НООСФЕРА XXI ВЕКА

Выпуск 1

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В СВЯЗИ СО 150-ЛЕТИЕМ В.И. ВЕРНАДСКОГО

(Представлена в Администрацию Президента России)

Проект

«Наш соотечественник Владимир Вернадский, ещё в начале ХХ века создал учение об объединяющем Человечество пространстве ноосфере. В нём сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития»

(В.В. Путин, г. Бангкок, 2000 г.)

Для меня ноосфера – не фикция, не создание веры – а эмпирическое обобщение. Ноосфера, в которой мы живем, – является основным результатом моего понимания окружающего. Наше дело правое и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы – нового состояния области жизни, биосферы – основы исторического процесса, когда ум человека становится огромной геологической силой. Ход истории пошел к объединению человечества, к ноосфере – будущему единству человеческой организации как единой планетной действенной структуре; ноосфера есть природное явление, и исторический процесс, взятый в планетном масштабе, есть тоже геологическое явление; ноосфера есть синтез природного и исторического процесса

(В.И. Вернадский)

«Царство моих идей впереди»

«Царство моих идей впереди». Именно так определял выдающийся ученый планеты Земля В. И. Вернадский (1863–1945гг.) еще при жизни, отношение общества к направлению в науке, которое позднее его последователи назовут «Ноосферологией». Планетарному сознанию необходимо было время, чтобы созреть до понимания тех идей, которые ученый заложил в свое учение о биосфере, об эволюции биосферы в ноосферу, заложил основы биосферного естествознания, без и вне которых невозможно найти «в науке сил для улучшения положения человечества» в природном Доме – биосфере Земли.

Учение о ноосфере и эколого-демографические угрозы человечеству

Глобализация подтвердила стратегическую актуальность и неотложное значение вынесенных в эпиграф выводов великого гражданина России академика В. И. Вернадского. «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения» ученый заканчивал во время глобального противостояния народов СССР и планеты фашистскому нашествию. В это время он сделал фундаментальные выводы о глобальной геологической силе человечества, о планетной силе научной мысли поколений, позволившие ему вывести формулу учения о ноосфере: «Для меня ноосфера – не фикция, не создание веры – а эмпирическое обобщение»; «Ноосфера, в которой мы живем, – является основным результатом моего понимания окружающего»; «Демократия – это свобода мысли и свобода веры». В телеграмме И. В. Сталину он утверждал: «Наше дело правое и сейчас стихийно совпадает с наступлением ноосферы – нового состояния области жизни, биосферы – основы исторического процесса, когда ум человека становится огромной геологической силой».

Пренебрежение выводами Вернадского в глобальной геополитике государств и привело нарастанию эколого-демографических угроз в депрессивных регионах России и мира, переживающих критическую депопуляцию.

Ноосферная миссия институтов гражданства в глобальном обществе

Понимание феномена ноосферы как сферы разума и сознания поколений человечества с позиций здравого смысла живущих на планете (в биосфере Земли) предложено автором термина Э. Леруа (1870 – 1954): «Если мы хотим включить Человека во всеобщую историю Жизни, не искажая его роли и не дезорганизуя ее, то совершенно необходимо поместить Человека на самом верху предшествующей пирамиды в положении, в котором он над ней господствует, но не вырывать его из нее; и это сводится к тому представлению, что биосфера животная последовательно продолжается в человеческой сфере, сфере разума, мысли, свободного и сознательного творчества, собственно мышления, короче: сфере сознания или ноосфере»[1].

Эдуард Леруа участвовал в семинарах В.И. Вернадского в Сорбонне (Париж, 1923–1925 гг.) в то время, когда российский ученый читал лекции по геологии, геохимии, продолжая исследования биогеохимической роли живого вещества в биосфере Земли, начатые во время первой мировой войны. Идею биосферы В. И. Вернадский разрабатывал почти десять лет и в 1926 г. опубликовал два очерка под общим названием "Биосфера", в 1929 г. их перевели на французский. В 1928 году в журнале "Природа" опубликован доклад "Эволюция видов и живое вещество". В 1934 году появился первый выпуск трудов "Проблемы биогеохимии", в 1939-м – второй. В 1945 году журнал "Америкэн Сайнтист" опубликовал его последнюю работу "Биосфера и ноосфера".

Академик В.И. Вернадский понятие о ноосфере наполнил гуманистическим и гражданским содержанием, позволяющим упреждающе решать неотложные проблемы перехода государств глобального общества на стратегию устойчивого развития: «Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера»

Фундаментальные труды В. И. Вернадского не встретили серьезных возражений, но оказались невостребованными в России и за рубежом. В 1931 году ученый вынужден был прозорливо записать, как мы уже отмечали: "Царство моих идей впереди". И справедливость этого высказывания подтверждает сама жизнь. Так, в 1998 году, в США "Биосфера" впервые вышла на английском языке с обстоятельными комментариями; в 2000 году французский журнал "Фузион" опубликовал работу "Биосфера и ноосфера" со статьей Е. Гренье, назвавшего ученого "отцом глобальной экологии". В 2001 году в США вышла книга Л. Ларуша "Экономика ноосферы", в которой отмечено, что мысли Вернадского имеют значение для широкого круга областей научного знания.

Современные ученые, продолжатели дела Владимира Ивановича Вернадского не остались в стороне и при уточнении самого понятия «ноосфера». Академик В.П.Казначеев пишет в своих трудах: «Если учесть такое количество фактов и принять на первом этапе гипотезу Н. А. Козырева, объединить идеи Н. И. Кобозева, В. И. Вернадского, К .Э. Циолковского, то можно сделать вывод, что интеллект Космоса присутствует постоянно, и мы являемся его частным проявлением. Он независим от человеческой цивилизации, наоборот, наша цивилизация зависит от этого интеллекта. Хочется напомнить работы В. В. Налимова, который писал о том, что есть семантический вакуум… и его голографическая природа…По-видимому, понятие НООСФЕРЫ расширяется в понятие бесконечного Космоса…».

Именно анализ трудов ученых-ноосферологов наводит нас на современное, уточненное понятие термина НООСФЕРА, оставляя в силе прежние метафизические и научные качественные характеристики и признаки этого термина.

Анализ трудов ученых-ноосферологов позволяет уточнить понимание феномена НООСФЕРЫ, сохраняя прежние метафизические и научные характеристики: НООСФЕРА – это Универсальное (Вселенское) семантическое (знаково-смысловое) поле сознания поколений человечества, осознающих миссию своего граждан в природном Доме – биосфере Земли. Поэтому задачей «мыслящей оболочки» – человечества планеты – является приведение всех законов и жизнедеятельности в соответствие с законами космической этики.

«Если бы вместо мнимых нововведений – отмечали творцы «Живой Этики» Н. К. Рерих и Е. И. Рерих, – и установлений человечество обратило внимание на законы Космические, можно было бы установить равновесие, которое все больше и больше нарушается, начиная с закона зарождения и до космического завершения. Законы утвержденные едины. Путь эволюции проходит, как нить через все физические и духовные степени. Поэтому государственный и общественный строй могут применить все космические законы для усовершенствования своих форм».

«Будущее и власть в нем, по-видимому, будет принадлежать людям науки»

В унисон с этой мыслью авторов «Живой этики» звучит вывод В.И.Вернадского:

«Только тот народ может сейчас выжить свободным и сильным в мировой жизни, который является творческим народом в научной работе человечества»[2]. ….«Но у нас наука находится в полной власти политических экспериментов, и, например, история нашей высшей школы вся написана в этом смысле страдальческими письменами. Русское общество, без различия партий, должно понять, что наука, как национальное благо, должна стоять выше партий. …Отсутствие этого сознания и понимания представляет главную причину, почему в борьбе за политические цели дня не охраняются у нас вечные интересы научной мысли, почему, с другой стороны, так бедно, позорно бедно обставлена научная деятельность в России и так жалки в этом отношении условия, в которых приходится работать русским ученым»[3].

Социально-политическое соединение научной и гражданской деятельности позволило В.И.Вернадскому выйти на понимание творческой свободы личности, общеобязательного развития, применения в институтах общества наук, знаний и образования. Он активно участвовал в общественной жизни своего времени: входил в земское и конституционно-демократическое движения. В конце августа – начале сентября 1903 вместе с П. Б. Струве, Н. А. Бердяевым, С. Л. Франком, С. Н. Булгаковым, С. Н. Трубецким, П. И. Новгородцевым, И. И. Петрункевичем, Д. И. Шаховским, С. Ф. Ольденбургом и др. учреждал «Союз Освобождения», идеи которого стали основой конституционно-демократической партии (партии народной свободы).

В 1915 г. по инициативе и непосредственном участии В. И. Вернадского в Академии наук была создана «постоянная комиссия для исследования естественных производительных сил Российской империи (КЕПС)»[4], преобразованная в 1921 году в Совет по изучению производительных сил (СОПС) и ставший научной основой организационной работы Госплана СССР.

В статье «Задачи науки в связи с государственной политикой в России» (1917) член Госсовета и Временного правительства, В. И. Вернадский делает актуальнейшие политико-экономические обобщения: «Революция не должна привести к распаду России. Многие не принимают в расчет, что есть общность более могучая, чем государственность, – есть научное единство территории. Сохранение единого государства и национальное возрождение – не противоречат друг другу, если решаются научным путем. … Наука больше всего способствует международному пониманию. Ненасильственно и самым прочным способом она связывает людей и народы. Она выявляет огромные преимущества страны-континента. Пока мы этим преимуществом не пользуемся»[5].

Планетарное понимание учения о ноосфере позволяет расставить приоритеты «научного единства территории» и распространять их на принципы жизнеустройства граждан глобального сообщества государств. В условиях Второй мировой войны (1943 г.) Вернадский сделал и футурологический вывод о ноосферных началах демократии: «Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого –и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

«Приняв установленную мною биогеохимическую основу биосферы за исходное, французский математик и философ бергсонианец Э. Леруа в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже ввел в 1927 г. понятие «ноосферы» как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он подчеркивал, что пришел к такому представлению вместе со своим другом, крупнейшим геологом и палеонтологом Тейяром де Шарденом, работающим в Китае».

Актуальность выводов В.И.Вернадского о неразделимости человека – субъекта биосферы – с ноосферой подтверждается обоснованием факторов жизнеспособности народонаселения в регионах планеты: на 50% здоровье определяется образом жизни; на 20–25 % – качеством окружающей среды; на 15–20% – состоянием генетического и иммунного потенциала поколений; на 8–10% – состоянием здравоохранения. Кроме того, нужно упреждающе учитывать неблагоприятное соотношение знаний субъектов общества о прошлом (95 %), настоящем (4 %) и будущем (до 1 %)[6], а также накопившиеся угрозы «отставания» знаний в структуре научных исследований, когда объем знаний о косной природе составляет 95–98 %; о природе живого вещества – только 2–5 %; о природе Человека (Homo sapiens institutius) в биосфере планеты – менее 1 %[7].

Накопление «груза» опасных знаний в науке и системе образования диктует необходимость не только распространения учения о биосфере на стратегические приоритеты глобализации общества, но и императивное использование в жизнеустройстве государств принципов эволюции биосферы в ноосферу. Экофобная структура знаний субъектов глобального общества – это последствие экологически обезличенного отношения граждан к территории жизнедеятельности.

Ноосферная парадигма и устойчивое развитие геоцивилизации

В докладах ООН о развитии человека, национальных обзорах по проблемам человеческого потенциала нет собственно человека – Homosapiensinstitutius государств планетарного общества, то есть субъекта ноосферы. Для преодоления космополитического парадокса глобализации необходимо мировоззренческое и институциональное признание ноосферной природы (начал), ноосферного статуса (роли), ноосферной функции (миссии) Человека, Личности, Гражданина. Это будет признанием триединства ноосферной природы+миссии+функции Человека разумного в жизнеустройстве планетарного сообщества. Собственно это и будет:

1) применение учения о ноосфере к анализу основ безопасного жизнеустройства граждан государств планетарно единого сообщества;

2) распространение ноосферного подхода на оценку докладов ООН о развитии человека, национальных, иных обзоров по проблемам неделимой безопасности;

3) проведение ноосферной экспертизы стратегии глобальной модернизации

4) основой разработки ноосферной стратегии устойчивого развития субъектов глобального общества, закрепляемой в нормативно-правовых актах государств и цивилизации планеты Земля в целом.

«Организация научной творческой работы является основной задачей государства. Организация распределения богатств является второстепенной перед организацией их интенсивного и быстрого создания – писал В.И.Вернадский, – … ибо самое правильное, самое равномерное распределение, самое коммунистическое не даст ничего серьезного и прочного, если нет в достаточной мере того, что надо распределять: без науки его не создаст ни труд, ни любая форма организации жизни… (1921 – 1922); «Будущее и власть в нем, по-видимому, будет принадлежать людям науки(1931 г.); «Ноосфера, в которой мы живем, является основным результатом моего понимания окружающего»(1941).

Актуальность рассмотрения причин депопуляции, упреждающего разрешения эколого-демографических проблем на территориях государства в регионах биосферы Земли обостряется в связи с проведением очередного глобального саммита по устойчивому развитию «Рио+20» (Бразилия, июнь 2012 г.). Повестка Дня ООН на XXI век была определена принятием в 1992 году Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, выражающей геополитический процесс «Рио+» (переход государств на стратегию устойчивого развития, сочетающей цели экономического роста с приоритетами экологической безопасности и социальной справедливости). В Целях Декларации тысячелетия ООН (Нью-Йорк, 2000) политическая приверженность государств стратегии устойчивого развития получила подтверждение. Но глобальный финансово-экономический кризис, выражающий эгоистическое нарушение лидерами глобализации (США, Китай, Евросоюз, Япония, Англия и др.) своих обязательств перед человечеством, сдерживает процесс «Рио+», обостряя угрозы эколого-демографических проблем.

Актуальность ноосферного подхода к вызовам человечеству подтвердил доклад Группы высокого уровня Генерального секретаря Организации Объединенных Наций по глобальной устойчивости «Жизнеспособная планета жизнеспособных людей: будущее, которое мы выбираем»,подготовленный для Саммита Рио+20. Их вывод: «Нынешняя модель глобального развития нерациональна». «Планета находится в состоянии беспрецедентного кризиса. Усиливается неравенство между богатыми и бедными мира, и более миллиарда человек по-прежнему живут в нищете. Во многих странах нарастают волны протеста, которые отражают всеобщее стремление к более благополучному, справедливому и устойчивому мироустройству. Сейчас, как никогда прежде, настоятельно необходимо, чтобы мы приняли меры к реализации принципов повестки дня устойчивого развития. Пришла пора приложить поистине глобальные усилия к обеспечению людям, рынкам и правительствам возможности сделать свой рациональный выбор».

С позиций ноосферного подхода к вызовам глобализации необходимо проведение ноосферно-ориентированной реформы жизнеустройства государств в регионах биосферы Земли, позволяющей преодолевать остаточное отношение власти и управления к эколого-демографическим угрозам депопуляции, близорукое отношение органов власти к вызовам планетарной безопасности граждан отечеств человечества.

В ноосферной парадигме глобализации жизни граждан государств, планетарной концепции ноосферной организации субъектов глобального общества, на первый план выходит ноосферная миссия науки и образования – ноосферного института гражданства народов в регионах Земли, призванного упреждать эколого-демографические угрозы, вызовы глобализации поколениям человечества.

Ноосферная парадигма научной модели глобализации диктует:

1) распространение ноосферного подхода (ноосферной функции наук,роли знаний, образования) на стратегические функции, футурологическую миссию институтов власти и управления территорией государств в сообществе планеты;

2) биосферно-экологическуюэкспертизу нормативно-правовых актов общества, определяющих вектор безопасной глобализации;

3) разработку ноосферно-ориентированных нормативно-правовых актов государства, определяющих безопасность, устойчивое развитие субъектов глобального общества;

4) приоритетное развитие ноосферных функций наук, знаний в системе образования; становление ноосферной политологии, социологии, педагогики, психологии и управления;

5) распространение ноосферных функций наук на функции власти и управления территорий государств в биосфере Земли.

Анализ угроз, вызовов депопуляции показывает актуальность приоритетного учета ноосферных критериев политической экономии устойчивого развития государств, суверенных субъектов глобального общества (ООН).

Ноосферный подход определяет необходимость:

- в функциях власти, управлении учитывать биосферно-экологические основы ноосферной парадигмы наук, критерии ноосферной организации жизнеустройства государств, обязательные для гармонизации управления взаимодействием субъектов глобального общества с природой;

- принять на уровне ООН проект ноосферной декларации безопасности граждан государств, упреждающей вызовы глобализации нынешним и будущим поколениям.

Ноосферные подходы к упреждению эколого-демографических угроз глобализации должны определять конституционное признание ноосферного статуса Человека, Личности, Гражданина в функциях институтов власти и управления государств.

Планетарно универсальный ноосферный статус Человека, Личности, Гражданина, выраженный ноосферным статусом народов, необходимо признать во Всеобщей декларации прав человека ООН (принята в 1948 г.), Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию (1992 г.), Декларации тысячелетия ООН (2000 г.), Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию (2002 г.), в Повестке Дня ООН на XXI век, процессе Рио+20, концепциях национальной безопасности государств, в докладах ООН о развитии человека и экологическом состоянии регионов биосферы планеты.

В трудах Вернадского, поколениях его последователей, современных ноосферологов,обоснована необходимость преодоления классово-формационного подхода к социально-политической организации жизнеустройства граждан государств планеты; показаны институты, обоснованы инструменты, предлагаются механизмы и индикаторы управления переходом народов к устойчивому развитию, упреждающие в политике рост угроз, рисков, вызовов глобализации будущему человечества.

Обобщая сказанное можно сделать вывод, что учением о НООСФЕРЕ В.И. Вернадского заложены начала ноосферной интеграции естественных и общественных наук народов Земли, необходимость которой подтверждают конгрессы «Глобалистика – 2009: пути выхода из глобального кризиса и модели нового мироустройства», «Глобалистика – 2011: в поиске новых ресурсов глобального развития», а также постоянно-действующие форумы: «Ноосферизм: Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества» (2007, 2009, 2011 гг.), конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (2009, 2010, 2011 гг.), работа на Всемирном Форуме Духовной Культуры (Астана, 2010) секции «Глобальная стратегическая инициатива мирового гражданского сообщества: Ноосферная этико-экологическая Конституция Человечества» и другие мероприятия.

Необходимость ноосферного подхода начинают осознавать дальновидные политики. На саммите АТЭС «Бизнес и глобализация» в Брунее в 2000 году В. тВ. Путин признал футурологическое значение учения о ноосфере для стратегического упреждения угроз глобализации: «Наш соотечественник Владимир Вернадский, ещё в начале ХХ века создал учение об объединяющем Человечество пространстве ноосфере. В нём сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития». Но политическая практика глобализации далека от ноосферных целей.

Несмотря на это последователи В.И.Вернадского не теряют надежды и уверенности в том, что ноосферное развитие общества – это не только российская национальная идея, но идея, которая постепенно начинает завоевывать умы ведущих мировых политиков, общественных деятелей. Приведем фрагмент выступления Председателя 63 сессии Генеральной ассамблеи ООН Мигеля де Эското Брокмана, выражающий ноосферную позицию в мировой политике:

«После появления в эволюционном процессе антропосферы, биосферы, гидросферы, атмосферы, литосферы должна была появиться, сказал нам Тейяр де Шарден, – ноосфера. Это новая сфера синхронизована духовно и душевно. Как нам известно, греческое слово «noos» имеет отношение к единству духа, интеллекта и сердца.

Куда мы движемся? Я верю и надеюсь, что мы все движемся к медленному, но безостановочному появлению ноосферы. Люди и народы найдут точки соприкосновения и примут друг друга за братьев и сестер, как семья и как единственный человеческий род, который может любить, проявлять солидарность, проявлять сочувствие, отказываться от применения насильственных методов, справедливо, по-братски относиться к друг другу, которые способны жить в мире…

Это утопия? Да это утопия, но нужная. Она освещает нам путь, дает возможность двигаться в нужном направлении…более того направляет нас на путь праведный, направляет нас к смыслу жизни.

Ноосфера – это следующий шаг человечества».

Ноосферологичны суждения канадского футуролога Доменико Рикарди, высказанные российскому корреспонденту (Д.Рикарди ни разу не ошибся в своих прогнозах, опубликованных задолго до события). Вопрос «Какой Вы видите Россию через 10-20 лет?» актуален для всех государств, переживающих кризисы. Его оценка состояния огромной страны была очень жёсткая, но, тем не менее, в итоге он процитировал слова одного из самых ярких предсказателей ХХ века Эдгара Кейси, который незадолго до смерти сказал:

-...“спасение мира и его преображение придут из России. Именно Россия должна дать миру совершенно иные духовные измерения, которые захватят коллективное сознание всех народов планеты. Та духовная парадигма, которой Россия давно беременна, кажется, ещё не имеет своего имени. Но это не имеет значения: имя, как правило, дают после рождения младенца, а не до того. Я могу сказать лишь одно: эта новая духовная парадигма будет связана, в основном, с людьми из России. Часть из этих людей мне известна, другая часть — ещё нет, хотя я уверен, что они существуют. Владимир Вернадский, Николай Фёдоров, Евграф Короленко, Владимир Налимов, Александр Чижевский, Данченко, Аверьянов...,— вот лишь часть того клада, который был ... зарыт и который ...следовало бы найти и раскопать! Не будет преувеличением сказать, что от успеха этого предприятия зависит не только спасение России, но и спасение для всего мира. Теперь у вас (России), как единоличных собственников этого пока не выкопанного сокровища, выбор простой: победить или умереть вместе с нами!...”

В продолжение мысли отметим: гений В.И.Вернадского и основные принципы учения о НООСФЕРЕ позволяют России внести предложение на новом уровне знаний об угрозах глобализации: рассмотреть на уровне ООН «Глобальную повестку дня ООН по ноосферному полилогу цивилизаций современной эпохи». Процесс Рио+ должен стать ноосферной трибуной и инструментом ООН по переходу отечеств человечества к устойчивому развитию.

В этом случае прогноз футуролога из Канады Д.Рикарди окажется реализованным на все 100%, и предмет “духовных поисков” – ноосферное мировоззрение - будет “выставлен на всеобщее обозрение”, соответствуя его высказыванию:

“ .... я продолжаю верить в то, что предмет наших духовных поисков всё-таки находится именно в России. Хотя он всё ещё не выставлен на всеобщее обозрение. Нам всем надо бы поспешить с этим делом. Только так мы смогли бы сообща спасти весь этот обезумевший мир, пока ещё не поздно!”

Литература

Василенко В.Н., Иманов Г.М. Ноосферная футурология, СПб., ООО Издательство «Лема», 2010.

Гордина Л.С., Василенко В.Н., Иманов Г.М., Бичев Г.И. Россия и Земляне перед выбором. СПб., «Лема», 2011.

Гордина Л.С., Лимонад М.Ю. «Ноосферная этико-экологическая Конституция человечества», Москва-Торопец, Изд. «РИТА», 2007.

Иманов Г.М. Ноосферная философия глобальной модернизации. СПб., МФИН, 2011.

Бабурин С.Н., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация в перспективе устойчивого развития. М., Магистр Инфра-М., 2011.

Субетто А.И. Манифест ноосферного социализма. СПб., ООО Издательство «Лема», 2010.

Субетто А.И. Ноосферный прорыв в будущее России в XXI веке. СПб.: Астерион, 2010.

Человек и общество: ноосферное развитие. Под ред. В.Н. Василенко, С.И. Григорьева, В.И. Патрушева, А.И. Субетто. Москва-Белгород, 2011. 485 с. (Энциклопедия ноосферных знаний).



[1]См. Леруа Эдуард. Происхождение человечества и эволюция разума, 1928 г. / Владимир Вернадский. Открытия и судьбы. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., Современник, 1993, с. 656.

[2] Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М., Наука, 1988, с. 60 (выделение наше – авт.).

[3] Там же, с. 64.

[4] Владимир Иванович Вернадский. Материалы к биографии. 1988, с. 63.

[5] См. подробнее: Аксенов Г. Вернадский. Жизнь замечательных людей. М., Молодая гвардия. 2001, с. 201 (выделение наше – авторы).

[6] См. Урсул А.Д. Ноосферная стратегия перехода России к устойчивому развитию, РАГС, Москва-Гомель, 1997; Ващекин Н.П., Дзлиев М.И. Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. М., 1998; Ващекин Н.П., Лось В.А., Урсул А.Д. Цивилизация и Россия на пути к устойчивому развитию. М., 1999; Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Экономическая и социальная безопасность России. М., 1999; Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. М., 2000; Мунтян М.А., Урсул А.Д. Государство в стратегии устойчивого развития. М., 2000; Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. М., 2003.

[7] См. Труд, 1997, 29 января; Спасибенко С. Г. Социология человека. М., Экслибрис-Пресс, 2007, с.3.

Возврат на главную страницу / на страницу номера