Минимализм как этика цифровой культуры


Автор: Гасилин А. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(85)/2017 - подписаться на статьи журнала

Объектом данного исследования являются антропологические трансформации в условиях сетевых медиа, предметом – этика сетевого взаимодействия, утверждаемая в рамках интернет-движения американских блогеров-минималистов. На материале действующих сетевых ресурсов лидеров данного движения выделяются основные этические императивы минимализма, имплицитно содержащие критику традиционной сетевой культуры. Анализ данных ресурсов выявляет такие базовые принципы минимализма, как принцип осознанности и принцип экономии внимания. В статье рассматривается взаимосвязь данных принципов с дзенбуддистскими концепциями субъективного действия, аналитикой Dasein М. Хайдеггера, а также критикой общества потребления, сложившейся в рамках неомарксизма. Исследование позволяет выявить следующие тенденции современной сетевой культуры: 1) возрастающую потребность в осознанности в ходе сетевой коммуникации; 2) тенденцию к оптимизации информационных потоков; 3) критику неконтролируемого потребления информации в форме этического императива.

Ключевые слова: минимализм, марксизм, этика, цифровые медиа, цифровая культура, культура потребления, антиконсюмеризм, Интернет, дзен-буддизм, М. Хайдеггер, Г. Маркузе.

The object of the research is different kinds of anthropological transfor-mations in terms of digital media. The subject is the ethics of network commu-nication, established by network society of American bloggers-minimalists. Based on the materials of actual Internet resources of the leaders of this move-ment one can define the main ethical imperatives of minimalism implicitly con-sisting the critics of the traditional digital culture. The analysis of these re-sources identifies such basic principles of minimalism as the principle of awareness and principle of attention economics. The article considers the interaction of the principles with Zen-Buddhist conception of subjective ac-tion, Dasein-analysis of M. Heidegger and critics of consumer society within neo-Marxism. The research helps to identify the following trends of modern digital culture: 1) growing demand for the awareness in the process of Internet communication; 2) general tendency to the optimization of informational flows; 3) critics of uncontrolled consumption of information in the form of ethical imperative.

Keywords: minimalism, Marxism, ethics, digital media, digital culture, culture of consumption, anti-consumerism, Internet, Zen-Buddhism, Heidegger, Marcuse.