Философско-правовые приоритеты развития отечественной системы образования


скачать скачать Автор: Ивашевский С. Л. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №1(49)/2008 - подписаться на статьи журнала

Вопрос о направлениях развития государственной политики в сфере образования представляется сегодня одним из наиболее значимых в России. Образование в ближайшее время будет задавать тон социальному развитию, обеспечивать благополучие и процветание национальных государств. Осознание этого должно произойти на всех уровнях государственной власти. Именно государство обеспечивает социокультурные и ментальные основы образовательного процесса. Оно определяет основные принципы образовательной политики и направления их реализации, создает систему образовательной деятельности, определяет правовые нормы и механизмы регулирования этой деятельности, формирует процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, определяет объем минимума обязательных знаний, навыков и умений в подготовке специалистов.

В отечественной истории неоднократно актуализировалась мысль о необходимости создания самобытной, культуросообразной образовательной системы. Эта идея становилась тем более востребованной, чем сильнее ощущалось несоответствие имеющегося состояния образования духовно-нравственным канонам, выражающим сущность российской культуры. Исторически сформировалось убеждение, что образование – это та сфера социального бытия, которая обеспечивает формирование, хранение и передачу фундаментальных принципов, обеспечивающих единство и жизнеспособность общественного организма. Государственная политика в области образования должна закреплять эти принципы, обеспечивать их практическую реализацию через функционирование соответствующих институтов и норм. Таким образом, самобытность отечественного образования, его адекватность потребностям человека, общества, государства немыслимы без проведения системной политики, основанной на понимании ценностных приоритетов общества. Тем не менее, этот очевидный тезис в практике нашей российской действительности оказывается нереализуемым.

Институты и правовые нормы российского образования не выполняют своего основного предназначения – не способствуют в должной мере удовлетворению общественных потребностей в этой сфере и обеспечению интересов государства. Специфичной чертой такого положения дел является общий, системный кризис российской культуры. В контексте национальной культуры образование, политика, право являются производными единого целого. Они по существу своему обусловлены спецификой культуры, неразрывно связаны с базовыми для каждой исторической эпохи культурными ценностями, идеалами, знаниями, господствующим типом мировоззрения. Важнейшим принципом реформирования системы образования является единство и взаимозависимость с национальной культурой.

Качественный критерий деятельности образовательных институтов общества – образованность как совокупность социальных и культурных свойств субъекта, приобретенных в ходе социализации, то есть через погружение в определенный культурный мир. В этом качестве выражается национальный характер, формируется ментальность, развивается личность с характеристиками представителя определенной культуры. Поэтому систему образования, возникшую и развившуюся в одной стране, нельзя механически переносить в другую страну, в иные исторические условия.

Сейчас Россия остро нуждается в новой системе правовых норм образования. Существующая система по многим аспектам не соответствует идеалам российского социума, более того, современное образовательное право имеет тенденцию к противостоянию ценностям национальной культуры, ибо ориентируемо идеологией «западного образа жизни», что, как следствие, ведет к формированию личности, игнорирующей все отечественное и лишенной традиционных способов идентификации с глубинными смыслами российской культуры.

Чтобы быть плодотворным, современное образование не может не опираться на те глубокие прозрения относительно человеческой души, смысла жизни и смысла истории, сущности человека, которые мы находим в русской философии, и даже шире, в контексте всей отечественной культуры. Кризис сегодняшнего образования связан прежде всего с отсутствием понимания самой сущности образования – какую личность, с какими идеалами и ценностями формировать. Образование всей своей сутью ориентировано на будущее, поскольку предполагает наличие определенной цели, определенного идеала, к которому устремлен процесс формирования другого человека.

Государственная политика, являясь важнейшим средством общественных преобразований, должна быть ориентируема прогрессивными идеями и идеалами. Конечно, содержание этих идей и идеалов может носить очень разнообразный характер, так как определяется различными интересами социальных общностей, религиозными мотивами, нравственными нормами, идеологическими построениями. Но демократическое развитие страны предполагает совершенствование механизма агрегирования общественных интересов в единую, признаваемую всеми (или хотя бы большинством), наиболее оптимальную для места и времени позицию. Национальный образовательный идеал призван отразить в себе интересы разнообразных социальных групп, их цели, стремления и надежды, связанные с будущим, с развитием. На основе этого идеала будет оцениваться существующая образовательно-правовая реальность и будут формироваться представления о путях и способах ее преобразования.

Из истории мы видим, что чаще всего люди, облеченные властью, в попытке усовершенствования общественных отношений обращаются к своему представлению о том, что должно. Но свое – это не значит правильное. Слишком большие различия в социальном положении политической элиты и простого народа при неразвитости механизма артикуляции интересов не дают возможности, даже при наличии благоприятствующих других факторов, создать адекватный, жизнеспособный закон. Во многом это обусловлено игнорированием ряда закономерностей, связанных с функционированием общественных идеалов. Так и в сфере образования – разрыв между реальными интересами общества и реальными возможностями образовательных систем стал основой глобального кризиса.

Идеал образованности объективно формируется в обыденном сознании общества, но если теоретическая наука не осуществляет всестороннего осмысления данного явления, а государственная власть не придает ему форму практической, действующей социальной нормы, то сферу образования охватывает глубокий системный кризис. Такой же результат становится реальностью в случае неадекватного отражения официальной нормой существа идеи. Нормы в образовании никогда не исчезают, они лишь меняют свое содержание в соответствии с местом, временем, характером объекта и субъекта деятельности. Но при этом субъекта образовательной деятельности всегда продолжает направлять идеал образованности. Он является для него истиной как нормой и в форме норм, ведущих к истинным ценностям, знаниям, образцам поведения. Таким образом, мы приходим к признанию необходимой тенденции движения идеала как нормы к его практическому аналогу и к истине.

Целенаправленная государственная образовательная политика предполагает глубокую осознанность обществом и политическим его руководством ведущих ценностей и приоритетов современного образования. Во многом такую ситуацию формирует само образование, но образование гуманистическое, основывающееся на интересах личности, ее потребности в самореализации и разностороннем развитии. Таким образом, гуманизация образования признается важнейшей тенденцией развития современной образовательной политики. Гуманистический характер образования высшим принципом провозглашает интересы человека, его интеллектуальное, духовное и физическое развитие как основную цель образования. Гуманизм признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию своих способностей.

В соответствии с этим принципом образование направлено на развитие человека, его гражданское и нравственное воспитание, общекультурное становление как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса, принятие их интересов, жизненных целей, запросов. Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность процесса обучения, но и его личностную концентрированность на обучающемся. Принцип гуманизма предполагает такую модель педагогического взаимодействия, в процессе которого учащийся выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, нацеленный на творчество и созидание.

Сегодня в рамках действующей Конституции провозглашается право каждого гражданина на свободный выбор желаемой им формы, уровня образования, профиля получаемой специальности. Но подкрепить это право экономическими гарантиями государство пока не может. Гуманистический проект образования может быть, по-видимому, реализован в гуманистическом обществе, где интересы государства и личности будут гармонически сбалансированы.

Приближение социума к осознанию ценности идеала образованности затруднено по причине межпоколенных различий. А если учесть, что старшие поколения всегда занимают более престижные социальные позиции и имеют возможность определять общественные приоритеты, то проблема представляется еще более сложной. Выходом из такого положения видится включение всего общества в систему образовательных отношений, через которую будут стираться возрастные различия и каждый человек будет естественно погружен в мир актуальной информации, в современные проблемы и способы их решения. Основной упор в образовательной политике государства должен быть сделан на создание и развитие перспективной системы образования, способной не только вооружать учащихся знаниями, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования, а также творческий подход к совершенствованию знаний в течение всей активной жизни человека. В этой связи еще одной значимой тенденцией в развитии государственной образовательной политики является реализация концепции обучения в течение всей жизни.

Обучение в течение всей жизни является фактором социальной гармонизации общества, так как предоставляет возможности обучения независимо от возраста и других критериев. В этой концепции четко прослеживается ориентация на потребности граждан, которые получат права и возможности рационально выстраивать собственную образовательную и жизненную траекторию, направленную на совершенствование знаний и умений, гарантирующих им материальное и моральное вознаграждение. При этом необходимо должны быть созданы условия для формирования гибкой профессиональной и образовательной траектории, предусматривающей как горизонтальную, так и вертикальную мобильность.

Для реализации новой образовательной парадигмы необходимо создать механизмы активного взаимодействия между различными уровнями и секторами системы образования и обучения, включая области спонтанного (произвольного) обучения. Здесь речь идет о создании личностно-ориентированной сети, реализующей различные возможности получения образования в течение всей жизни. Это, в свою очередь, предполагает постепенное взаимопроникновение структур, реализующих различные программы обучения, которые в настоящее время разрознены и разъединены. Следовательно, социальное партнерство и государственно-общественное управление будут приобретать все большую значимость[1].

В настоящее время концепция обучения в течение всей жизни получила официальное признание в Российской Федерации как на политическом уровне, так и в образовательном сообществе. Эта концепция легла в основу развития системы образования, о чем и заявлено в Национальной доктрине образования Российской Федерации, Программе социально-экономического развития РФ Правительства РФ и докладе «Образовательная политика России на современном этапе», который был принят в виде стратегической программы развития образования и является базой для формирования политики в области образования в первом десятилетии XXI в.

Решение вопроса о путях популяризации образовательного идеала видится в усилении политики расширения образовательного пространства за счет реального, действенного включения в него, прежде всего, института семьи и средств массовой коммуникации.

Семья – уникальное социальное создание человечества. Она является первым видом общения людей. Являясь объектом социального воздействия, семья одновременно является субъектом социализации личности ребенка, и эффективность этого процесса определяется ее воспитательным потенциалом. В настоящее время в связи с глобальными переменами, произошедшими в России за последние годы, полностью изменилась социально-политическая, экономическая и психологическая ситуация. Разрушены старые идеалы, в результате чего образовался духовный вакуум, заполненный ценностями, ничего общего не имеющими с общечеловеческой моралью. Все это напрямую отразилось на человеке: происходит глобальная психологическая ломка личности, меняется менталитет, стереотипы поведения, мироощущения. В этой связи изменяется и роль семьи в воспитании успешной, конкурентно способной личности. Знание особенностей современной семьи, ее отношения к школе и переменам в области образования – необходимость сегодняшнего дня. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам.

Единые согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания детей в семье. Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые к ребенку в школе и семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения. Европейская Конвенция о правах человека признает, что родители несут полную ответственность за образование и обучение своих детей, могут требовать от государства уважать их религиозные и философские убеждения. Это также гарантирует индивидуальный характер образования, делая его предметом заботы родителей, личности и государства.

Государственная образовательная политика не существует вне различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих образовательную сферу. Функцией политической системы является выработка решений. Функцией системы СМИ является постановка вопросов и тем для обсуждения таким образом, чтобы обеспечить интеграцию общества и его частей. Для каждого индивида роль СМИ возрастает, потому что только с их помощью он может воспринять реальность и происходящие в мире события. Средства массовой информации помогают выстроить определенную действительность. Мы нуждаемся в них, чтобы действовать в современном мире. Информация представляет собой совокупность знаний, сведений, сообщений о явлениях, фактах и событиях каких-либо сфер жизни общества. С ее помощью передаются опыт, знания, координируются усилия людей, происходит их социализация в определенной социокультурной среде.

Массовая коммуникация есть деятельность социального субъекта по производству и распространению социально значимой информации, направленной на формирование образа мыслей и действий социального же субъекта. Значительное место в системе СМК занимает межличностное общение – тот микроуровень массовой коммуникации, который оказывает существенное воздействие на его макроуровень – телевидение, радио, кино, Интернет и т. д. Ведь информация официального субъекта массовой коммуникации принимается и успешно усваивается людьми тогда, когда она положительно оценена неофициальным субъектом, поддержана им. Любое важное сообщение, как правило, обсуждается и получает свою оценку в семье, трудовом коллективе, неформальной группе, что в дальнейшем определяет действия субъекта в социальном пространстве. Тем самым, расширение взаимодействия образовательного сообщества, политиков и СМИ представляется важнейшим фактором усиления ценностно-мотивационной составляющей образовательного процесса.

Важнейшим требованием современности является обеспечение принципа доступности образования. Реально доступное для всех образование – это не только важнейшее гуманистическое требование и абсолютно необходимый элемент социального государства, но и условие движения нашей страны к обществу знаний. Если для индустриальной экономики прошлых веков достаточным было использование интеллекта меньшинства, то в XXI в. творческий потенциал и человеческие качества всех становятся главным ресурсом эффективного развития, успеха в конкуренции на мировых рынках, безопасности страны и, главное, высокого качества жизни ее граждан. В этой связи недопустимой представляется приватизация образовательных организаций в любой форме, сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений и, соответственно, уменьшение государственных обязательств перед ними, рост доли платных для гражданина образовательных услуг, что в связи с низким уровнем жизни и узостью слоев, представители которых способны оплачивать образование, приведет к сокращению количества обучающихся, превращению образования в привилегию для избранных.

Проблемы модернизации современного российского образования связаны не столько с политическими и экономическими трансформациями общества, сколько с новым пониманием человека, его роли и места в мире. Стремление общества и образования стать адекватными человеку, предложить ему необходимую и достаточную систему ориентиров пока так и не увенчалось успехом. Речь идет о противоречии между декларируемыми государством гуманистическими целями в сфере образования и реальными результатами. Это выражается прежде всего в кризисе оснований, в углублении разрыва между деперсонифицированной, узкопрагматической образовательной системой и личностными смысложизненными ориентирами. Острота проблемы заключается не только в смутном представлении о концептуальных основаниях новой парадигмы образования, но и в том, что многомиллионная армия преподавателей пока не освоила демократические модели, гуманистические технологии образовательных процессов.

Системообразующей характеристикой современного образования является его вариативность, которая во многом обусловлена как множеством вариантов трактовки человека, так и своеобразием концепций развития образования, многообразием педагогических технологий. Отсутствие в философско-педагогическом сообществе и структурах государственного управления единства взглядов на проблему человека негативно влияет на процесс модернизации в сфере образования, так как порождает конфликты и споры по поводу направлений его развития и стратегических целей. Вместе с тем вхождение российской системы образования в область действительно социально значимых ценностей и идеалов означает переход к решению глобальной задачи формирования нового педагогического мышления, способного к бесконфликтному взаимодействию, осознанию последствий кризиса образования как в общественной жизни в целом, так и в жизни отдельного индивида как носителя социокультурного опыта.

В соответствии с Концепцией модернизации образования на период до 2010 г. главной задачей образовательной политики государства является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества[2].

Осуществление контроля качества образования базируется на следующих принципах: реалистичность, однозначность, правомерность, соответствие требованиям существующих социально-экономических отношений, направленность на формирование и развитие личностных качеств будущих специалистов, рациональность и комплексность, унификация формы и адресность содержания контроля, непрерывность и ритмичность[3].

Развитие системы образования должно идти по пути построения единого образовательного пространства, основанного на гарантированном качестве подготовки специалистов в современных условиях, и создания благоприятных условий развития личности.

В свете проблемы функционирования образовательных идеалов необходимым представляется переход к гражданской образовательной политике. Процесс построения гражданского общества можно рассматривать как процесс создания институтов и отношений, ценностей и норм, на основе которых возможно эффективное взаимодействие и решение как текущих, так и стратегических задач, стоящих перед людьми. Но могут ли гражданские институты и организации управлять сегодня образованием сами, взять на себя такую ответственность? На этот счет сегодня однозначного ответа нет. У многих граждан, к сожалению, нет ни стремления, ни образа будущего, ни уверенности в том, что же нужно нашим детям для того, чтобы они были счастливы и благополучны.

Образовательное пространство – это то поле общественной деятельности, на котором могло бы вырасти гражданское общество, поскольку именно в этом пространстве вырабатываются и закрепляются критерии гражданственности. Однако, приняв идею гражданского общества, нужно наполнить своим, российским содержанием эту фундаментальную идею западной политической культуры. Так, в нашем понимании, у гражданского общества должна быть сформулирована качественно иная, близкая к русской традиции система ценностей и приоритетов.

В концепции модернизации образования подчеркнуты новые социальные требования к образованию и к людям, которых общество должно получить с помощью этой системы. Образование оценивается как социальный капитал, в преумножении которого заинтересованы и государство, и все гражданское общество. На наш взгляд, сегодня актуальной становится консолидация общества, всего социально-культурного пространства для повышения потенциала образования. Из этого вытекает проблема ответственности общества за образование, задача повышения роли общественности в формировании образовательной политики, влиянии на ее реализацию.

Несоответствие государственных образовательных требований реальным потребностям общественного развития приводит к негативным явлениям во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Это проявляется в социальном недовольстве и поиске гражданами иных путей образования, возникновении экономических и духовных кризисов, приводящих к пониманию необходимости реформирования нормирующей образование базы. Для нормативной области российского образования до сих пор было характерно ограниченное внимание к изучению объективных потребностей и интересов общества.

В ходе коренного изменения социально-экономических условий жизни российского общества идет неизбежный процесс адекватного изменения правовой системы образования. 10 июля 1992 г. Президент Российской Федерации подписал Закон «Об образовании»[4]. 12 декабря 1993 г. на Всенародном референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации, две статьи которой (43 и 44.1) прямо связаны с правом на образование и свободой преподавания. 22 августа 1996 г. появился Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[5]. В литературе ставится вопрос о разработке Образовательного кодекса Российской Федерации. В Законе РФ «Об образовании» 1992 г. находит свое место идея образовательного стандарта. Этот новый для российского образования тип нормативных документов призван отразить современные потребности общества и государства в образованности. Отечественный стандарт образования является документальной основой требований государства к уровню подготовки каждого учащегося. В то же время любой ученик или студент приобретает право потребовать выполнения обязательств, взятых на себя учебными заведениями и закрепленных в стандарте. Конституция России 1993 г. утвердила положение образовательного стандарта как «несущей конструкции современной системы образования»[6].

Нормотворческая деятельность Российского государства в сфере образования требует теоретического осмысления. В этой связи можно говорить о формировании новой комплексной предметно-ориентированной отрасли российского права – образовательном праве. Образовательное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения, связанные с приемом (поступлением) в образовательное учреждение, обучением в нем и выпуском из него, а также отношения по поводу получения образования в семье, самообразования и экстерната. Эти отношения составляют основу предмета образовательного права как самостоятельной правовой отрасли.

Отмеченные тенденции в развитии отечественного образования являют собой процесс диалектического взаимодействия идеалов образования и государственной образовательной политики. Формирующиеся в нашем обществе сегодня представления об эталоне образованности определили появление важнейших государственных нормативных актов, нацеливших российское образование на новые, прогрессивные достижения. Но, осознав основные приоритеты в развитии сферы образования, государство должно выработать и нормативно оформить средства для их реализации. И на этом пути идеало- и нормотворчество необходимо пойдут рука об руку. Ведь идеал образованности задает наиболее общие характеристики системы образования, а оптимальные формы его достижения требуют своего дополнительного обоснования. Идеал образованности является своего рода вершиной огромной образовательной пирамиды, движение к которой предполагает осознание наиболее оптимальных форм, средств и методов образовательно-воспитательной деятельности. Их оформление в отечественной науке станет важнейшим этапом усовершенствования и правовых основ современного образования.

Государственная политика, воспринимаемая как гармоничное проявление общественных идеалов, представляется более жизнеспособной и результативной в рамках соответствующей системы социокультурных отношений. Будучи признанной естественной частью духовного мира человека, она превращается в наиболее действенный механизм обеспечения развития правовых форм отношений в обществе. Правовое поведение личности скорее будет определено его внутренними, «присвоенными» духовными ценностями и ориентирами, нежели предложенными извне, чуждыми результатами деятельности «профессионалов»-политиков. Действие человека подчинено его сознанию, которое, в свою очередь, руководствуется системой «идеальных» форм своей работы. «Идеальное, – указывает Т. Б. Манджиев, – рождается в правовой деятельности и оседает в мышлении как всеобщее. Осознание идеального как всеобщего осуществляется в процессе правовой теоретической деятельности, которая поднимается над рутиной фактов и удерживает из множества конкретных актов деятельности всеобщее, устойчивое, необходимое»[7]. Это всеобщее, на наш взгляд, должно стать отправным пунктом современного процесса правотворчества. В осознании всеобщего мы обнаруживаем единство во многом, находим опору в чрезвычайно сложном процессе построения правовых основ жизнедеятельности российского общества.

Игнорируя объективно сложившиеся идеальные основы современного права, законодатели в этом вопросе зачастую увлекаются автономно воспринимаемой материальной стороной нашего общественного бытия либо иностранным опытом, доказавшим право на существование, но в иных, нежели российские, социокультурных условиях. Практика доказывает бесперспективность такой позиции. В качестве альтернативы мы предлагаем реализацию концепции органической взаимосвязи правовых норм, регулирующих сферу образования, и идеала образованности, который, как представляется, сложился в общественном сознании и получил вполне конкретную философскую интерпретацию.

Обращаясь к вопросам развития современной образовательной политики, мы прежде всего акцентируем внимание на ее естественном вхождении в общую систему ценностей российского социума. Таким путем мы необходимо выходим на обоснование национального характера правовой базы образования и обусловливаем ее развитие ведущими ценностями традиционной образовательной культуры. Среди таких ценностей особо выделяется идеал образованного человека как направляющий и ориентирующий всю деятельность образовательных институтов общества. Жизнеспособность правовых норм образования также во многом зависима от их соответствия образовательному идеалу общества. В этой связи важнейшей задачей нашего времени является выявление объективных основ идеала образованности, его популяризация, объединение всех субъектов национального образовательного пространства (а сегодня таковыми должны быть практически все граждане страны) на основе общности представлений о ценности образования, его основных целях, задачах и функциях.


[1] Новикова, Т. Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: монография. – М., 2005. – С. 12–14.

[2] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Бюллетень Минобразования РФ. – М., 2002. – С. 3–31.

[3] См.: Кайнова, Э. Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. – М., 2005. – С. 11.

[4] Об образовании. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1. Действует в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 16 ноября 1997 г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 3. – ст. 150; 1997. – № 47. – ст. 5341.

[5] О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 35. – ст. 4135.

[6] «О структуре и основных направлениях деятельности Минобразования России в 1998/99 учебном году» // Бюллетень Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. – М., 1999. – № 1. – С. 16.

[7] Манджиев, Т. Б. Право как всеобщая форма бытия идеального в обществе // Правоведение. – 1997. – № 3. – С. 34–41.