Гипотетический моральный мир инореальности


Автор: Пугачев О. С. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №2(83)/2017 - подписаться на статьи журнала

Введение в научно-философский оборот термина «инореальность» оправдано, на наш взгляд, тенденцией к уточнению и конкретизации категории инобытия. Иная (другая) реальность есть, в сущности, совершенно новый мир по отношению к известному, взятому в его повседневных аспектах особенно. Мы не касаемся сейчас источников и первоначал инореальности, а выдвигаем лишь гипотетические версии ее морального характера. Однако с первых шагов на этом пути нас ожидают логические, психологические и в целом семантические трудности. Традиционно человеческое сознание (а только оно одно нам до сих пор известно) преодолевает данные и ряд других трудностей путем воображения либо прибегая к фантазированию. Особая роль принадлежит в этом отношении утопиям и антиутопиям, хотя, оговоримся, зачастую они не представляют инореальности в собственном смысле слова. Современные попытки восполнить лакуны общих смыслов некоей конкретикой связаны с космологическими попытками обоснования тезиса о наличии многих миров. Возможно, не покажется безрезультатной параллель между постмодернистским положением о существовании многополюсного мира постсовременности и космологическим многомирием. Собственно, возводить обе означенные тенденции можно к коперникианской децентрализации планеты Земля в Солнечной системе. Этическая параллель в этой связи может быть выявлена исторически как более ранняя, связанная прежде всего с утверждением онтической необходимости религиозной толерантности. Собственно, данной тихой революции в религиозном сознании, религиозной психологии предшествовали отнюдь не мирные теолого-философские эволюции, но наличие религиозных войн как факта бесконечного кровопролития и взаимоистребления человеческих жизней даже внутри одной и той же конфессии.