселенную, безгра¬ничный масштаб деятельности организации. Обрамление яйцевидной формы или формы гелиосферы — символизирует некое начало, «колыбель Вселенной».

Центр был учрежден 25 мая 2011 года Учёным Советом Института Востоковедения Российской академии наук (председатель Совета – д.и.н. В. В. Наумкин)

Руководитель Гринин Л. Е.
      Зам. руководителя Коротаев А. В.

Задачи и направления работы
Контакты
Сотрудничество
Публикации под грифом центра
Конференции и прочие события

Манифест Барри Родрига на конгрессе GF2045:

"Будущее – это измерение, к которому стремятся все формы жизни"

Будущее – это измерение, к которому стремятся все формы жизни. В движении современного общества особенно быстрыми являются технологические инновации, развивающиеся экспоненциально.

Подобные инновации имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Некоторые инновации улучшают качество жизни (в области медицины, питания и жилья), некоторые же технологии обеспечивают лишь развлечения. А некоторые привносят в мир дисбаланс и неравенство, как например, исключение целой группы людей из мирового процесса или деградация планетарного биома. А развитие орудий массового уничтожения несет в себе определенные негативные последствия.

В основном, эти проблемы не предумышлены. Мало кто намеренно пытается навредить другим. Большинство трагедий, как например, химическая авария в Бхопале, ядерная авария в Чернобыле или разлив нефти в Мексиканском заливе, были случайностью. И тем не менее, эти проблемы выражают ценности, заботы и приоритеты сегодняшней мировой цивилизации.

Денежное вознаграждение и то, что можно на него приобрести, стало общим стандартом современного мира. Потребительство в крупном масштабе существует рядом с бедностью. Даже беднейшие слои населения стремятся к банальным формам потребительства. Это результат монополий рынка и всеобъемлющих средств массовой информации. Это также указывает на то, насколько мы не ценим предметы первой необходимости, такие как воду или деревья, пока их не сбывают под маркой "Perrier" или "Ikea".

Зачастую натуральные мировые ресурсы и технологическая креативность – явления очень дорогостоящие. Например, в поисках краткосрочной прибыли общество использует скабрезные устаревшие энергосистемы. Результат - загрязненные города, сокращение нефтяных ресурсов. Это грозит будущим поколениям проблемами со здоровьем и ухудшением окружающей среды, недостатком энергоресурсов для корректировки этих проблем. Такие противоречия можно увидеть везде в современном мире. Действительно, есть угроза появления "островков", населенных образованной и состоятельной элитой, что окружены смертью и распадом.

Быстрое искоренение видов растений и животных и экосистем в мире серьезно угрожает коллективному биому планеты. Все мировые кризисы взаимосвязаны между собой, поэтому национальное управление технологическими инновациями, производством и маркетингом лежит в центре не только нашего благополучия, но и выживания на земле.

Как инновация может адресовать проблемы ценностей и приоритетов?

Большинство людей на земле не имеют доступа к наукоемким текнологиям. 30% людей имеют доступ к информационным и компьютерным технологиям. На самом деле это не значительна цифра: только 2 миллиарда человек из 7. В добавок, большинство из этих "неподключенных" граждан испытывают недостаток в чистой воде, калорийной пище, медобслуживании, нормальных жилищных условиях, образовании. Если бы эти люди не были отрезаны от мирового процесса, они бы внесли в развитие глобальной инновации огромный вклад.

Хотя инновация часто представляется как технологический процесс, ее нужно применять везде и ко всему. Нам нужны инновации в семейных делах и в бизнесе. Инновации нужно направить на экологическое равновесие видов и разрушение неорганической среды обитания. Нужно найти альтернативы войне и оружейной промышленности. То есть инновация – это процесс, который должен быть применен ко всему существующему.

Необходимы глобальные механизмы для рассмотрения и регуляции инноваций. Рискованная и безответственная имплементация технологической и других видов инноваций только ради наживы, без рассмотрения последствий, представляет собой серьезную угрозу. Особенно это актуально, если принять во внимание разрушительный и быстрый характер генетического инженирования и нано-технологий. Таким образом, в тандеме с технологическими инновациями нам необходимы инновации социальных механизмов для их регулирования.

На данный момент инновация – это своего рода лоскутное одеяло. В некоторых случаях она создается отдельными личностями или группами людей, в некоторых - исследовательскими центрами, институтами или агенствами, а иногда национальными или международными программами. Иногда она исходит из военной или теоретической адаптации, иногда из нужд общества, иногда из нужд корпораций. Она действует по вертикали, горизонтали или из стороны в сторону. Интернет, как твиттер, так и электронный адрес, существенно повлияли на мировое сообщество. Но хотя обмен инновациями происходит через журналы, конференции и личную коммуникацию, по большей части он беспорядочен, несогласован и остается незамеченным.

В мировом масштабе необходима хорошо скоординированная смена парадигмы.

Враждебный, анти-интеллектуальный, ориентированный на деньги характер политической и корпоративной деятельности замедляет процесс изменения. Меня особо волнует тот факт, что технологические инновации станут оправданием для разрушения нашей планеты. Идея, что технологии дают нам право на полное потребление окружающего мира – современная форма deus ex machine, подмена богов технологиями – заложена в принципе "технологии нас спасут."

Хотя прогрессивное движение внутри капитализма, власти, религии и образования существует, оно слишком незначительное и запоздалое. Государственный и корпоративный капитализм – две стороны одной монеты, которой не купишь наше спасение. Постоянный рост и доходы капитализма невозможно поддерживать, особенно в нашем перенаселенном и стратифицированном мире. Но все-таки нам необходимы поощрение и вознаграждение труда и инновации, которые могут быть обеспечены только системой свободного рынка.

Таким образом, единственный шанс для смены парадигмы остается в руках тех, кто наиболее быстро и эффективно может собирать и распределять инновации в мире. Это потребует глобальной кооперации ученых, бизнесменов, общественных лидеров, граждан, рабочих, бедных и богатых, философов и духовных лидеров, общественных активистов и многих других. То есть потребуется новое партнерство.

Как это осуществить? Какому процессу мы должны следовать?

На московском Конгрессе Глобальное будущее 2045 мы услышали замечательные и новаторские идеи, которые безусловно очень важны, но ГЛАВНЫЙ ВОПРОС в том, как их связать, как их продвигать, как их популяризовать - чтоб создать новое мировое сознание, новую мировую цивилизацию - в то, что мой друг Дэвид Хукс называет "глобальным просвещением".