Книга о проблемах эпистемологии истории интеллигенции России. Возилов В. В. Интеллигенция, государство, революция: нигилизм и антинигилизм в идео-логии и практике российской интеллигенции ХVIII – начала XX века. – Шуя, 2011. – 224 с.


скачать Автор: Шилов М. П. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №3(67)/2012 - подписаться на статьи журнала

Монография кандидата исторических наук В. В. Возилова продолжает ряд его работ, ранее широко представленных на страницах журнала «Философия и общество»[1]. Целью книги стало решение спорных вопросов современных соци­ально-философских и исторических работ, посвященных анализу интеллиген­ции как социального феномена. Как отмечает автор, «представленная внима­нию читателей книга предлагает с помощью элементов исторической эписте­мологии разобраться в процессах развития отечественной интеллигенции»[2].

Книгу условно можно разделить на три части. В первой части автор пытается с позиций социальной философии решить ряд спорных вопросов определения сущности интеллигенции и намечает задачи современного интеллигентоведения. Несомненной заслугой автора является попытка сформулировать основ­ные теоретико-методологические принципы исследования интеллигенции, а также найти место интеллигентоведения в системе современных социальных наук.

В теоретической части работы В. В. Возилов предлагает отказаться от целого ряда стереотипов и подходить к интеллигенции с позиций научного анализа. Например, он отвергает «этический» подход в понимании интеллигенции: «Рассмотрение интеллигенции с “этической” позиции приводит к ярко выра­женному субъективизму в понимании того, что из себя должен представлять интеллигент. Следовательно, несоответствие одному из критериев “нравствен­ной личности” или “эстетического человека” ставит под сомнение возможность существования интеллигентов как таковых. Человек никогда не может быть морально свободен от стереотипов поведения, идейных догматов, иметь свобо­ду по отношению к происходящему. Следовательно, нравственные критерии не могут быть применимы для понимания сущности интеллигентской деятельно­сти»[3]. В связи с этим автор ищет сущностные черты интеллигенции в ее управ­ленческой деятельности, отмечая, что интеллигенция есть класс управляющих, представители которого принимают решения в основных сферах общественной жизнедеятельности и наделены особым свойством – интеллигенциальностью, то есть способностью к реализации управленческой функции.

Большой раздел монографии посвящен вопросу о генезисе и эволюции ин­теллигенции в обществе. Автор отмечает: «Главной задачей интеллигентоведческого исследования является определение сущности интеллигентской деятельности как важнейшего фактора исторического процесса, рассмотрение интеллигенции как общеисторического явления, имеющего предпосылки уже в биологическом управлении и развивающегося в рамках социальной жизни». И продолжает: «В рамках социальной эволюции возникает новая категория людей – интеллигенция. Этот процесс имеет всемирно-историческое значение, он про­слеживается на ранних стадиях развития общества и получает развитие в рам­ках цивилизационного этапа истории человечества. Исходя из этого, каждый народ имеет собственную интеллигенцию, что получает особое значение в рам­ках государственной жизни любой нации. В социальной структуре общества интеллигенция является составной частью социальных институтов, где она вы­ступает в роли управляющей институциональной системы»[4].

Большое внимание в книге уделено анализу идеологической и практической стороны жизнедеятельности интеллигенции. По мнению автора, роль русской интеллигенции в идеологическом обосновании исторического пути народа про­являлась в двух основных направлениях: деятельном участии интеллигентов в государственном строительстве и внутреннем противостоянии государст­венных и антигосударственных элементов. На протяжении всей истории рус­ского государства интеллигенты осуществляли разнообразные реформы в политико-управленческой системе общества. Видное место занимали интеллиген­ты в духовной подготовке и практическом осуществлении коренных преобра­зований, в социокультурных переворотах. Заметным направлением интелли­гентской деятельности была идейная борьба представителей различных миро­воззрений – традиционалистов и революционеров, почвенников и западников и т. п. В диалектике социальных трансформаций, борьбе нигилистической и анти­нигилистической позиций ярко вырисовывается национальное лицо русской интеллигенции, стремящейся активно преобразовывать окружающую социаль­ную действительность.

По мнению автора, особое значение интеллигенция имеет в преобразовании общественного организма, что выражается в позиции отдельных интеллигентов, предлагающих обществу программы реформ, революций и контрреволю­ций. Роль интеллигенции в диалектике социальных трансформаций определяет­ся ее идеократическими и практическими функциями. Борьба идей, переходя­щая в практическую плоскость общественного противостояния, является ча­стью столкновения противоположных тенденций общественного развития, имеющих социально-экономические и духовно-политические причины. Анализ этих явлений с позиций классической диалектики далеко не завершен и требует дальнейшего углубленного изучения.



[1] Назаров Ю. Н., Возилов В. В. Роль интеллигенции в управлении обществом // Философия и общество. – 2004. – № 1. – С. 67–85; Семененко A. M. Интеллигенция как объект философского исследования [Возилов В. В., Наза­ров Ю. Н. Философия интеллигенции: Разум как революционная сила истории. – Иваново: Референт, 2002.] // Философия и общество. – 2004. – № 4. – С. 196–199; Колегов А. Е., Возилов В. В. Омнизм и нигилизм: Метафизика и историософия интеллигенции России. – Иваново, 2005 // Философия и об­щество. – 2007. – № 2. – С. 199–201; Возилов В. В. Идеи П. Я. Чаадаева и B. C. Соловьева в эволюции русской омнистической мысли // Философия и общество. – 2009. – № 2. – С. 171–183.

[2]Он же. Интеллигенция, государство, революция: Нигилизм и антинигилизм в идеологии и практике рос­сийской интеллигенции XVIII – начала XX века. – Шуя: ШГПУ, 2011. – С. 3.

[3] Возилов В. В. Интеллигенция, государство, революция... – С. 20.

[4] Возилов В. В. Интеллигенция, государство, революция... – С. 217–218.