Глобальные процессы: две парадигмы развития


скачать Автор: Бондаренко В. М. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №2(10)/2012 - подписаться на статьи журнала

В статье обосновано, что контуры будущего и настоящего можно понять при использовании авторской разработки – новой методологии познания закономерностей в развитии человеческого сообщества. Она позволила определить, что на всем многовековом протяжении развития человеческого сообщества существуют только две парадигмы развития человеческой системы. Циклы, кризисы, хаос и все негативные явления – естественный продукт второй, опосредованной парадигмы развития. Новая модель жизнеустройства на каждом местном уровне – это в то же время прежняя, первая парадигма развития, основанная на непосредственной взаимосвязи между производством и потреблением конкретного человека, но на новом, высокотехнологическом, уровне. Практическая реализация данной модели – это единственно возможное условие перехода к устойчивому бескризисному развитию.

Ключевые слова: глобальные процессы,системный кризис, устойчивое развитие, новая методология познания, цель, конкретный человек, время, критерий эффективности, две парадигмы развития, согласование интересов, новая модель жизнеустройства.

The article substantiates the thesis that the outlines of the future and present can be made visible and comprehensible by applying the author’s findings – that is, the new methodology for cognition of regularities in the human community development. This methodology made it possible to define that there have been and still exist only two paradigms of the human system development in the entire centuries-long course of the human community development. Cycles, crises, chaos and all negative phenomena are nothing else but natural products of the second, indirect paradigm of development. The new model of life organization at each local level is at the same time the former, first development paradigm, based on the direct interconnection between production and consumption of a particular human being, but raised onto the new high-tech level. Practical realization of this model is the only feasible condition for the transition to sustainable and crisis-free development.

Keywords: global processes,systemic crisis, sustainable development, new methodology of cognition, objective, particular human being, time, efficiency criterion, two development paradigms, coordination of interests, new model of life organization.

Системный кризис, охвативший все стороны жизни глобального сообщества, становится все масштабнее и глубже. Лидеры стран «большой двадцатки» так и не смогли определить причины и эффективные механизмы выхода из системного кризиса, дать точную оценку происходящим негативным глобальным процессам. На пленарном заседании II Международного научного конгресса «Глобалистика-2011» крупнейший математик современности академик Аскар Акаев ярко продемонстрировал возможности математического моделирования глобальных процессов. В результате этих модельных расчетов на основе эмпирической информации о реальных процессах в прошлом был получен прогноз, в соответствии с которым в июле – августе 2011 г. предсказывалась вторая волна глобального кризиса.

Получается, что кризисы со всеми своими разрушительными последствиями неизбежны. Но так ли это? Можно ли их предотвратить? Почему так происходит? Это с одной стороны.

С другой стороны, главный парадокс XXI в. заключается в том, что, сближаясь в одном глобальном пространстве, страны получают выгоды от глобализации неравномерно. Ее плоды пожинает меньшинство. На сегодняшний день в мире насчитывается 1210 долларовых миллиардеров, а их состояние оценивается в 4,5 трлн долларов. Эта цифра превышает ВВП Германии и приближается ко второму в мире ВВП – Китая.

Почему так происходит? Проанализировать, сравнить и измерить глобальные тенденции, отражающие более глубокие и пока скрытые от взора исследователей процессы, дать однозначную обобщающую оценку позволил разработанный новый методологический инструментарий.

Первое положение новой методологии познания закономерностей в развитии человеческого сообщества заключается в том, что определена объективная цель развития человеческой системы – удовлетворить высшую потребность человека стать совершенным в духовном, интеллектуальном и физическом плане с высоким уровнем сознания.

То есть суть нового методологического инструментария, его научная новизна заключается в том, что основу составляет выявленная объективная целевая заданность в развитии человеческого сообщества. Для этого потребовалось определить не просто цель развития, а конечную цель, которая не может стать подцелью цели более высокого порядка в рамках земного существования человека. То есть потребовалось определить объективный смысл развития человеческой системы и понять, что каждый конкретный человек, каждый индивид живет не для того, чтобы обеспечить рост ВВП или создать как можно больше оружия для собственного уничтожения. Человек должен и может жить только для того, чтобы максимально развить и реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал с одновременным ростом уровня сознания и физического совершенства.

Иными словами, каждый конкретный человек должен и может достигнуть в своем развитии Высшего Разума или прийти к образу и подобию Создателя. В противном случае развитие может получить совершенно иной, противоположный вариант. Ведь уже сегодня создаются технологии, для которых безразличен уровень развития человека, и они вполне могут без него обойтись. Например, корпорация IBM разрабатывает проект «Разумный город», в котором предусмотрено взаимодействие интеллектуальных систем городского хозяйства, минуя разум человека.

Следовательно, преодолеть и в принципе устранить кризисы и все проблемы, стоящие перед властью, бизнесом и обществом в целом, можно только при условии, если все решения на национальном и глобальном уровнях будут обеспечивать непрерывное, эволюционное, без возвратов вспять движение к достижению цели развития. Только в этом случае будет найден путь практической реализации «Целей развития тысячелетия» (а в нашей логике – подцелей цели более высокого порядка), провозглашенных ООН в качестве ориентиров для всех народов и наций на Земле.

То есть, хотим мы этого или нет, общество должно развиваться таким образом, чтобы создать для каждого человека такую среду обитания, в которой естественным образом создаются условия равного и свободного доступа к благам цивилизации при максимальном их разнообразии, но не с целью достижения нового уровня потребительства или верховенства технологий над человеком, а исключительно для достижения конечной цели человека – стать совершенным. Это миссия человека на земле, и он должен ее выполнить!

Второе положение нового методологического инструментария заключается в том, что обосновано использование целостного, системного, междисциплинарного подхода в рассмотрении всех сторон развития человеческой системы.

Это положение исходит из того, что мир, законы природы и общества едины, что мир является целостной системой и может быть познан только при объединении всех наук и духовных знаний в единое системное, целостное междисциплинарное, вернее трансдисциплинарное, знание. Поэтому потребовалось их системное объединение через выявление целевой функции развития системы в целом и отдельной ее части в любом разрезе (цивилизационном, формационном, национальном, конфессиональном, территориальном, естественно-научном, социально-экономическом, социотехническом, социокультурном, политическом, организационном и т. п.), а также независимо от того, какая модель развития (неолиберальная, кейнсинская, тоталитарная или их смешение) преобладает. Только через это знание можно понять, что финансовый, экономический, социальный, духовный, организационный, научно-технологический и в целом – системный кризис в мире и все существующие негативные явления – это звенья одной цепи. Отсюда и решение по выходу из системного кризиса должно быть целостным, системным и единым для всего глобального мира!

Третье положение нового методологического инструментария сформировалось в результате поиска единого показателя, с помощью которого измеряются и сопоставляются все процессы и явления. Единственно возможный такой показатель – это время!

Применяя этот показатель (время), можно измерять и сопоставлять между собой в других показателях неизмеряемое или несопоставимое, а самое главное – во времени сопоставлять с целевым идеалом абсолютно все стороны жизни человека и общества, определять, на какой ступени человеческого прогресса по отношению к этой цели они находятся.

Естественным образом сложилось четвертое положение нового методологического инструментария. Определен единый критерий эффективности развития человеческой системы – это время между возникновением потребности человека, вплоть до потребности прийти к реализации единой цели развития, и той реальностью, где находится в каждый момент времени общество в любом разрезе и каждый конкретный человек по отношению к этой цели.

Если время между возникновением потребности конкретного человека и ее удовлетворением имеет тенденцию к непрерывному сокращению и всемерно стремится к нулю, то человеческая система по отношению к цели развивается эффективно.

Сейчас же все человечество распределилось на оси времени между возникновением потребности и ее удовлетворением в разных точках, в различных временных пространствах. Чем дальше друг от друга, тем сложнее (или невозможно) установить любой диалог и обеспечить мир. И это является фундаментальной причиной возникновения конфликтов и войн.

А если распределение всего человеческого сообщества на оси времени между возникновением потребности и ее удовлетворением соотнести с каждым конкретным человеком, то получается, что каждый человек живет в своем микрокосмосе, не совпадающем с микрокосмосом других.

Таким образом, если цивилизации, народы, страны, мелкие и крупные сообщества и отдельные люди находятся в разном линейном и сферическом временнóм пространстве, то они имеют разные уровни сознания и никогда не смогут согласовать свои интересы, никогда не поймут друг друга. И это является причиной возникновения и обострения всех бед человечества. Отсюда следует, что кризис в развитии мировой цивилизации, войны, терроризм, техногенные и природные катастрофы – результат действия глубинных, общих для природы и общества законов. Более того, до тех пор, пока люди будут находиться в разном линейном и сферическом временнóм пространстве, будет создаваться видимость, что на планете сосуществуют множество локальных цивилизаций, не похожих друг на друга.

Новый методологический инструментарий позволил:

· выйти за пределы человеческой системы и из будущего или из далекого прошлого, из нулевого времени и пространства между возникновением потребности и ее удовлетворением увидеть ее как единое целое – «прошлое – настоя-щее – будущее» по отношению к объективно заданной цели развития;

· не полагаться на эмпирические и субъективные данные прошлого и настоящего;

· понять объективную картину развития человеческой системы в зависимости от положительной или отрицательной направленности на реализацию единой цели.

На рис. 1 (см. ниже) изображена «Условная схема развития человеческого сообщества».

На схеме видно, как, когда и какая парадигма развития формируется вдоль или вокруг оси времени между возникновением потребности и ее удовлетворением, равной нулю.

Учитывая ограниченный размер статьи, можно сказать следующее.

Всю историю развития человечества можно разделить на три этапа.


Первый этап характеризуется преобладанием первой парадигмы развития, непосредственной взаимосвязью между производством и потреблением. Время между возникновением потребности конкретного человека и ее удовлетворением было минимальным. Все, что производилось на том уровне ручного труда, которым начинало овладевать человечество, им же и потреблялось. Следовательно, время между возникновением потребности конкретного человека и ее удовлетворением было минимальным. Это доиндустриальный тип производства для себя и по заказу для конкретного потребителя на уровне домохозяйств (ремесленники).

С появлением простейших технологий, с разделением труда, возникновением рынка, класса посредников (купцы) и всеобщего эквивалента обмена результатами этого труда – денег, с постепенной территориальной экспансией и развитием внешней торговли формируется вторая парадигма развития.

Развитие этой парадигмы, основной характеристикой которой является опосредованная взаимосвязь между производством и потреблением во времени и в пространстве, ускоряется с переходом на индустриальное производство.

Промышленная революция, эпохи пара, железных дорог, стали, электричества и тяжелой промышленности, нефти, автомобиля и массового товарного производства повлекли за собой создание инфраструктуры для связи с потребителем. Это сеть дорог, портов, магазинов (от мелких лавочек до крупнейших торговых центров, высосокомеханизированных складов и т. д.) – вот основные вехи второй парадигмы развития.

Формируется массовое индустриальное производство конвейерного типа с развитием внутренней и внешней торговли, территориальной экспансией до глобального уровня, а также массовое потребление.

Этот тип производства ориентирован на удовлетворение спроса и потребностей абстрактного конечного потребителя через стихийную, архаичную, рыночную, опосредованную удлинением времени и пространства форму связи с конкретным человеком.

В этих условиях неопределенность потребления привела к возникновению и глобальному нарастанию диспропорции во времени производства и времени обращения товаров и денег, к их полной десинхронизации. Время обращения многократно превышает время их производства. Произошел колоссальный отрыв динамики движения материально-вещественных факторов производства от их денежной формы, реальной и особенно виртуальной.

Огромная заслуга таких ученых, как Китчин, Жюгляр, Шумпетер, Кондратьев, Перес и др., в том, что они на основе обработки информации уже свершившихся событий прошлого увидели, что этот массовый тип производства развивается через преодоление сложности, нелинейности и хаоса. И у некоторых авторов появился повод утверждать, что циклы и кризисы являются неизбежным условием развития. И это действительно так! Если не понять, что все эти явления – естественный продукт второй парадигмы развития.

Прав был Диоген, когда сказал, что плохую услугу человечеству оказал тот, кто придумал плуг, который позволил производить продукта больше, чем надо для собственного выживания.

То есть кризис существующей сегодня модели жизнеустройства, имеющей опосредованную во времени и в пространстве взаимосвязь между производством и потреблением, начался давно, с момента ее зарождения.

Появление начиная с 70-х гг. прошлого века информационных технологий и гибких производственных систем не изменили эту парадигму развития, не закрепили едва появившуюся возможность на установление непосредственной связи между производством и потреблением и согласование интересов между ними.

Информационные технологии стали самоцелью развития и средством создания глобальных рынков.

Таким образом, сущность второй парадигмы развития заключается в опосредованной, десинхронизированной во времени и пространстве взаимосвязи различных технологий производства товаров и их потребления конкретным человеком. Все кризисы этой парадигмы развития происходили на пике нарастания диспропорции во времени между возникновением потребности и ее удовлетворением. Сегодняшний системный кризис – это вершина данной парадигмы развития. Глобализация как продукт второй парадигмы развития, не успев возникнуть, начала сама себя отрицать.

Почему? Наряду с глобализацией всех процессов и свободой в передвижении людей, идей, товаров, денег, информации одновременно сохранился, усилился и удлинился их конвейерный тип производства. Время между возникновением потребности конкретного человека и ее удовлетворением еще более возросло. Согласовать интересы государства, бизнеса, общества и конкретного человека не представляется возможным. На этом длинном временнóм пути их движения объективно создаются условия абсолютно для всех негативных явлений. Бедность, неравенство, терроризм и коррупция, природные аномалии, катастрофы и т. д. и т. п. – это все звенья одной цепи, продукт опосредованной модели развития. И фактор времени здесь играет самую негативную роль.

Таким образом, если сохраняется вторая парадигма развития, то глобальные процессы и их динамика будут характеризоваться преобладанием негативных тенденций, проблемы будут множиться все ускоряющимися темпами и в перспективе возникнет действительно глобальный коллапс. Глобальная динамика будет иметь вид непрекращающегося кризиса с апокалипсическим финалом.

В век космических скоростей, использования цифровых, нано-, био-, когно- и других технологий, происходит чрезвычайно быстрое изменение экономической реальности, несовместимой с таким типом производства и потребления, особенно с таким типом взаимосвязи с конкретным человеком, с невозможностью согласования интересов.

Но есть и другой путь – переход на первую парадигму развития.

И сегодня с развитием информационных, цифровых и других высоких технологий XXI в. вновь появилась возможность перейти на непосредственную взаимосвязь между производством и потреблением, снова на первую парадигму развития.

Эффективное средство устранения диспропорций, десинхронизации всех процессов во времени и пространстве может быть получено только при условии синхронизации отношений и согласования интересов с каждым конкретным человеком сразу по всему кругу его духовных и материальных потребностей, а также при условии производства этих потребностей по его заказу непосредственно там, где живет человек (не производя ничего лишнего).

Это может обеспечить решение двух взаимосвязанных стратегических задач.

Первая. Изменить содержание экономической и социальной политики государств в направлении перехода на воспроизводственную траекторию развития внутри стран, но только с ориентацией всего воспроизводственного процесса на конечный результат – эволюционное сокращение времени между возникновением и удовлетворением потребностей (спроса) каждого конкретного человека. Этого можно добиться, если осуществлять производство товаров только на основе заказа конкретного человека.

Для этого необходимо разработать и реализовать программу реиндустриализации производства, конечным звеном которой должны стать малые высокотехнологичные формы производства с распределенными системами, перенастраиваемые в реальном времени в зависимости от заказа конкретного человека по всему кругу его потребностей.

Вторая. Сформировать на каждом местном уровне механизм согласования в реальном времени интересов всех участников этих отношений: государства, бизнеса, общества – и конечных потребителей (конкретного человека). Это согласование должно осуществляться с помощью общей универсальной для всех видов производства и для всех потребителей инфраструктуры взаимосвязи, базирующейся на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий, широкополосного телевидения и других инноваций, о которых так много сегодня говорят на всех внутренних и международных уровнях.

На рис. 2 показана новая модель жизнеустройства на каждом местном уровне, которая в то же время, по сути, представляет собой прежнюю, первую парадигму развития, основанную на непосредственной взаимосвязи между производством и потреблением, но на новом технологическом уровне.

Рис. 2. Новая модель жизнеустройства

Еще в конце прошлого века, когда зародились информационные технологии, Э. Тоффлер писал, что недалек тот день, когда каждый, сидя за своим компьютером, будет управлять технологическим процессом по производству продуктов для личного потребления, не производя ничего лишнего. К. Перес в своей книге «Технологические революции и финансовый капитал» пишет, что «технологические революции, происходящие примерно каждые полвека, приносят плоды с временным запаздыванием. Требуются два или три десятилетия бурной адаптации и ассимиляции, прежде чем новые технологии, продукты, отрасли и инфраструктуры начнут способствовать наступлению “золотого века” (belle époque), или “эры процветания”» [Перес 2011: 17].

Иными словами, производство с помощью технологий XXI в., появившихся в зачаточном виде еще тридцать лет назад, снова возвращается на местный уровень, на уровень домохозяйства, к конкретному человеку.

В целях ускоренного формирования новой и в то же самое время прежней модели жизнеустройства мы считаем целесообразным:

· в кратчайшие сроки разработать и синхронно реализовать на местных уровнях «Комплексную целевую программу формирования новой модели жизнеустройства»;

· для разработки Комплексной целевой программы целесообразно создать под эгидой ООН межстрановой междисциплинарный коллектив ученых и практиков, а также обеспечить участие в разработке предложенной модели всего мирового интеллектуального сообщества, объединенного сетевым взаимодействием в рамках Интернета, с учетом особых налоговых преференций и законодательных актов всех стран;

· пилотный проект реализовать на примере местных уровней разных стран и обеспечить трансферт новой модели жизнеустройства на всю планету.

В книге «Прогнозирование будущего: новая парадигма» [2008: 269] я уже писала: «Ключом к философии формирования глобального общества и всех его институтов должен быть тезис: “У всех обитателей Вселенной – общее происхождение; у всех людей – одна общая человеческая природа; у всех религий – одна общая божественность, у всего глобального сообщества и у каждого конкретного человека в отдельности – одна общая единственная цель – достигнуть в своем развитии Высшего разума”. Основная задача ООН, или любого иного института, созданного на его базе или в его рамках, будет заключаться в том, что в нем будет структура, которая начнет аккумулировать все знания – от зарождения Человечества до сегодняшнего дня и знания из будущего. Из этого банка научно-технической информации можно будет получать любое знание с целью выстраивания в любой точке планеты технологических, институциональных, организационных и иных цепочек между возникновением потребности конкретного человека и ее удовлетворением, что обеспечивает возрастающую синхронизацию всех процессов в пространстве и непрерывно сокращающихся во времени. Недостающее знание – это заказ на новые разработки, на новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки».

Реализация данного проекта – это прорыв в будущее! Но только такое будущее, которое может и должно быть сформировано уже сегодня, здесь и сейчас, с учетом интересов каждого конкретного человека на каждом местном уровне и одновременно с учетом интересов национальных экономик и всего глобального мира. Синхронизация и гармонизация человеческих отношений для сегодняшнего поколения людей – это единственно возможный шанс создания нового качества жизни не только для наших современников, но и для будущих поколений. Это означает переход на совершенно иной уровень понимания глобализации. Глобализация для всех и одновременно для каждого конкретного человека.

Главное – не упустить время!

Литература

Перес К. Технологические революции и финансовый капитал. М. : Дело, 2011. (Perez C. Technological revolutions and financial capital. Moscow: Business, 2011).

Прогнозирование будущего: новая парадигма / под ред. Г. Г. Фетисова, В. М. Бон-даренко. М. : ЗАО Экономика, 2008. (Forecasting the future: A new paradigm / Ed. by G. G. Fetisov, V. M. Bondarenko. Moscow: CJSC Economics, 2008).