Учебное пособие по новой дисциплине. Царегородцев, Г. И., Шингаров, Г. Х., Губанов, Н. И. История и философия науки. – М., 2008. – 240 с.


скачать скачать Автор: Согрина В. Н. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(54)/2009 - подписаться на статьи журнала

После того, как с июля 2005 г. был введен кандидатский экзамен по истории и философии науки, в Москве было создано несколько учебников и учебных пособий для аспирантов и соискателей. Но все они обладают двумя недостатками: 1) не полностью отвечают программе кандидатского экзамена; 2) недоступны пониманию «среднего» аспиранта, так как фактически относятся к жанру не учебной, а научной литературы. Учебные пособия по этой дисциплине, изданные в Ростове-на-Дону, Воронеже, Томске и других областных городах, похожи в целом на московские книги, но отличаются от последних большей фрагментарностью и менее высоким научным уровнем. Настояще­го учебника и учебного пособия по истории и философии науки по­ка не было создано. Особенно в трудном положении оказались ас­пиранты, обучающиеся по социально-гуманитарным специально­стям. Если философские проблемы физики, биологии и других ес­тественных наук все же в целом весьма удовлетворительно освещены в имеющейся учебной и научной литературе, то этого нельзя сказать об освещении эпистемологических и методологиче­ских проблем социально-гуманитарных наук. Например, в учебни­ке «Современные философские проблемы естественных, техниче­ских и социально-гуманитарных наук» (М.: Гардарики, 2006) имеет­ся раздел, посвященный социально-гуманитарным наукам и изло­женный на 157 страницах (авторы Л. А. Микешина, В. Г. Федотова). Но ни аспирант, ни преподаватель, ведущий занятия по истории и философии науки и адаптирующий для аспирантов материал учеб­ной и научной литературы, не может взять ничего конкретного из глав этого раздела, поскольку они представляют собой какие-то общие бессодержательные рассуждения. Рецензируемая книга подготовлена известными в стране фило­софами, имеющими многолетний стаж работы с аспирантами и со­искателями по подготовке их к кандидатскому экзамену. Думается, что рецензируемая книга по своим основным качествам приблизи­лась к статусу учебника. Самая большая трудность в создании учебника или добротного учебного пособия – обеспечить сочетание высокого научного уровня излагаемого материала с его доступно­стью потенциальным читателям. И, как мне представляется, авторы книги сумели обеспечить это сочетание. Еще одно непременное требование к учебнику и учебному посо­бию – соответствие его содержания основным положениям дейст­вующей учебной программы. Рецензируемая работа охватывает все основные вопросы программы-минимум кандидатского экзамена. Первый раздел книги «Общие проблемы истории и философии нау­ки» состоит из шести глав. В них рассматриваются сущность, функ­ции и структура науки, экстернализм, интернализм, кумулятивизм, антикумулятивизм и другие подходы в истории науки, этапы преднауки, классической, неклассической, постнеклассической науки. Здесь же освещаются концепции динамики научного знания (О. Конта, Л. Витгенштейна, К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса), описываются уровни и методы научного познания. Сверх программы-минимум в этот раздел включены две главы: «Знание и его виды» и «Способы познавательной деятельности чело­века». И это очень важно для аспирантов, поскольку без знания этих вопросов невозможно понимание проблем, философии науки. Второй раздел книги «Философские проблемы социально-гуманитарных наук» включает в себя 4 главы. В них рассмотрены критерии научности в науках о природе и в социально-гуманитарных науках, особенности процедуры объяснения, пони­мания, интерпретации, предвидения в социально-гуманитарных науках, природа ценностей и способы их классификации. Для аспирантов юридических специальностей написаны две особые главы: «Основные вопросы философии права» и «Философский анализ проблемы природной и социальной обусловленности криминально­го поведения». В дополнение к программе-минимум авторами создана удачная глава «Фундаментальные экзистенциальные проблемы в социально-гуманитарном научном знании». В ней освещено современное со­стояние в гуманитарных науках вопросов о сущности и происхож­дении человека, о вере, сомнении, знании, о единстве свободы и не­обходимости в жизни человека, о счастье и смысле жизни, о любви, смерти и бессмертии. Эта глава, во-первых, хорошо показывает связь дисциплины «История и философия науки» с другими сферами культуры и, во-вторых, делает изучение этой дисциплины более живым и интересным, особенно для молодых читателей. Все описываемые в книге формы, способы и методы познания (объяснение, понимание, интерпретация и др.) авторы иллюстри­руют примерами. И это очень важно. В научной литературе описа­ние примера излишне, там это – информационный балласт. В учеб­ной же литературе использование примеров обязательно: пример позволяет любому обучающемуся понять суть теоретических по­ложений. В свою очередь, умение приводить примеры, иллюстри­рующие теоретические положения, – критерий усвоения учебного материала учащимся. Например, если аспирант при обсуждении критерия доказательности научного знания сам может привести пример нарушения закона достаточного основания, то он понял этот критерий. Еще одно достоинство обсуждаемой книги – четкая авторская позиция по всем излагаемым вопросам, поэтому читать эту книгу интересно. Как известно, книги, в которых лишь излагаются опреде­ленные положения, но не оценивается их истинность, всегда наве­вают на читателя изрядную скуку. По структуре и содержанию книги можно сделать и некоторые замечания. Главу 4 «Способы познавательной деятельности челове­ка» лучше бы поставить сразу за главой 1 «Знание и его виды», а уж затем переходить к рассмотрению сущности и структуры науки. Спорным является предложение авторов отказаться от терминов «физическая картина мира» и «биологическая картина мира». Ма­териал о возникновении философии науки, возможно, лучше было бы изложить в предисловии, а не в главе 3. Сделанные замечания не снижают высокой оценки рецензи­руемой работы, они свидетельствуют о возможности различных подходов при подготовке учебного пособия. Рецензируемая книга, несомненно, существенно поможет аспирантам и соискателям го­товиться к кандидатскому экзамену.