Правило вывода в буддийской логике: методологические идеи в работах российских индологов


Автор: Чо Сунквон - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(89)/2018 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2018.04.05

В статье рассматриваются особенности традиционного буддийского учения о выводе в рамках индийского историко-культурного контекста с опорой на подходы, разработанные Н. А. Канаевой и Э. Л. Заболотных. Согласно подходу Н. А. Канаевой, вывод в буддийской логике рассматривается одновременно в эпистемологическом и логическом аспектах. Показана связь между логикой, эпистемологическими и онтологическими представлениями, а также интенционализм буддийской логической теории. В статье раскрывается, по работам Н. А. Канаевой и Э. Л. Заболотных, содержание дискуссии между ньяиками, джайнами и буддистами в VIII в. и описываются основные положения буддистской стороны в этом вопросе. На примере «трех Д» (Дигнаги, Дхармакирти и Дхармоттары) производится анализ формальных критериев корректности индийских моделей вывода, причем используются методы современной логики (подход Э. Л. Заболотных). Также вкратце показаны основные отличительные черты и акценты, отличающие подходы индийских логиков от античных авторов Греции. В заключении сказано о значении влияния достижений точных наук на развитие логических школ в буддийской традиции.

Ключевые слова: «анумана-вада», буддийская концепция вывода, индийская эпистемология, буддийская эпистемология, Дигнага, Дхармакирти, Дхармоттара, Н. А. Канаева, Э. Л. Заболотных.

The article reveals peculiarities of the Buddhist concept of derivation in accordance with the methodological approaches developed by N. A. Kanayeva and E. L. Zabolotnykh. According to N. A. Kanayeva, in the Buddhist epistemology the derivation is considered both in epistemological and logical aspects. The author reveals the relation between logics, epistemological and ontological ideas, as well as the intentional character of the Buddhist logic theory. Using N. A. Kanaeva and E. L. Zabolotnhykh’s findings, the article reveals the discussion between the Nyaya School, Jains and Buddhists in the 8th century and describes the main statements of the Buddhist part in this context. By the example, of ‘three Ds’ (Dignāga, Dharmakīrti and Dharmottara) the article analyzes formal criteria of correctness of the Indian models of derivation, simultaneously applying methods of contemporary logics (E. L.  Zabolotnykh’s approach). The author also briefly shows the major distinctive features and emphasis that differ the Indian logicians’ approaches from those of the ancient Greeks. Finally, the importance of scientific achievements for the development of logic schools in the Buddhists tradition is shown.

Keywords: anumāna-vāda, Buddhist concept of derivation, Indian epistemology, Buddhist epistemology, Dignāga, Dharmakīrti, Dharmottara, N. A. Kanaeva, E. L. Zabolotnykh.