Новое слово в обществознании. Барлыбаев Х. А. Философия солидарности. Анти-Хантингтон. Солидарология. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Научная библиотека, 2018. 498 с.


скачать Автор: Джохадзе Д. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №1(90)/2019 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2019.01.08

До сих пор в мире разрушительные войны всегда завершались захватами, капитуляциями и неизбежными добровольными или принудительными мирными соглашениями. Современное человечество подошло к такому рубежу, когда чрезвычайно велика вероятность того, что исходом войны будет не просто худой мир, но уничтожение всего живого на планете, а мирная обстановка может выглядеть как покой послевоенных кладбищ с незахороненными трупами по всей планете. Поэтому сегодня исключительное значение имеет осуществление общечеловеческих мер по устранению международных конфликтов и предупреждению возникновения пожара войны любого масштаба. На эту тему ныне на разных уровнях ведется очень много разговоров, но чрезвычайно мало принимается действенных международных решений и реальных мер.

Джохадзе Давид Викторович – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН. E-mail: centermarx@ yandex.ru. more

В то же время данная проблема очень слабо разработана и в научно-философском отношении. В области социальной и политической философии мало работ, посвященных философским проблемам искоренения агрессивности в мировой политике, мирного сосуществования и налаживания солидарных отношений в международных делах. Корни этой проблемы кроются в глубинной сущности человеческой природы, в нарастании в ней сегодня конфликтогенных начал, что является особой исследовательской проблемой для философии и науки. Созданная в конце прошлого века научная дисциплина «Конфликтология» в известной мере осуществляет разработку этих вопросов. Однако такого изучения природы конфликтов в общественном развитии, исходя из логики «от негативного», явно недостаточно. Необходимы исследования, показывающие пути решения конфликтов и выхода на конструктивные отношения исходя из логики «от позитивного». Решению указанных задач в значительной мере посвящена монография профессора

Х. А. Барлыбаева «Философия солидарности. Анти-Хантингтон. Солидарология».

Книга Х. А. Барлыбаева выдвигает доселе не встречающуюся в философии и науке проблему разработки новой философской, образовательной и научно-практической дисциплины «Солидарология», являющейся логическим продолжением исследований автора в области концепции устойчивого развития и глобалистики. Каждая научно-философская проблема, дисциплина и терминология имеет свою историю возникновения и развития. Так, термин «онтология» в научный оборот впервые был введен Р. Гоклениусом (1613), «социология» – О. Контом (1839), «экология» – Э. Геккелем (1866), основоположником антропологии считается М. Шелер (ХХ в.) и т. д. Подобно этому наш коллега по Институту философии РАН профессор Барлыбаев вводит в научно-философский оборот новую проблематику, дисциплину и термин «солидарология», которая имеет обнадеживающие перспективы развития.

Данная попытка вызывает чувство одобрения, заслуживает высокой оценки и всяческой поддержки, хотя само по себе появление указанной идеи у Барлыбаева не вызывает особого удивления. Удивительное заключается в вопросе: почему до сих пор на эти весьма очевидные и не столь сложные идеи и проблемы не обратила внимание громадная армия ученых и философов? За свою многовековую историю философская мысль серьезно не занималась исключительно важной проблемой солидарных отношений и сегодня не берется специально ее изучать. Например, в программе прошедшего в 2018 г. в Пекине XXIV Всемирного философского конгресса имеется около ста названий, но «философия солидарности» отсутствует, зато имеются «философия тела», «философия еды», «философия смерти» и т. п. А сегодня очевидно, что целеустремленное развитие, глобальное расширение и всемерное укрепление солидарных отношений во всех сферах жизнедеятельности людей является первостепенной задачей для решения глобальных проблем современной цивилизации. Задачей философии является раскрытие глубинных, предельных оснований в общественных отношениях, предопределяющих первостепенную жизненную важность проникновения и наличия в них элементов солидарности между людьми. В этой связи следует согласиться с утверждением автора, что в начале двадцатого столетия у участников «исторических событий “на подхвате” были две самые выдающиеся революционные теории современности: эволюционная теория Ч. Дарвина и диалектический материализм К. Маркса <…> Сегодня, в начале ХХI в., в условиях чрезвычайно запутанной исторической обстановки, таких теоретических разработок, подобных гениальным теориям Дарвина и Маркса, возвышавшимся в начале ХХ в., в мире нет. Это усиливает тревогу по поводу судеб цивилизации в обозримом и тем более далеком будущем» (с. 26, 29).

Исходные положения концепции автора в книге заложены в разделе «Основы общей теории солидарологии», где раскрываются предмет и метод данной науки, анализируются истоки со-
лидарных отношений, история научно-философского анализа солидарных систем и идей солидаризма, соотношение демократии, гражданского общества и солидарных отношений, а также ряд аналогичных проблем. Специфический взгляд на историю человечества раскрывается при осуществлении в работе типологии солидарных отношений путем выделения кровнородственных, общинных, этнонациональных, религиозных и государственных типов солидарных отношений. Отдельного внимания заслуживает то, что в работе выделяется общечеловеческая (глобальная, общепланетарная, всемирная) солидарность как «наиболее зрелая, высшая форма, представляющая собой конечную цель, высшую ступень, венец солидарных отношений» (с. 176).

Общепринятой формой трактовки понятия «солидарность» в литературе и общественной жизни является ее рассмотрение как односложного общественно-политического, чаще профсоюзного или оппозиционного, движения, способа соучастия, сочувствия, поддержки тех или иных общественных процессов. Не отрицая данное положение, но расширительно трактуя указанное понятие,
в своей монографии Барлыбаев рассматривает это понятие в качестве основополагающего общественного отношения, многогранность, целостность и глубина которого логически последовательно раскрываются в соответствующих разделах книги.

В системе общественных отношений в книге выделяются два основных типа – конфликтные и солидарные отношения, которые «в обществе неразрывно сосуществуют как диалектические противоположности, взаимно дополняя и предполагая друг друга так, что без солидарных отношений не было бы конфликтов и, наоборот, не бывает солидарных отношений без конфликтов» (с. 94). Солидарные отношения Барлыбаев определяет как «состояние взаимного интеллектуального и духовного согласия, а также процесс согласованной жизнедеятельности двух и более субъектов» (с. 34). Исходя из этого, он приходит к выводу, что в дополнение к конфликтологии должна быть разработана особая «дисциплина, “солидарология”, которая будет системно исследовать всю совокупность многообразных солидарных отношений в человеческом обществе. По мнению автора книги, «существующая конфликтология и формирующаяся наука солидарология должны развиваться как взаимообусловленные и взаимно дополняющие друг друга дисциплины. Это новая диалектическая пара, без которой невозможно обойтись современной науке» (с. 94).

Исключительная новизна работы Х. А. Барлыбаева проявляется в совершенно новом подходе к оценке роли выдающегося российского ученого и общественного деятеля П. А. Кропоткина как основоположника новой эволюционной теории и концепции солидарных отношений. Как правило, роль этого великого мыслителя до сих пор в литературе почти карикатурно сводили к его революционным взглядам и вопросам разработки положений движения анархизма. Автор книги правомерно подчеркивает, что в понимании содержания солидарных отношений современные наука и философия остановились на том же уровне недопонимания и недооценки идей П. А. Кропоткина, что существенно тормозит общественный прогресс.

Общетеоретические положения книги, приведенные в первых ее разделах, послужили основой для развертывания автором междисциплинарного исследования последующих проявлений солидарных отношений в различных сферах социальной жизни: солидарной экологии, экономике, политике, праве, этике, управлении и пр.

В разделе о солидарной политике Х. А. Барлыбаев подвергает весьма острой, но исключительно объективной и правомерной критике нашумевшую теорию С. Хантингтона о столкновении цивилизаций, которая, согласно автору, «не является социологической и, тем более, философской или профессионально-политологической. Это, скорее всего, историко-хронологический, повествовательный, с отдельными выводами автора трактат о современных международных и, нередко, внутригосударственных проблемах с акцентированием внимания только, и только, на конфликтных отношениях» (с. 355). Автор подчеркивает, что теория столкновения цивилизаций выступает как самосбывающаяся идея и «способствовала отравлению нынешней общемировой моральной обстановки атмосферой террора и насилия, особенно начиная с 90-х гг. прошлого столетия, когда нецивилизованные элементы западной цивилизации вторглись в пределы исламской цивилизации и посеяли семена никогда ранее не существовавшего, так называемого “исламского” терроризма» (с. 363). Подобно тому как в свое время определенные теоретические взгляды Ф. Ницше, сторонников антинаучной евгеники и социал-дарвинистов способствовали провоцированию в колыбели демократии – Европе фашизма, теория столкновения цивилизаций стала псевдоморальным обоснованием для провоцирования западными государствами недавних «цветных революций» в арабских странах, осуществления агрессивных военных операций против них со стороны США и их союзников. Таким образом, С. Хантингтон, возможно, без намерения и желания со своей стороны, стал невольным «поджигателем» обострения конфликтов. Поэтому в варварском нападении в 2001 г. на нью-йоркские небоскребы есть доля и его вины. Сославшись на его теорию, можно оправдать любые варварства, мол, ничего не поделаешь – «столкновение цивилизаций»! Само понятие «столкновение цивилизаций» абсурдно. Это все равно что утверждать о столкновении всех народов Земли друг с другом. Народы и цивилизации сталкиваться никак не могут, на это способны только их отдельные варварские элементы. Война с фашизмом была не столкновением цивилизаций, а оборонительной борьбой прогрессивной части человечества с варварами. Но даже в фашистской Германии сохранились здравые силы, которые отстроили свою страну после войны и прокляли фашизм. Эпиграфом к своей книге профессор Барлыбаев выдвинул прекрасный собственный афоризм: «Сталкиваются не цивилизации, а нецивилизованные силы отдельных цивилизаций». Такой основательной и справедливой критики этой провокационной теории до сих пор не было ни в зарубежной, ни в российской литературе. Из критики теории Хантингтона вытекает ясный вывод о том, что сегодняшние задачи борьбы с терроризмом в международном масштабе включают и отказ в обществоведении от идеологии столкновения цивилизаций, прочно засевшей в головах некоторых нецивилизованных представителей отдельных цивилизаций. Цивилизации должны сотрудничать и солидаризироваться, а не сталкиваться, конфликтовать и воевать.

Как доктор экономических наук Барлыбаев делает совершенно справедливый вывод о том, что именно современная экономика и экономическая теория являются ведущим конфликтогенным источником хищнического отношения общества к природе, антагонизма внутри общества между различными социальными группами. Раздел, посвященный этим проблемам, весьма емко называется «От конфликтогенной к солидарной экономике». Здесь убедительно доказывается, что конфликтогенный характер современной экономики заложен в ее имманентных, фундаментальных, системообразующих свойствах, пробуждающих в людях алчность, тотальный диктат денежного капитала и неэффективную трату общественного труда и ресурсов на непроизводительные расходы. Общество должно солидарно стремиться как к постепенному устранению противогуманных, антиэкологичных фундаментальных свойств денежно-капиталистической экономики, так и к обузданию ее текущих уродливых проявлений.

В целом книга Х. А. Барлыбаева «Философия солидарности. Анти-Хантингтон. Солидарология» имеет многогранный, глубоко аргументированный и отчетливо инновационный характер. Эту работу можно развернуть в качестве учебно-научной дисциплины, для написания популярного учебного пособия, по которому можно организовать учебный процесс с разработанной на ее основе программой в образовательных учреждениях. Уверен, что эта тема чрезвычайно актуальна, особенно для современного человечества, которое при всех потрясающих достижениях в науке и технике во многих отношениях все еще беспечно дремлет в «берлоге» повседневной жизни, и надо его, наконец, разбудить, выманить оттуда и образумить.

Книга ложится в русло современного всемирного прогрессивного движения народов планеты Земля. В отличие от некоторых других в этом роде работ, книга выполнена на достаточно высоком академическом уровне и ее автор мог бы в дальнейшем с успехом стать руководителем в Институте философии РАН специального научно-исследовательского направления – философии солидарности, понимаемой как философия мира во всем мире. Такого, к великому сожалению, до сих пор еще не существует в институте. Решение подобной задачи, безусловно, сделало бы ИФ РАН прямым продолжателем платоновской философской академии, общечеловеческих гуманитарных идей античной философии в целом.

Рецензируемый труд представляет как в концептуальном, так и в структурном плане внутренне организованное единство исследовательского материала, раскрывающего с достаточной полнотой чрезвычайно актуальную, многоплановую и разноаспектную тему, какой является солидарология – философия солидарности. Необходимо, чтобы концепцию профессора Х. А. Барлыбаева поддержало все наше философское сообщество. В современном драматически разделенном мире она имеет не только теоретико-познавательное, но, что особенно важно, международное научно-практическое значение. Считаю, что книгу нужно опубликовать под грифом ИФ РАН, что украсило бы как рецензируемую книгу, так и сам Институт философии Российской академии наук.