Философия образования: на пути к формированию новой области знаний


скачать Автор: Лапшина В. С. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №4(72)/2013 - подписаться на статьи журнала

В статье рассматривается процесс институциализации философии образования как отрасли научного знания (предмет, функции, методология), ее значение на современном этапе развития человека и общества, анализируются достигнутые результаты.

Ключевые слова: философия образования, науки об образовании, возникновение и история философии образования.

The article is devoted to the process of institutionalization of educational philosophy which becomes an independent branch of scientific knowledge (with its own object, functions and methodology). The importance of the philosophy of education in the modern society is discussed, its achievements are analyzed.

Keywords: philosophy of education, science of education, origin and history of ed-ucational philosophy.

Основные проблемы образования с давних пор находятся на пересечении интересов многих областей знания. Образование яв-ляется предметом изучения философии (J. Dewey, D. O'Connor, P. H. Hirst, G. Kneller, Т. Buford, C. Lucas, M. Apple, A. Rorty, R. Curren, Б. С. Гершунский, B. C. Грехнев, Э. Н. Гусинский, О. В. Долженко, А. П. Огурцов, В. В. Платонов, В. М. Розин, Ю. И. Турчанинова и др.), а также множества отдельных наук, таких как социология (И. В. Бестужев-Лада, Э. Д. Днепров, В. И. Добреньков, А. С. Запесоцкий, Л. H. Коган и др.), психология (А. А. Асмолов, И. В. Дубровина, Ю. М. Забродин, В. П. Зинченко), педагогика (В. В. Краевский, A. M. Новиков, В. В. Кумарин и др.), история и пр. При этом, как заметил В. Н. Никитенко, науки, которая бы считала предметом своего исследования образование во всей широте его проявления, в настоящее время не существует[1]. По его мнению, в некотором приближении можно отнести к такой науке эдукологию, введенную в систему наук по инициативе Комиссии ЮНЕСКО по образованию. Согласно И. И. Головко, эдукология – «это наука о принципах формирования образованного человека и определения фундаментального знания как части общечеловеческой культуры, с одной стороны, и являющаяся основой для профессиональной подготовки – с другой»[2].

В. В. Краевский полагает, что наукой об образовании в широком смысле может служить «педагогическая философия», которая раскрывает связь наиболее широких представлений о мире, обществе и месте человека в нем с педагогической действительностью[3].

Долгое время наукой об образовании (воспитании и обучении) считалась педагогика. Сейчас педагогическое знание не в силах охватить весь комплекс проблем и противоречий образовательного пространства. Необходимость пересмотра «предметной области всего комплекса наук об образовании» отмечена в трудах известного методолога науки академика РАО A. M. Новикова. По его словам, эта область «значительно шире, чем только педагогика»[4].

В XXI в. назрела потребность в науке, которая бы рассматривала образование в более широком контексте, нежели только в социальном или педагогическом. Согласно В. Н. Никитенко, «появление такой науки не противоречило бы принципу соответствия, который гласит, что всякая новая теория, претендующая на более широкую область применимости, чем старая, должна включать последнюю как предельный случай»[5].

Глубокий смысловой кризис сферы образования, переживаемый сегодня, по мнению В. Р. Имакаева, должен способствовать появлению принципиально новой области научного знания, которая сможет разрешить этот кризис на всех уровнях[6].

Многое указывает на то, что смысловой кризис образования призвана разрешить ставшая уже самостоятельной областью научного знания философия образования. Более полувека на Западе и несколько десятилетий в России ведутся споры по поводу статуса и положения философии образования в системе наук. Сегодня смело можно говорить не просто о появлении новой науки об образовании, а о развитии этого научного направления как самостоятельного (самодостаточного), оригинального, цельного (интегрального).

И если в конце XX в. грань между анализом образования с позиций науки, специально его изучающей (педагогики), и с позиций философии еще не была вполне четкой[7], то сегодня, на наш взгляд, эта граница имеет вполне ясный характер. В настоящей статье попытаемся проследить историю возникновения и развития философии образования и сформулировать ее фактический статус в современном мире научного знания, продемонстрировать ее состоятельность.

Философский анализ всегда предварял новации в сфере образования. Философия образования позволяет коренным образом переосмыслить образовательные процессы. Так, результатом философского осмысления образовательной действительности в течение нескольких десятилетий стала смена традиционной парадигмы («ЗУН – парадигма результата») на «парадигму результата образования – через систему компетенций». Сегодня тема «компетентностного подхода» является объектом дидактики высшей школы, управления персоналом и пр., однако, вспомнив историю, можно уверенно говорить о преимущественной роли философии образования в развитии этой парадигмы. В 1970-е гг. образование, ориентированное на компетенции, было впервые описано американским философом-теоретиком, лингвистом Ноамом Хомским (Массачусетский университет). Значительный вклад в области диагностики и исследования компетентностей высокого уровня, их природы, развития, оценки и реализации внес Джон Равен (Эдинбургский университет, Шотландия).

Философия образования позволяет по-новому взглянуть на образование в XXI в. Наиболее перспективным признано образование, которое развивается на основе двух взаимосвязанных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации, находить нужное и умения применить полученную информацию. Стало привычным и очевидным, что целью образовательной деятельности служит не триада – «знания, умения и навыки», а культурные потребности и творческие способности учителей, учеников, родителей, управленцев и всех тех, кто так или иначе включается в пространство образовательной деятельности. В докладе международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировав четыре столпа, на которых основывается образование (научить- ся познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить), определил, по сути, базовые глобальные компетентности. Согласно Делору, важнейший принцип образования – «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и, в более широком смысле, компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе»[8].

* * *

Формирование философии образования как самостоятельной отрасли знания имело длительную историю. Философия образования впервые появляется в США. Датой возникновения принято считать 1941 г., – время основания Американского общества философии образования при Колумбийском университете. Целью данного общества являлось изучение философских проблем образования, налаживание конструктивного сотрудничества между философами и теоретиками педагогики, подготовка учебных курсов по философии образования в колледжах и университетах, обучение кадров по этой специальности, философская экспертиза образовательных программ. Общество регулярно организовывало и проводило тематические конференции по проблемам образования. Затем идеи философии образования находят поддержку в Европе, а имен-но в Великобритании, где в 1965 г. появляется свое общество философии образования. В июне 1990 г. в Праге проводится чешско-советский симпозиум в рамках исследовательского проекта ЮНЕСКО «Философия образования в перспективе XXI века», организованный Европейским центром по свободному времени и образованию (Прага) и Исследовательским центром Гособразования СССР. В августе 1990 г. на Международной конференции по демократизации образования была организована ассоциация под названием «Международная сеть философов образования». Как отмечает М. А. Лукацкий, обособление в XX столетии философии образования от общей философии носило реальный и динамичный характер[9]. В рамках Всемирного философского конгресса «Пайдейя: философия в воспитании человека» (Бостон, 1998 г.) состоялся ряд пленарных заседаний, симпозиумов и коллоквиумов, посвященных проблемам, связанным с философией образования. В 2002 г. в Австрии (Вена) проводится Международная конференция «Пайдейя для XXI века?». В 2003 г. в Бостоне организуется Международная конференция «Пайдейя и религия: образование во имя демократии?».

Появляются книги, ставшие для научного сообщества полноценной классикой: «Демократия и образование: введение в философию образования» (1916) Дж. Дьюи; «Введение в философию образования» (1957) Д. О'Коннора; «Философия и теория образования» (1963) П. Хёрста; «Философия образования» (1969) Т. Буфорда и др.

Кроме книг, в мире издаются журналы, посвященные проблемам философии образования («Educational Foundations», «Educational theory», «Educational studies», «Philosophy of education»), во многих зарубежных университетах (в первую очередь в англоязычных странах) создаются кафедры философии образования. Одна из наиболее известных располагается при Институте образования в Лондонском университете. В настоящее время эта кафедра работает совместно с кафедрой психологии образования.

Однако, как и любая другая сфера науки, философия образования при возникновении нашла ряд сторонников и оппонентов (сомневающихся, критикующих, скептически настроенных экспертов). Причем последних было значительно больше или они оказались более активными в защите своих идей.

В книге «Источники науки об образовании» (1929 г.) Дж. Дьюи писал, что «не существует материала, который можно было бы выделить, так сказать, пометить клеймом, как содержание науки об образовании. Здесь пригодятся любые методы, любые факты и принципы, заимствованные у любой дисциплины, которые помогут решить проблемы обучения и (педагогического) руководства»[10]. По существу, ту же мысль значительно позже выскажет П. Хёрст в статье «Philosophy and Educational Theory» (1963 г.). Хёрст полагает, что науки об образовании как единой научной дисциплины не существует и что философия – это лишь одна из нескольких дисциплин, каждая из которых особым образом соотносится с принципами образования. Американский ученый М. Эпл в 1989 г. посчитал важным заметить, что философия образования во многих западных странах стала почти бесполезной. Она настолько погрязла в технических тонкостях, что, в конечном счете, достигла такого рубежа, на котором связи между нею и заботами и деятельностью педагогического сообщества в целом стали в лучшем случае слабыми, а в худшем – почти незаметными[11].

На рубеже XIX и XX вв. философы и педагоги П. Наторп, Ф. Паульсен, Г. Кершенштейнер тоже отрицали целесообразность выделения специальной науки об образовании и допускали возможность существования педагогики в статусе прикладной философии: по их мнению, педагогика есть не что иное, как конкретная прикладная философия. То есть они отрицали саму возможность и целесообразность существования единой научной дисциплины, в рамках которой можно было бы изучать факты, закономерности, принципы образования, или, как мы бы сказали, педагогической действительности, целостно и системно, в их взаимосвязи и иерархии. Но в этом случае и философия образования, очевидно, может выступать лишь как эклектическая область приложения отдельно взятых философских знаний, проблем, категорий к явлениям образования и не нуждаться в какой-либо единой парадигме.

Среди отечественных мыслителей также нашлись противники философии образования. В. В. Краевский и В. В. Кумарин видели в философском исследовании образовательных процессов покушение на предмет педагогики[12]. Ряд своих статей В. В. Краевский посвятил именно этому вопросу[13].

Однако отметим, что многим из этих идей скоро исполнится 100 лет, и нам приходится рассматривать их как страницы истории тернистого пути становления философии образования в качестве самостоятельной сферы научного знания.

В отечественной науке всплеск интереса к философии образования приходится на конец XX в. Среди причин, повлиявших на возникновение и развитие философии образования в отечественной науке, Г. Л. Ильин в книге «Философия образования» (2002 г.) выделяет следующие[14]:

1. Процессы в отечественном образовании приобрели кризисный характер.

2. Проблемы отечественного образования стали рассматриваться в контексте мировых проблем.

3. Кризис образования перестал быть внутренним делом сферы образования, стал частью общесистемного общественного кризиса.

4. Возникла социальная потребность в непрерывном образовании.

К предложенным Ильиным причинам следует добавить также:

5. Возникла потребность в преобразовании сферы образования (как системы, как процесса, как результата).

6. Возникла необходимость в гибкости, мобильности образования.

7. Возникли противоречия, требующие осмысления и разрешения.

8. Возникли проблемы, выходящие за пределы сугубо педагогических компетенций[15].

Еще в середине XIX в. Герберт Спенсер заявил, что «философия образования должна стать научным ориентиром, системой жизненных координат. Существенное основание философии образования – наличие в педагогической области, как в духовной сфере, бытии в целом, всеобщих, “сквозных”, универсальных связей, тенденций, противоречий и закономерностей развития, пронизывающих все составляющие образовательного процесса»[16]. Британский философ и социолог полагал, что философия позволяет педагогике, социологии, биологии и другим наукам «заглядывать» в глубь пролетевших веков, сверять содержание образования, методики и результаты мониторинга не с конъюнктурой или устоявшимися догмами, а с вечно развивающимся универсумом[17]. Как было замечено, формирование философии образования как отдельной сферы научного знания в России происходит значительно позже, чем на Западе. Идеи Спенсера и других западных апологетов философии образования лишь 20 лет назад начали приобретать реальные очертания в отечественном научном сообществе. Согласно Я. С. Турбовскому, миру образования следует подарить (предложить) свою философию, «если философия, как известно, трактуется как любовь к мудрости, то философия образования изначально призвана рассматриваться и трактоваться, несомненно, тоже как проявление мудрости, но особой, требующей осознания уникальной сущности мира образования и его закономерностей, не наличествующих в самых мудрых общих представлениях и во многом противоположных им. И только этой самой специфичностью, несводимой к социуму и тем более не тождественной ему, может объясняться неотложная необходимость разработки собственно философии образования»[18].

В России издавна существовали авторитетные философские традиции исследования проблем образования, однако до начала XXI в. философия образования не была ни особой исследовательской областью, ни специальностью. В наши дни положение дел изменилось.

Создан Проблемный научный совет при Президиуме РАО, начал работать семинар по философии образования в Институте педагогических инноваций РАО, выпускаются монографии, учебники, учебные пособия. С каждым годом защищаются все больше кандидатских и докторских диссертаций по философии образования. На страницах журналов «Вопросы философии», «Философские науки», «Мир образования» и «Образование и общество» появляются публикации, рубрики и материалы круглых столов, посвященные философско-педагогическим проблемам образования. В 2001 г. возникает журнал «Философия образования», рассматривающий вопросы национальной идеи образования, междисциплинарный аспект философии образования, развитие философии образования в западной и отечественной научной теории и другие темы. В рамках ежегодного молодежного научного форума «Ломоносов» работает секция «Философия образования», проводятся научно-методические конференции по проблемам философии образования, открываются (разрабатываются) лекционные курсы для бакалавров и магистров по одноименному названию – «Философия образования». В 2008 г. на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова открыта кафедра философии образования. В январе 2012 г. при научно-исследовательском институте столичного образования ГОУ ВПО МГПУ создана лаборатория философии образования. Летом 2012 г. в рамках Всероссийского философского конгресса, проходившего в Нижнем Новгороде, организуется собственная секция «Философия образования», в работе которой приняло участие более 40 представителей академической науки.

Все это свидетельствует о том, что научное сообщество не просто признало философию образования как область современной науки, пришедшую с Запада, а полностью готово адаптировать ее, создать свою оригинальную русскую философию образования.

Следует отметить, что отечественная философия образования отличается от философии образования, пришедшей с Запада. Одним из таких различий являются основания, на которых базируется новая научная область знания. Отправной точкой исследований философии образования на Западе является широкая педагогическая практика, ее наработки на большом массиве данных и описание полученных результатов, соответствующие выводы. Обсуждаемые темы: образование в меняющемся обществе; что такое свобода в школьном обучении, роль и место авторитетов в процессе познания. Основной подход – описание «по факту», анализ того, «что есть»[19]. В России популярны следующие темы: каким должно быть образование, каков идеал образованности современного человека, каковы задачи школы и высшего образования. То есть отечественная философия образования с характерным ей русским духом больше направлена на сферу должного, моделирование или конструирование будущего.

Подводя промежуточный итог, можно выделить следующие этапы конституирования философии образования как науки:

1. 1940-е гг. – возникновение философии образования в США.

2. 1960-е гг. – развитие философии образования в Западной Европе.

3. Начало 1990-х гг. – становление философии образования в России.

4. 2000-е гг. – современный этап развития философии образования.

Философия образования, выходя за рамки традиционной философии, старается обрести собственный предмет исследования, задачи, функции.

Трудности становления философии образования как науки вызваны прежде всего сложностью, многоплановостью самого определения «философия образования». Приведем лишь несколько примеров концептуализации философии образования. Определение в энциклопедии Britannica: «философия образования – это область изучения, исследования и практического применения, в которой философские методы применяются к изучению проблем, тем и сущности образования...» На рубеже XX–XXI вв. В. А. Караковский определил философию образования как ветвь современной философии; В. В. Краевский видел философию образования как эклектическую область приложения определенных философских знаний, проблем и категорий к педагогической действительности, приравнивая философию образования к прикладной философии. Согласно Г. Л. Ильину, философия образования есть научное направление, предполагающее определенный способ мышления и изучающее наиболее общие и существенные закономерности и зависимости современных образовательных процессов в историческом и социальном контексте (экономическом, политическом, технологическом, педагогическом, психологическом, нравственном). Философию образования как философскую метафизику, более широкую область философского знания по сравнению с социальной философией и философской антропологией, представляет О. Е. Крашнева. Как неуловимую структуру современной педагогики рассматривает философию образования Д. И. Корнющенко.

Философия образования есть научная область изучения противоречий, проблем и вопросов образования, возникшая в XX– XXI вв., которая привлекает идеи философов, педагогов, социологов, антропологов, создавая собственную «калейдоскопичную» картину образовательной действительности человека и общества в современном мире.

На наш взгляд, в концептуальном плане предметом философии образования являются наиболее общие основания картины образовательной действительности.

Задача философии образования – решение двух основополагающих проблем:

1) определение места и роли образования в жизни человека;

2) определение места и роли образования в жизни общества[20].

Анализ истории философии образования как научной дисциплины показывает, что сегодня уже оформилась четкая структура данной предметной области: онтология образования; гносеология образования; логика образования; аксиология образования; методология образования; этика и эстетика образования; история образования.

Функциями философии образования можно считать следующие: онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, праксиологическая, мировоззренческая, преобразовательная, регулятивная, прогностическая.

Сказанное позволяет охарактеризовать отечественную философию образования как систему знаний. Появление философии образования носит интеграционный характер, так как ее возникновению мы обязаны философии, педагогике, социологии, истории. Подчеркнем, что философия образования не сводима к педагогике, так как последняя призвана исследовать сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, определяет и разрабатывает его принципы, содержание, формы и методы, применяет все это на практике. Педагогика носит прикладной характер. В отличие от философии, являющейся фундаментальной и изучающей онтологические и гносеологические основы воспитания, формулирующей наиболее общие представления о высших целях и ценностях воспитания, философия образования выходит за пределы сугубо теоретического подхода к проблемам образования. Дитя философии и педагогики, она базируется на двух уровнях: теоретическом и практическом. В этом ее специфика, ее преимущество.

Сегодня отечественная философия образования находится на пути формирования собственной методологии. Так, по мнению В. Р. Имакаева, изучение сферы образования в рамках отдельных наук (педагогика, психология, социология) дает результаты в рамках локальных, частных, с точки зрения философии, проблемно-исследовательских задач. Сама методология классического образования не может выработать способы решения смысловой проблематики современного субъекта образования, так как эта методология строилась в рамках предзаданного смыслового культурного поля, тотальной легитимности содержания образования. Имакаевым выявлена недостаточность методологии классической педагогической науки в решении проблемы смыслового кризиса в современном образовании[21]. Мы согласны с автором, что необходимым является применение такой методологии исследования, которая позволила бы соединить макросоциальные представления об образовании и индивидуальную смысловую проблематику субъектов образования в концепте конструирования образовательной реальности в современной социокультурной ситуации. Такой методологией Имакаев называет методологию философии образования.

По всем признакам философию образования сегодня можно считать самостоятельной сферой знания. Она обрела свой предмет изучения, располагает системностью накопленных знаний, а главное – формирует комплекс специфических методов познания, связанных с сущностью предмета изучения.

В качестве реального результата развития философии образования сегодня можно назвать следующие явления:

1) переход от парадигмы образования ЗУН к парадигме компетентностей;

2) пересмотр содержания обучения: от разбросанной по множеству учебных предметов абстрактной теоретической информации, мало связанной с практикой, – к системной ориентировочной основе компетентных практических действий и поступков обучающегося;

3) пересмотр сущности педагогической деятельности учителя, преподавателя: от монологического изложения учебного материала – к педагогике творческого сотрудничества и диалога;

4) пересмотр технологического обеспечения образовательного процесса: от традиционных «сообщающих» методов – к инновационным педагогическим технологиям, реализующим единство познавательной, исследовательской и будущей практической деятельности;

5) осознание необходимости непрерывности образования человека в течение жизни (органичное сочетание формального, неформального и информального образования);

6) разоблачение псевдоценностей образования («погоня» за дипломами, званиями, руководящими должностями);

7) концептуальное понимание человека как существа образованного, стремящегося к знанию.

Важнейшей задачей является развитие отечественного образования с ориентацией на практическое воплощение указанных идей и концепций. На повестке дня – выстраивание конструктивного диалога философии образования другими отраслями знания: педагогикой, социологией, политологией.

Изучение философии образования незаменимо для организации полноценного профессионального образования. Сегодня философия образования нужна и философам, и педагогам. Она способна сформировать кругозор, обеспечивающий педагогу понимание места педагогики или преподаваемой им предметной области в современном мире, а не только в истории и теории педагогики[22]. «Учитель может вырабатывать свою собственную философию и придерживаться ее, она может оказаться повторением или сочетанием известных из литературы, может оказаться и довольно оригинальной, но дело не в этом: какова бы ни была сама по себе твоя личная философия образования, если ты вообще даешь себе труд продумывать природу образовательного процесса, качество твоего преподавания всегда улучшается»[23].

[1] Никитенко В. Н. Образование как социально-педагогическая и междисциплинарная категория // Философия образования. – 2010. – № 4(33).– С. 61.

[2] Никитенко В. Н. Указ соч. – С. 62.

[3] Краевский В. В. Науки об образовании и наука об образовании (методологические проблемы современной педагогики) // Вопросы философии. – 2009. – № 3. – С. 77–82.

[4] Новиков A. M. Развитие отечественного образования. Полемические размышления. – М.: Эгвес, 2005.

[5] Никитенко В. Н. Указ соч. – С. 57–62.

[6] Смысловой кризис образования происходит на трех уровнях жизнедеятельности системы образования: на макроуровне (взаимодействия общества и системы образования), на мезоуровне (взаимодействия между профессиональными сообществами), на микроуровне (непосредственных образовательных интеракций).

[7] Зыков М. Б. Философия образования. Реферат: В. В. Краевский. Что такое философия образования // Магистр. – 1994. – № 3. – С. 22.

[8] Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. – UNESCO, 1996. – С. 37.

[9] Лукацкий М. А. Философия образования: история становления и болезни роста // Образование и общество. – 2004. – № 2. – С. 76–80.

[10] Цит. по: Краевский В. В. Указ. соч. – С. 77–82.

[11] Зыков М. Б. Указ. соч. – С. 19–27.

[12] Ильин Г. Л. Философия образования (Идея непрерывности). – М.: Вузовская книга, 2002. – С. 12.

[13] Краевский В. В. Указ соч.; Он же. Научный статус педагогики в контексте социальной практики // Наука, образование, инновации: докл. и тез. Всерос. конф. / сост. А. Э. Анисимова и др. – М.: МГПУ, 2009. – С. 181–199.

[14] Ильин Г. Л. Указ. соч. – С. 13–14.

[15] Веселова B. C. Социально-философский анализ проблем образования человека // Аспирантский вестник Поволжья. – 2009. – № 1–2. – С. 16–19.

[16] Антология гуманной педагогики. – Вып. 9. Спенсер / сост. Н. Н. Дорофеева, А. Г. Шиш-кина. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 2004. – С. 33.

[17] Антология гуманной педагогики. – С. 120.

[18] Турбовской Я. С. Миру образования свою философию // Образование и общество. –2003. – № 2. – С. 19–36.

[19] Федотова Т. Ю. Философия образования как социокультурный феномен (к постановке проблемы) // Образование и гражданское общество: материалы круглого стола, 15 ноября 2002 г. – Серия «Непрерывное гуманитарное образование (научные исследования)». – Вып. 1 / под ред. Ю. Н. Солонина. СПб.: Санкт-Петерб. филос. общество, 2002. – С. 28–29.

[20] Глуздов В. А. Философия образования. – Н. Новгород: НГПУ, 2003. – С. 10.

[21] Имакаев В. Р. Образовательная реальность: опыт социокультурного проектирования: автореф. дис. … д-ра филос. наук по спец. 09.00.11. – Социальная философия. – Уфа, 2009. – С. 6–8.

[22] Ильин Г. Л. Указ. соч. – С. 13.

[23] Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2003.