Философия, культура, гуманизм: история и современность


скачать Авторы: 
- Демченко Л. M. - подписаться на статьи автора
- Смирнова Н. М. - подписаться на статьи автора
- Гончаров Н. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №4(68)/2012 - подписаться на статьи журнала

Жизнь российского философского сообщества ознаменовалась значительным научным событием. 11–15 октября 2011 г. на факультете гуманитарных и социальных наук Оренбургского государственного университета состоялась II Международная научно-практическая конференция «Философия, культура, гуманизм: история и современность». Руководитель проекта – заведующий кафедрой истории философии Оренбургского государственного университета, кандидат философских наук доцент Л. M. Демченко.

Пленарное заседание конференции открыл проректор по научной работе Оренбургского государственного университета доктор физико-математических наук профессор С. Н. Летута. Он подчеркнул, что современное высшее образование ощущает острую потребность в гуманитарных технологиях, способных приобщить студентов к высоким гуманистическим ценностям, сформировать у них активную жизненную позицию и устойчивую социальную мотивацию.

В пленарном докладе декана философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, члена-корреспондента Российской академии наук В. В. Миронова «диалог культур и глобализационные угрозы» обоснована идея о том, что в основе адаптивного механизма культуры лежит взаимодействие двух ее компонентов: «низовой» части культуры, вбирающей в себя стереотипы, традиции и нормы повседневности, и так называемой «высокой» культуры – удаленного от повседневности относительно стабильного и элитарного пласта культуры, выступающего базисом общечеловеческой культуры. Мощнейший вызов глобализации современной цивилизации состоит в нарушении пропорций между высокой и низовой культурой. Последняя становится массовой не только по количеству вовлеченных в нее субъектов, но и по упрощенному качеству производимого и потребляемого культурного продукта. В результате доминирующим фактором культурной трансляции становятся не смысл или качество, а мультимедийные механизмы его тиражирования. Так возникает феномен господства «массовой», низовой культуры – массовой по способу производства, распространения и потребления. При этом содержание поп-культуры, по словам докладчика, противостоит не культурным смыслам высокой (элитарной) культуры, а культуре как таковой. Массовая мультимедийная «культура» контркультурна по сути. Это симулякр культуры.

Последнее означает, что на смену господствовавшему в классической культуре принципу целостности приходит клиповое сознание, основанное на поверхностном восприятии фрагментов реальности и артефактов культуры. Дефрагментация целостности мира сопряжена с утратой ориентации на сущность и истину – поиск истины уступает место игре свободных интерпретаций. И в этом смысле поп-культура бросает вызов не только научному и философскому рационализму, но и рациональному мышлению человека вообще.

Симулякры культуры порождают и симулятивные формы философии. Их главный симптом – открытая враждебность по отношению к метафизике с ее принципами рационального объяснения бытия и мышления. Постмодернизм в философии декларирует «репрессивность» выразительной функции языка, навязывающего структуру объектам и бытию в целом, и абсолютизирует методы деконструкции смыслов. Поэтому, считает автор, критический анализ постмодернизма в философии должен опираться на всесторонний анализ социально-культурных истоков контркультурных процессов современной цивилизации в целом.

Интересные и содержательные доклады представили профессора МГУ имени М. В. Ломоносова А. Ф. Зотов, К. Х. Момджян, И. А. Гобозов.

Пленарный доклад декана философского факультета Уральского федерального университета, вице-президента Российского философского общества профессора А. В. Перцева «Философия как способ сохранения homo sapiens» был посвящен философскому смыслу понятия homo sapiens. Отмежевавшись от распространенных представлений об образованности как информированности, автор подверг сокрушительной критике «позитивистские интенции в ученой среде». Они, по мнению докладчика, распространены в Академии наук, в аппарате чиновников от просвещения и господствуют в среде составителей и авторов энциклопедий.

Доклад ведущего научного сотрудника Института философии Российской академии наук профессора Н. М. Смирновой «Философия и жизненный мир человека» был посвящен анализу новых тенденций в эпистемологии, обусловленных философским осознанием как социально-конструирующих функций языка, так и телесной организации субъекта познания. Важнейшим понятийным конструктом, вобравшим в себя и опыт изучения когнитивных оснований речевых коммуникаций, и осознание философского статуса телесности, является понятие жизненного мира человека.

В докладе зав. кафедрой истории философии Оренбургского государственного университета, кандидата философских наук доцента Л. М. Демченко «Концепция симулятивной реальности Ж. Бодрийара как самосознание превращенных форм бытия социума в современном мире» всесторонне рассмотрен эвристический потенциал восходящего к Марксу понятия превращенной формы. Проанализировано последующее изменение его семантического ядра и смысловых коннотаций в современной западной философии на примере концепции симулятивных («превращенных») форм культуры Ж. Бодрийяра.

С интересными докладами выступили профессора Э. Ф. Миженская, Л. М. Булавка, А. В. Бузгалин и др.

Высокий интерес у участников конференции вызвали выступ-ления на секциях Н. М. Смирновой, П. А. Горохова, А. М. Мак-симова, М. Х. Хаджарова, М. Н. Ефименко, С. П. Иваненковаи др.

В целом плодотворная дискуссия на конференции продемонстрировала растущее взаимопонимание между различными возрастными слоями нашего научного и культурного сообщества. И укрепление этой «связи времен» в жизни нашего философского сообщества и есть, по-видимому, самый значительный итог конференции.