Новая научно-техническая революция и современный мир


скачать Автор: Ань Цинянь - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №2(4)/2009 - подписаться на статьи журнала

At present, when the modern world has already entered the era of globalization, the scientists of many countries seriously think how to cognize this world. In my opinion, the main point here consists in a keen understanding of the new scientific and technological revolution which happened in the 20th century, and its impact on the modern world. It is a key to understanding why the modern world entered a globalization era as well as to developmental problems and tendencies.

 Сегодня, когда современный мир уже вступил в эпоху глобализации, ученые многих стран серьезно размышляют над тем, как познать этот мир. По моему мнению, центральный вопрос здесь заключается в глубоком понимании новой научно-технической революции, произошедшей в ХХ столетии, и том влиянии, которое она оказала на современный мир. Это ключ к пониманию того, почему современный мир вступил в эпоху глобализации, а также стоящих перед ним проблем и тенденций его развития.

I. Новая научно-техническая революция ХХ столетия

ХХ в. – это век, когда наука и техника получили революционное развитие, которое началось с физики и базируется на новых результатах, достигнутых в ходе революции в ней. И когда ХХ в. называют «веком физики», это соответствует действительности. В XIX в. и еще раньше знание материального мира в основном оставалось на уровне вещества, наиболее репрезентативной в этом отношении являлась механика Ньютона (конечно, еще до нее существовала физика Галилея). Благодаря закону всемирного тяготения, а также трем великим законам механики она дала удовлетворившее всех объяснение взаимодействия тел объективной природы, а также происходящих под его влиянием изменений. В конце XIX в. многие ученые пришли к выводу, что исследования в области физики дошли до своего предела и в этой области науки уже ничего нельзя открыть. Однако в это время было обнаружено, что некоторые материальные объекты могут излучать неизвестные до этого лучи, причем их масса может уменьшаться. Пришло осознание того, что прежние знания о материальном мире недостоверны.

Возникло противоречие с учением классической физики. Согласно представлениям последней, мир состоит из атомов, которые неделимы, атомы имеют массу, материя неуничтожима. В рамках подобного теоретического понимания открытие радиоактивности означало, что атомы могут уничтожаться, а следовательно, и материя тоже может уничтожаться. Данная проблема стимулировала изучение многими физиками структуры атома. В 30-х гг. ХХ столетия открыли новый «кирпичик космоса» – элементарные частицы; была обнаружена структура атома, выяснено, что он состоит из ядра и вращающихся с большой скоростью вокруг него электронов, несущих электричество; в свою очередь ядро атома состоит из протонов, несущих положительное электричество, и нейтронов, не обладающих им; в результате появилась новейшая физическая теория – квантовая физика.

Это была революция в истории развития физики, она углубила представления ученых о материальном мире. Раньше исследования велись на уровне вещества, позднее – на уровне атома, теперь, после открытия структуры атома и создания квантовой физики, они перешли на более глубокий, чем атом, уровень элементарных частиц. Это не только привело к значительному углублению представлений о мире, например познанию материального единства мира, происхождения и эволюции Вселенной. Более важным явилось то, что это революционное развитие физической теории значительно повысило способность человечества использовать и преобразовывать материальный мир (включая способность преобразования атомов, более того, создания новых), привело к революции в области техники. Она проявилась главным образом в трех знаковых результатах.

Первый – создание атомной бомбы.

В начале 1945 г. США создали атомную бомбу и 7-го и 9-го августа того же года сбросили ее на Хиросиму и Нагасаки. Громадная разрушительная сила атомной бомбы потрясла мир и в значительной степени способствовала завершению Второй мировой войны. Создание обладающей громадной мощностью атомной бомбы непосредственно связано с новыми знаниями ученых о структуре материи, полученными ими в ходе революции в физике. Один из главных представителей квантовой физики, инициатор создания атомной бомбы А. Эйнштейн был напуган ее громадной разрушительной силой. А. Эйнштейн – великий физик, а также выдающийся мыслитель и философ. Будучи проницательным человеком, он понял, что впервые в истории человечество стало обладать силой, могущей уничтожить весь мир. С этого момента способность человечества преобразовывать природу поднялась на небывалую высоту.

Второй – изобретение и использование вычислительных машин.

Во время Второй мировой войны в целях создания нового оружия американские ученые приступили к изучению новейшей вычислительной техники. Математик фон Нейман в 1946 г. создал проект вычислительной машины, которая появилась в 1949 г.

Изобретение и использование ЭВМ привело к начавшемуся во второй половине ХХ столетия и продолжающемуся до сих пор стремительному прогрессу вычислительной и информационной техники. Успех в создании ЭВМ также является результатом революции в области физики. Именно благодаря тому, что физика в своем познании материи смогла дойти до более мелкого, чем атом, уровня, была создана электроника и появилась возможность использовать ее достижения для сбора, переработки и распространения информации. Новая техника позволила частично заменить способности человеческого мозга, она намного повысила возможности человека в скорости подсчета операций. Благодаря этому человечество приобрело важный инструмент для изучения сложных теоретических и технических вопросов и овладения ими, расширило пространство для исследований, значительно повысило способности человечества по познанию и преобразованию мира.

Третий – обнаружение структуры двойной спирали ДНК.

При изучении наследственности уже давно было обнаружено, что жизнь человека определяется наследственными генами, которые содержат в себе дезоксирибонуклеиновую кислоту, находящуюся в хромосоме ядра клетки, то есть ДНК. Однако структура молекулы двойной спирали ДНК была открыта лишь в 1953 г. Д. Уотсоном и Ф. Криком. Предпосылкой для этого открытия также послужила революция в физике. Революционное развитие физики привело к появлению разных типов микроскопов и другого экспериментального оборудования, благодаря чему для исследований в области биологии и химии ученые получили такой эффективный инструментарий, который ранее им трудно было себе представить. Открытие структуры двойной спирали ДНК явилось результатом использования именно этого инструментария. Данное открытие позволило вести исследования в области биологии на молекулярном уровне, на этой основе появилась бионика, биотехнология – генная инженерия. Это означает, что человечество овладело тайнами жизни и что оно может по своему желанию сознательно преобразовывать биологические виды, более того, может создавать лабораторным путем живые существа, ранее не существовавшие в природе. Жизнь – это самое сложное, что существует в мире; благодаря открытию структуры двойной спирали ДНК способность людей познавать и преобразовывать мир поднялась на немыслимую высоту, поскольку у человека появилась возможность создавать новую жизнь; в определенном смысле можно сказать, что он стал «императором».

В ХХ столетии было сделано большое количество других важных технических изобретений, например появление новых материалов и космической техники и т. д., все они так или иначе связаны с революционным развитием физики, позволили преодолеть ограниченные возможности человека в отношении природы и открыли ему пространство для нового развития.

II. Влияние новой научно-технической революции в ХХ столетии

Новая научно-техническая революция оказала чрезвычайно большое влияние на развитие мирового сообщества в ХХ столетии. К этому влиянию можно подойти с трех сторон.

Прежде всего самое непосредственное ее влияние заключается в том, что наука и техника становятся первой производительной силой или же, другими словами, производство становится областью применения науки и техники. Это происходит потому, что информационная техника, микроэлектроника, биотехнология, а также новые материалы приобретают все более важную роль в производстве, достигнутые ими результаты намного превосходят повседневный опыт людей, опыт трудящихся, непосредственно участвующих в производстве. Без научных открытий, сделанных учеными в лабораториях, невозможен новый прогресс в технике и технологии. Сегодняшнее материальное производство все больше становится сферой практического применения результатов науки и техники, которые становятся фактором, играющим решающую роль в материальном производстве. Рабочие и крестьяне – трудящиеся, которые непосредственно участвуют в производстве, – уже играют в нем периферийную, неглавную роль.

Далее. Прямым результатом вышеназванных изменений становится тот факт, что меняются критерии определения качества общественного строя, что вызывает глубокие социальные реформы во многих социалистических странах. До возникновения новой научно-технической революции при оценке общественного строя обычно исходили из того, может ли он в значительных масштабах стимулировать активность непосредственно участвующих в материальном производстве рабочих и крестьян. В то время производство носило экстенсивный характер, удельный вес науки и техники был невысоким и поэтому размер производственного потенциала зависел от соотношения вложенного живого труда (производственной активности и сознательности рабочих и крестьян), а также «мертвого» труда (продукции, произведенной рабочими и крестьянами прежде). Причина, почему стахановское движение в период индустриализации в Советском Союзе смогло оказать большое стимулирующее влияние на развитие экономики страны, состояла в том, что созданный после Октябрьской революции общественный строй позволил рабочим массам осознать себя хозяевами государства, вследствие чего возник небывалый трудовой энтузиазм. Новая научно-техническая революция приводит к применению в производстве науки и техники. Поэтому принципиальным критерием оценки качества общественного строя становится его возможность в больших масштабах стимулировать развитие науки и техники, а также с самой быстрой скоростью превращать их результаты в непосредственную производительную силу. Это крупное изменение принесло с собой ряд глубоких социальных последствий.

С одной стороны, оно влило новые силы в капиталистической строй. Перед Второй мировой войной с первого взгляда было ясно, какой строй имеет превосходство – западный, капиталистический, или советский, социалистический. Возникший в конце 20-х и начале 30-х гг. экономический кризис в западном мире и поразительно быстрое развитие в то время общества и экономики Советского Союза лучше всего говорили, какой строй предпочтительней. Однако положение изменилось после Второй мировой войны, особенно в 70-х гг. прошлого столетия. Поскольку в капиталистическом мире существует конкуренция, то для того, чтобы добиться преимущества на рынке, каждый капиталист стремился всячески обновить производственную технику. Он изо всех сил стимулировал развитие науки и техники. Следует добавить, что частная собственность на средства производства также способствует приобретению капиталистом новой производственной техники, ибо для этого ему не нужно одобрения каких-либо других лиц, он немедленно превращает ее на своем предприятии в непосредственную производительную силу. Поэтому капиталистический мир стал переживать «вторую молодость» – произошел стремительный рост производительных сил, жизненный уровень населения значительно повысился. Кроме того, узкие рамки национальных государств уже были не в состоянии удовлетворять потребности достигнувших высокого уровня развития производительных сил. Транснациональные компании стали появляться, словно весенние побеги бамбука после дождя, и постепенно складываются единый мировой рынок и международная экономическая система, имеющая черты интеграции.

С другой стороны, добившийся блестящих результатов социалистический строй в Советском Союзе утратил свое прежнее превосходство. Это произошло потому, что созданный в 30-е гг. прошлого столетия строй обладал такими особенностями, как высокая концентрация власти, общественная собственность на средства производства, плановая экономика, распределение по труду. При существовавшем строе отсутствовала политическая демократия, не хватало свободы мышления, а также возможности обмена мнениями с зарубежными коллегами, поэтому интеллигенции было трудно проводить исследования в области науки и техники творческого характера. Между предприятиями не существовало рыночной конкуренции, их задача заключалась лишь в том, чтобы выполнить план, спущенный сверху, у них не было необходимости и власти, чтобы инициативно развивать и обновлять технику. Поскольку предприятия не были самостоятельными в принятии решений, то даже в случае появления новой техники и технологии их применение должно было пройти через многоступенчатое одобрение бюрократических инстанций, поэтому они не могли вовремя становиться непосредственной производительной силой. Все это привело к тому, что наметившееся отставание советской экономики от западной после 70-х гг. прошлого столетия стало большим, советское общество вступило в период застоя и постепенно оказалось в невыгодном положении в конкуренции с Западом. Модель сталинского социализма с высокой степенью централизации оказалась в тяжелом положении. Новая научно-техническая революция заставила все социалистические страны пойти по пути реформ. Подлинные глубокие причины реформ в Советском Союзе и Китае заключаются именно в этом. Новая научно-техническая революция показала, что существовавший ранее социалистический строй уже пришел к своему историческому концу. Маркс говорил: «Пар, электричество и сельфактор были несравненно более опасными революционерами, чем даже граждане Барбес, Раскайль и Бланки»[1].

Маркс прав. Однако в данном случае объектом социальной революции, обусловленным прогрессом науки, оказался не капитализм, а социализм сталинской модели.

Пути реформ в различных государствах, как, например, в России и Китае, отличаются друг от друга, однако их основное направление одинаково. Оно заключается в том, что проводимые в обеих странах реформы ориентированы на превращение науки и техники в первую производительную силу, создание условий для развития и использования науки и техники, а для этого необходимо плановую экономику превратить в рыночную, от высокоцентрализованной власти перейти к политической демократии. Это ясно просматривается в реформах, проводимых во всех социалистических странах. Но Россия начала свои реформы с построения политической демократии, а Китай поставил своей первоочередной задачей строительство рыночной экономики и развитие производства. Китай не только строит рыночную экономику у себя в стране, но и активно вступает в большой мировой рынок. Еще в 80-е гг. прошлого столетия он, используя опыт Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и ряда государств Юго-Восточной Азии, выбрав в качестве своей четкой цели создание экономики по модели «заимствование двух извне» (капиталов, техники и рынка из-за границы), стал изо всех сил стремиться войти в большую сеть мирового рынка.

Наконец, третьей стороной влияния новой научно-технической революции на современный мир является возникновение волны глобализации. Как мы уже отмечали, произошедшая в ХХ столетии новая научно-техническая революция значительно углубила знание человечества о природе, что значительно увеличило возможности по ее преобразованию. Непрерывное появление новых источников энергии и новых материалов, высокая степень автоматизации всемирной информационной сети, непрерывное обновление средств передвижения, высадка людей на Луну и т. д. – все это увеличивает возможности человека, земной шар становится маленьким, появилось даже понятие «мировая деревня». В концентрированном выражении эти изменения представляют собой революционный прогресс в отношении производительных сил человечества. Как уже отмечалось выше, основанные на рыночной экономике капиталистические государства создали благоприятные условия для применения научно-технических инноваций и новых достижений в области науки и техники. Они использовали исторический шанс, предоставленный новой научно-технической революцией, в результате материальные производительные силы стали быстро развиваться. Для того, чтобы найти пространство для высокоразвитых производительных сил, эти государства вызвали к жизни волну экономической глобализации. В то же время прежние социалистические государства стали одно за другим поворачиваться к рыночной экономике, в интересах собственного развития им было необходимо соединиться с большим международным рынком, и они активно влились в волну экономической глобализации. В результате существовавшие в капиталистических и прежних социалистических государствах потребность и взаимная заинтересованность привели к тому, что создание единой мировой большой рыночной экономической системы стало непреодолимой исторической тенденцией. В настоящее время волна экономической глобализации охватила весь мир, она определяет все. Одновременно с этим связи между различными государствами мира в политической, культурной и других областях также становятся все более тесными.

Проблемы глобализации вызвали интерес у людей различных стран. Причин ее появления много, однако в конечном счете все сводится к новой научно-технической революции ХХ столетия.

III. Новая научно-техническая революция и зигзаги (изломы) человеческой цивилизации

Глобализация, о которой мы сегодня говорим, в основе своей имеет глобальную экономическую интеграцию, это создание единой рыночной экономической системы в масштабах всего мира. Мы имеем дело с невиданным распространением в мировом масштабе рыночной экономики, причем роль главного распорядителя в этой мировой рыночной экономической системе играют капиталистические государства во главе с США. Общеизвестно, что в течение длительного периода времени ставили знак равенства между рыночной экономикой и капитализмом. Поэтому многие люди считают, что глобализация есть победа во всем мире капиталистического строя, по словам американского ученого японского происхождения Фукуямы, это означает конец истории. Однако на самом деле подобный взгляд является поверхностным. Волна современной глобализации в огромной степени выходит за рамки идеологического противостояния капитализма и социализма, это знак поворота человеческой цивилизации, символизирующего, что существовавшая в течение семисот с лишним лет начиная с эпохи Просвещения промышленная цивилизация подошла к своему историческому завершению. И капитализм, и социализм – и тот и другой строй обращают внимание на развитие науки и техники, на их использование для развития промышленного производства и увеличения материального богатства. Ценности, которые отрицает волна глобализации, являются ценностями промышленной цивилизации[2].

Вплоть до настоящего времени главной созидательной силой промышленной цивилизации была буржуазия, судьба которой тесно связана с капиталистическим строем. Особенность этого строя состоит в том, что здесь все подчинено потребностям капитала, сущностью которого является возрастание, безграничное самовозрастание. Только поэтому промышленность, заменив сельское хозяйство, становится главной формой материального производства человечества, а безграничное расширение материального производства становится основной особенностью капиталистического строя и всей промышленной цивилизации. Почему капиталистический строй может обладать подобными свойствами? Это определяется основными ценностными ориентациями людей в буржуазном обществе.

Возникшее в ХIV в. движение Просвещения подвергло критике подавление христианством в средние века природы человека, оно провозгласило, что человек является центром жизни, выдвинуло идеи гуманизма. Гуманизму было присуще утверждение справедливости и разумности материальных желаний человека и стремлений к получению материальных удовольствий в целях их удовлетворения. Удовлетворение материальных удовольствий требует наличия достаточного количества денежных средств, для чего необходимо развивать производство. Поэтому индивидуальное кустарное производство постепенно заменяется кустарными мастерскими и промышленным производством с широким использованием машин. Отличие промышленности от сельского хозяйства состоит в том, что она на основе познания природы, используя машины, сознательно преобразует ее. Поэтому становление и развитие промышленности сильно стимулировало развитие науки и техники, вследствие чего значительно усилилась роль научного разума рациональности, что привело к появлению в ХVIII в. просветительского движения, представленного французским материализмом. Под влиянием рационалистического просвещения и буржуазных политических революций история человечества вступила в новую эпоху. Под углом зрения политики и идеологии это была эпоха капитализма, под углом зрения способа производства – эпоха рождения промышленной цивилизации. Замену промышленной цивилизацией аграрной называют также эпохой модернизации. Кратко говоря, всю историю человечества – с периода Возрождения и до сегодняшнего дня – можно рассматривать как эпоху промышленной цивилизации. Она появилась вслед за рождением буржуазии, поэтому следует сказать, что и в России до Октябрьской революции промышленная цивилизация практически также была цивилизацией капиталистической.

История капиталистической цивилизации есть история людей, вдохновленных материальными желаниями, которые стремятся с помощью научного разума использовать развитие промышленного производства для получения материальных богатств и материальных удовольствий. Основными ценностными ориентациями гуманизма капиталистов была погоня за материальными богатствами и материальными удовольствиями. Буржуазию и капиталистический строй не заботило ничего, кроме личной выгоды, все их интересы были связаны только с ней. Вдохновленные материальными желаниями, погоней за деньгами, ремесленники, торговцы и возникший затем весь класс капиталистов непрерывно развивали науку и технику, расширяли производство, занимались жесткой конкуренцией, рыскали повсюду, они оказывали большое влияние на развитие производительных сил, и неизменно в течение нескольких столетий путь капитализма сопровождался триумфальным маршем. Поэтому неслучайно в «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс, говоря о буржуазии, прежде всего дают высокую оценку совершенной ею в истории революции мышления, то есть ее проповеди индивидуализма и эгоизма.

Как говорили Маркс и Энгельс, буржуазия и капитализм сыграли в истории революционную роль, включая то, что они стимулировали новую научно-техническую революцию ХХ столетия и возникновение волны экономической глобализации. Однако новая научно-техническая революция является как раз последовательным отрицанием ценностных ориентаций капиталистического строя и капиталистической промышленной цивилизации, так как под влиянием этих ориентаций капитализм подошел к своей естественной границе, впервые столкнувшись с непреодолимым препятствием.

Желания человека не имеют пределов. Самовозрастание капитала, его неограниченное расширение не имеет каких-либо рамок. Однако подобное расширение неизбежно встречает препятствия на своем пути, оно непременно сопровождается сопротивлением и кризисными явлениями. С исторической точки зрения подобное расширение вызвало к жизни третий кризис капиталистического строя.

Первый кризис был связан с тем, что расширение капитала и его воспроизводство встретили сопротивление рабочего класса, одновременно это вызвало к жизни конфликты между самими капиталистами. Наглядной демонстрацией сопротивления рабочего класса явился бурный рост рабочего движения в западных странах в ХIХ в. и ожесточенная борьба буржуазии и пролетариата. Конфликты между капиталистами главным образом проявлялись в свободной конкуренции на рынке, что приводило к экономическим кризисам. Классовая борьба и экономические кризисы свидетельствовали о том, что капиталистический строй становится оковами для развития производственных сил и что он уже подготовил своего могильщика. Тогда впервые капиталистический строй оказался в кризисе. Марксизм явился продуктом именно этого кризиса.

Под давлением классовой борьбы рабочих буржуазия была вынуждена изменить свою тактику, следствием чего явилось смягчение классовых противоречий; благодаря появлению кейнсианства она нашла эффективные методы противодействия экономическому кризису, и он был постепенно разрешен в рамках капитализма.

Второй кризис капиталистического строя связан с двумя мировыми войнами, вызванными движением национального капитала вовне своих государственных границ и возникновением империализма. До превращения науки и техники в первую производительную силу увеличение богатства капиталистов опиралось главным образом на эксплуатацию и захват: внутри страны – на эксплуатацию рабочих, вовне ее – на захват колоний. Алчное стремление к материальному богатству заставляло капиталистов вслед за развитием производительных сил раздвигать рамки национальных государств, идти во внешний мир и проводить разнообразную империалистическую политику. Связанное с этим расширение капиталов неизбежно приводит к конфликтам между империалистическими государствами за пространство для своего развития. Обе мировые войны как раз и явились проявлением этих конфликтов. Последовавшие одна за другой, они показали, что расширение капитала встретилось с новыми препятствиями и ограничениями и что капитализм вступил в новый кризис. Однако создание ООН и появление такой международной организации, как ВТО, свидетельствуют о том, что буржуазия различных государств согласилась на определенные общие правила игры, благодаря чему этот кризис также был разрешен в рамках капитализма.

Третий кризис возник под влиянием научно-технической революции, он связан с кризисом существования самого человечества. Этот кризис общеизвестен, он проявляется в следующих трех моментах. Первый. Революционное развитие производительных сил, вызванное новой научно-технической революцией, значительно увеличило возможности и масштабы деятельности человека по преобразованию природы. В результате мы имеем сегодня постоянное ухудшение экологической обстановки, уменьшение природных ресурсов, поэтому серьезной проблемой является сама дальнейшая возможность существования человечества и производства. Второй. Экономика быстро глобализируется, однако человечество до сих пор не имеет соответствующего механизма сознательного реагирования на мировые проблемы экономической и политической жизни, поэтому в процессе глобализации непрерывно возникают многочисленные конфликты между различными государствами и регионами. С одной стороны, это вызывает большое количество экономических кризисов глобального характера, наносится ущерб производительным силам; с другой стороны, происходит постоянное обновление оружия массового уничтожения, поражающая сила которого непрерывно увеличивается. Два этих факта в совокупности приводят к тому, что международные конфликты являются подлинной угрозой для существования человечества. Третий. Одновременно с развитием и использованием науки и техники, ускорением развития производительных сил и увеличением материального богатства значительно увеличивается всеобщее отчуждение человека. Материальному достатку сопутствуют напряженность в духовной сфере, монотонность и однообразие жизни.

Вышеотмеченные изменения неизбежно приводят к мысли о том, возможно ли дальнейшее существование человечества, нужно ли искать новый путь развития, – это становится реальной, очень серьезной проблемой. Чем дальше, тем больше людей начинают проявлять беспокойство за судьбы человечества, размышлять о промышленной цивилизации и ее ценностях. В сравнении с двумя предыдущими кризисами этот – третий – кризис не может быть разрешен в рамках капитализма. Причина, порождающая этот кризис, не связана с какими-либо конкретными техническими вещами или конкретными политическими мероприятиями. Она коренится в ценностях, которых придерживается буржуазия со времен эпохи Возрождения: безграничном увеличении материального богатства в целях удовлетворения непрерывно увеличивающихся материальных желаний. Это основа образа жизни капиталистической цивилизации, а также всей промышленной цивилизации, включая Советский Союз и другие социалистические страны. Если однажды эти ценностные ориентации будут отброшены, то, не говоря уже о капитализме, вся промышленная цивилизация закончит свое существование. Но есть ли у человечества другой выбор? Нет. Если не хотим исчезновения человечества, следует отбросить прежние ценности, завершить промышленную цивилизацию. Факты говорят в пользу этого.

Промышленная цивилизация основывается на науке и технике, их развитие приводит к тому, что она достигает своего исторического пика, а это вызывает волну глобализации и угрозу для существования человечества. Это самоотрицание промышленной цивилизации. Понимание глобализации должно сочетаться с пониманием угроз, представляющих в настоящее время опасность для существования человечества, что, в свою очередь, должно основываться на глубоком понимании процесса развития науки и техники, в особенности новой научно-технической революции ХХ в. Возникновение промышленной цивилизации связано с эпохой Возрождения, поэтому завершение этой цивилизации будет означать в истории человечества такой же поворот, как и эпоха Возрождения. Если мы не сможем поднять изучение проблем глобализации на должную высоту, оно будет чисто внешним и поверхностным. Факты свидетельствуют, что сделать это нелегко. На Западе многие люди выступают против глобализации, потому что она способствует перемещению капитала по всему миру, что приводит к уменьшению возможностей для людей найти работу в своих странах; в ряде развивающихся стран, к примеру в Китае, некоторые ученые приветствуют глобализацию, поскольку она представляет шанс для развития собственной экономики, они стремятся найти в ней полезные аргументы для своих теоретических умозаключений.

Конечно, есть большое количество людей, серьезно размышляющих над этим значительным поворотом истории. Окончание промышленной цивилизации с точки зрения марксизма означает замену капитализма коммунизмом; с точки зрения руководителей Китая, это означает осуществление научной концепции развития и построение гармоничного общества; с точки зрения академика В. Стёпина – окончание техногенной цивилизации; с точки зрения российского ученого В. Иноземцева – приход постэкономического общества. Говоря по существу, описание тенденций развития человеческой цивилизации уже давно дала русская философия Серебряного века, среди них самой глубокой, самой блестящей работой является великое произведение Н. Бердяева «Смысл истории». Хотя оно было издано свыше 80 лет назад, то, что в нем говорится, прямо относится к фактам сегодняшнего дня. Это драгоценнейший вклад русской нации в историю человеческой мысли. Данное произведение должен прочитать каждый человек современной эпохи.

Перевод доктора философских наук В. Г. Бурова


[1] Маркс, К., Энгельс, Ф. Полн. собр. соч. – М., 1958. – Т. 12. – С. 3. (Marx, K., Engels, T. The complete works. – Moscow, 1958. – Vol. 12. – P. 3).

[2] При исследовании проблем глобализации научная общественность Советского Союза использовала понятие «глобальные проблемы», в современной России оно заменено другим понятием, взятым из западной литературы, – «глобалистика». С определенной точки зрения это шаг назад. Первое понятие делало упор на «проблемы», то есть на принесенные глобализацией проблемы, оказывающие свое отрицательное влияние на существование человечества, которые ему необходимо решить; что касается второго понятия, то оно рассматривает глобализацию как нейтральный, технический вопрос. Первое понятие – специфически русское, понятие социалистического Советского Союза, второе имеет хождение в западном капиталистическом мире, оно проникнуто духом прагматизма. Факты свидетельствуют о том, что глобализация, способствовав развитию материального производства, одновременно вызвала к жизни множество серьезных проблем, и поэтому имеет также серьезный отрицательный эффект. Мы должны обратить внимание именно на этот эффект, поскольку он представляет собой серьезную угрозу самому существованию человечества.