Проблема одиночества в социальной философии


скачать скачать Автор: Музашвили Д. З. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №3(59)/2010 - подписаться на статьи журнала

Вопросы одиночества всегда волновали многих философов, так как человек – это прежде всего социальное существо, окруженное другими индивидами, и, по идее, он не должен испытывать чувства одиночества. Тем не менее в реальной жизни нередко люди живут изолированно, стараются ни с кем не общаться и вести замкнутый образ жизни. Но особую актуальность эти вопросы приобрели в нашу постиндустриальную эпоху, когда наблюдается отчужденность людей друг от друга, когда рушатся традиционные семейные устои и коллективы. И не случайно они находятся в центре внимания многих отечественных философов.

Однако до сих пор остается неисследованной взаимосвязь одиночества с проблемой нарастания кризиса института семьи и брака в обществе, тогда как существуют веские основания для того, чтобы установить такую взаимосвязь и причислить негативные формы одиночества к тем социальным патологиям, причиной которых является нездоровая ситуация в современных семьях.

Как пишет Н. Х. Орлова, такие социальные отклонения, как «социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность – это неполный перечень наблюдаемых сегодня асоциальных явлений в обществе, проис-хождение которых обусловлено состоянием института семьи и устранение которых, с другой стороны, возможно лишь с созданием полноценного института семьи»[1]. К перечисленным асоциальным явлениям можно добавить такие негативные, конфликтные формы одиночества, как изоляция и абсолютное одиночество личности. По мнению Д. А. Матеева, обе эти формы одиночества порождаются внешними факторами, представляют собой объективное последствие «выпадения индивида из социального окружения в силу условий и обстоятельств, не зависящих от самой личности»[2], ведут к негативным субъективным ощущениям одиночества и являются следствием действий «Другого» или общества в целом. Так, причиной изоляции социумом отдельного индивида, как правило, служит его несоответствие социальным ожиданиям, сопротивление манипуляции массовым сознанием и пренебрежение общественными нормами ради реализации своих прав и свобод, а причиной абсолютного одиночества является более глубинный конфликт индивидуальной личности с обществом – изначальная экзистенциальная «вброшенность» индивида в социум помимо его воли и безуспешные попытки, сохранив собственную исконную самобытность без потерь (что априори неосуществимо), найти себя в социуме. Ответ на вопрос о происхождении конфликтных форм одиночества, очевидно, лежит в плоскости семьи, так как именно семья призвана выполнять «соцзаказ» общества на воспроизводство и первичное воспитание управляемой личности. Семья – первая ячейка, где индивид овладевает начальными формами взаимодействия, получает первые навыки общения, воспринимает первые нормы и ценности, которые семья транслирует от общества, выполняя задачу социализации личности. Поэтому несомненно, что «..исследование взаимодействия механизмов функционирования социального института семьи в институциональной структуре общества дает возможность понять, как общество балансирует между двумя социальными крайностями, – тенденцией общества к тоталитарности и тенденцией личности к индивидуализму (проявление которого приводит к одиночеству. – Д. М.). Социальная реальность изначально устроена так, что именно институт семьи может и обязан противостоять обеим тенденциям. Поэтому в укреплении семьи обоюдно заинтересованы и личность, и общество»[3].

Взгляды на предназначение семьи и брака в современном обществе претерпели в конце XX – начале XXI в. значительные изменения. Технический прогресс, бурное развитие городов-мегаполисов, все большая виртуализация межличностных отношений и другие значимые социально-экономические факторы влекут за собой трансформацию человеческого сознания, ценностей, меняют способы удовлетворения бытийных потребностей и подчиняют человеческие взаимоотношения логике развертывания постиндустриальной реальности. Семья как малая социальная группа, микрокосм в социальном макрокосме, переживает все происходящие в социуме трансформации и неизбежно изменяется вместе с ним. Соответственно видоизменяются механизмы регулирования общественной деятельности людей – социальные институты, которые призваны закреплять определенные практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Такая формализация социальных связей и отношений невозможна без появления соответствующей социальной потребности – физиологической, материальной или духовной. Поэтому смена потребностей, ценностей, общественных норм с необходимостью приводит к дисфункции социальных институтов в том виде, в каком они существуют на момент перемен.

Как особый тип регламентации социальных связей и различных организационных форм регулирования поведения людей касательно их потребности в воспроизводстве рода, формировании отношений между полами, воспитании детей, межпоколенной связи и т. д., институт семьи и брака имеет своим итоговым предназначением поддержание жизнеспособности самого общества. Материально он представляет собой совокупность снабженных определенными средствами лиц, учреждений, каждое из которых осуществляет конкретную функцию в обществе. В целом сам институт семьи и брака выполняет в обществе несколько важных функций: репродуктивную, регулируя воспроизводство человеческого рода; социализации, отвечая за передачу новым членам общества необходимых навыков, нравственных ценностей и норм; рекреационную (восстановительную) функцию, защищая членов семьи от воздействия окружающего мира, осуществляя контроль и регулирование сексуальной жизни, а также быта и досуга. Каждая из вышеперечисленных функций служит фундаментальной – поддержанию жизнедеятельности общества через возобновляемость поколений, усвоивших основные нормы и ценности этого общества, касающиеся семьи и брака. Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов, групп и общностей, но несводимы к сумме этих лиц и их взаимодействий. Таким образом, любой социальный институт носит надынди-видуальный характер, является самостоятельным общественным образованием, он включает в себя системы ценностей, идеалов, образцов деятельности и поведения, которые обязательны для всех людей, включенных в социальный институт. Тем самым социальные институты гарантируют сходное поведение людей, согласовывают и направляют их определенные стремления, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в повседневной жизни, обеспечивают состояние стабильности в рамках той или иной социальной общности или общества в целом.

В условиях интенсивного протекания общественных процессов и социальных перемен может возникать ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят отражения в структуре и деятельности социальных институтов. Нарушение общепринятых норм все большим количеством членов общества приводит к дисфункции института. Возникает неясность целей деятельности института, падение его авторитета и престижа, вырождение его отдельных функций в ритуальную деятельность, что мы и наблюдаем в современной действительности.

Так, все чаще те, кто живет в больших городах, выбирают для себя одиночество как наиболее комфортный способ существования, обеспечивающий им свободу, независимость и возможность посвятить себя своим индивидуальным целям. Ряды одиноких людей постоянно пополняются – об этом свидетельствуют статистика и социологические опросы. Но самое негативное в этой ситуации – то обстоятельство, что большинство одиноких людей находятся в детородном возрасте, что создает угрозу демографической ситуации и основания распространенному мнению о том, что общество «вырождается». Т. Н. Мальковская пишет, что «семья в некотором смысле является зеркалом общества, она дает зеркальное отражение общества текущего времени, но это еще и загадка “уходящего” и “приходящего” нового поколения России, некоторый срез какого-то события, процесса, явления»[4], поэтому нужно уделить пристальное внимание именно происходящим в обществе переменам. Тенденция к автономности, внесемейной жизни является результатом социальных изменений, которые происходят по причине усложнения и ускорения развития самого общества, перенасыщенного информацией, необходимости эффективно управлять своим временем, «уплотнять» его, а также по причине доступности многочисленных альтернатив поведения и как следствие – дезориентации людей в социальной реальности, тем временем все более виртуализирующейся за счет роста компьютерных и интернет-технологий. Виртуализация усложняет общество, так как размывает социальные статусы и роли индивидов, а это затрудняет человеку задачу объективной оценки и оперирования входящими потоками информации – вместо реальных социальных институтов и индивидов он воспринимает их образы: «сущность человека отчуждается не в социальную, а в виртуальную реальность, где человек имеет дело не с вещью (располагаемым), а с симуляцией (изображаемым): социальные институты... теряя свою власть над индивидом, становятся образом, включаемым в игру»[5].

Большую роль в том, что люди становятся далеки друг от друга, играет фактор урбанизации. Современные крупные мегаполисы – это города возможностей, но в то же время и одиночества. Люди нередко стараются сохранять вокруг себя как можно больше места – личного пространства, личной свободы. Они стремятся стать одинокими, но спустя время начинают испытывать дефицит эмоционального тепла, близких отношений, переживают, что никому не нужны. Например, в таком динамичном городе, как Москва, люди вечно спешат и все равно опаздывают. Они вроде бы спешат жить, любить и радоваться, но часто посвящают все свое свободное время депрессии. Город заставил их жить по своим правилам. Можно сделать вывод, что основным источником обостренного чувства одиночества у людей в городах является затрудненность акта коммуникации, обусловленная многочисленностью и высокой мобильностью населения, разобщенного ускоренными темпами развития городов, технологического прогресса, все большим уходом в виртуальную реальность, стрессовыми переживаниями, депрессивными состояниями и поэтому – чрезмерной замкнутостью на собственной потребности в безопасности и цельности личности. Все это мешает полноценному общению между людьми.

Статистику одиноких людей никто не ведет, но самый достоверный анализ можно получить, ознакомившись со статистикой браков и разводов в современном обществе и социологическими опросами на тему отношения респондентов к семье и браку. Согласно официальным данным Росстата, число браков в РФ в 2007 г. составило 1 262 500, в 2008 – 1 179 007, число же разводов: в 2007 – 685 910, в 2008 – 703 412[6]. Соответственно естественный прирост населения в России превратился в естественную его убыль и составил 470 323 человека за 2007 г. и 362 007 человек за 2008 г.[7]Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2007 г. число новорожденных вне брака составило 450 779 человек, в 2008 – 460 418 человек[8]. Многие россияне не верят в прочность и долговечность брака, считают, что институт брака исчерпал сам себя и является устаревшим явлением. Ситуация с регистрацией брака в зарубежных странах не особенно отличается от российской. Браки становятся недолговечными. Этому есть причины как социально-экономического, так и психологического характера. Психотерапевты часто объясняют нежелание мужчин заключать брак тем, что у взрослого мужчины страх перед семейной жизнью берет начало еще с детских лет, если его мать была женщиной властной, либо тем, что существует такой тип холостяков, которые росли в неполных или неблагополучных в социальном плане семьях. Даже если к тридцати годам они женятся, то через непродолжительный период времени следует развод, и происходит это потому, что такой тип мужчин не хочет или не может брать на себя ответственность, которая так необходима в семейной жизни. Таким образом, здесь мы снова возвращаемся к вопросу о роли семьи в воспитании человека. Если говорить о женщинах, то их одиночество в большей степени зависит от мужского, так как и женская численность значительно выше мужской. 36 % москвичек являются одинокими, а это довольно внушительная цифра.

Не остались в стороне эмансипация и сексуальная революция: по меткому замечанию Ю. И. Семенова, «дальнейшее развертывание “сексуальной революции” представляет огромную угрозу для общества. Страшна даже не девальвация правовых норм, а постепенное исчезновение всякого морального регулирования отношений между полами, снятие всех и всяческих ограничений»[9]. Таким образом, получается, что семья, с одной стороны, необходима, так как несет в себе залог выживания общества и приспособления индивида к социуму, а с другой – создание семей сталкивается с проблемой регулирования взаимоотношений полов в условиях, когда необходимо определенное соотношение между людьми, вступающими в брак[10].

Конечно, в наше время отсутствие свидетельства о браке еще не означает отсутствия постоянного партнера. Мужчина или женщина могут быть прекрасно образованными людьми, физически привлекательными и общительными, но зачастую у них не складывается личная жизнь. Многие подолгу живут одиноко и часто попадают в ситуацию, когда их одинокий статус начинает мешать личным взаимоотношениям, например, с друзьями, если у тех уже есть пара и они больше заняты друг другом, чем одиноким товарищем (ситуация «третий лишний»). Многие пары предпочитают жить на два дома, делить друг с другом радости и праздники, но не будни и проблемы.

Те, кто одинок, могут сознательно выбирать свое одиночество и соответственно организовывать свой быт по причине неудач на личном фронте, несостоявшихся встреч или тяжелый расставаний. С проблемами такие люди сталкиваются в основном в свободное время и в отпуске – когда на мероприятии требуется пара или в путешествии с туристической группой. Кроме того, одиноким часто задают неудобные вопросы (например, собственные родители донимают расспросами о том, когда они, наконец, станут дедушками и бабушками), так как то, что у успешного, в общем-то, человека нет пары, все еще вызывает удивление.

Заметим также, что некоторые жизненные блага одиноким людям обходятся намного дороже, поскольку в основном вся общественная жизнь организована для пар. Например, в гостинице за одиночный номер (сингл) приходится платить как за номер для двоих, а в ресторане могут посадить за самый неудобный столик. Получается, что современное общество в целом либерально настроено по отношению к одиноким людям и число молодых одиноких людей неуклонно растет, но в то же время многие из них считают, что общество относится к ним, как к больным, которые срочно нуждаются в терапии. Общество давно уже принимает одиночек и одинокий образ жизни как нормальное явление, возник даже целый потребительский рынок для одиноких людей: агентства эскорт-услуг, банки донорской спермы, уже изобретены и поступают в продажу кибернетические женщины – роботы «Roxxxy», которые реагируют на прикосновение и способны поддержать разговор. Давно стали привычными бюро или сайты знакомств, объявления в газетах, специализированные передачи для одиноких на радио и телевидении. В больших городах, как правило, развивается целая индустрия развлечений специально для одиноких, так как они представляют собой огромный покупательный потенциал.

С другой стороны, несмотря на некоторую долю терпимости, в современном обществе до сих пор распространены стереотипы восприятия одиноких людей как изгоев, неспособных к воспроизведению общепринятых стандартов поведения и имеющих проблемы в общении с окружающими. Происходит атрибуция негативных качеств по признаку одиночества. Так, большинство людей убеждены, что холостяки – эгоисты, «маменькины сынки», а незамужние женщины – старые девы. Общепринято, что каждая девушка должна после 18 лет выйти замуж и родить детей, и если сама девушка отвергает для себя такую судьбу, то обычно думают, что у нее есть какие-либо проблемы. Поэтому в подавляющем большинстве те женщины, которые не хотят выходить замуж, вынуждены создавать семью во имя продолжения рода и того, что называется «быть как все». Конечно, существуют случаи, когда одиночество женщин легко объяснимо их личностными качествами или негативными жизненными событиями, но причины одиночества женщин, по внешнему виду и личным качествам не напоминающих старых дев – красивых, стильно одевающихся и ведущих активный образ жизни, успешных в карьерном плане, но при этом неудачниц в личной жизни, – объяснить сложнее. Некоторые из них сознательно выбирают путь одиночества, а многие хотели бы начать жить семейной жизнью, но не получается, во многом потому, что сегодняшнее общество – это общество индивидуальных интересов, и людям все труднее обрести свою половинку. С неприятием и жалостью также обычно сталкиваются в обществе разведенные, одинокие пожилые люди, инвалиды, люди нетрадиционной ориентации. Стереотипы в отношении одиноких людей искоренить очень тяжело, даже если принять как очевидность, что человек имеет право устраивать свою судьбу так, как ему угодно. Стереотипам подвержены даже те, кто это понимает.

Ситуация в общественной сфере большинства развитых стран мира, сложившаяся в течение XX в., побуждает именно социальных философов обратить пристальное внимание на взаимосвязь деформации современного социального института семьи и увеличения количества одиноких людей. Чем больше одиноких людей в обществе, тем больше расшатываются позиции института семьи и брака и тем менее жизнеспособным является само общество, поскольку нарушается процесс воспроизводства человеческих ресурсов. Фактически только в рамках социальной философии возможно создание общетеоретической концепции семьи как социального института, своего рода «системы сдержек и противовесов» в отношениях личности и общества и через это – объяснение сущности феномена одиночества, его социальной специфики как состояния, возникающего у человека вследствие противоречий между изначально коллективными условиями его бытия и его природной индивидуальностью, нуждающейся в раскрытии.

[1] См.: Орлова, Н. Х. Семья как объект социально-философского исследования (Эволюция семейных отношений на рубеже XX–XXI столетий): дис. … канд. филос. наук. – СПб., 2000. – С. 6.

[2] Матеев, Д. А. Феномен одиночества и проблема нарушения коммуникации: социально-философский аспект: дис. ... канд. филос. наук. – Новосибирск, 2008. – С. 95.

[3] См.: Балдицына, Е. И. К вопросу об актуализации социально-философского анализа семьи как социального института // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2005. – № 1(13).

[4] Мальковская, Т. Н. Семья и власть в России XVII–XVIII столетий. – М., 2005. – С. 5.

[5] См.: Иванов, Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. – Т. I. – вып. 1.

[6] Демографический ежегодник России 2009: стат. сб. – М., 2009. – С. 120.

[7] Там же. – С. 66.

[8] Там же. – С. 173.

[9] Семенов, Ю. И. Социальная организация отношений между полами: возникновение и развитие // Социальная философия: учеб. / под ред. И. А. Гобозова. – М., 2003. – С. 232.

[10] Мальковская, Т. Н. Указ. соч. – С. 15.