Принцип единства индивидуальных, коллективных и социальных когнитивных структур и мультиагентная парадигма


скачать Автор: Никитина Е. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №1(86)/2018 - подписаться на статьи журнала

Тенденции развития интеллектуальной робототехники, мультиагентных робототехнических систем, конвергентное развитие технологий показали принципиальную значимость философской проблемы субъекта для разработки интеллектуальных робототехнических систем. Важно, что методологическая платформа когнитивной науки эволюционирует в направлении исследования формирования, деятельности, коммуникации, эволюции и кооперации искусственных систем, то есть природа интеллекта в синергетическом искусственном интеллекте трактуется как коллективная, распределенная.

Интеллектуальный робот как «субъект», это метафора. Тем не менее, создание роботов с целенаправленным поведением, умеющих различать объекты внешней среды и воздействовать на них, обладающих определенными интеллектуальными способностями и управляющими системами, способных решать задачи общего характера, в философском аспекте может быть представлено как техническая реализация определенных интеллектуальных способностей человека и сборка «субъекта».

Ограничения, существующие для отдельных интеллектуальных робототехнических агентов, преодолеваются в мультиагентных робототехнических системах, обладающих большими функциональными возможностями.

Действительно, формирование субъекта, это, во многом, формирование интеллекта. В число способностей, образующих естественный интеллект, включают способности, традиционно составляющие «ядро» деятельности субъекта.

Свойство «быть субъектом» возникло как инструмент адаптации и развития в условиях меняющейся, вероятностной среды познания. Основу данного свойства составляет способность осуществлять синтез самой различной, разноприродной информации из внешнего и внутреннего мира познающего человека, объединять информацию о прошлом, настоящем и будущем и превращать в знание, на основе которого осуществляется деятельность. Субъект познания является открытой системой, взаимодействующей со средой; в индивидуальном «Я» и индивидуальных формах человеческой деятельности и мышления субъективируется, сохраняется, воспроизводится всеобщее, коллективное, совокупное человеческое знание и культура, а также опыт человеческой деятельности. Одновременно развитие культуры и социума поддерживается целеполагающей, преобразующей деятельностью субъекта-индивида.

Существует глубинное единство индивидуального, коллективного (микросоциального) и социального (макросоциального) субъектов, единство индивидуальных, коллективных и социальных когнитивных структур.

Устойчивыми, эпистемологически значимыми структурами социальной реальности, формирующими субъектность, являются социальные институты, стереотипы поведения, деятельности, нормы и т.п., которые осознанно/неосознанно осваиваются индивидуальным субъектом, становятся его личностными когнитивными установками и одновременно значимым фактором функционирования социума, влияют на содержание и форму знания. Часть структур усваивается индивидом без осознания, без рефлексии и таким же способом функционирует в виде сложившихся у индивида когнитивных функциональных систем и установок, которые могут реализоваться в деятельности индивида автоматически, под влиянием привычных «запросов» среды и потребностей человека.

Принципиально важно, что, благодаря информатизации различных сфер жизнедеятельности обществ и автоматизации работы с информацией, а также перспективе развития мультиагентных робототехнических систем, на микросоциальном и макросоциальном уровнях возникают новые типы когнитивных структур, поддерживающих функционирование информации и знания в культуре.

Литература:

1. Никитина Е.А.Проблема субъектности в интеллектуальной робототехнике.
Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2016. № 2 (12). С. 31-39.

2. Алексеева И.Ю., Никитина Е.А. Интеллект и технологии. - М.: Проспект, 2016, 96 с.