Экологический образ окружающего мира в сознании учащейся молодежи


скачать Авторы: 
- Глебов В. В. - подписаться на статьи автора
- Озиев М. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №1(25)/2018 - подписаться на статьи журнала

В статье сделана попытка осмысления комплексной проблемы междисциплинарного взаимодействия научных направлений в области естественных и гуманитарных наук при формировании и развитии экологической и социальной культуры учащихся. В работе затрагивается важная составляющая мышления человека – установка и развитие экоцентрического мировоззрения учащегося. По мнению авторов, которое подтверждается общим трендом развития общества, интеграция естественных и гуманитарных наук является важной при создании и формировании экологической культуры обучающихся. Экологическая культура учащегося является неотъемлемым условием психосоциального и аксиологического развития человека. Оно повышает качество и эффективность педагогического процесса в интеграции знаний учащегося при изучении естественных и гуманитарных наук.

Kлючевые слова: аксиологический процесс, образование, учащийся, интеграция наук, формирование картины мира, экологическая культура, экоцентрическое мировоззрение.

Environmental Image of the World in the Minds of Students

Viktor V. Glebov, Мagomed А. Oziev. 

The article is an attempt to comprehend the complex issues in interdisciplinary cooperation research directions in the field of natural sciences and humanities in the course of formation and development of students’ ecological and social culture. The work covers an important component of human thinking – the setting and development of a student’s ecology-centric worldview. According to the authors, whose opinion is confirmed by the general developmental trend in society, the integration of natural sciences and humanities is important for the creation and formation of students’ ecological culture. The student’s ecological culture is an indispensable condition of psycho-social and ethical development of a person. It improves the quality and efficiency of teaching process in the matter of integration of student's knowledge while studying the natural sciences and hu-manities.

Keywords: axiological process, education, learning, the integration of sciences, formation of the world picture, ecological culture, ecocentric worldview. 

Экологическая культура – это многоаспектное явление, основные понятия которого включают различные образовательные и научные компоненты развития человека [Мансурова, Мамедов 2014]. Базой экологической культуры выступает экоцентрическое мировоззрение, процесс становления которого у обучающихся проходит на основе слияния различных научных и не связанных с наукой знаний, несущее в себе определенную составляющую, связанную с идеологией [Аршинов и др. 1994; Гирусов 2015б].

Для полного и лучшего понимания такой категории, как «мировоззрение», в научной методологии обучения учащегося важным является введение в образовательный процесс понятия «картина мира». Картину мира ученика можно рассматривать с различных точек зрения. Во-первых, картина мира (мироздание) является одним из способов упорядочивания различных знаний и представлений, которые учащийся приобретает в процессе познания окружающей реальности, используя для этого разные способы изучения окружающего мира. Во-вторых, картина мира в определенный момент развития учащегося выступает в качестве модели мироздания и обобщения разных знаний [Гирусов 2015а].

Картина мира и мировоззрение имеют ряд общих связующих категорий, но также они имеют существенные различия. Весь объем знаний ученика об окружающей действительности, сконцентрированный в картине мира, преобразуется в мировоззрение только в том случае, если происходит определенное их философское толкование, которое воплощается в прикладном поведении человека [Его же 2016].

Научная модель есть научная картина, основанная на теориях и отображающая всю общность свойств и связей объектов и явлений, находящихся в естественных условиях взаимодействия. Как один из способов иерархизации знаний она состоит из большого количества компонентов, на основе которых определяется мировоззренческое отношение ученика к окружающему миру [Игнатов, Трушникова 2010].

Теории и модели, построенные на основе научных фактов, достоверно и независимо отражают основные свойства и признаки предметов, явлений или процессов. На их достоверность не влияют мнения отдельных людей или группы лиц. Хотя в них и возможно присутствие субъективного мнения ученого, который их открыл, но по большей части они основаны только на доказательствах и расчетах, которые можно проверить и пересчитать и на основании которых предлагаются определенные решения и рекомендации [Игнатова 2004]. Они имеют лишь логику, доказательства и алгоритм.

Но все же неправомерно говорить об абсолютном равенстве реальной действительности и ее научной модели. Можно лишь говорить об их некоторой схожести, так как любая научная модель является подвижной и динамичной системой. Поэтому путь научного познания основан на последовательном усложнении теорий и моделей, которые используются для описания окружающего нас мира.
С развитием науки развиваются и модели. Они обретают иную концептуальную основу, дополняются, корректируются и перестраиваются [Мамедов 2014а].

Каждая конкретная наука строит и использует свои модели. Однако только совместное использование заложенных в них параметров дает возможность составить целостную научную картину мира. Поэтому совместная работа естественно-научного и гуманитарного профиля является обязательным требованием, необходимым для формирования экологической культуры обучающихся [Его же 2016; 2014б].

Картина мира, основанная на науке, – лишь одна из частей представлений об окружающей действительности. Это «сочинение», в котором спрятаны рациональные начала экологической культуры. И естественно-научные дисциплины формируют у обучающегося эти начала, жизненные картины и модели [Словарь… 2001; Чумаков 2015].

Другая его часть тесно переплетена с субъективными, личностно-значимыми представлениями. Они отражены в культурно-историческом развитии социума в таких областях, как религия, культурно-мифологические представления, различные жанры искусства (кино, театр), народные этнические и культурно-истори-ческие традиции человека. Эту часть называют субъективным образом. В этом образе всегда имеется отношение определенного автора к тому или иному процессу, не поддающееся логическому объяснению. В нем непременно есть выдумка, отношение автора к образу. Он всегда имеет свою душу. Его язык наполнен метафорами. Подобно человеку, в образе всегда есть многозначность. Это основа экологической культуры [Чумаков 2016: 96; 2017].

Определенно, что в каждом творчестве имеется элемент научного знания. В качестве примера можно привести следующее: применение перспективы в живописи, архитектурные формы, имеющие геометрическое обоснование, скульптура и музыкальный ряд, обладающие определенной математической основой. Для корректного изображения природы в искусстве или ремесле требуется особое наблюдение за ее явлениями и процессами, а также определенный уровень знаний естественных наук. Однако в отличие от четко логического научного знания в искусстве довольно часто гармонируют различные нелогические, иррациональные, недоступные опытному познанию духовное и субъективное. И именно в этом скрыто глубокое родство искусства с религией и мифологией [Robertson, Chirico 1985].

Вместе с тем нельзя однозначно сказать, чего в творениях искусства больше – эстетически культурной, формирующей силы, которая движет общество, или образного отражения реалий окружающего мира. В нем определенно скрыт гигантский потенциал к познанию. Иногда художник замечает такую скрытую сторону жизни человека и природы, которую мы не замечаем из-за каждодневной рутины. Но знание действительности, приходящее через искусство, выражает личное отношение автора к действительности. Бывает, что оно оказывается ошибочным, но оно так понимается творцом. В свою очередь, в науке всегда нужно доказывать выдвигаемую гипотезу.

Эстетическое творение способно вызвать состояние очищения. Оно настраивает наш духовный мир на оптимистический лад и часто, несмотря на всю трагичность происходящих событий, вселяет в нас веру в будущее, побуждает искать адекватный условиям бытия выход из запутанной, безвыходной ситуации. И даже пессимизм в произведениях искусства просветляет душу. Еще в школе великого Пифагора большое значение уделялось музыке, которая, по мнению многих мыслителей того времени, очищала и облагораживала души людей. В связи с этим в те времена на особом счету были математика (царица наук), которая описывала все мироздание и гармонию взаимодействия окружающего человека мира, и музыка, в которой отражалось гармоничное взаимодействие человека и Природы [Аристотель… 1970].

Искусство изображает многокомпонентный пространственный образ мира и человека, пропущенный через сознание автора. В нем все хрупко, ассоциативно и неповторимо. Он несет в себе полное духовное содержание, в котором соединены эмоции и интеллект. Определенный образ передает ученикам разные представления о ценностях, эстетических идеалах, воздействующих в одно и то же время на его мышление, психоэмоциональное настроение и чувства, которые облагораживают и воспитывают добрые начинания к окружающему миру. Часто образ не подчиняется никакой логике извне, он имеет свою внутреннюю многообразную жизнь. И только человеку со схожими, как у автора, мыслями дано понять его тайну. Являясь своего рода передатчиком мысли от автора к другому человеку, «образ» становится формой их диалога между собой, проявляющей их отношение к реальности, выражает их согласия и разногласия. Это встреча автора и человека, который старается постичь этот образ, и основной задачей учебных предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов является организация подобной встречи. Поэтому данные предметы занимают особое место в экологическом воспитании [Спиркин 2010].

Красота является основной категорией искусства, в религии это вера. Все это сочетается в мифе. В его состав входят как эмпирические, так и рациональные знания. В составе искусства есть и определенный художественный образ, идеал, где гармонично переплетаются красота, стремление к познанию окружающего мира, религиозно-мифические аспекты. Системы построенных в них знаний, представлений и постулатов не имеют доказательств. Но именно на основании этих систем проявляется экоцентрическое мировоззрение на ранних ступенях развития человечества. Красота также свойственна и науке. Только она проявляется через математические уравнения для описания природных процессов, симметричность построения объектов и т. д.

Заключение. Таким образом, посредством различных способов познания окружающего мира имеется возможность формирования образов экологической культуры у учащегося. Это дает научную и культурную основу природоохранной активности учащегося. При интеграции интеллектуальных, психоэмоциональных и чувственных проявлений возможно формирование чувства и основы сопричастности к единому ритму развития Природы и Космоса. Без синтеза рационального и иррационального невозможно сформировать у учащегося целостный взгляд на окружающий мир человека, его смысл и ценностные установки. Поэтому при формировании экологической культуры учащегося так важны изучение рационального в научном познании, практический опыт и развитие чувственности к окружающему миру.

И эта «равная значимость» реализуется при сопоставлении модели и образа мира в сознании учащегося. Благодаря этому сопоставлению мы складываем голографическую картину мира, в которой природа, человек, общество и культура связаны единой сетью неразрывных взаимосвязей, подчиненных единым законам Вселенной.

Литература

Аристотель // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Советская энциклопедия, 1970. Т. 2. Ангола – Барзас. С. 195–196.

Аршинов В. И., Буданов В. Г., Суханов А. И. Естественно-научное образование гуманитариев: на пути к единой культуре // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 113–117.

Гирусов Э. В. Парадоксы рациональности в современной науке // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015а. № 2(6). С. 41–42.

Гирусов Э. В. Социально-экологическое образование // Век глобализации. 2015б. № 1. С. 125–129.

Гирусов Э. В. Гуманистический потенциал экологической культуры // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2016. № 4(12). С. 103–107.

Игнатов С. Б., Трушникова И. Ш. Актуальные проблемы естественно-научного образования гуманитария // Совет ректоров. 2010. № 4. С. 11–18.

Игнатова В. А. Экология и культура: на пути к интеграции. Тюмень : Вектор Бук, 2004.

Мамедов Н. М. Переход к устойчивому развитию: культурные основания // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2014а. № 1. С. 51–55.

Мамедов Н. М. Экология и становление новой культуры // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». 2014б. № 3(11). С. 105–116.

Мамедов Н. М. Экологическая концепция культуры: философско-методологи-ческие основания // Вестник экологического образования в России. 2016. Т. 2. С. 1–5.

Мансурова С. Е., Мамедов Н. М. Природа и сущность человека // Философия и культура. 2014. № 8. С. 1092–1103.

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001 [Электронный ресурс]. URL: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/business/17174.

Спиркин А. Г. Философия: учебник. 2-е изд. М. : Гардарики, 2010.

Чумаков А. Н. Глобальные проблемы устойчивого развития // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2015. № 1(140). С. 98–101.

Чумаков А. Н. К вопросу о культурно-цивилизационных основаниях нашей ментальности // Вестник Российского философского общества. 2016. № 1. С. 96.

Чумаков А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст: монография. 2-е изд., испр. и доп. М. : Проспект, 2017.

Robertson R., Chirico J. Humanity, Globalization and Worldwide Religious Resurgence: A Theoretical Exploration // Sociological Analysis. 1985. No. 46. Pp. 219–242.