Культура и вызовы глобализации: новые подходы


скачать Автор: Чумаков А. Н. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №2(8)/2011 - подписаться на статьи журнала

Рассматриваются современные подходы к осмыслению процессов глобализации и обусловленных ею кризисных явлений. Обращается внимание на разработку нового подхода, в котором на первый план выдвигаются межличностные, культурные и гуманитарные аспекты. На примере Китая показаны значительные потенциальные возможности и серьезные преимущества такого подхода перед традиционным, основанным на анализе экономических параметров общественной жизни. Делаются соответствующие обобщения и выводы.

Ключевые слова: культура, глобализация, экономический кризис, гуманитарная сфера, цивилизация, диалог, политика, общественное развитие.

In the article it is considered modern approaches to comprehension of the globalization processes and crisis phenomena it causes. The author draws attention to the development of a new approach where interpersonal, cultural and humanitarian aspects come to the fore. Using China’s example he shows substantial implicit possibilities and definite advantages of such an approach in comparison with traditional, based mainly on analysis of economic parameters of social life. Appropriate generalizations and conclusion are given.

Keywords: culture, globalization, economic crisis, humanitarian sphere, civilization, dialogue, politics, social development.

Глобальный финансово-экономический кризис третий год держит в напряжении мировое сообщество, порождая новые принципиальной важности вопросы. Закончится ли он без новых всплесков и когда? Кроются ли его причины только в экономической, деловой сфере или заключены также в области идеологии, политики? Они обусловлены техническими просчетами или имеют системный характер? Как связаны с общими процессами глобализации? Наконец, какое место в финансово-экономических потрясениях глобального масштаба занимает гуманитарная сфера, культура в целом?

Ответы на эти и подобные им вопросы пытаются найти во всем мире, регулярно организуя международные и региональные встречи, форумы, конгрессы, конференции. При этом можно заметить явное различие в подходах к пониманию сложившейся ситуации. Так, страны западного мира и ориентирующиеся на подобный путь развития общественные системы основной упор делают на анализе экономических, финансовых, управленческих, административных и т. п. вопросов, обсуждая их на экономических форумах в Давосе, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербурге, Ярославле и др.

Иной подход, основанный на первостепенном внимании к гуманитарной сфере, все более четко проявляется в странах, где техногенный тип развития не имеет глубоких корней и традиций. Так, в исламском мире фундаментальное значение придается религиозному фактору, а, например, в Китае, Азербайджане или Индии акцент смещается в область культуры и общественных отношений.

Китай в этом плане наиболее показателен и явно выходит на первые позиции, а потому заслуживает особого внимания. Еще недавно, казалось бы, отсталая страна все более уверенно набирает экономические обороты и демонстрирует способность решать сложнейшие не только экономические, но и социально-политические проблемы. Кто-то рассматривает это как чудо, кто-то – как результат сохранения идеологических устоев и приверженности социалистическим идеалам, но в основном сходятся на том, что за всем этим стоят правильно выбранные ориентиры экономической политики и эффективные технико-управленческие решения, согласующиеся с объективными процессами глобализации. С последним утверждением трудно не согласиться, ибо это действительно так. Но только лишь к этому дело не сводится, ибо суть происходящего несколько иная и заключена глубже. Дело в том, что в Китае умело сочетаются стратегия и тактика преобразований всей системы общественных отношений, в которых экономическая сфера хотя и рассматривается как важнейшая, тем не менее, не воспринимается в качестве единственной или, например, самой главной. Традиции, культура и возможности диалога интересуют китайцев не меньше, когда дело касается экономики, внутренней и внешней политики.

Этот же подход они демонстрируют и в процессе осмысления современных процессов глобализации, а также поиска путей выхода из явно затянувшегося глобального финансово-экономического кризиса. Так, Китай, который, по существу, никогда не был «техногенной цивилизацией», выступил с грандиозной гуманитарной инициативой, заявив о регулярном проведении Мирового культурного форума (World Cultural Forum [Taihu, China]), который задуман аналогично Давосскому мировому экономическому форуму и будет проходить с периодичностью один раз в два года. Таким образом, дело касается сферы, казалось бы, весьма далекой от решения сугубо прагматических задач, как то обычно представляется на первый взгляд, когда речь идет о внушительных успехах китайских экономических реформ. Однако с точки зрения перспективы и приоритета стратегического мышления, в пику осязаемым результатам и сиюминутным тактическим выгодам, принятое решение, несомненно, является знаковым, эпохальным.

Уже сделан и первый принципиальной важности шаг в этом направлении, а именно: 18–19 мая 2011 г. в одном из самых живописных мест Китая – Тайху (в окрестностях г. Суджоу) состоялась первая конференция этого форума под общим названием «Диалог и сотрудничество в целях мировой гармонии и общего развития».

На форум были приглашены известные ученые, общественные и политические деятели из многих стран мира, что предопределило соответствующий настрой участников и изначально задало высокий уровень теоретических обсуждений и развернувшихся дискуссий. Внушительное представительство китайской стороны было обеспечено делегатами ЦК КПК, Министерства культуры, образования и других государственных и общественных структур. Их выступления с приветственными речами и содержательными докладами были весьма конструктивными и оставили хорошее впечатление. С пленарными докладами выступили: премьер-министр Пакистана Юсуф Реза Гилани, экс-президент Португалии Марио Соареш, экс-президент Индонезии Мегавати Сукарнопутри, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1999 г. профессор Роберт Манделл, президент Будапештского клуба Эрвин Ласло, один из ведущих китайских философов академик Китайской академии гуманитарных наук Ру Ксин, доктор философии, бывший посол Египта в Китае Мухаммед Номан Галал, доктор философии президент Корейской философской ассоциации Ёсу Ким и др.

Важно подчеркнуть, что в Тайху пытаются найти новые подходы к решению мировых проблем, на что указывает и тот факт, что данный форум замышляется в качестве гуманитарной альтернативы Давосу. Конечно, речь не идет о буквальном противопоставлении тому, что делается на получившем широкую известность экономическом форуме. Но пока Запад и некоторые другие страны настойчиво и целенаправленно анализируют экономические и финансовые проблемы в стремлении именно здесь отыскать причины разразившегося мирового кризиса и тем самым найти пути выхода из него, сформулировав концепцию дальнейшего социально-экономического развития, китайцы, с их умением не спешить и смотреть на века вперед, поняли главное: дело не только в экономике и даже совсем не в ней!

Главная проблема, как они справедливо полагают, в человеке, его поведении, ментальности и его качествах, которые не согласуются с современным, стремительно глобализирующимся миром. Здесь корень всех проблем. Иными словами, китайцы, почувствовавшие вкус к стратегическим прорывам, по существу, первыми увидели новые возможности там, где их еще пока никто по-настоящему не видит. Они тонко уловили суть происходящих перемен и стали осваивать никем еще не занятую нишу принципиальной важности, особенно сильно давшую о себе знать в контексте последнего мирового финансово-экономического кризиса. А он, как это уже признают серьезные аналитики, ярко высветил не столько экономические ошибки и технические просчеты отдельных государств и соответствующих мировых структур, сколько кризис культуры и духовности, нравственной составляющей на всех уровнях общественного развития.

Все это трудно понять, если мыслить категориями сиюминутной выгоды, смотреть на короткую дистанцию и жить одним днем. Однако в контексте исторической перспективы, если не только смотреть вперед, но и создавать будущее, это именно так.

Делая серьезный поворот в сторону гуманитарной сферы, Китай рано или поздно и здесь выйдет на лидирующие позиции, задавая тон на этом принципиальном и стратегически важном направлении. Уверенность в правильности такого шага только возрастает, когда мы наблюдаем малоэффективные попытки управлять мировыми делами при помощи только финансовых и экономических рычагов. Об этом же говорит и неспособность мирового сообщества, равно как и отдельных стран реализовать концепцию «устойчивого развития». Наконец, рост межрелигиозного противостояния, усиление международного терроризма и провал (причем далеко не только в Европе) политики мультикультурализма дают основание полагать, что именно здесь, в сфере общественных отношений и человеческих качеств[1], следует ожидать прорыв, который пока только угадывается и для многих еще не очевиден.

Китайцы в соответствии с заветами Дэн Сяопина «хладнокровно наблюдают», «уверенно реагируют на изменения», «делают конкретные дела» и «укрепляют позиции», тогда как в техногенных культурно-цивилизационных системах еще не обращают должного внимания на гуманитарную сферу и по-настоящему в нее не вкладываются[2].

Кто окажется прав, чья позиция лучше отражает реальность, наконец, что в конечном счете будет более действенным: западная тактика или китайская стратегия – на все эти вопросы ответит время. Как минимум, китайцы ничего не потеряют. Но в случае правильно выбранной стратегии и верно взятых ориентиров борьбу за выживание и лучшие позиции в глобальном мире они выиграют. Когда? Это уже не так важно, если иметь в виду их ментальность и особое восприятие времени. Быть может, отчасти понять дух такого восприятия мира помогут слова китайского премьера Чжоу Эньлая, который на вопрос американского президента Р. Никсона «как Великая Французская революция повлияла на развитие западной цивилизации?» ответил: «Об этом еще рано судить».

Следует заметить, что китайцы не вдруг и не сразу пришли к своему решению основать Мировой культурный форум. К его открытию они долго и основательно готовились, опираясь в том числе и на свои весьма серьезные наработки в этой области. Достаточно сказать, что с 2004 г. на базе Пекинского университета ежегодно проходит Международный Пекинский форум, где гуманитарная проблематика находится в центре внимания. Последний – «XII Международный Пекинский Форум 2010» – состоялся 4–7 ноября 2010 г. и был посвящен теме «Гармония цивилизаций и процветание для всех. Обязательства и ответственность за лучший мир». В нем приняли участие ведущие ученые, общественные и политические деятели практически из всех наиболее значимых стран развитого и развивающегося мира. Форум прошел на самом высоком уровне и оставил сильное впечатление. Достаточно сказать, что среди его участников и основных докладчиков были: бывший британский премьер Тони Блэр, бывший президент Мексики Эрнесто Зедилло, бывший президент Нигерии Олусегун Обасанджо, вице-премьер КНР Ванг Квишан и др. Среди тех, чьи доклады вызвали особый интерес, хотелось бы отметить Паоло Гуэррьери – итальянского профессора экономики, вице-президента Института международных отношений (Рим) – и Грегори Чина – сотрудника Центра международного управления инновациями, профессора экономики отдела политических наук Йорского университета (Канада).

Следует подчеркнуть, что идеологию, а также цель и задачи своих начинаний организаторы столь масштабной акции сформулировали предельно четко, прописав их уже в преамбуле основных документов форума. В ней, в частности, говорится: «Земля – колыбель для всего живого и общий дом, в котором мы живем. Она порождала и продолжает производить многочисленные разновидности различных форм жизни и человеческих цивилизаций. Это не только обеспечивает материальные потребности нашего выживания и развития, но является также духовной гаванью, в которой мы можем укрыться, когда ищем утешение и мир.

От начала своей истории люди прошли большой путь развития человеческих цивилизаций от длительного периода темноты примитивной жизни, через ассоциирующиеся с рассветом тысячелетия развития аграрных обществ, к усиливающемуся свету промышленного прогресса в течение последних столетий; в течение этого процесса мир был свидетелем рождения и роста несметного числа человеческих цивилизаций. Однако как раз теперь, когда мы гордимся нашими достижениями в создании развитых цивилизаций на Земле, мы не можем закрывать глаза на колоссальное опустошение, которым человеческие цивилизации грозят природе, не можем не обращать внимания на негативные последствия, которые они оставляют на своем пути, равно как и не замечать того, что все это драматично опрокинуло равновесие и нарушило гармонию естественного порядка вещей. Кроме того, современные общества, находясь в ситуации острой конкурентной борьбы, преследуют собственные материальные выгоды и стремятся к беспрецедентным экономическим достижениям. Результатом всего этого является растущее социальное неравенство, ухудшение нравов, нарастание идеологического и духовного кризиса»[3].

Обосновывая свою инициативу, направленность действий и последовательность предпринимаемых шагов, организаторы форума отмечают, что «наши действия сегодня, бесспорно, формируют перспективу нашего будущего. Поэтому так важно и, более того, абсолютно необходимо дать серьезный анализ сложившейся ситуации, осмыслить влияние, которое наше социальное развитие оказывает на окружающую среду и на наш внутренний духовный мир. А это означает, что мы должны заниматься вопросами, которые имеют стратегическое значение по отношению к человеческому выживанию и развитию.

Таким образом, чтобы впредь обеспечить себе лучший мир, мы должны предпринять усилия к построению социальной гармонии, посвятить себя сохранению естественной среды обитания и построению цивилизации с высоким культурным и идеологическим уровнем».

Далее, обосновывая необходимость уделять первостепенное внимание гуманитарной сфере в условиях глобальных изменений, китайцы особо подчеркивают: «Глобализация порождает серьезные проблемы типа глобального экологического кризиса, международного финансового кризиса, политических и военных столкновений, религиозных и национальных конфликтов, терроризма, неравенства и т. д. При этих обстоятельствах мы должны не только анализировать эти проблемы и искать ответы с помощью науки, технологии, экономики и политики, но также должны более глубоко размышлять о перспективах веры, этики и основных ценностей. Иначе мы не будем в состоянии понять экзистенциальные доктрины друг друга, не сможем действовать на основе здравого смысла, не говоря уже о том, чтобы быть в состоянии брать на себя общую ответственность или общие действия в интересах нашего общего дома».

Сказанное лишь подтверждает, что наука и образование в Китае активно развиваются и заметно укрепляют свои позиции на мировой арене. Характерным же является то, что гуманитарное направление находится на особом положении, ему уделяется особое внимание и оно явно на подъеме. Об этом же свидетельствует и большая научно-исследовательская активность китайских университетов, причем далеко не только столичных. Множество международных конференций, регулярно организуемых различными университетами при активной и щедрой поддержке со стороны государства, – еще один аргумент к сказанному. При этом материалы конференций неизменно публикуются на китайском и английском языках и широко освещаются в средствах массовой информации. Что особенно важно, так это состав участников конференций. Обычно 50–70 % аудитории составляют студенты и аспиранты; наряду с учеными и профессорско-преподавательским составом неизменно активно участвуют китайские политические и общественные деятели, представители культуры. Иностранных ученых (как правило, с солидным статусом) приглашают от десяти до тридцати человек, а их расходы обычно полностью берет на себя китайская сторона.

Характерным примером такого рода может быть Международная конференция «Традиции и современный мир: на пути к мультикультурному диалогу и коммуникациям в сфере идей и ценностей», которая состоялась 11–14 декабря 2009 г. в Пекинском педагогическом университете. Помимо данного университета в организации и проведении конференции также принимали участие такие ведущие университеты Китая, как Пекинский университет, Университет Синьхуа, Народный университет Китая и др. Из 12 приглашенных иностранных участников 7 представляли США, 2 – Германию, 1 – Австрию, 1 – Италию и 1 – Россию.

Сказанное в отношении университетов в полной мере относится и к системе высшего образования в целом, щедро поддерживаемой правительством Китая. Убедиться в этом несложно, если на протяжении даже незначительного времени несколько раз посетить какие-то конкретные китайские университеты и познакомиться с их материально-технической базой, которая, как не трудно будет заметить даже визуально, постоянно и основательно обновляется. Все это, помимо хорошо организованного учебного процесса, поощрения научных командировок и повышения квалификации, создает хорошие возможности для сотрудничества с ведущими зарубежными университетами, стимулирует осуществление совместных научных программ и научно-исследовательских проектов, способствует взаимному посещению с лекциями ведущих ученых, международному обмену студентами, аспирантами и т. п.

Справедливости ради надо сказать, что в современном мире Китай является не единственной страной, где стремятся к комплексному, системному решению проблем с серьезной опорой на гуманитарное знание. Движение и определенные результаты в этом направлении можно видеть, например, в Азербайджане, где Министерство культуры и туризма совместно с Национальной академией наук Азербайджана заявило о регулярном проведении Всемирного форума «Диалог культур». Первая международная конференция «Многообразие культур и философия диалога в современном мире», организованная в рамках этого форума с участием первых лиц государства и большим пленарным докладом президента страны, состоялась в Баку 6–9 апреля 2011 г.[4]

С момента появления нового тренда прошло немного времени, но уже очевидно, что инициативы Китая и Азербайджана конституировать и регулярно проводить всемирные гуманитарные форумы наряду с Всемирным экономическим форумом в Давосе полностью себя оправдывают. Независимо друг от друга участники столь высоких собраний справедливо отмечают, что наиболее серьезные проблемы современности возникают по причине кризиса духовности и отсутствия должного взаимопонимания между народами. Поэтому так важно исследовать возможности для эффективного межкультурного диалога, и состоявшиеся встречи уже стали серьезным шагом на этом пути. Несомненная польза от подобных форумов и в том, что рассмотрение теоретических общегуманитарных проблем на таких встречах проходит с участием крупнейших ученых с мировыми именами, а также известных политических и общественных деятелей.

Отмеченные выше тренды в развитии современной науки и образования позволяют сделать вполне определенные выводы в отношении нашей страны. Вне всякого сомнения, те, кто несет ответственность за принятие решений в данной сфере на самом высоком уровне, должны обратить внимание на новейшие тенденции мирового развития. Следует также адекватно оценить реакцию на эти перемены со стороны других государств и осознать, наконец, что будущее закладывается сегодня, причем в первую очередь в духовной, гуманитарной сфере. При этом важно иметь в виду, что перспективы общественного развития будут зависеть от правильно выбранных целей и приоритетов. Успехи же и конкурентоспособность в глобальном мире будут определяться не денежными поступлениями от продажи ресурсов, не грубой мощью силовых структур и жестко выстроенной «вертикалью власти», а развитостью гуманитарной сферы и мудрым управлением, раскрывающим «человеческий капитал» и общественную инициативу. Иными словами, перед вызовами глобализации в более выгодной ситуации окажутся те страны, где первостепенное внимание уделят культуре, что, несомненно, скажется на том, насколько развитым будет гражданское общество и насколько эффективно будут задействованы новые технологии общественного управления, именуемые «мягкой силой» (soft power).

[1] Одним из первых, кто поднял эту тему на серьезный уровень обсуждения, был основатель и первый президент Римского клуба А. Печчеи, выпустивший в 1977 г. свою знаменитую книгу «Человеческие качества». См. в русском переводе: Печчеи А. Человеческие качества. М. : Прогресс, 1980.

[2] К большому сожалению, в России в этой области дела обстоят и того хуже.

[3] Здесь и далее приведены цитаты с сайта: www.beijingforum.org

[4] Более подробно об этом форуме см. в статье Р. Рзаевой «Многообразие культур и философия диалога в современном мире», опубликованной в данном номере журнала.