Идея прав человека на пересечении культурных традиций (спор об азиатских ценностях)


Автор: Якушев Л. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(93)/2019 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2019.04.07

В статье проведен анализ критики прав человека на основе идеологемы «азиатские ценности». Несмотря на снижение накала дискуссии об азиатских ценностях в последние два десятилетия, она продолжается по сей день и представляет собой важный прецедент противостояния процессу универсализации прав человека со стороны политических элит незападных стран. Сторонники идеологии азиатских ценностей утверждают, что в культурах стран Тихоокеанского бассейна, испытавших сильное влияние конфуцианства, присутствует ценностная система, которая не может быть объединена с концепцией прав человека в единый нормативный корпус по ряду причин. Среди них – культурно-исторический разрыв между западными и азиатскими обществами, обусловивший разный вес индивидуальных и коллективных интересов, а также политическая ангажированность самой концепции прав человека. Часть их оппонентов не признает азиатские ценности общими для всех азиатских стран. Другая часть, признавая наличие специфических азиатских ценностей, пытается найти точки соприкосновения с западными культурами, которые бы стали основой для универсализации концепции прав человека и ее распространения в Азиатском регионе. В истории спора об азиатских ценностях особое место занимает Бангкокская декларация – международный документ, выражающий позицию азиатских стран по вопросу прав человека. Несмотря на подтверждение тезиса об их универсальности, декларация содержит множество оговорок, корректирующих нормативное содержание Всеобщей декларации прав человека, что осложняет международный диалог о статусе прав человека. В статье делается вывод о наличии существенных культурных и политических препятствий для превращения концепции прав человека в универсальный моральный критерий за пределами западного культурного ареала.

Ключевые слова: мораль, права человека, универсальность, азиатские ценности, Бангкокская декларация.

The article analyzes the criticism of human rights which is based on the ideology of ‘Asian values’. Despite a decrease in the intensity of the Asian values debate over the past two decades, it continues to this day and represents an important precedent of the resistance of non-Western political elites to the universalization of human rights. The proponents of the ideology of Asian values argue that in the cultures of the Pacific countries there is a value system that have been heavily influenced by Confucianism that cannot be combined with the concept of human rights into a single normative system for a number of reasons. Among them is the cultural and historical gap between Western and Asian societies, which has led to the different balance of individual and collective interests, as well as the political bias of the human rights' concept. Some of their opponents do not recognize the Asian values as common values of all Asian countries. The others, recognizing the existence of specific Asian values, try to find common ground with Western cultures that would serve as a basis for the universalization of the concept of human rights and its dissemination in the Asian region. Others though recognizing the existence of specific Asian values try to find common moral ground with Western cultures which could become the basis for the universalization of the human rights and their dissemination in the Asian region. Bangkok Declaration, an international document expressing the position of Asian countries on human rights, occupies a special place in the history of the dispute over Asian values. Despite the affirmation of their universality, the declaration contains many reservations that adjust the normative content of the Universal Declaration of Human Rights, which complicates the international dialogue about the status of human rights. The author concludes that there are significant cultural and political obstacles to the transformation of the human rights into a universal moral criterion outside the Western cultural area.

Keywords: morality, human rights, universality, Asian values, Bangkok Declaration. 

Якушев Леонид Викторович, аспирант кафедры этики философского факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова more