Истоки утилитарности японского мышления и его проявления в эстетике повседневности


Авторы: 
- Круглых Д. Г. - подписаться на статьи автора
- Покотило А. С. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №3(84)/2017 - подписаться на статьи журнала

В данной статье мы пытаемся выявить преемственную связь между уникальным культурным дискурсом Японии и ее эстетическими принципами. Мы рассматриваем исторический контекст проникновения буддизма на архипелаг в IV в. н. э. и его адаптацию и трансформацию в соответствии с потребностями японского общества в конкретный период времени. Мы обращаем особое внимание на такие социально значимые производные, как бедность и милитаризм, которые в числе прочих сформировали курс развития общества, высоких искусств, а также эстетики повседневности. В качестве примера влияния социокультурных факторов на развитие эстетики и, в частности, костюма мы рассматриваем кимоно и его значимость для исследователей как индикатора социокультурных процессов и их проявления в эстетике повседневности. Поскольку кимоно как предмет повседневной одежды изжило себя, не выдержав конкуренции с западной одеждой, мы переходим к анализу традиционных японских ценностей в современном дизайне одежды. Завершаем статью рассмотрением одного из самых интересных с технологической точки зрения проектов в индустрии современной моды. Проект A Piece of Cloth был задуман и выполнен дизайнером Иссеем Мияке в русле традиций японских мастеров.

Ключевые слова: философия, эстетика, история, Япония, японская эстетика, буддизм, мода, история моды, кимоно.

In this article we are attempting to trace the chain of succession between aesthetical principles and the cultural discourse that became in impulse for development and transformation of those principles, which originated in an-cient Japan. We are analyzing the historical context of the Buddhism penetrating the archipelago in the IV century and its adaptation and transformation in accordance with society's needs at the given time period. We are paying special attention to such socially significant factors as poverty and militarism, which, along with others, has laid out the path of societal development, development of arts as well as everyday aesthetics. As an example of sociocultural factors influencing aesthetics, and, in particular, the costume. We use kimono and its importance for researchers as an indicator of sociocultural processes and their manifestations in the everyday aesthetics. As kimono as the daily worn garment did not survive the competition with western clothing and has outlived itself. We are completing this article by reviewing one of the most technologically innovative fashion design projects. Issey Miyake has created A Piece of Cloth or A-POC in line with the traditions of Japanese craftsmen.

Keywords: philosophy, aesthetics, history, Japan, japanese aesthetics, buddhism, fashion, fashion history, kimono.