Парадигма японского компромисса


Автор: Скворцова Е. Л. - подписаться на статьи автора
Журнал: Историческая психология и социология истории. Том 10, номер 1 / 2017 - подписаться на статьи журнала

Статья посвящена способности японской культуры находить ком-промиссные решения в конфликтных ситуациях. Фундаментом такой способности является понимание родной культуры как сакрального цело-го, имеющего символическую «бесформенную» основу, явленную в разно-образных, зачастую противоречивых формах. Целостность как синтез разного – главная особенность компромиссного подхода к жизни. В этом японская культура противоположна русской, ориентированной на поиск «истины разума». Красноречивым примером противоположных подходов к культуре и жизни являются первые философские произведения В. И. Улья- нова-Ленина (1870–1924) и Нисиды Китаро (1870–1945).

Ключевые слова: японская культура, русская культура, конфликт, компромисс, В. И. Ленин, Нисида Китаро.

The paper describes the peculiar capacity of the representatives of Japanese culture to find compromise in conflict situations. The base for this capacity is Japanese’s treatment of their own culture as a sacral unity with “shapeless” foundation, which is represented in various and often contradictory forms. Integrity as a synthesis of varieties is the main peculiarity in their compromise-producing approach to life. In this respect, Japanese culture is opposite to Russian culture that is aimed at the search of the “truth of the mind”. Those opposite approaches are brightly exemplified by the comparison of the first philosophical works by Vladimir Ulyanov-Lenin (1870–1924) and Nishida Kitaro (1870–1945).

Keywords: Japanese culture, Russian culture, conflict, compromise, Vladimir Lenin, Nishida Kitaro.