Социально-философский анализ семьи (на примере корейской семьи)


скачать скачать Автор: Ли Кван Сун - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №3(59)/2010 - подписаться на статьи журнала

Современные процессы глобализации происходят весьма сложно и противоречиво. Они характеризуются существенными изменениями во всех (производственно-экономической, социально-политической, культурной) сферах, а также в образе жизни, семейных отношениях и т. д.

Философы прежних эпох считали, что гендерные различия пред-определены природой, что биологические особенности полов способствуют лучшему приспособлению женщин и мужчин к выполнению разных ролей и разных видов деятельности. Женщина должна хранить домашний очаг, заботиться о муже, рожать и воспитывать детей, а мужчина должен быть кормильцем и защитником семьи. Однако сегодня почти повсеместно такие семейные правила и нормы поставлены под сомнение, и это коснулось непосредственно семьи, ее функций, взаимоотношений общества и семьи.

В Корее сохранилась традиционная патриархальная семья, исчезнувшая на Западе более ста лет назад, но она претерпела за последние десятилетия большие изменения; семейные проблемы в корейском обществе стоят остро, и важно найти способы их решения.

Семья является самой маленькой ячейкой таких общностей, как государство и народ. Человек проходит определенные этапы жизни: рождение, взросление, учебу, работу, старость. Проживая жизнь, все хотят быть счастливыми и имеют на это право, но в реальной жизни человек не так счастлив, как хотел бы. Счастье начинается с семьи, но из-за множества проблем семьи несчастливы. В чем причина несчастья? Живя в семье, мы испытываем не только счастливые моменты, но также сталкиваемся с различными приносящими страдания проблемами, с непониманием между поколениями, родителями и детьми, ссорами между братьями и сестрами, с проблемами в браке между людьми, планировавшими создать счастливую семью. Из-за разницы в воспитании и условиях жизни в семьях происходят серьезные конфликты. Они возникают из-за различий в культуре, из-за экономических проблем, разных взглядов на воспитание детей и многих других причин.

Семья является первым в жизни человека местом, где происходит его социализация. Социализация выступает как необходимый процесс усвоения человеком образцов поведения, социальных норм и ценностей, нужных для успешного функционирования его в данном обществе. В семье формируются эмоциональные связи человека, привязанности, идет процесс овладения языком, традициями общества. Именно в семье человек социализируется, приобретает качества, необходимые для служения человечеству, научается «жить для других».

Религия и общество после семьи являются важнейшими факторами социализации человека. Но в корейской семье большую роль играет также неоконфуцианство, идеи и постулаты которого стали своего рода законами, и их соблюдение строго обязательно в корейской семье и корейском обществе.

Социализация особенно эффективна при условии, если есть преемственность между настоящим, прошлым и будущим, и эту связь должна обеспечить семья. Только в семье создается атмосфера, где все заботятся о каждом, а каждый обо всех.

в Корее люди появились в период неолита, около IV тыс. до н. э., а многочисленные свидетельства их обитания в регионе, относящиеся к III тыс. до н. э., были обнаружены по всему полуострову. Считается, что люди неолита сформировали этническую группу корейского народа. Они сначала селились на морском побережье и по берегам рек, а затем продвигались вглубь полуострова. Море являлось основным источником пищи. Для ловли рыбы и съедобных моллюсков использовались сети, крючки и лески. Наконечники стрел и копий, найденные в местах неолитических стоянок, свидетельствуют о том, что люди неолита также промышляли охотой. Позднее они начали заниматься земледелием, используя для этого каменные мотыги, серпы и жернова.

Рис начали возделывать в бронзовом веке. По мере того, как сельское хозяйство становилось основным занятием, формировались деревни и появилась верховная власть и верховный правитель.

Традиционная корейская семья прошлого – всегда большая по численности, это обусловлено средой проживания, трудовой деятельностью, религией корейцев. Она состояла из представителей трех или четырех поколений, живущих вместе. Основной ячейкой общества являлась не семья в европейском понимании, а клан –общность кровных родственников. Семьи внутри клана были связаны по мужской линии.

Корея занимает небольшую территорию, и 70 % ее составляют горы. Люди селились общиной в местах, более пригодных для земледелия, так как основной сельскохозяйственной культурой в Корее является рис, который выращивают на поле, залитом водой. До появления транспортного сообщения связи между поселениями практически не было, поэтому люди жили из поколения в поколение в одной деревне, занимаясь земледелием. Семьи были большими, с очень высокой рождаемостью, но и детская смертность была очень высокой.

Родившись в этой деревне, женившись на девушке из соседнего клана (а часто брак заключался не по любви, а по договору), прожив свою жизнь, человек умирал в своей деревне. Так образовывались деревни однофамильцев, находящихся в родственных связях и представляющих самостоятельные общины с крепкими устоями. Слово самого старшего человека в семье или общине воспринималось всеми как закон.

Были созданы законы для управления сформировавшимися общинами. В государстве Кочосон (2333 г. до н. э. – 194 г. до н. э.) был введен кодекс законов, состоявший из восьми статей, из которых сегодня известны только три. Первая из этих статей гласит, что любой, кто убьет другого человека, должен быть немедленно убит сам. Во второй статье говорится, что тот, кто нанесет раны другому человеку, должен заплатить компенсацию зерном. И, наконец, в третьей статье речь идет о том, что тот, кто украдет собственность другого человека, должен стать слугой пострадавшего.

Корейцы являются единой этнической семьей и говорят на одном языке. Считается, что корейцы являются потомками некоторых монгольских племен, которые мигрировали на Корейский полуостров из Центральной Азии. В VII в. различные государства полуострова были впервые объединены под властью королевства Силла (57 г. до н. э. – 935 г. н. э.). Однородность населения позволила корейцам избежать этнических проблем и сохранить прочное единство нации.

С древних времен существовала традиция: жених, придя в дом невесты, после обряда сватовства оставался в доме жены до появления и взросления детей. После достижения совершеннолетия детей муж возвращался с женой и детьми в дом своих родителей. Тогда не существовало социальных различий между мужчиной и женщиной. Женщина могла выходить повторно замуж. Можно было давать фамилию жены детям, что означало, что женщина является продолжательницей рода. Женщина имела право управлять государством. Это была эра матриархата.

Корейцы многое переняли у Китая, так как страны расположены рядом. Так, жители Кореи получили придворную музыку (аак), которая исполняется и в наши дни. От китайцев династии Юань корейцы в XIV в. научились выращивать и прясть хлопок и многому другому; очень важно, что корейцы переняли конфуцианство, но конфуцианство обновленное, связанное с деятельностью китайского философа Чжу Си (1130–1200), идеи которого, известные как «неоконфуцианство», очень рано проникли в Корею.

С приходом к власти династии Ли (1392–1910) конфуцианство обрело в Корее статус государственной идеологии и во многом определяло действия человека в сфере общественных и семейных отношений, регулировало ритуалы, связанные с культом предков, создало конфуцианскую систему образования, церемоний и систему органов управления.

Важным моментом конфуцианской идеологии считаются семейные отношения. Женщина не имела никаких прав. Ее роль заключалась в замужестве и производстве потомства. Стала господствовать идеология превосходства мужчины. С этого периода все имущественные права стали принадлежать мужчинам.

Законом было установлено, что женщина после замужества должна жить в доме мужа, вдовы должны были хранить верность клану своего умершего мужа до самой смерти, и если они решались вернуться в родительский дом или снова выйти замуж, то их детей оставляли в семье умершего мужа. О разводе женщине нельзя было даже и помыслить.

Сложившуюся традицию не так просто было изменить посредством закона, но прошло 100 лет, и этот закон закрепился и действует даже в настоящее время.

Семья в Корее считается высшей ценностью. Она была центром размышлений Конфуция и рассматривалась как основная ячейка любого общества. Воспринимаемая как ячейка сотрудничества, семья в конфуцианской традиции представлена как неотъемлемая часть государства и общества. Вселенная – это фактически одна семья.

Общественная мораль была понята как основанная на человеколюбии или гуманности, принципе любви. Это была естественная человеческая любовь.

Считалось, что человеческая добродетель происходит из чувства любви. Это чувство должно формироваться, и возникает оно именно в ходе семейной жизни. Дети в хорошей семье учатся любви, испытывая любовь к своим родителям; чтобы получить любовь и привязанность от детей, родители должны сначала ее проявить. Другими словами, взаимная любовь и уважение рассматриваются как краеугольный камень семьи.

Согласно конфуцианству есть пять видов основных человеческих отношений: между родителями и детьми, между мужем и женой, между старшим и младшим братом, между правителем и подчиненным и между друзьями. Считается, что долг молодого человека – вести себя хорошо по отношению к родителям дома и к старшим вне дома. Лучшим из всех человеческих качеств в конфуцианстве считалось «хё» – термин, который на русский язык переводится как «сыновняя почтительность» или «почтительность к родителям».

Само понятие «родители» и понятие «почтительное отношение» различаются в европейской и корейской культурах.

Кто такие родители? это «уважаемые персоны», которые родили нас и с любовью воспитали, поэтому совершенно естественно чувствовать по отношению к ним глубокую благодарность. Это считается корейцами проявлением естественных отношений, свойственных всем нормальным людям[1].

Связь между детьми и родителями очень глубокая и выражается в следующей формуле: «Все, что имеет человек как в плане телесном, то есть руки, ноги, волосы, кожу, а также и жизненную силу – все это получено от родителей». Поэтому нужно: 1) беречь свое тело, ибо оно не есть собственность его обладателя, а более собственность создавших его людей, то есть родителей; 2) всячески способствовать удачной реализации своего жизненного пути, с тем чтобы прославить свое имя, своих родителей и иметь достаточно средств, чтобы заботиться о родителях в старости[2]. По Конфуцию, нет большего преступления, чем непочтительность к родителям.

«Сыновняя почтительность» осуществляется в двух системах координат: в семье и в государстве. Служение каждого должно начинаться со служения своим родителям. Служение родителям переходит в служение государю и завершается установлением своего места в жизни. Почему это происходит? Потому что государь – это «отец и мать», а государство является большой семьей, поэтому служение государю – это то же, что и служение родителям[3]. Для корейских крестьян трактовка некоторых высказываний несколько иная: так, «служение государю» употребляется как «хорошо работать на земле».

«Сыновняя почтительность» является универсальным регулятором отношений в обществе и определяется для каждого социального сословия:

1. Государь любит подданных подобно тому, как он любит родителей, и управляет народом на основе этой любви.

2. Простолюдины должны хорошо работать на земле, заботясь о своем теле и экономно тратя средства, должны обеспечивать своих родителей.

Вести себя должным образом по отношению к родителям –значит проявлять сыновнюю почтительность. Сыновний долг рассматривался как наиболее важный элемент регулирования отношений в семье. Он почитался как корень человечности и рассматривался как наиболее устойчивое основание всякой любви. Долг человека перед его родителями был выше его долга перед государством, что (нехотя) признавало и само государство.

Предания говорят, что Конфуций в бытность свою чиновником в княжестве Лу не раз прощал виновных, если те совершали преступления из любви к родителям.

Смерть родителей ни в коем случае не освобождала человека от обязанностей перед ними. Теперь главными задачами «почтительного сына» было регулярное проведение жертвоприношений на могилах предков.

В то время как сыновья почтительность рассматривалась как наиболее устойчивое основание всей человеческой любви, отношения между мужчинами и женщинами считались началом всех человеческих взаимоотношений. Влечение одного к другому рассматривалось как естественная ступень жизни, как мужчины, так и женщины. То, что мужчина и женщина должны жить вместе, –важнейшее из всех человеческих взаимоотношений.

Муж и жена должны выполнять разные обязанности. Это иногда называют «неравноправными отношениями». Однако такие отношения не следует понимать как неравноправные или отношения подчинения, это просто взаимодополняющие отношения. Другими словами, муж должен относиться к жене как к женщине – хранительнице домашнего очага, в то время как жена должна относиться к мужу как к мужчине – главе, способному управлять и содержать свою семью. Без помощи и поддержки друг друга каждый из них неполон и несовершенен. Такие отношения должны быть взаимными; муж должен видеть в жене жену и уважать ее роль именно жены, а не сестры или какой-то другой женщины, и наоборот.

Главная обязанность женщины в браке заключалась в рождении сыновей, которые потом совершали бы жертвоприношения душам предков и продолжали линию семейных традиций. Раньше в Корее существовало множество примет, следование которым должно было обеспечить рождение сына. Предпочтение сыновей дочерям сохраняется до сих пор, это связано с тем, что именно сын должен заботиться о престарелых родителях.

Муж и жена должны также любить друг друга, заботиться друг о друге, относясь к супругу так, как каждый хотел бы, чтобы к нему относился другой. Когда отношения находятся в равновесии, возникает Великая Гармония. Гармонические взаимоотношения между мужем и женой считались основой прочной семьи.

Гармоничная семья – это больше, чем просто муж и жена; это также братья и дети. Считается, что помимо сыновней почтительности по отношению к родителям нужно также развивать в себе братскую любовь и уважение: «Только научившись уважать старшего брата, можно подготовиться служить людям своей страны».

В отношениях с братьями обретается добродетель справедливости. Научившись уважать старшего брата и почитать родителей, человек может развить качества, необходимые для управления государством.

Источник справедливости находится внутри семьи: человек постигает добродетель справедливости в своей семье. Только уважая собственного старшего брата, можно научиться уважать старших братьев других людей.

Чтобы поддерживать гармонию в доме, родители должны быть добрыми и учить детей доброте. Доброта к детям считалась естественной для каждого родителя. Этому не надо учиться, ведь и девушка не учится нянчить младенца, пока не родит его.

Быть недобрым к детям противоречит человеческой природе. И все же доброта к детям не должна быть слепой любовью. Родители не должны терять чувства здравого смысла даже в любви. Поэтому любить детей означало учить их, развивать их ум с самого раннего возраста так, чтобы они выросли, зная доброту. Другими словами, когда в семье добрая атмосфера, это влияет на общество в целом.

По примеру одной семьи, где царит любовь, и в других семьях государства растет доброжелательность и распространяется любовь; от духа вежливости и уважительности в одной семье и во всем государстве распространяется дух вежливости и уважительности.

Все эти составляющие, ориентируясь на духовные критерии, дают возможность семье быть счастливой.

Идеалом конфуцианства была большая патриархальная семья. Под одной крышей жили представители нескольких поколений: родители, их женатые сыновья с невестками, их внуки и правнуки. Это был идеал, и государство предоставляло льготы таким большим семьям.

«Молодые», вступающие в брак, были действительно очень молоды. По законам династии Ли в брак можно было вступать по достижении 14 лет для мужчин и 13 лет для женщин, а с разрешения властей можно было вступать в брак и раньше. Только в начале XIX в. средний возраст вступления в брак стал 18–19 лет.

Корейские законы позволяли мужчинам помимо главной жены иметь еще и наложниц, количество их не ограничивалось, но в реальности иметь наложницу было очень большой роскошью. Наложницы были у представителей верхушки общества, и при этом закон стоял на стороне интересов жены, наложница должна была ей подчиняться.

Традиция требовала, чтобы «жена почитала мужа как само Небо»[4]. Огромную роль в характере семейных отношений, в традициях, культах в Корее играла религия. В отличие от культур, в которых доминирует одна религия, в корейской культуре представлен широкий спектр разнообразных верований, оказавших влияние на формирование образа мыслей и поведение людей. На ранних этапах истории религиозные и политические функции в Корее были связаны, однако позднее они стали выполняться отдельно.

До проникновения европейцев в Корею религиозная жизнь определялась взаимодействием шаманизма, буддизма (который проник в Корею в IV в. и был государственной религией) и конфуцианства.

С приходом к власти династии Ли конфуцианство стало государственной идеологией, своеобразным государственным культом.

Шаманство в Корее – это поклонение тысячам духов и демонов, которые, как верили люди, живут в каждом предмете окружающего мира природы, включая камни, деревья, горы и водные потоки, а также небесные тела.

Шаманство является примитивной религией, которая не имеет какой-либо систематизированной структуры, однако проникает в повседневную жизнь людей через фольклор и обычаи. Люди, населявшие территорию Кореи в эпоху неолита, имели анимические представления, наделяя все объекты природной душой.

История буддизма в Корее начинает свой отсчет в эпоху государства Когурё, с 372 г., со времени появления монаха Сундо, который прибыл из Китая. Буддизм, по-видимому, получал значительную поддержку со стороны правящего класса, поскольку он представлял собой духовную основу для системы управления, провозглашая Будду единственным объектом поклонения, а короля –единственным субъектом власти.

Было построено множество храмов и монастырей, процветали буддийское искусство и храмовая архитектура, число верующих росло.

Конфуцианство пришло в Корею вместе с ранними памятниками китайской письменности в начале христианской эры. Оно представляет собой морально-этическое и религиозное учение, созданное в VI в. до н. э. Конфуцием. В его основе лежит система этических норм и представлений: великодушная любовь, добродетельность, этикет и мудрое правление, – призванных поощрять и поддерживать хорошее управление семьей и обществом.

В 1785 г. в Корее была создана первая католическая община, а с 1801 г. христианство было запрещено. Корея была совершенно изолированной страной, и только с конца XIX в. были заключены договоры с США, в 1884 г. – с Россией, в 1886 г. – с Францией. в 1884 г. появились протестанты, иностранные миссионеры получили право проповедовать свою веру, строили школы, больницы. Они привнесли достижения западной науки, цивилизации во все области жизни, начиная от гигиены и сельского хозяйства и заканчивая электрификацией.

Республика Корея – самая конфуцианская страна в мире, корейцы признают конфуцианские ценности, а в повседневной жизни практикуют конфуцианские обряды.

Конфуцианство оставило свой след в правах и ценностях корейского общества. Согласно ему образование играет главенствующую роль, поскольку только через образование можно обрести конфуцианские ценности.

Причина этого заключается в том, что на протяжении тысячелетий чиновничий аппарат формировался через систему государственных экзаменов на чиновничьи должности. Чтобы сдать такой экзамен, необходимо было много и очень хорошо учиться, и успех гарантировал хорошую должность, приличный доход. Корейское общество иерархично до предела, так было раньше, так и теперь: в перворазрядную фирму выпускнику «плохого» университета не попасть.

Ради детей родители жертвуют всем. Все средства, за исключением денег на пропитание, вкладываются в образование. Таким образом, обеспечивая высокий уровень образования детей, родители не заботятся о своей старости. Государство тоже не берет эту заботу на себя. В Корее практически отсутствует система социального обеспечения.

В Корее судьба человека решается, когда ему 12–16 лет. Корейская система устроена так, что плохой школьник никогда не станет не только профессором, но и богатым предпринимателем. Среднестатистический корейский старшеклассник проводит в школе 11 часов в сутки и потом занимается дополнительно на разных курсах. Корейцы с 12–13 лет приучают детей к ответственности, к тяжелому труду, дисциплине, и это положительно сказывается на их жизни впоследствии.

С 1910 г. Корея находилась под колониальным гнетом Японии, а с 15 августа 1945 г., после поражения Японии во Второй мировой войне, Корея освободилась от 35-летней оккупации.

Семья в Республике Корея накануне индустриализации представляла собой производственную ячейку. Отношения между членами семьи во многом обусловливались их ролью в едином хозяйстве. Дети не только удовлетворяли эмоциональные потребности родителей, но и имели значение как работники, помощники, защитники, кормильцы родителей в старости, наследники их имущества. По мере того как страна продвигалась по пути индустриализации, эти роли детей переходили к другим социальным институтам, да и государство ужесточило контроль над рождаемостью. Индустриализация страны сделала жизнь корейской семьи более сложной и более динамичной. Молодые супружеские пары предпочитают отделиться от семейного клана и жить самостоятельно. В настоящее время корейцы живут в основном малыми семьями, состоящими из родителей и детей.

В традиционном корейском обществе роль женщины ограничивалась домом. После создания Республики Корея в 1948 г. Конституция страны предоставила женщинам права на равные возможности получения образования и работы, участия в общественной жизни.

Вплоть до 1970 г. производственная и общественная деятельность считались сферами, в которых женщин быть не должно. Служащие корейских фирм работают по 10–12 часов в день, иногда с одним выходным днем и практически без отпусков.

Нет сомнения в том, что женщины своим трудом внесли значительный вклад в стремительный экономический рост, которого добилась страна за последние 30 лет. По мере экономического развития и улучшения условий жизни корейцев возрос также и уровень образования женщин. В 1966 г. только 33 % девочек, окончивших начальную школу, продолжали образование в средней школе. Доля получивших образование в школах повышенной ступени и университетах составляла 20 % и 4 % соответственно. Однако к 1998 г. эти показатели достигли 99,5 % (средняя школа повышенной ступени) и 61,6 % (университеты). Показатель занятости женщин в экономической сфере также возрос с 34 % в 1965 г. до 48 % в 1999 г.

В связи с постоянно увеличивающейся занятостью женщин в профессиональной сфере правительство приняло в 1987 г. «Закон о равных правах в сфере занятости» с целью предотвращения дискриминации женщин при приеме на работу и продвижении по службе. Хотя до сих пор, если девушка выходит замуж, ее почти автоматически увольняют с работы.

О размывании традиционной модели семьи говорят следующие данные. Если в 1960-е гг. каждой южнокорейской семье можно было с помощью системы мер по планированию семьи иметь шесть детей, то в 90-е гг. – лишь двух детей. В 2005 г. темпы роста населения находились на уровне 0,44 %, и ожидается их дальнейшее снижение до 0,01 % к 2020 г.

Быстрые темпы индустриализации страны, которая была осуществлена всего за два десятилетия (по сравнению с двумя столетиями на Западе), привели к некоторому отчуждению в корейском обществе, нарушая духовный покой корейцев и побуждая их искать утешение в религии. В результате этого заметно увеличилось число верующих, а религиозные институты превратились во влиятельные общественные организации.

Согласно статистическим данным за 1995 г., в Республике Корея 50,7 % корейцев являются последователями какого-либо религиозного учения: 46 % среди них составляют буддисты, на долю протестантов приходится 39 %, 13 % верующих – приверженцы католицизма.

Семья – основная ценность общества. Корейцы – большие патриоты, они относятся к своей стране, как к собственной семье. Отношения в обществе строятся гармонично и уважительно. Уважение к иерархии требует большого послушания и соблюдения порядка, что способствует успешной деятельности предприятий, фирм, всех учреждений. До сих пор сохранилась привычка к коллективному труду и коллективному отдыху, склонность подчиняться власти, какой бы она ни была.

В Республике Корея конфуцианство продолжает иметь важное значение для формирования духовности, помогает сохранять наследие истории и культуры. Один из компонентов конфуцианства – морально-этическая доктрина – оказывает наибольшее влияние на образ мыслей и поведение граждан Кореи. И сегодня конфуцианство выступает как хранитель ритуалов, традиционных форм жизни и рациональности. Оно культивирует в массовом сознании ценность образования и науки, необходимость сохранения и продолжения культурного наследия, воспитывает представление о значимости хорошего вкуса, здравого смысла, нравственности.

Из-за быстрых темпов и ритмов жизни современная Корея утратила традиции многих праздников, а в прошлые времена праздники представляли собой пышные религиозные обряды. Сейчас все-таки осталось несколько праздников, которые корейцы отмечают все так же ревностно. Один из них – это Соль, первый день по лунному календарю, который приходится примерно на конец января или февраль по европейскому календарю. Вся семья в этот день собирается, чтобы отметить праздник. Члены семьи исполняют обряд поминовения предков. После этого ритуала младшие члены семьи совершают глубокие поклоны и поздравляют старших.

Осенний праздник Чхусок – день полнолуния – является самым желанным для современных корейцев. Члены семей собираются вместе, отдают дань памяти умершим родственникам и посещают их могилы. Все стремятся отметить праздник в родных местах.

Таким образом, современная корейская семья под влиянием глобализационных процессов претерпевает существенные трансформации и вместе с тем пытается сохранить в той или иной форме традиционные семейные устои и ценности.

[1] См.: Бёнук, А. Чувство почтительности к родителям. – Сеул, 1987. – с. 23–24.

[2] Курбанов, С. О. Конфуцианский классический «Канон сыновней почтительности» в корейской трактовке. – Спб., 2007. – С. 22.

[3] Там же. – с. 7.

[4] Ланьков, А. Н. Быть корейцем. – М., 2006. – С. 342.