Индекс приемлемости физического насилия (ИПФН)


скачать скачать Авторы: 
- Благонадеждина Л. В. - подписаться на статьи автора
- Буровский А. М. - подписаться на статьи автора
- Зенько А. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Историческая психология и социология истории. Номер 1(1) / 2008 - подписаться на статьи журнала

В статье исследуется индекс приемлемости физического насилия (ИПФН). По мнению авторов статьи, существует взаимосвязь между вербальными установками на физическое насилие и практическим поведением людей. Индекс приемлемости физического насилия рассматривается в данной статье в качестве одного из методов изучения вербальных установок на физическое насилие.

ИПФН является методом для изучения вербальных установок на физическое насилие. Не углубляясь в сложнейший вопрос о том, насколько вербальные установки соотносятся с практическим поведением людей, отметим только, что, по мнению исследователей, взаимосвязь между ними вполне реальна.

В ИПФН физическое насилие условно разделено на три уровня.

1) Физическое насилие на глобальном, межгосударственном уровне – военная агрессия одного государства по отношению к другому.

2) Физическое насилие на уровне государства – государственный уровень. Под физическим насилием на государственном уровне понимается следующее:

– насилие государства над членами общества (степень, в которой государство имеет право применять физическое насилие по отношению к своим гражданам);

– физические наказания за преступления (в эту категорию попадают не только наказания, цель которых нанести вред здоровью, но и тюремное заключение как физическое ограничение свободы).

3) Насилие членов общества друг над другом (межличностный уровень). Сюда включаются:

– насилие в семье над детьми;

– насилие взрослых друг над другом: решение конфликтов с помощью драки или дуэли;

– отношение к легализации огнестрельного оружия.

Любая составляющая каждого из уровней измеряется, в свою очередь, следующими четырьмя группами вопросов:

1. «Общий взгляд» на предмет исследования. Эта группа вопросов отражает пассивное принятие или непринятие респондентом данного вида насилия. (Например: «Было бы неплохо, если бы в нашей стране было легализовано свободное ношение огнестрельного оружия…».)

2. Готовность приблизить к себе насилие. Вопросы этой группы строились по примеру шкалы социальной дистанции Э. Богардуса и отражали то, насколько респондент готов приблизить к себе данный вид насилия. Хотел ли бы респондент принять его в своей стране, городе и т. д. (Например: «Легализация огнестрельного оружия – прекрасная идея, но я не хотел бы, чтобы это было в моем городе».)

3. Шкала интенсивности насилия. Под шкалой интенсивности в данном случае понимается шкала, где на положительном полюсе стоит отсутствие физического насилия, а на отрицательном – физическое насилие в крайних формах. Например: только психологические наказания детей в семье (положительный полюс) и физические наказания с целью причинения сильной боли (отрицательный полюс).

4. Готовность самому применить физическое насилие. Вопросы данной группы отражают мнение респондента о том, насколько он сам готов применить исследуемый тип насилия.

Схематично составляющие ИПФН изображены на рис. 1 (см. с. 52).

Большинство вопросов социологической анкеты, разработанной на основе ИПФН, составлено таким образом, что ответы на них могут измеряться по порядковой шкале. Меню каждого вопроса (кроме открытых и демографических) содержит перечень ответов от положительного до отрицательного полюса. На положительном полюсе стоит неприемлемость респондентом любого физического насилия, а на отрицательном – принятие физического насилия в его крайних, с точки зрения исследователя, формах. Каждому ответу присваивается определенный ранг на порядковой шкале от 1 до 5. После того, как ответы респондентов переведены в числовые значения, рассчитывается индекс.

Для получения числового значения – индекса – подсчитывается средняя арифметическая по результатам ответов на каждом из трех уровней, а затем общая средняя по всем трем уровням.

Рис. 1. Схема «Структура индекса приемлемости физического насилия»

Для апробации и проверки ИПФН в Дубне в период с апреля по май 2007 г. было проведено социологическое исследование, в котором изучалась зависимость вербальных установок на физическое насилие от уровня образования. Были опрошены две независимые группы респондентов: студенты старших курсов университета «Дуб-на», которые рассматривались как люди, имеющие высшее образование, и группа учащихся вечерней средней школы № 5 г. Дубна – люди, не имеющие высшего образования.

В результате исследования была выявлена связь на уровне тенденции (уровень значимости равен 0,102) между уровнем образования и переменной ИПФН. Исследование показало, что уровень декларируемой приемлемости физического насилия у студентов университета ниже, чем у учащихся вечерней школы.

Проведенный опрос показал, что индекс приемлемости физического насилия может давать достоверные результаты и применяться в эмпирических исследованиях. В ходе исследования были выявлены статистически значимые различия между декларируемым уровнем приемлемости физического насилия у мужчин и у женщин. Исследование показало, что ИПФН у женщин значительно ниже, чем у мужчин, то есть женщины в среднем менее склонны к физическому насилию (во всяком случае, на словах), чем мужчины. То, что выявленные различия подтверждаются психологическими исследованиями, доказывает правильность разработанного индекса приемлемости физического насилия.

Приложение 1  

1. Как Вы считаете, нужно ли сегодня проводить исследования насилия между людьми?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

2. Вы сами когда-нибудь подвергались насилию?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

3. Как, по-Вашему, можно ли считать вооруженный конфликт разумным решением проблем между двумя государствами?

1) Да, можно (укажите, пожалуйста, в каких случаях) ____________________.

2) Нет, нельзя.

3) Затрудняюсь ответить.

4. В мире существуют государства, ведущие агрессивную политику, вплоть до военного конфликта с другими странами. Вы хотите, чтобы Ваша страна состояла с ними в следующих отношениях (только один вариант ответа):

1) Ни в каких отношениях.

2) Только в экономических отношениях.

3) Военный союзник этого государства.

4) Ведет войну с этим государством.

5) Таким государством должна быть наша страна.

6) Затрудняюсь ответить.

7) В зависимости от ситуации. Если интересы этого государства пересекаются с интересами нашего, то пункт________________.

8) В зависимости от ситуации. Если входят в противоречие с интересами наших противников, то пункт _________________.

5. Насколько далеко Вы хотите, чтобы подобное государство-агрессор находилось от Вашей страны? (Только один вариант ответа.)

1) В другой галактике.

2) На другом материке.

3) На том же материке, что и наша страна, но не наш сосед.

4) Сосед нашей страны.

5) Таким государством должна быть наша страна.

6) Затрудняюсь ответить.

6. Какое оружие, на Ваш взгляд, допустимо применять на войне? (возможно несколько вариантов ответа.)

1) Никакое. Войны не должно быть.

2) Война – локальное столкновение армий, в которых служат только контрактники. Самое страшное оружие – огнестрельное.

3) Война – столкновение больших армий, с применением танков и бомбардировкой городов с воздуха.

4) Все перечисленное в пункте 3 и химическое оружие.

5) Все перечисленное в пунктах 3, 4 и бактериологическое оружие.

6) Все перечисленное в пунктах 3, 4, 5 и ядерное оружие, способное уничтожить только небольшую местность (город).

7) Все перечисленное и ядерное оружие, способное уничтожить страну.

8) Другое _______________.

9) Затрудняюсь ответить.

7. При каких условиях Вы пошли бы воевать?________________

8. Государство – это институт насилия или институт защиты? Отметьте на графе цифру, которая больше всего соответствует Вашему мнению (3 – полностью согласны, 0 – верно и то и другое в равной степени).

насилие ___________________ защита

3 2 1 0 1 2 3

9. Как Вы считаете, государство имеет право применить военную силу в отношении своих граждан?

1) Да.

2) Нет (переходите к вопросу № 11).

3) Затрудняюсь ответить.

10. В каких случаях государство имеет право применить военную силу в отношении своих граждан?_______________

11. Как Вы считаете, нужно ли применять физические наказания за некоторые преступления?

1) Да.

2) Нет (переходите к вопросу № 13).

3) Затрудняюсь ответить.

12. Какие это должны быть наказания? Соотнесите, пожалуйста, стрелками или цифрами тип преступления с типом наказания, которому, по-Вашему, должен быть подвергнут совершивший это преступление человек.

Тип преступления

Тип наказания

1

2

1) Хулиганство.

2) Взяточничество.

3) Воровство.

4) Вооруженный грабеж.

5) Изнасилование.

6) Вандализм.

7) Убийство.

8) Терроризм.

9) Государственная измена

1) Штраф.

2) Тюремное заключение.

3) Публичное физическое наказание, цель которого – позор, а не причинение увечий.

4) Физическое наказание, цель которого – причинение легкого вреда здоровью 

(пример: наказание плетьми).

5) Физическое наказание, цель которого – причинение сильного вреда здоровью, вплоть до инвалидности 

(пример: отсечение конечностей).

6) Смертная казнь.

7) Каторга


13. Заполните, пожалуйста, таблицу:

Согласны ли Вы, чтобы тюремное заключение как наказание за преступления применялось в другой стране (не соседней с Вашей)?

Да

Все равно

Нет

Согласны ли Вы, чтобы тюремное заключение как наказание за преступления применялось в другой, соседствующей с Вашей, стране?

Да

Все равно

Нет

Согласны ли Вы, чтобы тюремное заключение как наказание за преступления применялось в Вашей стране?

Да

Все равно

Нет

Согласны ли Вы, чтобы тюремное заключение как наказание за преступления применялось в Вашем городе?

Да

Все равно

Нет

Согласны ли Вы, чтобы тюремному заключению как наказанию за преступления подвергались, если заслужат, Ваши знакомые, соседи, коллеги по работе?

Да

Все равно

Нет

Согласны ли Вы, чтобы тюремному заключению как наказанию за преступления подвергались, если заслужат, Ваши друзья, члены Вашей семьи?

Да

Все равно

Нет

Согласны ли Вы сами, если заслужите, быть подвергнутым (подвергнутой) тюремному заключению?

Да

Все равно

Нет

14. Заполните, пожалуйста, таблицу:

Согласны ли Вы, чтобы смертная казнь как наказание за преступления применялась в другой стране (не соседней с Вашей)?

Да

Все равно

Нет

Согласны ли Вы, чтобы смертная казнь как наказание за преступления применялась в другой, соседствующей с Вашей, стране?

Да

Все равно

Нет

Согласны ли Вы, чтобы смертная казнь как наказание за преступления применялась в Вашей стране?

Да

Все равно

Нет

Согласны ли Вы, чтобы смертная казнь как наказание за преступления применялась в Вашем городе?

Да

Все равно

Нет

Согласны ли Вы, чтобы Ваши знакомые, соседи, коллеги по работе, если заслужат, были подвергнуты смертной казни?

Да

Все равно

Нет

Согласны ли Вы, чтобы Ваши друзья, члены Вашей семьи, если заслужат, были подвергнуты смертной казни?

Да

Все равно

Нет

Согласны ли Вы сами, если заслужите, быть подвергнутым (подвергнутой) смертной казни?

Да

Все равно

Нет

15. Представьте ситуацию: человек совершил преступление, и его приговорили к физическому наказанию. Смогли бы Вы сами привести в исполнение такой приговор? (Только один вариант ответа.)

1) Да, в любом случае.

2) Да, но если это не смертная казнь.

3) Да, но если это не грозит приговоренному тяжелыми увечьями или смертью.

4) Нет.

16. Некоторые люди считают, что наше общество должно быть таким, что физические наказания детей не приняты в нем и считаются из ряда вон выходящим событием. Согласны ли Вы с этим мнением?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

17. Некоторые люди считают, что физические наказания детей должны быть запрещены законом. Согласны ли Вы с этим мнением?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

18. Какими, на Ваш взгляд, должны быть наказания детей в семье? (Только один вариант ответа.)

1) Физические наказания с целью причинения сильной боли.

2) Есть проступки, за которые физически наказывать не стоит. Иногда надо применять и психологические наказания, но физические все же чаще.

3) Физические и психологические наказания должны применяться с одинаковой частотой.

4) В основном должны применяться психологические наказания, физические – очень редко.

5) Только психологические наказания.

6) Другое________________.

7) Затрудняюсь ответить.

19. На Ваших глазах кто-то наказывает своего ребенка (физически). Вы вступитесь или нет? (Только один вариант ответа.)

1) Да, если наказывают сильно и больно.

2) Да, вступлюсь в любом случае.

3) Нет.

4) Нет, но сам(а) никогда не буду наказывать своего ребенка физически.

5) Сам(а) не буду наказывать своего ребенка и другим не позволю.

6) Нет, не вступлюсь, так как физические наказания – хороший метод воспитания. Я сам(а) буду применять его к своим детям.

7) Есть проступки, за которые нужно наказывать физически. Разберусь в чем дело, а потом или вмешаюсь, или нет.

8) Другое__________________________________________.

9) Затрудняюсь ответить.

20. Как бы Вы отнеслись к тому, что выяснять отношения с помощью драки принято…

…в другой стране

Отрицательно

Все равно

Положительно

…в Вашей стране

Отрицательно

Все равно

Положительно

…в другом городе (Вашей страны)

Отрицательно

Все равно

Положительно

…в Вашем городе

Отрицательно

Все равно

Положительно

…в Вашем районе (города)

Отрицательно

Все равно

Положительно

…у Ваших коллег по работе или товарищей по учебе

Отрицательно

Все равно

Положительно

…у Ваших соседей

Отрицательно

Все равно

Положительно

…у Ваших друзей

Отрицательно

Все равно

Положительно

…в Вашей семье

Отрицательно

Все равно

Положительно

21. Два человека выясняют свои отношения с помощью драки. Стоит ли их разнять?

1) Да, потому что___________________.

2) Нет, потому что____________________.

3) Затрудняюсь ответить.

22. Приходилось ли Вам решать конфликт с помощью драки?

1) Да.

2) Нет.

4) Затрудняюсь ответить.

23. Представьте ситуацию: человек совершил преступление против близкого Вам человека, и его приговорили к физическому наказанию. Смогли бы Вы сами привести в исполнение такой приговор? (Только один вариант ответа.)

1) Да, в любом случае.

2) Да, но если это не смертная казнь.

3) Да, но если это не грозит приговоренному тяжелыми увечьями или смертью.

4) Нет.

24. Представьте себе, что наше государство решило официально разрешить дуэли. Какой из приведенных типов дуэлей стоило бы разрешить? (Выберите в колонке «интенсивность» тот тип дуэлей, который, на ваш взгляд, можно разрешить, а в колонке «тип оружия» укажите, какое оружие возможно применять. В колонках, закрашенных звездочками, ничего писать не надо.)

Интенсивность

Тип оружия

Без применения оружия  

Холодное оружие  

Огнестрельное оружие 

1

Только до синяков


**************

**************

2

Разрешены легкие увечья




3

Разрешено калечить противника




4

Разрешено убивать противника




5

Поединок в виртуальном мире 

(с помощью компьютерной игры)

**************

**************

**************

6

Я против любых дуэлей

**************

**************

**************

25. В России существует запрет на свободное хранение и ношение огнестрельного оружия. Как Вы считаете, нужно ли этот запрет отменить? (Только один вариант ответа.)

1) Да, для всех людей.

2) Да, однако разрешить только психически здоровым людям.

3) Да, однако разрешить только психически здоровым и законопослушным людям, не привлекавшимся за уголовные правонарушения.

4) Разрешить носить огнестрельное оружие только работникам силовых структур (во внерабочее время).

5) Разрешить носить огнестрельное оружие только работникам силовых структур и только в рабочее время.

6) Меня устраивает ситуация, существующая в настоящее время.

8) Другое ___________________.

7) Затрудняюсь ответить.

26. Как бы Вы отнеслись к тому, что… (заполните, пожалуйста, таблицу)

…в Вашей стране снят запрет на свободное хранение и ношение огнестрельного оружия?

Положительно

Все равно

Отрицательно


…в Вашей области снят запрет на свободное хранение и ношение огнестрельного оружия?

Положительно

Все равно

Отрицательно


…в Вашем городе снят запрет на свободное хранение и ношение огнестрельного оружия?

Положительно

Все равно

Отрицательно


…Ваши коллеги по работе или товарищи по учебе имеют огнестрельное оружие?

Положительно

Все равно

Отрицательно


…Ваши соседи имеют огнестрельное оружие?

Положительно

Все равно

Отрицательно


…Ваши друзья имеют огнестрельное оружие?

Положительно

Все равно

Отрицательно


…члены Вашей семьи имеют огнестрельное оружие?

Положительно

Все равно

Отрицательно

27. Вы сами приобрели бы огнестрельное оружие, будь у Вас такая возможность?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

Для того, чтобы мы были уверены, что опросили все основные группы молодежи, просим Вас дать самые общие сведения о себе.

28. Ваш возраст_______________.

29. Ваш пол________________.

30. Ваше образование________________.

Приложение 2  

Установка на приемлемость физического насилия измеряется следующими анкетными вопросами.

1. Общемировой уровень.

1.1 «Общий взгляд» на предмет исследования измерялся с помощью вопроса № 3: Как Вы считаете, существуют случаи, когда вооруженный конфликт – это разумное решение конфликта между двумя государствами?

Ответам были присвоены следующие ранги:

Таблица 1  

Ответы на вопрос № 3  

Ранг на шкале  

Нет

1

Да

5

1.2 Готовность приблизить к себе насилие измерялась с помощью двух следующих вопросов:

Таблица 2  

Вопрос № 4.

В мире существуют государства, ведущие агрессивную политику, вплоть до военного конфликта с другими странами. В каких отношениях Вы хотите, чтобы Россия с ними состояла?(Только один вариант ответа.)

Вопрос № 5.

Насколько далеко Вы хотите, чтобы подобное государство-агрессор находилось от России?(Только один вариант ответа.)

Ответы на этот вопрос

Ранг на шкале

Ответы на этот вопрос

Ранг на шкале

1

2

3

4

Ни в каких отношениях

1

В другой галактике

1

Только в экономических отношениях

2

На другом материке

2

Военный союзник этого государства

3

На том же материке, что и Россия, но не наш сосед

3

В зависимости от ситуации. Если входят в противоречие с интересами наших противников, то пункт «военный союзник…»

В зависимости от ситуации. Если интересы этого государства пересекаются с интересами нашего, то пункт «ведет войну…»

4

Сосед России

4

Ведет войну с этим государством

Таким государством должна быть наша страна

5

Таким государством должна быть наша страна

5

1.3 Шкала интенсивности насилия измерялась с помощью вопроса № 6: Какое оружие, на Ваш взгляд, допустимо применять на войне?

Ответам присваивались следующие ранги:

Таблица 3  

Ответы на вопрос № 6

Ранг на шкале  

Никакое. Войны не должно быть

1

Война – локальное столкновение армий, в которых служат только контрактники. Самое страшное оружие – огнестрельное

2

Война – столкновение больших армий, с применением танков и бомбардировкой городов с воздуха

3

Все перечисленное в пункте 3 и химическое оружие

4

Все перечисленное в пунктах 3, 4 и бактериологическое оружие

Все перечисленное в пунктах 3, 4, 5 и ядерное оружие, способное уничтожить только небольшую местность (город)


Все перечисленное и ядерное оружие, способное уничтожить страну

5

1.4 Готовность применить насилие самому измерялось открытым вопросом № 7: При каких условиях Вы пошли бы воевать?

Ответы респондентов на этот вопрос были объединены в 5 групп, каждой из групп был присвоен ранг по 5-балльной шкале:

Таблица 4  

Ответы на вопрос № 7

Ранг на шкале  

1. Ни при каких

2. Я – девушка, а девушки не должны воевать

1

1. Самозащита

2. Защита семьи, близких людей

3. Защита Родины

2

Пойду воевать по призыву

3

Пойду воевать, если нечего будет терять

4

Пойду воевать за деньги

5

2. Государственный уровень.

2.1 Насилие государства над членами общества.

Данная группа вопросов в исследовании измеряла то, до какой степени, на взгляд респондента, государство имеет право применять физическое насилие по отношению к своим гражданам.

Индекс вычислялся по результатам ответов на 3 вопроса:

1. Вопрос № 8: Государство – это институт насилия или институт защиты? Отметьте на графе цифру, которая больше всего соответствует Вашему мнению. (3 – полностью согласны, 0 – верно и то, и другое в равной степени.)

Насилие 3 2 1 0 1 2 3 Защита

Этот вопрос показывает то, как человек воспринимает государство: как институт насилия или как институт защиты.

2.Вопрос № 9: Как вы считаете, имеет ли государство право в определенных случаях применить военную силу в отношении своих граждан?

1) Да.

2) Нет (переходите к вопросу № 11).

3) Затрудняюсь ответить.

Для обработки данных были присвоены следующие ранги:

Таблица 5  

Ответы на вопрос № 8  

Ранг на шкале  

Ответы на вопрос № 9  

Ранг на шкале  

Защита 3

1

Нет

1

Защита 2

2

Защита 1

0

3

Насилие 1

4

Да

5

Насилие 2

Насилие 3

5

3.Вопрос № 10: В каких случаях государство имеет право применить военную силу в отношении своих граждан?

Ответы на данный вопрос кодировались следующим образом. В случае, если респондент отрицательно отвечал на вопрос № 9 и должен был пропустить вопрос № 10, в вопросе № 10 ему присваивался ранг «1», означающий неприемлемость для человека насилия.

В случае, когда респондент отвечал утвердительно на вопрос № 9, он должен был ответить также на вопрос № 10. Ответы на открытый вопрос № 10 планировалось проранжировать по шкале от 2 до 5. Ответы респондентов на этот вопрос были достаточно однообразны:

– восстание,

– массовые беспорядки,

– неправомерные действия граждан,

– предательство государства или действия, направленные на его разрушение,

– попытка вооруженного переворота,

– борьба с терроризмом и организованной преступностью,

– в случае, когда противники открывают огонь первыми.

Поскольку целью данного исследования не являлось всестороннее изучение мнения респондентов по поводу насилия государства по отношению к своим гражданам, все вышеперечисленные ответы были объединены в группу «самозащита». По аналогии с вопросом № 7 этой группе ответов был присвоен ранг «2».

2.2 Физические наказания за преступления.

1. «Общий взгляд» на предмет исследования измерялся вопросом № 11: Как Вы считаете, нужно ли применять физические наказания за некоторые преступления?

Ответам присваивались следующие ранги:

Таблица 6 

Ответы на вопрос № 11  

Ранг на шкале  

Нет

1

Да

5

Данный вопрос также является вопросом-фильтром, т. е. респондент, ответивший на него отрицательно, не отвечает на вопрос об интенсивности физических наказаний. В вопросе об интенсивности физических наказаний такие респонденты автоматически получают ранг «1».

2. Готовность приблизить к себе насилие. Данная пара вопросов измеряет готовность респондента приблизить к себе физическое насилие как наказание за преступления. Для получения данных были составлены вопросы об отношении к тюремному заключению и смертной казни. Респонденту предлагалось заполнить две приведенные ниже таблицы.

Таблица 7  

Варианты ответов на вопрос № 13

Ранг на шкале

1

2

3

4

5

6

7

Согласны ли Вы, чтобы тюремное заключение как наказание за преступления применялось в другой стране 

(не соседней с Вашей)?

Да

3

Все равно

2

Нет

1

Согласны ли Вы, чтобы тюремное заключение как наказание за преступления применялось в другой, соседствующей с Вашей, стране?

Да

3

Все равно

2

Нет

1

Продолжение табл.  

1

2

3

4

5

6

7

Согласны ли Вы, чтобы тюремное заключение как наказание за преступления применялось в Вашей стране?

Да

5

Все равно

3

Нет

1

Согласны ли Вы, чтобы тюремное заключение как наказание за преступления применялось в Вашем городе?

Да

5

Все равно

3

Нет

1

Согласны ли Вы, чтобы тюремному заключению как наказанию за преступления подвергались, если заслужат, Ваши знакомые, соседи, коллеги по работе?

Да

5

Все равно

3

Нет

1

Согласны ли Вы, чтобы тюремному заключению как наказанию за преступления подвергались, если заслужат, Ваши друзья, члены Вашей семьи?

Да

7

Все равно

5

Нет

1

Согласны ли Вы сами, если заслужите, подвергнуться тюремному заключению?

Да

7

Все равно

5

Нет

1

Варианты ответов на вопрос № 14

Ранг на шкале

Согласны ли Вы, чтобы смертная казнь как наказание за преступления применялась в другой стране (не соседней с Вашей)?

Да

3

Все равно

2

Нет

1

Согласны ли Вы, чтобы смертная казнь как наказание за преступления применялась в другой, соседствующей с Вашей, стране?

Да

3

Все равно

2

Нет

1

Согласны ли Вы, чтобы смертная казнь как наказание за преступления применялась в Вашей стране?

Да

5

Все равно

3

Нет

1

Согласны ли Вы, чтобы смертная казнь как наказание за преступления применялась в Вашем городе?

Да

5

Все равно

3

Нет

1

Согласны ли Вы, чтобы смертной казни как наказанию за преступления подвергались, если заслужат, Ваши знакомые, соседи, коллеги по работе?

Да

5

Все равно

3

Нет

1

Окончание табл.  

1

2

3

4

5

6

7

Согласны ли Вы, чтобы смертной казни как наказанию за преступления подвергались, если заслужат, Ваши друзья, члены Вашей семьи?

Да

7

Все равно

5

Нет

1

Согласны ли Вы сами, если заслужите, подвергнуться смертной казни?

Да

7

Все равно

5

Нет

1

Данный вопрос строился по примеру шкалы социальной дистанции Богардуса. Была разработана совокупность вопросов, отражающих различную степень желания респондента приблизить к себе физическое насилие. Отличие от классической шкалы Богардуса состоит в том, что исследователем был введен вариант ответа «все равно». При отсутствии этого варианта ответа человек, которому в действительности «все равно», вынужден будет склоняться либо к положительной, либо к отрицательной оценке, что повлечет искажение результатов исследования. Однако не стоит путать ответы «все равно» и «затрудняюсь ответить». В первом случае человек имеет свое мнение по поднятому вопросу – он равнодушен, во втором же случае респондент своего мнения либо не сформировал, либо не желает им делиться с исследователем. Таким образом, ответу «все равно» необходимо присваивать определенный ранг.

Здесь необходимо отметить, что в данных, полученных при использовании шкал социальной дистанции, встречаются «нелогичные» (так называемые нешкалируемые) индивидуальные паттерны ответов; причиной чаще всего оказывается влияние другой переменной. Примером нешкалируемого паттерна ответов может служить ситуация, когда респондент, отрицательно ответивший на «слабые» вопросы, неожиданно соглашается с более «сильными», предполагающими высокую степень близости.

Однако, поскольку целью данного опроса являлось построение индекса, а индекс всегда предполагает усреднение данных, кодировка этого вопроса проводилась следующим образом.

1) Кодировка вопросов по шкале. При кодировке ответы объединялись в следующие группы (см. табл. 8, с. 68).

Таблица 8  

Варианты ответов на вопрос № 13

Группы

Согласны ли Вы, чтобы физические наказания за преступления применялись в другой стране (не соседней с Вашей)?

1. Минимальный уровень близости

Согласны ли Вы, чтобы физические наказания за преступления применялись в другой, соседствующей с Вашей, стране?

Согласны ли Вы, чтобы физические наказания за преступления применялись в Вашей стране?

2. Средний уровень близости

Согласны ли Вы, чтобы физические наказания за преступления применялись в Вашем городе?

Согласны ли Вы, чтобы физическим наказаниям за преступления подвергались Ваши знакомые, соседи, коллеги по работе?

Согласны ли Вы, чтобы физическим наказаниям за преступления подвергались Ваши друзья, члены Вашей семьи?

3. Максимальный уровень близости

Согласны ли Вы сами, если заслужите, подвергнуться физическому наказанию?

Как видно из таблицы, ответы на одни и те же вопросы в разных группах имеют разный вес. Это было сделано для того, чтобы учитывать дистанцию, на которую респондент считает возможным приблизить к себе тот или иной тип насилия.

2) По каждой из групп подсчитывается средняя арифметическая. Необходимо отметить, что при ее подсчете ответы «затрудняюсь ответить» или пропущенные ответы не учитываются и средняя считается только по тем ответам, которые имеются в распоряжении исследователя.

3) Подсчитывается общая средняя арифметическая по трем группам.

4) Полученные данные ранжируем по 5-балльной шкале следующим образом:

Таблица 9  

Средняя  

Ранг  

0–1

1

1,1–2

2

2,1–3

3

3,1–4

4

4,1–5

5

Таким образом, вместо набора из пяти чисел мы получаем один ранг – это и есть ранг респондента по этому вопросу.

Поскольку смертная казнь считается более «негуманным» физическим наказанием, чем тюремное заключение, ответы на этот вопрос имеют больший вес, чем ответы на вопрос о тюремном заключении. Поэтому производим перекодировку ответов на вопрос № 13 в соответствии с таблицей:

Таблица 10  

Ответы на вопрос № 13 (средняя)  

Ранг  

1

1

2

1,5

3

2

4

2,5

5

3

Таким образом, вес ответов на вопрос о смертной казни получается выше, чем вес ответов на вопрос о тюремном заключении.

Интенсивность физического насилия измеряется вопросом № 12: Какие это должны быть наказания? Соотнесите, пожалуйста, стрелками или цифрами тип преступления с типом наказания, которому, по Вашему мнению, должен быть подвергнут совершивший это преступление человек.

Тип преступления: 1) хулиганство, 2) взяточничество, 3) воровство, 4) вооруженный грабеж, 5) изнасилование, 6) вандализм, 7) убийство, 8) терроризм, 9) государственная измена.

Тип наказания: 1) штраф, 2) тюремное заключение, 3) публичное физическое наказание, цель которого – позор, а не причинение увечий, 4) физическое наказание, цель которого – причинение легкого вреда здоровью (пример: наказание плетьми), 5) физическое наказание, цель которого – причинение сильного вреда здоровью, вплоть до инвалидности (пример: отсечение конечностей), 6) смертная казнь, 7) каторга.

Ответы на этот вопрос обрабатываются следующим образом. Каждый тип наказания имеет вес от 1 до 7 (см. табл. 11, с. 70). Вес наказания умножается на то, сколько раз респондент его выберет. Все числа складываются, а затем делятся на количество ответов респондента (стрелочек). Это сделано для того, чтобы иметь возможность анализировать полученные данные, даже если респондент выбирает несколько наказаний за один тип преступления. Полученному среднему числу – уровню приемлемости респондентом насилия – в соответствии со шкалой присваивается ранг (см. табл. 12, с. 70).

Таблица 11  

Наказание 

Вес ответа  

Штраф

1

Тюремное заключение

2

Публичное физическое наказание – позор

3

Физическое наказание – причинение легкого вреда здоровью

4

Физическое наказание – вплоть до инвалидности

5

Каторга

6

Смертная казнь

7

Таблица 12  

Вес ответа респондента  

Ранг на шкале  

1

1

1,1 – 2

2

2,1 – 3

3

3,1 – 4

4

4,1 – 5

5

5,1 – 6

6

6,1 – 7

7

Необходимо отметить, что такой метод имеет существенный недостаток – вес ответов каждого респондента приходится рассчитывать отдельно вручную, что крайне неудобно при массовом опросе.

4. Готовность совершить насилие самому измеряется двумя следующими вопросами:

Вопрос № 15: Представьте ситуацию: человек совершил преступление, и его приговорили к физическому наказанию. Смогли бы Вы сами привести в исполнение такой приговор?

Вопрос № 23: Представьте ситуацию: человек совершил преступление против близкого Вам человека, и его приговорили к физическому наказанию. Смогли бы Вы сами привести в исполнение такой приговор?

Для анализа данных ответы на оба этих вопроса необходимо объединить следующим образом:

1) Ответы на вопросы № 15 и № 23 имеют следующий вес:

Таблица 13  

Ответы на вопросы № 15 и № 23 

Вес  

Да, в любом случае

5

Да, но если это не смертная казнь

4

Да, но если это не грозит приговоренному тяжелыми увечьями или смертью

3

Нет

1

2) Возможно несколько комбинаций ответов, которые могут быть проранжированы в соответствии с таблицей:

Таблица 14  

Комбинации ответов

Ранг  

Ответ на вопрос № 15  

Ответ на вопрос № 23  

1

1

1

1

3

2

1

4

3

3

3

1

5

4

3

4

4

4

3

5

4

5

5

5

5

Присваиваем каждой комбинации ответов ранг по 5-балльной шкале в соответствии с таблицей 14.

4. Насилие членов общества друг над другом.

4.1 Насилие в семье над детьми

1. «Общий взгляд» на предмет исследования измеряется с помощью двух анкетных вопросов.

Вопрос № 16: Некоторые люди считают, что наше общество должно быть воспитано так, что физические наказания детей не приняты в нем и считаются из ряда вон выходящим событием. Согласны ли Вы с этим мнением?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

Вопрос № 17: Некоторые люди считают, что физические наказания детей должны быть запрещены законом. Согласны ли Вы с этим мнением?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

Ответы на вопросы № 16 и № 17, аналогично ответам на вопросы № 15 и № 23, необходимо объединить в один индекс.

Для этого ответам присваивается следующий вес:

Таблица 15  

Ответы

Вес  

Ответы на вопрос № 16  

Ответы на вопрос № 17  

Да

Нет

1

Да

Да

Да

Затрудняюсь ответить

1,5

Затрудняюсь ответить

Да

2

Нет

Да

3

Затрудняюсь ответить

Нет

3,5

Нет

Затрудняюсь ответить

4

Нет

Нет

5

При объединении этих вопросов в одну шкалу руководствуемся следующей логикой:

1) Если человек затрудняется ответить на оба вопроса – он не имеет своей точки зрения.

2) Если респондент на один из вопросов отвечает «затрудняюсь ответить», а не категорично «нет», это значит, что он колеблется.

3) Ответ «затрудняюсь ответить» на вопрос № 16 имеет балл более низкий, чем ответ «затрудняюсь ответить» на вопрос № 17.

Присваиваем каждой комбинации ответов ранги по 5-балльной шкале.

2. Готовность приблизить к себе насилие и готовность самому применить физическое насилие измеряется вопросом № 19: На ваших глазах кто-то наказывает своего ребенка (физически). Вы вступитесь или нет? (Только один вариант ответа.)

1) Да, если наказывают сильно и больно.

2) Да, вступлюсь в любом случае.

3) Нет.

4) Нет, но сам(а) никогда не буду наказывать своего ребенка физически.

5) Сам(а) не буду наказывать своего ребенка и другим не позволю.

6) Нет, не вступлюсь, так как физические наказания – хороший метод воспитания. Я сам(а) буду применять его к своим детям.

7) Есть проступки, за которые нужно наказывать физически. Разберусь в чем дело, а потом или вмешаюсь, или нет.

8) Другое____________________.

9) Затрудняюсь ответить.

Для анализа данных ответам присваиваются следующие ранги:

Таблица 16  

Варианты ответа на вопрос № 19

Ранг на шкале  

Сам(а) не буду наказывать своего ребенка и другим не позволю

1

Да, вступлюсь в любом случае

Да, если наказывают сильно и больно

2

Нет, но сам(а) никогда не буду наказывать своего ребенка физически

Нет

3

Есть проступки, за которые нужно наказывать физически. 

Разберусь, в чем дело, а потом или вмешаюсь, или нет

4

Нет, не вступлюсь, так как физические наказания – хороший метод воспитания. 

Я сам(а) буду применять его к своим детям

5

3. Шкала интенсивности насилия измеряется следующим вопросом № 18: Какими, на Ваш взгляд, должны быть наказания детей в семье? (Только один вариант ответа.)

1) Физические наказания с целью причинения сильной боли.

2) Есть проступки, за которые физически наказывать не стоит. Иногда надо применять и психологические наказания, но физические все же чаще.

3) Физические и психологические наказания должны применяться с одинаковой частотой.

4) В основном должны применяться психологические наказания, физические – очень редко.

5) Только психологические наказания.

6) Другое___________________.

7) Затрудняюсь ответить.

Для анализа данных ответам присваиваются следующие ранги:

Таблица 17  

Варианты ответа на вопрос № 18

Ранг на шкале  

Только психологические наказания

1

В основном должны применяться психологические наказания, физические – очень редко

2

Физические и психологические наказания должны применяться с одинаковой частотой

3

Есть проступки, за которые физически наказывать не стоит. 

Иногда надо применять и психологические наказания, но физические все же чаще

4

Физические наказания с целью причинения сильной боли

5

3.2 Насилие взрослых друг над другом.

Здесь необходимо сказать несколько слов о предмете исследования. Насилие взрослых друг над другом – весьма широкое понятие, полноценное изучение которого не может вместить одно большое исследование, а тем более его часть. В данном случае предметом исследования является принятие или непринятие человеком одной из форм насилия – драки и дуэли – как способа решения конфликта.

1. Общий взгляд респондента на предмет исследования измеряется с помощью вопроса № 21:Два человека выясняют свои отношения с помощью драки. Стоит ли их примирить?

1) Да, потому что_________________.

2) Нет, потому что___________________.

3) Затрудняюсь ответить.

Ответы кодируются следующим образом:

Таблица 18  

Ответы на вопрос № 21  

Ранг на шкале  

Да

1

Нет

5

2. Готовность респондента приблизить к себе насилие измеряется вопросом № 20: Как бы Вы отнеслись к тому, что выяснять отношения с помощью драки принято…

Таблица 19  

Варианты ответа

Вес


…в другой стране

Отрицательно

1

Все равно

2

Положительно

3

…в Вашей стране

Отрицательно

1

Все равно

3

Положительно

5

…в другом городе (Вашей страны)

Отрицательно

1

Все равно

3

Положительно

5

…в Вашем городе

Отрицательно

1

Все равно

4

Положительно

7

…в Вашем районе (города)

Отрицательно

1

Все равно

4

Положительно

7

…у Ваших коллег по работе или товарищей по учебе

Отрицательно

1

Все равно

5

Положительно

9

…у Ваших соседей

Отрицательно

1

Все равно

5

Положительно

9

…у Ваших друзей

Отрицательно

1

Все равно

6

Положительно

11

…в Вашей семье

Отрицательно

1

Все равно

6

Положительно

11

Кодировка этого вопроса проводилась аналогично кодировке вопросов № 13 и № 14.

3. Готовность респондентом самому применить физическое насилие измеряется вопросом № 22: Приходилось ли Вам решать конфликт с помощью драки?

1) Да _________________.

2) Нет __________________.

3) Затрудняюсь ответить.

Таблица 20  

Ответы на вопрос № 22  

Ранг на шкале  

Нет

1

Да

5

4. Шкала интенсивности насилия измеряется с помощью анкетного вопроса № 24: Представьте себе, что наше государство решило официально разрешить дуэли. Какой из приведенных типов дуэлей стоило бы разрешить? (Выберите в колонке «интенсивность» тот тип дуэлей, который, на ваш взгляд, можно разрешить, а в колонке «тип оружия» укажите, какое оружие возможно применять. В колонках, закрашенных звездочками, ничего писать не надо.)

Таблица 21  

Интенсивность

Тип оружия

Без применения оружия  

Холодное оружие

Огнестрельное оружие  

1

Только до синяков


*****************

*****************

2

Разрешены легкие увечья




3

Разрешено калечить противника




4

Разрешено убивать противника




5

Поединок в виртуальном мире

(с помощью компьютерной игры)

*****************

*****************

*****************

6

Я против любых дуэлей

*****************

*****************

*****************

Данный вопрос состоит их двух вопросов: об интенсивности дуэли и об оружии, которое можно использовать.

Кодировка вопроса об интенсивности производится следующим образом:

Таблица 22  

Ответы

Ранг на шкале  

Я против любых дуэлей

1

Поединок в виртуальном мире (с помощью компьютерной игры)

Только до синяков

2

Разрешены легкие увечья

3

Разрешено калечить противника

4

Разрешено убивать противника

5

Кодировка вопроса о типе оружия производится следующим образом:

Таблица 23  

Ответы

Ранг на шкале  

Без применения оружия

1

Холодное оружие

3

Огнестрельное оружие

5

3. Отношение к огнестрельному оружию.

3.1 Общий взгляд на предмет исследования и интенсивность измеряются вопросом № 25: В России существует запрет на свободное хранение и ношение огнестрельного оружия. Как Вы считаете, нужно ли этот запрет отменить? (Только один вариант ответа.)

1) Да, для всех людей.

2) Да, однако разрешить только психически здоровым людям.

3) Да, однако разрешить только психически здоровым и законопослушным людям, не привлекавшимся за уголовные правонарушения.

4) Разрешить носить огнестрельное оружие только работникам силовых структур (во внерабочее время).

5) Разрешить носить огнестрельное оружие только работникам силовых структур и только в рабочее время.

6) Меня устраивает ситуация, существующая в настоящее время.

8) Другое _______________.

7) Затрудняюсь ответить.

Таблица 24  

Ответ на вопрос № 25

Ранг на шкале  

1

2

Разрешить носить огнестрельное оружие только работникам силовых структур и только в рабочее время

1

Разрешить носить огнестрельное оружие только работникам силовых структур (во внерабочее время)

2

Да, однако разрешить только психически здоровым и законопослушным людям,

 не привлекавшимся за уголовные правонарушения

3

Меня устраивает ситуация, существующая в настоящее время

3

Да, однако разрешить только психически здоровым людям

4

Да, для всех людей

5

3.2 Степень готовности приблизить к себе огнестрельное оружие измеряется с помощью анкетного вопроса № 26: Как бы Вы отнеслись к тому, что… (заполните, пожалуйста, таблицу)

Таблица 25  

… в Вашей стране снят запрет на свободное хранение и ношение огнестрельного оружия?

Положительно

3

Все равно

2

Отрицательно

1

… в Вашей области снят запрет на свободное хранение и ношение огнестрельного оружия?

Положительно

3

Все равно

2

Отрицательно

1

… в Вашем городе снят запрет на свободное хранение и ношение огнестрельного оружия?

Положительно

5

Все равно

3

Отрицательно

1

…Ваши коллеги по работе, одноклассники или одногруппники имеют огнестрельное оружие?

Положительно

5

Все равно

3

Отрицательно

1

…Ваши соседи имеют огнестрельное оружие?

Положительно

5

Все равно

3

Отрицательно

1

…Ваши друзья имеют огнестрельное оружие?

Положительно

7

Все равно

5

Отрицательно

1

…члены Вашей семьи имеют огнестрельное оружие?

Положительно

7

Все равно

5

Отрицательно

1

Кодировка этого вопроса проводилась аналогично кодировке вопросов № 13 и № 14.

1. Готовность применить насилие самому измеряется вопросом № 27: Вы сами приобрели бы огнестрельное оружие, будь у Вас такая возможность?

1) Да.

2) Нет.

3) Затрудняюсь ответить.

Таблица 26  

Ответы на вопрос № 27  

Ранг  

Нет

1

Да

5