Программа лекционного курса «Философия» для гуманитарных факультетов вузов


скачать Авторы: 
- Крапивенский С. Э. - подписаться на статьи автора
- Стризое А. Л. - подписаться на статьи автора
- Токарева С. Б. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №5/1997 - подписаться на статьи журнала

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ: СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ (4 часа)

Специфика философского знания. Умопостигаемый мир как важнейшее измерение действительности. Формирование понятийной формы мышления и переход к теоретическому освоению действительности. Основные концепции происхождения философии: мифогенная, религиогенная, сциентистская.

Эволюция предмета философии. «Вечный» характер философских проблем: невозможность общезначимости философского знания.

Исторические типы философии. Философия древнего мира — Запад и Восток. Философия средневековья — Запад, Восток, Россия. Новоевропейская философия (XVI-X1X вв.). Русская философия XIX — нач. XX века. Философия XX века и тенденции ее развития.

Специфика преемственности в философии. Место философской традиции в культуре. Структура философского знания (онтология, концепции взаимосвязи и развития, гносеология, логика). Мировоззренческая, методологическая, общекультурная и гуманистическая функции философии.

Тема 2. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА. УЧЕНИЕ О БЫТИИ (4 часа)

Бытие как исходная философская категория. Умопостигаемость бытия. Проблема совпадения бытия и мышления. Система категорий онтологии. Структурные уровни бытия. Бытие и небытие. Бытие и сущее.

Постановка проблемы бытия в античности. Объективные (натуралистические) концепции бытия XVII- XVIII вв. Гносеологические и субъективистские трактовки бытия (Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель). Феноменологическая концепция бытия. Событийный подход М. Хайдеггера: бытие и время.

Материя и основные формы ее существования: движение, пространство, время. Формы движения материи. Субстанциальная, релятивистская и субъективистская концепции пространства и времени.

Религиозная, философская и научная картины мира.

Тема 3. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ (4 часа)

Специфика общественного бытия. Социальное бытие и знание о нем. Материальные и идеологические отношения. Проблема объективации в социальных системах. Соотношение биологического и социального: марксизм, фрейдизм, социобиология.

Социальная деятельность как способ существования общества. Подходы к анализу социальной деятельности: К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс. Превращенные и иррациональные формы социальной реальности как условие рациональных действий индивида. Социально-историческая практика и ее виды. Деятельность и общественные отношения.

Природа и характер социальных связей в различных философских концепциях: религиозная философия, конвенционализм, натурализм, исторический материализм.

Тема 4. СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА. ОБЩЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ (4 часа)

Психофизическая проблема Р. Декарта. Преодоление дуализма души и тела в учении Б. Спинозы. Понятие отражения. Теория эволюции форм отражения как генетической предпосылки сознания. Генезис сознания. Трудовая теория антропогенеза (Ж.-Б. Ламарк, Ф. Энгельс).

Мир человека как мир культурно-знаковых систем. Символ и знак. Проблема идеального и варианты ее решения в идеализме (Платон, Гегель) и материализме (Демокрит, Спиноза, Маркс). Идеальное как общественно-определенная форма жизнедеятельности человека. Язык — средство выражения и объективация идеального.

Социальная природа сознания. Основные концепции социализации индивида. Структура и формы самосознания. Рефлексия как принцип человеческого мышления и форма познания. Виды рефлексии.

Проблема моделирования функций человеческого мышления кибернетическими устройствами.

Тема 5. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА: ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ И ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ (4 часа)

Проблема человека в истории философии: образ человека в философии Древнего Востока и античности; средневековая христианская концепция человека; гуманизм эпохи Возрождения; человек Нового времени в европейской философии XVII-XIX вв.

Современные проблемы философии человека. Сущность человека в концепциях марксизма, экзистенциализма, современной религиозной философии и философской антропологии XX века. Человеческое существование как бытие индивида в единстве его биологического, социального и психологического начал. Биологическое и социальное, бессознательное и сознательное в человеке.

Индивидуальное и социальное в человеке. Человек, индивид, личность. Социальные роли личности. Человек как предпосылка и результат развития общества. Типология личностей как отражение взаимодействия личности и общества. Отчуждение человека: истоки и проявления.

Проблема жизни и смерти как предмет эмоционального восприятия, научного и философского осмысления. Смысл человеческой жизни. Свобода человека: социальное содержание и сущность. Выбор и ответственность.

Тема 6. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ (6 часов)

Решение проблемы познаваемости мира в истории философии. Скептицизм. Агностицизм (Д. Юм, И. Кант).

Объективация и формирование субъект-объектной структуры. Субъект и объект познания — исходные категории гносеологии. Понятие трансцендентального субъекта. Структуры и формы практики, ее роль в теории познания.

Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм об источнике знания. Знание и вера.

Понятие истины. Классическая (аристотелевская) концепция истины. Субъективно-идеалистическое понимание истины (И. Кант, А. Пуанкаре, Р. Карнап, Д. Дьюи). Объективно-идеалистическое понимание истины (Платон, Августин, Гегель, Н.Гартман).

Объективность и процессуальность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины, взаимодополнительность корреспондентной, когерентной и прагматической теорий истины. Проблема критериев истины. Верификация и фальсификация.

Тема 7. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ И РАЗВИТИЯ (8 часов)

Понятие диалектики и метафизики, их исторические формы. Противоположность диалектики и метафизики как методов мышления. Историческое оправдание метафизики. Относительность противопоставления диалектики и метафизики.

Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи и взаимозависимости явлений; принцип развития. Развитие как процесс формирования упорядоченных и организованных структур. Конкретизация принципов диалектики: детерминизм, системность, историзм. Относительность различения объективной и субъективной диалектики.

Проблема противоречия в диалектике и метафизике. Противоречие как источник развития. Этапы развития противоречия (тождество, различие, противоположность, противоречие, снятие). Классификация противоречий.

Понятие закона и закономерности. Законы диалектики. Закон взаимного перехода количественных изменений. Закон единства и борьбы противоположностей. Взаимодополнительность борьбы противоположностей и гармонизации. Закон отрицания отрицания. Диалектическая триада. Особенности проявления диалектических закономерностей в природных процессах, обществе, мышлении и познании.

Законы природы и законы общества. Как возможны объективные общественные законы: Кант, Гегель, К.Маркс, Ф. Энгельс, К. Поппер, Р. Арон. Отражение объективных социальных процессов в идеальном сознании: потребности, интересы, ценности. Объективные законы социума и сознательная деятельность людей.

Категории как объективные мыслительные формы и ступени познания. Система категорий. Сущность и явление. Возможное и действительное. Содержание и форма. Необходимое и случайное. Причина и следствие. Единичное, особенное, всеобщее.

Тема 8. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА (2 часа)

Логика всемирной истории как предмет философского осмысления. Христианская философия истории. Философия истории Нового времени (Д. Вико, И. Гердер, Г. Гегель). Философия истории XX века (К. Ясперс, А. Дж. Тойнби).

Динамика общественных отношений: неравномерность, системность, естественноисторический характер.

Типы социальной динамики: циклический, линейный, спиралевидный. Социальные противоречия и социальный антагонизм. Эволюционное и революционное в историческом процессе. Новации и преемственность в социальном развитии. Общественный прогресс и его критерии.

Многомерность социального развития. Проблема социального детерминизма. Необходимость и случайность, возможность и действительность в истории. Формационное, цивилизационное и социокультурное измерение исторического процесса. Многообразие культур и цивилизаций.

Тема 9. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА (4 часа)

Становление системного взгляда на общество в истории социально-философской мысли. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса. Концепция «идеальных типов» М. Вебера. Системно-функциональная модель общества Т. Парсонса. Современные системные модели общества.

Социальные системы: критерии выделения, виды, специфика. Общество как система отношений. Структура общества: типы общественных отношений и их относительная самостоятельность. Общественно-экономическая формация, цивилизация, культура как социальные системы.

Основные функции социальной системы. Диалектика элементов системы общественных отношений. Сущность, содержание и форма общественных явлений и их взаимосвязь.

Социальная система и ее среда. Типы взаимоотношений социальной системы и среды. Необходимое и случайное, порядок и хаос в жизни социальной системы.

Способность социальных организмов к гомеостазису. Стихийные механизмы управления в общественных системах. Функционирование органов управления.

Нелинейный характер причинно-следственных связей в обществе. Использование принципов синергетики в социальном управлении: эффективность точечных резонансных воздействий на социальную систему, учет собственных тенденций эволюции системы, в том числе многовариантности путей ее развития.

Тема 10. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ БЫТИЕ ОБЩЕСТВА (2 часа)

Труд, экономика, воспроизводство: сущность и роль в жизни социального целого. Хозяйствование, присвоение, собственность как предмет философского анализа. Способ производства материальных благ: технологический и экономический аспекты.

Техника и ее роль в жизни общества. Технические революции. Концепции техницизма и неотехницизма. Техника и человек. Технологический способ производства.

Экономический способ производства. Производительные силы, производственные отношения, их структура и взаимодействие. Экономические отношения как система.

Производство и потребление.

Тема 11. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ОБЩЕСТВА (2 часа)

Социальная сфера общества как сфера воспроизводства человека.

Понятие социальной структуры общества. Подсистемы социальной структуры: этническая, демографическая, поселенческая, классовая, профессионально-образовательная. Интеллигенция в социальной структуре. Не- структурируемые элементы (люмпены, маргиналы).

Экономика, техника и социальная структура: классовый подход к теории социальной стратификации. Социальная инфраструктура.

Проблема социального равенства и ее решение в истории философии: индивидуальное и социальное, формальное и фактическое равенство. Равенство исходных шансов и результатов.

Тема 12. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЫТИЕ ОБЩЕСТВА (2 часа)

Проблема взаимосвязи общества и природы в истории философии. Концепции географического и биологического детерминизма (Ш. Монтескье, Г.-Т. Бокль, Л. Н. Гумилев).

Понятие природы и географической среды общества. Механизм и основные направления воздействия геосреды на общество. Антропогенное воздействие на природу: исторические особенности и последствия. Экологическая деятельность и социально-экологические отношения. Экологическое противоречие и экологический кризис.

Человечество перед лицом глобальных проблем. Сущность современной экологической ситуации, ее научно- технические, социально-философские и этико-гуманитарные аспекты. Проблемы биосферы и ноосферы. Экологическое сознание общества. Пути выхода из экологического кризиса обеспечения устойчивого развития современной цивилизации.

Тема 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ БЫТИЕ ОБЩЕСТВА (2 часа)

Понятие политики. Проблема сущности политики в истории философии: директивный, функциональный и коммуникативный подходы. Феномен политического. Политика и интересы. Геополитические интересы, их роль в международных отношениях.

Власть и общество. Политическая власть: истоки, сущность, осуществление. Государство: формационный и цивилизационный смысл и функции. Государство и бюрократия. Негосударственная политическая власть. Специфика политической деятельности.

Политика и общество. Соотношение политики, права и морали. Рациональное и иррациональное в политике. Человек и политика. Политическая культура. Политика и кризис современной цивилизации.

Тема 14. МЕХАНИЗМЫ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (2 часа)

Проблема движущих сил истории в философской ретроспективе. Объективная и субъективная стороны социальных процессов. Волюнтаризм и фатализм. Законы общественного развития и механизм их реализации.

Понятие субъектов и движущих сил социального развития. Процесс превращения народа, классов, слоев, наций, личностей из объекта в субъекты социального действия, субъективный фактор исторического процесса.

Роль народных масс, элит и личностей в историческом процессе. Интеллигенция как субъект социального развития. Исторический выбор и его реализация.

Тема 15. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (4 часа)

Духовное в жизни общества. Элементы духовной жизни: духовные потребности, духовные ценности, духовное производство и потребление, духовная деятельность и общение. Общественное сознание как определяющий фактор духовной жизни.

Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое, психология и идеология. Формы общественного сознания: многообразие и единство. Индивидуальное и общественное сознание.

Формы духовно-практического освоения социальной действительности. Моральное сознание: происхождение и сущность. Историческая эволюция морали и общечеловеческие ценности. Нравственный идеал и нравы повседневности. Профессиональная этика. Политическое сознание: специфика и функции. Идеологические принципы и политическая практика. Правосознание: особенности содержания и функционирования. Формационный и цивилизационный аспекты правосознания.

Формы духовного освоения окружающего мира в целом. Искусстводсак специфическая форма выражения человеческого отношения к действительности и отрасль духовного производства. Эстетическое чувство и специфика художественного отражения действительности. Роль искусства в формировании личности. Религиозное сознание: специфика и социальные функции. Религия и наука, религия и мораль. Атеистическое сознание и духовная культура. Философское сознание и его роль в духовной жизни общества.

Тема 16. НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН (4 часа)

Наука как форма общественного сознания. Наука и эмпирическое знание. Специфика научного познания. Возникновение и развитие науки. Ограниченность кумулятивного подхода к развитию науки. Научная парадигма. Дифференциация и интеграция научного знания. Природа, механизм и значение научных революций.

Наука как отрасль духовного производства. Строение и динамика научного знания: проблема, гипотеза, теория. Основные элементы и функции теории. Теория и практика. Роль творческого воображения и интуиции в научном познании. Наука и искусство.

Наука как социальный институт. Дисциплинарная структура науки. Этические и социокультурные ценности науки. Научная рациональность и ее роль в жизни общества. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Демаркация науки и ненауки.

Наука как непосредственная производительная сила общества. Характер зависимости науки от производства. Относительная самостоятельность развития науки. Наука, техника, производство в условиях научно-технической революции. Философские проблемы информационно-технической цивилизации.

Тема 17. МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 часа)

Постановка проблемы метода в новоевропейской философии (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Вопросы методологии в трудах Канта, Гегеля. Позитивистская программа реконструкции научной методологии (Б. Рассел, К. Поппер, П. Фейерабенд).

Понятие метода и методологии. Влияние дифференциации и интеграции научного знания на развитие методологии. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Методы эмпирического познания: наблюдение, эксперимент. Методы обработки эмпирических данных. Структура и виды эксперимента (классический и неклассический; исследовательский; измерительный, проверочный, модельный). Общенаучные методы познания: сравнение, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция и другое.

Обыденное и философское понятие абстрактного и конкретного. Идеализация. Методы теоретического познания: восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, формализация. Метод интерпретации научных данных.

Методы построения научных теорий: исторический и логический.

Тема 18. СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (4 часа)

Вопросы методологии социального познания в истории философии: Г. Риккерт, В. Дильтей, М. Вебер, Г. Гадамер.

Проблема познаваемости социальной действительности. Важнейшие типы социального знания: исторический, социологический, философский. Описание, объяснение, понимание в социальном познании.

Специфика социального познания: включенность идеального компонента и субъективного начала в объект познания; связь с предметами и субъективными ценностями (установками, нормами, целями); ориентация на качественный анализ; особая роль норм, принципов и методов абстрактного мышления. Философия и обществознание. Естествознание и общественные науки.

Методы социального познания. Наблюдение в обществознании. Социальный эксперимент. Отношение к фактам в социальном познании. Исторический и логический методы. Моделирование в общественных науках.

Метод исторических параллелей как аналогия особого типа.

Истина в обществознании. Социальная норма, социальный идеал. Социальная истина и жизненная правда. Социальное предвидение. Будущее как философская проблема.

Тема 19. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (4 часа)

Проблема различения искусственного и естественного. Природные и культурные феномены. Репродуктивный характер культуры. Традиции и инновации в культуре. Основные формы передачи культурного наследия.

Множественность и дополнительность культур. Материальная и духовная культура. Цельность культуры. Холизм. Индивидуальный и универсальный характер культуры. Массовая и элитарная культура. Человек в мире культуры. Разрыв гуманитарного и естественного знания и теория «двух культур» Ч. Сноу. Вандализация культуры как глобальная опасность.

Проблема сущности культуры: эмпирический (описательный), аксиологический, деятельностный подходы. Функции культуры.

 Основные подходы к анализу культуры: поиск «культурных инвариантов» (структурализм); феноменологический подход к культуре (Э. Гуссерль, К. Юнг, М. Хайдеггер, К. Ясперс). Теория полицентризма в культуре. Запад, Восток, Россия в триалоге культур.