Традиционные культы и христианство в представлении современных жителей Западной Африки


скачать Автор: Бабаев К. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Том 5, номер 2 / 2012 - подписаться на статьи журнала

В работе обобщены некоторые результаты этнографической экспедиции в Западную Африку (Гана, Того и Бенин) в январе-феврале 2012 года. В ходе экспедиции изучались вопросы современного религиозного восприятия африканцев (преимущественно городского населения), взаимоотношения и взаимодействие традиционных религиозных культов региона и мировых религий – христианства и ислама. В частности, исследуются причины сохранения традиционными культами, и прежде всего водуизмом, своих позиций даже в условиях XXI века.

Ключевые слова: Западная Африка, водуизм, традиционные верования, синкретические религии, религиозное восприятие.

Взаимодействие местных традиционных верований с мировыми религиями в Западной Африке имеет многовековую историю. Уже в IX–X веках, в эпоху существования государства Гана, арабские торговцы и проповедники начинают проникать в субсахарские районы, формировать свои колонии, в XIV веке ислам становится официальной религией государства Мали. К началу Нового времени ислам прочно обосновался в городах Сахеля, начав распространяться и в лесные районы северного побережья Гвинейского залива.

Именно здесь в последней четверти XV века появляются первые христианские миссии, построенные португальскими мореплавателями. В XVI столетии и далее португальцев сменяют голландцы, шведы, англичане, французы, и все они несут с собой новую для Западной Африки религиозную доктрину, которая не могла не воздействовать на верования местного населения, обогащая, а впоследствии и вытесняя традиционные культы. Так как распространение христианства шло с юга на север, а ислама – с севера на юг, население зоны влажных лесов оказалось на пересечении двух встречных культурных процессов. Этот фактор создал условия для формирования и развития ряда уникальных синкретических культов – прежде всего водуизма, – которые по сей день успешно функционируют на территории стран Гвинейского залива (Herskovits M., Herskovits F. 1933).

Целью экспедиции, предпринятой автором в январе-феврале 2012 года, было изучение современных процессов взаимовлияния традиционных культов и мировых религий на территории трех соседних стран региона – Ганы, Того и Бенина. Предметами исследования были религиозное самосознание городских жителей, взаимодействие между собой служителей традиционных культов и мировых религий и современные синкретические процессы между ними. В ходе экспедиции удалось посетить несколько интереснейших религиозных церемоний, встретиться со жрецами местных верований, а также услышать множество историй, дающих прекрасную характеристику восприятия религии жителями африканских городов в XXI веке. Некоторые из наблюдений описаны в настоящей работе.

Последние статистические данные свидетельствуют о заметном преобладании христианства среди населения всех трех стран. Так, в Бенине насчитывается около 44 % христиан и всего 17 % поклонников водуизма, в Гане христианами называют себя и вовсе 69 % при 15 % последователей традиционных верований (CIA … n.d.).

Однако при анализе этих данных следует учитывать две особенности региона. Во-первых, территории Ганы, Того и Бенина, вытянутые с севера на юг, захватывают две географические зоны, весьма различные как по климату, так и по хозяйственно-культурному типу и культуре населения. Зоны атлантического побережья и прилегающего к нему узкого лесного пояса насчитывают множество больших и малых городов, многие из которых основаны еще в Средние века. Именно здесь развивались центры королевств Дагомея, Аллада, Ашанти и других, которые способствовали меж-этническому взаимодействию. Большинство из городов прибрежной зоны имеют давнюю культуру сосуществования различных этносов, что обусловливает широкое распространение как христианства (в Гане – в основном протестантских конфессий, в Того и Бенине – католицизма), так и тех местных религий, которые не основаны на этноцентризме. Население городов занимается преимущественно торговлей и ремеслами, что не может не способствовать интенсивному обмену культурными ценностями.

Северная часть принадлежит зоне саванн и населена земледельческими народами, в меньшей степени затронутыми современной цивилизацией и европейским влиянием. Сельское население здесь значительно преобладает над городским, влияние христианства незначительно. В таких городах, как Сокоде, Кара, Тамале и Параку, сильны мусульманские общины, традиционно состоявшие в основном из купцов, однако они мало влияют на традиционную культуру сельских районов. Большинство этносов в этих районах довольно многочисленны, расселены компактно и нередко находятся в напряженных отношениях друг с другом, что минимизирует культурное взаимодействие. Традиционные верования продолжают носить этноцентричный характер, а знакомство с региональными или мировыми религиями происходит только в условиях городов.

Кроме того, важно понимать, что христианство является официальной религией всех трех государств, и это, безусловно, способствует формированию его престижного статуса в глазах населения. Приобщаясь к христианской церкви и входя в состав определенного прихода, человек становится «настоящим» городским жителем, открывая для себя социальный лифт. Однако воскресные визиты в церковь и внешнее исполнение публичных обрядов на деле могут вовсе не означать отказа от традиционных культов. Очень многие из тех, которые публично объявляют себя христианами, продолжают отправлять традиционные культы, регулярно обращаться к жрецам и колдунам, участвовать в религиозных церемониях в своей родной деревне и свято верить в фетиши[1]. В результате, как шутят некоторые исследователи, в Бенине на самом деле 60 % христиан, 40 % мусульман и 100 % поклонников водуизма (Houessou-Adin 2009: 694).

Отход от местных традиций – процесс крайне медленный. Нам не удалось встретить человека, который бы полностью и уверенно отрицал сверхъестественную силу традиционных жрецов, амулетов и колдовства. В глазах жителей христианство и ислам имеют целый ряд «недостатков», из-за которых серьезно проигрывают традиционным верованиям. Что же именно считает важным для религии современный человек в сегодняшней Африке?

Прежде всего, по словам местных жителей, традиционные культы выделяются ярким, красочным церемониалом, которым не может похвастаться ни одна христианская конфессия. Мы были приглашены на водуистский праздник Зангбето, проходящий примерно раз в неделю в некоторых крупных деревнях южной части Того и Бенина, населенных народом фон. Праздник представляет собой церемонию, проводимую на главной площади деревни. Под музыку тамтамов несколько жрецов и послушников последовательно выводят на площадь две-три связанные из соломы, выкрашенной в яркие цвета, фигуры Зангбето конической формы. Фигуры изображают отца, мать и ребенка, некоторое время они кружатся по площади под ободряющие крики женщин. Подлинный восторг жителей вызывает момент, когда соломенную фигуру останавливают. Жрец насыпает вокруг нее кукурузную муку, переворачивает на бок, и оказывается, что под соломой никого нет. Автору этих строк несколько раз доверили самому поднять соломенную фигуру, но человека под ней действительно не оказывалось – а уже вскоре фигура снова пускалась в пляс под музыку. Конечно же, жители деревни имеют перед глазами очевидное превосходство водуизма над религией Христа: ничего подобного ни один пастор продемонстрировать не может.

«Чудеса, которые можно потрогать», как выразился один из наших информантов, наглядно характеризуют силу традиционных жрецов и колдунов. В деревне Паратау народности тем (центральное Того) нам позволили наблюдать «танец огня», исполняемый старым жрецом и несколькими его подручными. На наших глазах (и глазах всей деревни, собравшейся под гигантской акацией) люди лизали огонь языком, откусывали от горящей головни угли и жевали их, после чего каждый желающий мог попробовать сделать то же самое. Старый жрец лег в костер и некоторое время находился там, после чего встал без единого ожога на коже. Никакого эффекта не оказали на него и осколки битого стекла, которые на ощупь были острыми и которые он втирал себе в кожу. Эти и другие сцены являются для населения убедительным подтверждением могущества духов и их служителей по сравнению с христианской проповедью.

В последние десятилетия различные христианские конфессии стараются сделать свою обрядность более динамичной, чтобы отвратить прихожан от культовых церемоний. В частности, в странах Гвинейского залива распространение приобретает так называемая церковь харизматического типа, где пастор громкой риторикой и постоянными обращениями к залу вызывает более активное участие прихожан в церемонии. Практикуются танцы и песни в церкви. Однако до чудес, поставленных на поток жрецами с многовековым опытом за плечами, церкви очень далеко.

Важным преимуществом традиционных культов в глазах африканцев является существование панацеи – чудодейственного средства от любых болезней, социальных и личных проблем человека, а также медицинское всемогущество жрецов, совмещающих лекарские функции с религиозными (Дэвидсон 1975: 104). Лекарство, как правило, довольно простое и недорогое, «выписывается» жрецом по итогам одного или двух сеансов. В большинстве случаев это либо амулет с вложенной в него жрецом магической силой, либо рецепт некоторого снадобья. Центром торговли магическими препаратами является знаменитый на всю Западную Африку рынок фетишей в Ломе, где ассортимент товаров включает черепа и кости обезьян и гиппопотамов, засушенные головы гиен, кошек и птиц, рога антилоп и буйволов, другие части тела животных, а также фигурки людей, подлежащих магической обработке, и мешочки различных трав, которые необходимо носить в виде амулета. Один из стандартных рецептов: «Купи череп обезьяны, растолки его с такой-то травой, получившуюся массу сожги, пепел размешай с водой и выпей». Никаких дополнительных обрядов не предусмотрено.

Наш информант из Кумаси говорил: «Вуду гораздо быстрее исполняет просьбы – сегодня ты попросил, жрец дал тебе джуджу[2], ты его выпил или съел, и завтра уже может произойти то, что тебе нужно. Христианский бог не дает такой гарантии, и могут пройти годы, прежде чем пожелание исполнится. Но зато вуду не только дает – он и забирает что-то у человека. Только этого иногда не видно. Даст тебе здоровье, но убьет твоего брата, так бывает. А христианский бог добрый, он помогает всем и бескорыстно».

Впрочем, по мнению самих же жрецов, христианский бог может помочь тому, кто в него верит, если человек правильно выполняет предписания традиционного культа. Автор этих строк, с детства страдающий еженедельными приступами мигрени, был допущен к одному из самых известных практикующих жрецов города Кумаси (Гана) по имени Нана Абасс. Очередь на прием к нему растягивается на месяцы, однако для российского исследователя было сделано исключение – жрец принял нас поздно вечером в своем огромном доме на улице, названной его же именем. После короткого изложения проблемы я был приглашен в специальную комнату, где мне были заданы казавшиеся ритуальными вопросы, после чего жрец некоторое время подержал руку на моей голове и выдал рецепт. Необходимо было найти кокосовый орех, выпить его, а остаток молока вылить себе на голову. «При этом молись своему богу», – посоветовал Нана Абасс. По его словам, голова никогда не будет болеть, и в качестве гарантии мне была вручена визитная карточка с номером мобильного телефона жреца. Безусловно, ни один христианский священник не способен дать таких гарантий. Следует добавить, что после того, как предписание на следующий день было исполнено, приступы мигрени совершенно прекратились.

Сохраняется восприятие христианской религии как «не местной», пришлой. Местные культы, в том числе водуизм, основаны на местной почве и вобрали в себя множество самых разных традиционных верований. Для их последователей сохраняются священные рощи различных деревень и племен, старые деревья, культы различных животных и мифических существ. Житель южной Ганы жалуется, что христианство активно отрицает существование гномов, но ведь всем известно, что гномы существуют и традиционные жрецы учатся у них своему мастерству. В водуистских храмах часто содержатся священные животные (например, питоны главного храма города Абомей в Бенине). Неподалеку от Кумаси в южной Гане находится селение Боабенг-Фиема, где практикуется древний культ поклонения обезьянам-колобусам, существует даже их кладбище. Один из христианских священников, назначенный в этот район, потребовал прекратить «языческий» культ, возник конфликт, но местные власти встали на сторону жителей деревни; церковь была вынуждена отозвать свои требования. В этом и многих других случаях христианство выступает как нечто чуждое традиционной культуре, которую жители бережно хранят.

Вместе с тем региональные религиозные доктрины активно пользуются достоинствами христианского вероучения, адаптируя их к местным реалиям. Наиболее сильными остаются позиции водуизма – синкретической религии, существующей уже в течение нескольких столетий с центрами в южном Бенине, Того и юго-западных городах Нигерии.

Водуизм, известный также как культ вуду (название происходит из термина языка фон vodũ [дух]), появился в Западной Африке не позже XVII века, взяв за основу традиционные верования народов побережья Гвинейского залива – фон, гбе, эве. Религия основана на вере в пантеон богов, наследников бога-создателя Маву (Маву-Лиса), каждый из которых отвечает за определенную силу природы или сферу жизнедеятельности человека (Houessou-Adin 2009). В течение столетий водуизм воспринял множество самых разных идей у христианства, наладив централизованную и разветвленную систему управления с помощью наследственного жреческого сословия, монастырей, где происходит посвящение в послушники, и множества различных церемоний и обрядов, участие в которых считается для местных жителей обязательным.

Система космогонии и пантеона водуизма также продолжает пополняться явно христианскими по происхождению элементами. Так, согласно космогонии современного водуизма, Легба, последний сын создателя Маву, является посредником между богом и людьми, функциональная роль которого – в Латинской Америке даже более, чем в Африке, – весьма сильно напоминает роль Иисуса. В последние десятилетия официальный водуизм активно практикует культы различных святых, на роль которых возводятся памятные для людей жрецы, а также легендарные предки и герои родов и племен: так в орбиту водуизма втягиваются традиционные культы различных народов региона.

Легкость адаптации иноземных религиозных элементов в водуизме хорошо проявляется на примере храма вуду в Глиджи (юго-восточное Того). В конце XX века здешние жрецы познакомились с индуизмом, пустившим корни в южной Гане еще в поздний колониальный период. В результате в состав храмового пантеона вошли Шива, Ганеша, Лакшми и ряд других народных персонажей инду-истского вероучения, почитаемые сегодня наряду с автохтонными божествами и духами в местной священной роще народности мина. В других храмах (например, в Афлао в южной Гане) можно видеть изображения Иисуса, имеющего две головы, четыре руки и со священным для водуистов питоном вокруг талии (Rush 2008: 167).

Элементы, воспринятые у западной культуры, видны в церемониале водуизма и других традиционных верований региона. Так, при вызове духов и общении с ними жрецы активно используют крепкое спиртное европейского производства – как для собственного вхождения в состояние транса, так и в качестве возлияния богам. Эта традиция имеет древние корни: еще в XVII столетии у европейских чиновников было принято дарить местным вождям и жрецам крепкие спиртные напитки, до того неведомые в Африке (местное пальмовое вино содержит не более 20–23 % алкоголя). В некоторых областях южной Ганы в культовые обряды вошел голландский шнапс, кое-где вместо него используется английский джин. Оба напитка сегодня рассматриваются местными жителями как культовые (Aguessy 1981).

Наиболее любопытные формы, с нашей точки зрения, принимает в XXI столетии взаимодействие служителей местных культов и священников христианских конфессий. Существенная либерализация католической церкви в период понтификата Иоанна Павла II (1978–2005) способствовала значительному смягчению отношений между местными жрецами и духовенством в Африке, причем как католическим, так и протестантским. Во время визита в Бенин в феврале 1993 года папа римский публично заявил, что видит разумные черты в водуизме, его церемониях и обычаях (L’Osser-vatore… 1993). Встреча с крупнейшими жрецами культа вуду прошла и во время визита папы Бенедикта XVI в Африку в ноябре 2011 года, он говорил о толерантности и невозможности забывать прошлое (Pope… 2011).

Эти события были поняты местными жителями как знак того, что христианские обряды можно сочетать с практиками традиционных религий. То же мнение складывается и у самих культовых служителей. «У тебя два пути: либо ты идешь ко мне, либо идешь к традиционному жрецу», – так в одной из рассказанных нам историй говорит пастор местному мужчине в ответ на его жалобу на болезнь.

Населению хорошо известно, что христианские священники посещают традиционных жрецов, чтобы получить от них магические амулеты для обретения сверхъестественных сил. Примерно тем же занимаются, согласно всеобщему мнению, и мусульманские имамы. В городах северной Ганы существует институт маллам – традиционных целителей, использующих в своей практике элементы ислама. Так, во время церемоний они читают выдержки из Корана, обращаются к Аллаху и пророку Мухаммаду. В городе Тамале на прием к успешным маллам ходят как мусульманские, так и христианские священники.

Верховный жрец Нана Абасс из Кумаси подтверждает эти факты: пасторы приходят к нему по ночам, чтобы не компрометировать себя перед своими прихожанами, и просят самой разнообразной защиты. Один из его знакомых рассказал следующую удивительную историю, прекрасно характеризующую современную религиозную ситуацию в Гане.

Однажды ночью к Нане Абассу пришел пастор, которого недавно назначили в один из соседних приходов. Пастор был молодым, но весьма амбициозным и очень хотел побыстрее увеличить свой приход, чтобы поправить свое финансовое положение. Он обратился к жрецу с просьбой дать ему заколдованный джуджу. Нана Абасс согласился сделать это, но потребовал обещания вернуть фетиш, а также заплатить ему пять тысяч ганских седи после того, как церковь достигнет тысячи прихожан. На этих условиях сделка между служителями культа была совершена, и пастор получил фетиш, заколдованный на удачу в церковных делах.

В течение последующих месяцев Нана Абасс периодически виделся с пастором, спрашивая, как у того продвигаются дела, однако всякий раз получал ответ, что церковь развивается плохо, что число прихожан исчисляется десятками. Тогда жрец решил самолично прийти в церковь в один из воскресных дней и, к своему удивлению, обнаружил там толпу не менее чем в пять тысяч человек. Раздосадованный обманом, Абасс принялся публично обвинять пастора в нарушении священного договора, потребовал вернуть талисман и выплатить сумму за то, что духи помогли его церкви. Завязалась потасовка, которую с удовольствием наблюдали местные жители и прибывшая на место полиция. Как с радостью отметил наш рассказчик, кадры с этого события попали даже в социальную сеть Facebook и стали весьма популярными.

Быстрые социальные и культурные изменения в повседневной жизни жителей Западной Африки несут перемены и в религиозном восприятии мира. Религиозные воззрения людей становятся менее ортодоксальными и допускают сильное взаимное проникновение элементов различных культов и религий вплоть до их смешения в сознании человека. Можно ожидать, что процессы эти будут продолжаться и даже станут более интенсивными. Возвращение во второй половине XX века интереса ко всем сферам традиционной африканской культуры – творчеству, искусству, музыке, костюму и другим – влечет за собой и усиление интереса к традиционным религиям как с точки зрения их изучения, так и с точки зрения практики. Безусловно, это имеет и позитивные, и негативные стороны: известно о появлении в университетах Нигерии тайных религиозных студенческих союзов, созданных с преступными целями, продолжают широко практиковаться черная магия и изготовление колдунами отравляющих средств. В начале 1990-х годов правительство Бенина отказалось от политики насильственного подавления водуизма в стране, что также не могло не способствовать новому росту влияния этой наиболее мощной автохтонной религиозной доктрины Западной Африки, одним из основных орудий которой всегда являлся страх людей перед злыми силами жрецов и колдунов. А интенсивные процессы аккультурации и этнической консолидации в растущих городах стран Гвинейского залива вкупе с удивительной способностью водуизма адаптироваться к новым условиям и приобретать новые элементы играют свою роль в дальнейшем усилении ее престижа.

Литература

Дэвидсон, Б. 1975. Африканцы. Введение в историю культуры. М.: Наука.

Силантьев, Р. А. 1999. Вуду. В: Тишков, В. А. (ред.), Народы и религии мира. Энциклопедия. М.: БСЭ.

Aguessy, H. 1981. Les dimensions spirituelles: Religions traditionelles africaines. PrésenceAfricaine 117/118: 138–148.

CIA World Factbook [n.d.]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/ the-world-factbook/index.html

Herskovits, M. J., Herskovits, F. S. 1933. An Outline of Dahomean Religious Belief. Wisconsin: The American Anthropological Association.

Houessou-Adin, T. 2009. Vodou in Benin. In Asante, M. K., Mazama, A. (eds.), Encyclopedia of African Religion. Los Angeles; London: Sage, pр. 691–694.

L’Osservatore Romano. 1993. Febbraio 6. P. 4.

Pope Benedict XVI arrives in Benin, 'home of Voodoo'. BBC News Africa, 2011. November 18.

Rush, D. 2008. The idea of “India” in West African Vodun art and thought. In Hawley, J. (ed.), India in Africa, Africa in India. Indian Ocean Cosmopolitanism. Bloomington: Indiana University, pр. 149–180.



[1] Интересно, что аналогичная ситуация наблюдается и в Гаити, куда культ вуду был занесен африканскими рабами: сегодня 98 % гаитян официально объявляют себя христианами, однако не менее 75 % населения принадлежат при этом к различным сектам культа вуду (Силантьев 1999).

[2] Так местные жители называют фетиши или традиционные лекарства.