Одаренность как теоретический конструкт


скачать скачать Автор: Баграмянц М. Л. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №4(56)/2009 - подписаться на статьи журнала

Необходимость разработки философских оснований психологической теории одаренности вызвана, с одной стороны, потребностями практики, с другой стороны – состоянием научной базы. В современной психологической науке при наличии многочисленных подходов к исследованию феноменов, связанных с одаренностью, единая теория одаренности отсутствует. В то же время необходимость разработки такой теории давно назрела в связи с потребностью общества в научно обоснованной методологии выявления, поддержки и социализации одаренных детей. Эта задача осознается как на национальном, так и на глобальном уровне.

Уже этимология слова «одаренность» указывает на то, что в естественном языке оно обозначает наличие у человека некоторых качеств, полученных «даром», от природы. Обыденное мышление закрепляет за понятием «одаренность» значение не просто врожденных качеств человека, но качеств исключительных, особых, обеспечивающих своему носителю преимущества перед другими людьми.

Предпосылкой понятия «одаренность» является разделяемое большинством людей представление о возможности таких врожденных преимуществ, которые могут непосредственно, независимо от своего развития, проявляться в более успешной деятельности человека, «конвертируясь» в видимые и «осязаемые» социальные преимущества.

Данное представление имеет глубокие корни не только в обыденном сознании людей, но и в культуре, философии. В истории человеческой мысли проблема индивидуальных природных преимуществ одних людей перед другими является одной из самых древних. На разных этапах развития общественного сознания она получала различные интерпретации и решения, понимание и оценка которых сегодня требует учета соответствующих культурно-исторических контекстов. История поступательного развития и кумуляции этих решений и интерпретаций есть в то же время предыстория собственно психологической проблематики одаренности.

Как показывает анализ литературы, понятие «одаренность» в психологии начало использоваться лишь в XX в., придя на смену распространенному до этого понятию «гениальность»[1].

Единого общепризнанного определения одаренности в настоящее время не существует. В США долгие годы в качестве рабочего использовалось определение, сформулированное в отчете Отдела образования Конгрессу США. Согласно этой формулировке, выделяются следующие параметры одаренности: «функциональные или потенциальные возможности ребенка в таких областях, как интеллектуальная, академическая, творческая, художественная, в сфере общения или психомоторики»[2]. При этом отмечается, что наличие или отсутствие этих параметров устанавливает профессионал.

В отечественной традиции одно из первых классических психологических определений «одаренности» предложил Б. М. Теплов, определив ее как «меру особого сочетания индивидуально-психологических особенностей, непосредственно определяющих возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, приобретенные возможности успешного выполнения какой-либо деятельности, приобретенные возможности человека как результат развития способностей»[3].

В данном определении выделяются такие ключевые понятия, как «индивидуально-психологические особенности», «деятельность», «способности». При этом в трактовке одаренности наблюдается определенная двойственность, проявляющаяся в отсутствии однозначно определенной позиции относительно природы одаренности. Это в свою очередь проявляется в дизъюнктивной структуре самого определения: одаренность определяется и как врожденная, и как приобретенная характеристика.

В более поздних определениях одаренности отразились изменения теоретико-методологических позиций исследователей этой проблемы. Определение, разработанное коллективом авторов «Рабочей концепции одаренности» Минобразования РФ: «…одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми»[4]. В этом определении подчеркивается системный и динамичный характер одаренности как сложного и развивающегося качества психики.

Анализ свидетельствует, что практически все авторы рассматривают одаренность как врожденную характеристику индивида. Но если одаренность врожденная, то она не зависит ни от социального положения человека, ни от культурно-исторических условий, ни от эпохи, в которую ему выпало жить. Тогда почему понятие одаренности попадает в поле зрения психологов лишь в XX в.? Этот факт не находит объяснения, если рассматривать одаренность в объективистском ключе, как реальный психологический феномен.

Если же рассматривать одаренность как теоретический конструкт, то вопросы о том, при каких условиях психологическая наука вырабатывает этот теоретический конструкт, на какие философские (онтологические, гносеологические, антропологические, аксиологические) и эмпирические предпосылки она при этом опирается, приобретают вполне законный характер.

В. А. Смирнов выделяет два вида объектов, используемых в научных теориях: эмпирические и теоретические. Эмпирические объекты – это не что иное, как абстракции, которые находятся в более или менее сложном соответствии с реальными объектами опыта; теоретические объекты – это идеализации, используемые в ходе теоретической реконструкции действительности и наделенные признаками, не существующими ни у одного реального объекта. В свете этой позиции одаренность представляет собой абстракцию, то есть эмпирический объект.

При этом в способах конструирования одаренности психологами вырисовываются следующие основные подходы.

Первый из них (условно назовем его дифференциальным) нацелен не столько на описание содержательных характеристик одаренности, сколько на теоретическое объяснение ее природы как структуры свойств, в процессе развития преобразованной в дифференциальные структуры (школа Б. М. Теплова).

Сторонники второго подхода (назовем его условно описательным) сосредоточены скорее на описании определенных качеств (эмоциональных, коммуникативных, характерологических, мотивационных и других) одаренных людей, чем на разрешении вопроса о сущности одаренности, ее источниках и движущих силах развития[5].

Третьего (условно синтетического) подхода придерживается достаточно многочисленная группа исследователей (Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, А. Тенненбаум, Дж. Рензулли и др.)[6], которые рассматривают одаренность как сложное качество, не сводимое к интеллектуальным или личностным характеристикам, а интегрирующее факторы разной природы.

Обзор подходов современной психологии к конструированию одаренности позволяет выделить основные смысловые параметры этого теоретического конструкта. Заметим, что в рамках разных подходов эти параметры могут принимать различные (вплоть до противоположных) значения, тем не менее сами эти параметры должны сохраняться в любом подходе к изучению одаренности, поскольку их совокупность задает как смысловую структуру понятия «одаренность», так и его соотнесенность со смежными понятиями. Перечислим эти смысловые параметры.

1. Соотношение врожденного и приобретенного. Наличие этого параметра обусловливает соотнесенность понятия «одаренность» с понятиями «задатки» и «способности».

2. Потенциальный характер одаренности. Одаренность является не столько результатом развития природных задатков и способностей, сколько предпосылкой для дальнейшего развития, и проявляется она только в развитом состоянии. Даже те психологи, которые считают одаренность врожденным качеством, признают необходимость ее развития. Наличие этого параметра обусловливает связь понятия «одаренность» с понятиями, выражающими социальные детерминанты одаренности: «диагностика и развитие одаренности», «работа с одаренными детьми», «проявления одаренности» и др.

3. Предметно-деятельностный характер одаренности, ее связь с конкретными исторически развивающимися формами общественно-трудовой деятельности, отсюда – предметно-деятельностная специализация одаренности и связь понятия «одаренность» с понятиями, выражающими конкретные (предметно определенные) виды одаренности («музыкальная одаренность», «математическая одаренность», «поэтическая одаренность»), в том числе и такие, которые предполагают использование технических средств, инструментов.

3. Роль в структуре одаренности интеллектуальных способностей. Разные значения этого параметра определяются разной трактовкой роли интеллектуальных способностей в структуре одаренности – от центральной и определяющей роли (такой позиции придерживается большинство авторов) до второстепенной. Наличие этого параметра обусловливает связь понятия «одаренность» с такими понятиями, как «умственная одаренность», «интеллектуальная одаренность».

4. Роль в структуре одаренности творческого компонента – как ее универсальная характеристика, почти или совсем не зависящая от предметно-деятельностной специализации одаренности. Связь одаренности с творческой деятельностью, саморазвитием, самоактуализацией, самовыражением признает большинство авторов. Наличие этого параметра обусловливает связь понятия «одаренность» с такими понятиями, как «творчество», «креативность», «самоактуализация», «Я-концепция» и др.

3. Связь с продуктивностью деятельности человека. Признание этой связи означает признание того, что одаренность является фактором существенного повышения продуктивности деятельности, в первую очередь инновационной. Наличие этого параметра обусловливает связь с понятиями «продуктивность», «креативность», «инновация».

4. Роль мотивации в структуре одаренности, что предполагает в качестве обязательного условия развития одаренности формирование интереса к соответствующей деятельности, стремления заниматься ею. Высокую роль мотивации в структуре одаренности признает большинство авторов.

5. Индивидная соотнесенность одаренности, проявляющаяся в том, что одаренность является характеристикой человека не как родового существа, а как индивида, обусловливая его индивидуальные преимущества перед другими людьми в определенной предметно-деятельностной сфере.

Как видим, каждый из перечисленных смысловых параметров одаренности как теоретического концепта предполагает определенный спектр значений. В целом же набор этих параметров задает смысловое пространство одаренности как теоретического конструкта (эмпирического объекта) современной психологической науки, в рамках которой существует множество различных концептуальных моделей одаренности, подчас несовместимых между собой. Однако для каждой из этих моделей должны быть заданы значения перечисленных параметров. Отсутствие одного или нескольких параметров свидетельствует о несформированности теоретической модели одаренности в ее современном понимании.

Причина же многообразия подходов к исследованию одаренности в психологии состоит в различии познавательных установок исследователей, способах их мышления, в основе которых лежат различия философских оснований.


[1] См.: Нордау, М. Психофизиология гения и таланта // Вестник знаний. – СПб., 1908.

[2] Marland, S. Education of the gifted & talented. I: Report to the Congress of the United States by the Commissioner of Education. – Washington D.C.: U.S. Office of Education, 1972.

[3] Теплов, Б. М. Избранные труды: в 2 т. – М., 1985.

[4] Одаренность: Рабочая концепция / под ред. В. Д. Шадрикова. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

[5] Freehill, M. Gifted children: The psychology & education. – N.Y.: Macmillan, 1961; Freeman, J. Gifted children. – Baltimore, M.D.: University Park Press, 1979; Taylor, C. W. Various approaches to & definitions of creativity / R. Sternberg, T. Tardif (eds.) // The nature of creativity. – Cambridge: Cambridge Press, 1988. – P. 429–446.

[6] Богоявленская, Д. Б., Богоявленская, М. Е. Одаренность и проблемы ее идентификации // Психологическая наука и образование. – 2000. – № 4; Матюшкин, A. M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М.: Школа-пресс, 1993; Tannenbaum, A. J. Gifted children: psychological & educational perspectives. – N. Y.: MacMillan, 1983; Renzulli, J. What makes giftedness? Reexamining a definition // Phi Delta Kappan. – 1978. – № 60. – P. 180–184.