Эволюция государственности и государственных политических институтов (база данных) (проект реализуется при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 17-06-00464)

11 января 2019
     Государство является важнейшим институтом общества, а переход к государственности, равно
как и переход к новым эволюционным уровням государственности означал (и означает) появление
и/или трансформацию целого комплекса институтов общества, поскольку государство, обладая
верховной властью, способно влиять,  изменять или контролировать практически любые институты общества.
База данных
Поэтому в процессе эволюции государственности фактически отражена и эволюция политических институтов. Как показано ниже, переход к раннему государству или новой эволюционной стадии государственности (развитому и зрелому государству) означает крупные изменения в политических институтах.

Согласно теории, которая развивается в рамках проекта «Историческая динамика политических институтов: от локальной потестарности к глобальной Мир-Системе» (номер проекта РФФИ 17-06-00464), в эволюции государственности можно выделить три основные стадии: раннее государство – развитое государство – зрелое государство. Ниже будут даны определения этих типов государств. Они отличаются уровнем системности, организованности, наличия и развитости политических институтов, опорой на разные по уровню развития этнополитические типы организации обществ, а также разной способностью к сохранению идентичности и взаимоотношения с обществом. Переход на новую эволюционную стадию государственности не происходит автоматически. Напротив, только часть государств более низкой эволюционной стадии способно трансформироваться в более сложный тип государства.

Каждое конкретное государство на определенных эпохах своего развития обладает уникальностью и неповторимостью в своем развитии. Поэтому скорость достижения тех или иных эволюционных стадий государственности и перехода со стадии на стадию (равно как и сама способность к такому переходу) различается от государства к государству и от эпохи к эпохе (нередко также государства заимствуют новые институты, чем ускоряют свое развитие или иногда создают напряжения, ведущие к коллапсу). Соответственно определения датировки определения перехода к той или иной стадии и ее завершения потребовали серьезной экспертной оценки с опорой на указанную теорию. Используя эти датировки, которые можно посмотреть в справочной таблице, мы оцифровали эту политическую эволюцию в виде указания на уровень развития за каждый год истории (годоуровень).

Мы присвоили ранним государствам  индекс 1, развитым – 2, зрелым – 3. Соответственно переход  от одной стадии к другой  выделяется как дробь между индексами.  

Поскольку база начинается с 1500 года, во-первых, указание на ранние государства в основном отсутствуют. Это соответствует и названию базы. В некоторых случаях, если процесс происходил после 1500 года, указывается непосредственно переход от раннего к развитому государству, как  соответственно переход от 1  к 2. Для всех случаев, когда а) государство на данной территории отсутствовало вовсе, б) не было исторически связано с указным государством, в) не существовало как ядро будущего государства (было частью другого государства), г) было ранним государством, но переход к развитому государству начался существенно позже, д) либо по другим причинам не может быть обозначено, ставится обозначение «-1». 

База посвящена  развитым и зрелым государствам (в отношении ранних государств учтены только те из них, которые оказались способными перейти к уровню развитого и далее зрелого государств. При этом мы указали только период самого перехода от раннего к развитому государству). Каждая эволюционная фаза дает много возможностей для понимания эволюции отдельных политических институтов, таких в частности как  преемственность власти, представительная (законодательная) ветвь власти, судебная власть, сословное деление общества и т.п. 


Краткое описание эволюции государственности и отличий каждого эволюционного типа государств

Ранние государства уже создали особую политическую организацию власти, отделенную от общества, систему аккумуляции ресурсов, организационные формы для внешнеполитической деятельности, возможность принуждать население к выполнению своей политической воли. Однако ранние государства часто не обладали полным набором или удовлетворительной степенью развитости таких, позже ставших универсальными, атрибутов государственности, как профессиональный аппарат управления, система регулярного налогообложения, административное территориальное деление, а также письменное право и достаточно высокая степень централизации. Дело в том, что организационные и управленческие институты ранних государств имели весьма специфичные формы. Скажем, вместо регулярной армии – народное или феодальное ополчение; вместо профессиональных чиновников или судей могли быть землевладельцы, совмещающие функции администраторов и помещиков; налоговую систему нередко заменяли доходы от домена короля; вместо четкого деления на провинции имелся конгломерат областей с собственной формой власти и т.п. Вот почему мы считаем, что для раннего государства наличие таких признаков, как профессиональный аппарат, система налогов, территориальное деление, не является обязательным. По нашему мнению, эти три признака являются обязательными для характеристики только следующего эволюционного типа государства – развитого. Исходя из этих пояснений ниже приведено определение раннего государства. Первые ранние государства появляются в начале третьего тыс. до н.э.

Развитое государство было результатом длительного исторического развития и отбора, итогом многочисленных трансформаций, переворотов, распадов и собираний земель, в течение которых происходил отбор наиболее удачных вариантов соотношения государства и социально-этнических структур. Оно складывается в результате долгого развития самой техники управления и администрирования, расширения и профессионализации административных и иных структур, подгонки аппарата для решения определенных задач. Поэтому такое государство обязательно является централизованным и имеет все указанные выше атрибуты государства: профессиональный аппарат управления и подавления, систему регулярного налогообложения, административное территориальное деление и письменное право.

Развитое государство гораздо более целенаправленно и активно влияет на социальные процессы в обществе. Оно не просто тесно связано с особенностями социальной и корпоративной структуры общества, но как бы конституирует эти особенности в политических и юридических институтах. В этом смысле его можно рассматривать как сословно-корпоративное государство. Например, на Руси и в Западной Европе такое государство с эффективной централизацией возникло на основе формирования сословного общества, сословной монархии, союза монарха с дворянством (и в отдельных случаях – с городами). Развитые государства характерны уже для поздней античности, средних веков и нового времени, но только часть средневековых государств можно считать развитыми.

Зрелое государство, в нашем представлении, является уже результатом процессов модернизации, развития капитализма и промышленной (а также демографической) революции, то есть основывается на принципиально ином производственном базисе. Оно опирается на сложившуюся или складывающуюся нацию со всеми ее особенностями и постепенно трансформируется из сословно-классового в чисто классовое государство. Исходя из сказанного, можно сделать очень важный вывод: в древности и средневековье не было зрелых государств, а только ранние и развитые. Самые первые зрелые государства появляются в конце XVII–XVIII в., а их специфические черты достигают зримого проявления только в XIX в.

Отличия зрелого государства от ему предшествующих очень велики. Зрелое государство в организационном и правовом плане существенно превосходит развитое. Оно имеет качественно более развитые и специализированные институты управления, аппарат принуждения и контроля. Возникает определенная автономия государственного аппарата и армии, которые все более выступают как некий абстрактный механизм служения обществу. Обязательно имеется четкий механизм и прописанную процедуру легитимной передачи или ротации власти (чего не хватало многим развитым государствам). Как правило, создаются конституции и системы разделения властей, возрастает роль права, особенно гражданского. В целом (за исключением некоторых тоталитарных и авторитарных государств) системы права и судопроизводства достигают в зрелых государствах такого развития и совершенства, что сравнивать их с предшествующими эпохами уже весьма сложно. В результате важнейшей функцией зрелого государства становится обеспечение не только социального, но и обычного правопорядка, на который в развитом государстве часто обращалось слабое внимание.

Определение раннего государства

Раннее государство – это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.

В этом определении ясно зафиксированы признаки, отличающие раннее государство от догосударственных обществ, в частности: размер, сложность, отделенность власти от населения и другие. Можно увидеть и признаки, отличающие раннее государство от аналогов ранних государств (то есть политий более сложных, чем догосударственные, как вождества и племена, но не имеющих определенных институтов и отношений: прежде всего, способность верховной власти принуждать к выполнению своих требований и менять важные отношения (а также законы, принципы комплектования кадров и т. п.).

Определение развитого государства

– Такое государство в целом имеет более высокий производственный базис, чем раннее. В любом случае оно уже не может быть основано на примитивном сельском хозяйстве, тем более незерновом, существовать без городов и без торговли; в нем начинает формироваться единая хозяйственная система.

– В среднем размер развитых государств больше, чем ранних. Поэтому идея о том, что государство – это полития с населением в сотни тысяч и миллионы человек, гораздо больше подходит (хотя и не на сто процентов) именно к развитым, а не к ранним государствам.

– Усиливается роль государства в поддержании внутреннего порядка.

– Требуется профессионализм служащих, по крайней мере, в некоторых сферах государственной деятельности.

– Наличие письменной системы управления (приказы, распоряжения и т. п.) и письменного права.

– Изменяется социальная роль государства. Развитое государство – это сословно-корпоративное государство.

– Развитое государство существенно лучше, чем раннее, подходит под определение, что оно есть организация принуждения (насилия), созданная для того, чтобы высшие классы могли эксплуатировать и держать в повиновении низшие.

– Наличие нового типа государственной идеологии и/или религии. Вместо примитивных идей о царской власти (мифические предки, сверхъестественные качества царя и т. п.) возникает политическая идеология в широком смысле слова.

– Развитое государство характеризуется достаточно тесной подгонкой социальных и политических характеристик общества, что определяет и бóльшую устойчивость к распадам.

Таким образом, базовое определение развитого государства:

Развитое государство – это понятие, с помощью которого обозначается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы.

Отличия определения развитого государства от определения государства вообще.

Подчеркнуты некоторые особенно характерные для этой стадии моменты, которые не отражались в определении государства в целом, а именно, что сложившееся государство:

– является централизованным;

– оформляет цивилизованное общество;

– это организация принуждения, поскольку роль принуждения, прежде всего социального или классового, здесь особенно откровенно и ярко выражена;

– это соответственно поддержка социального порядка, существенно более важного, чем обычный правопорядок;

– это система должностей, поскольку роль должности (или титула) очень велика в таком государстве, иногда под такие звания изменяется даже и само государственное устройство, административная карта и т. п.

Отличия определения развитого государства от определения раннего государства:

– централизованная система власти. Децентрализация – бич ранних государств. Развитые, конечно, также иногда распадаются, но реже, и центростремительные тенденции в них намного сильнее;

– в сравнении с ранними государствами, где речь идет просто о сложном обществе, здесь подчеркивается, что это политическая форма цивилизованного общества, что само по себе подразумевает и определенную величину общества, и более высокий производственный базис, и наличие письменной культуры, и более развитую идеологию;

– более ясно, чем в раннем государстве, выражено, что это организация принуждения, поскольку принуждение приобретает институционализированные черты;

– это уже система органов, институтов и правил. Системность в раннем государстве выражена намного слабее;

– развитое государство обладает легитимностью в большей мере, чем раннее (это подразумевает и наличие определенной идеологии);

– развитое государство больше, чем раннее, уделяет внимание внутренней жизни общества, но особенно его заботит социальный порядок, на что и сделан акцент в определении;

– подчеркивается более высокая степень соединенности общества и государства, поскольку развитое государство – «это организация власти, управления и обеспечения социального порядка» (а не просто организация власти, как в раннем государстве).

Определение зрелого государства

Сформулируем некоторые характеристики зрелых государств:

– это государство, в котором жизнь не только не мыслится вне государства, но и сама государственность сильно или полностью отчленена от конкретных людей. Это касается и особы монарха, который все больше сам подчиняется закону и сложившемуся порядку. Абсолютное большинство должностей занимается согласно принципу интересов государства, а не по иным (родовитость, покупка, родство и т. п.) основаниям. Чиновничество здесь выступает в своем классическом виде;

– это уже в той или иной мере индустриальное или индустриализирующееся государство, то есть оно имеет особый производственный базис. При этом в зрелом государстве чаще всего складывается единый хозяйственный организм. Забота о его функционировании (транспорте, связи, внешних рынках) и развитии постепенно становится все более важной задачей государства;

– это государство классовое, в котором неравенство в открытом или прикрытом (как в социалистических странах) виде четко поддерживается государством. Кроме классового, может быть и иное неравенство: национальное, религиозное, расовое. Отсюда история зрелых государств – это история классовых, социальных и национальных конфликтов, борьбы за права и свободы, история революций и переворотов и т. п.;

– зрелое государство опирается на нацию (нации или метанацию), поэтому может иметь место лишь в обществе с общей национальной культурой или хотя бы с ее элементами. Государство озабочено влиянием на эту культуру, включая контроль над языком, религией, образованием и т. п.;

– в государственной идеологии всегда присутствует национализм (или иная идеология превосходства жителей данного государства, например их особой прогрессивности, революционности, религиозности, демократичности, историчности и т. п.). Империализм тоже выступает как особая форма национализма.

Таким образом, базовое определение зрелого государства:

Зрелое государство – это понятие, с помощью которого обозначается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм.

Отличия определения зрелого государства от определения государства вообще:

– указание на особый характер экономического базиса и культурную развитость;

– не просто система специальных, а бюрократических и иных специальных институтов;

– подчеркивается слитность общества и государства (не просто форма организация, а органическая форма политической организации, то есть форма, вне которой общество быть не может);

– не просто возможность принуждать, а наличие развитого аппарата принуждения и контроля;

– не просто возможность изменять законы и нормы, но такое изменение становится систематическим;

– подчеркивается факт поддержки социального (или иного) неравенства;

– в базовой дефиниции государства сказано, что это система институтов, органов и правил (то есть обобщены писаные и неписаные законы и нормы). В определении зрелого государства слово «правил» заменено на «законов», поскольку законы в нем играют большую роль, чем неписаные правила.

Отличия определения зрелого государства от определения развитого государства:

– бóльшая развитость и специализированность институтов управления;

– государство выступает уже не просто формой, а органической формой политической организации общества. Это значит создание в рамках государства единого хозяйственного, национального и культурного организма, прямое или косвенное его участие в идеологии;

– подчеркивается, что обеспечение обычного порядка – важнейшая функция зрелого государства;

– в отличие от развитого государства для зрелого речь идет не только о социальном порядке, установленном как бы раз и навсегда и принимаемом как единственно возможный, но и о неравенстве. А последнее часто воспринимается не как данность, которую надо терпеть, а именно как несправедливость, которую надо устранить;

– подчеркивается развитость аппарата принуждения и контроля, систематичность (а не эпизодичность) изменений.

Различия между ранним, развитым и зрелым в моделях взаимоотношений между центральной властью, элитой и населением (народом) в каждом из этих государств. Соответственно модели взаимоотношения треугольника центр – элита – население (народ) в каждом из трех эволюционных типов государства можно схематично представить следующим образом.

В раннем государстве очень распространена ситуация, когда элита, опираясь на свои ресурсы (землю, зависимых людей, военную силу) или свое особое положение (признанных представителей определенных родов и династий, вождей племенных образований), контролирует в той или иной форме очень большую или основную часть территории страны. При этом население находится под ее юрисдикцией, она реально контролирует его и отвечает за выполнение им государственных повинностей. Значительная часть населения (особенно зависимые люди) вообще выпадает из-под юрисдикции государства. В этой ситуации сам по себе центр фактически есть только совокупность сил элиты (как региональной, так и представленной в столице). Очень часто центр не может без элиты организовать основные функции государства, поскольку государство не обладает еще необходимым аппаратом либо этот аппарат слаб. Таким образом, взаимоотношения населения и центра в большой степени опосредуются элитой. В результате элита присваивает себе территориально-функциональные институции, в частности, установления повинностей, сбора налогов, судебной власти, организации военных отрядов и обороны, распределения земли
(а часто они совмещаются с иммунитетом и автономией в ряде отношений в качестве платы за помощь центру). Примерами таких ранних государств являются феодальные государства Европы, такие как государство франков VIII–Х вв., Англия, как до нормандского завоевания, так и после него, Германия X–XV вв., Киевская Русь и Московская Русь вплоть до времени Ивана III. Но это характерно также для многих древних, средневековых государств, особенно ближневосточных и африканских (например, Месопотамия после Хаммурапи, Хеттское царство), и отдельных периодов в Китае (например, в эпоху Чжоу), Японии.

В развитом государстве элита гораздо сильнее интегрирована в государственную систему и связана с центром. Развитое государство по сравнению с ранним обладает более совершенным и многочисленным аппаратом управления. Тем не менее достаточно системно этот аппарат представлен только в центре, а на местах он фрагментарен. Поэтому во многих случаях элита фактически становится частью аппарата государства на местах, особенно военного, но часто и административного, налогового, судебного, религиозного. В частности, землевладельцев часто привлекали к фискальным и административным задачам, поручали им судебные дела; сбор налогов отдавался откупщикам; полицейские функции выполняли иногда представители особых социальных групп, в частности, в провинциях Османской империи это делали янычары.

Это положение хорошо согласуется с идеей об особо тесной связи развитого государства и общества. Взаимоотношения центра и населения опосредственно-непосредственные, то есть только частично опосредуются элитой, но частью осуществляются напрямую через формальный, официальный госаппарат на местах. При этом население все больше надеется на центр как на защитника от местного произвола, что гораздо менее характерно для раннего государства.

В зрелом государстве административно-бюрократический аппарат становится уже вполне системным и завершенным, поэтому центр осуществляет взаимоотношения с населением в основном с помощью этого аппарата. В зрелом государстве точнее будет говорить уже не столько о взаимоотношениях центра, элиты и народа, сколько о взаимоотношениях государства, элиты и населения. Взаимоотношения между государством и элитой становятся, если можно так сказать, гражданскими. Это означает, с одной стороны, что элита, то есть представители крупного землевладения, бизнеса, финансов и верхушка интеллектуалов, уже перестает выполнять функции государственной структуры, которые полностью перешли в руки официального аппарата, то есть элита является частью общества, но не государства. Однако, с другой стороны, преимущества и положение элиты особо охраняются государством. Все это способствует формированию и функционированию гражданского общества. Взаимоотношения между государством и населением – прямые непосредственные как через госаппарат (например, налоговые и судебные органы), так и через участие населения в выборах.

Таким образом, можно сказать, что в раннем государстве центр только непрочно объединяет территории и общество через посредничество элиты, которая в основном и соприкасается с населением; в развитом государстве центральная власть прямо или косвенно интегрирует элиту в состав государственного аппарата и ограничивает влияние элиты на население, устанавливая во многом прямые контакты с населением; в зрелом государстве власть, благодаря достаточно совершенному административному аппарату и правовой системе, разрывает административно-территориальную связь элиты и населения, тем самым превращая элиту в часть гражданского общества и устанавливая прямые связи между государством и населением.


Подписаться на новости


Возврат к списку