Конфуцианский путь Ту Вэймина


скачать Автор: Мигунов Н. И. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №1(13)/2014 - подписаться на статьи журнала

В статье даны основные вехи биографии профессора китайской истории и философии, исследователя конфуцианства Ту Вэймина. Сформулированная им в 80-х гг. XX в. грандиозная программа «конфуцианского мегапроекта» показывает актуальность конфуцианства как мощного духовного ресурса современности.

Ключевые слова: профессор Ту Вэймин, постнеоконфуцианство, «конфуцианский мегапроект», конфуцианская этика.

The article provides the main landmarks in biography of Professor of Chinese history and philosophy, student of Confucianism Tu Wei-Ming. His ambitious program “The Confucian megaproject” developed in the 1980s demonstrates Confucianism urgency as a huge spiritual resource of the modernity.

Keywords: Professor Tu Wei-Ming, Post-Neo-Confucianism, “Confucian megaproject”, Confucian ethics.

Без тени преувеличения можно сказать, что профессор Ту Вэймин[1] – всемирно известный философ, один из наиболее ярких представителей современного нового конфуцианства, или постнеоконфуцианства. Его заслуженно считают одним из авторов мирового конфуцианского ренессанса и лидером так называемого третьего поколения нового конфуцианства. С середины 80-х гг. ХХ в. это течение становится влиятельным «синтетическим культурно-философским явлением» не только в странах индустриальной Юго-Восточной Азии – «четырех малых драконах» (на Тайване, в Южной Корее, Гонконге и Сингапуре), но и в материковом Китае. Здесь оно выступает одним из трех ведущих духовных течений наряду с марксизмом и либерализмом. Но немало в Китае и тех, кто считает, что «современное новое конфуцианство – главная основа построения новой китайской “духовной цивилизации”» [Сун Чжимин 2008: 4]. В среде университетской интеллигенции бытует даже такое мнение, что современное конфуцианство – теневая идеология китайского общества или даже «государственная религия», и что пора уже официально «конфуцианизировать компартию». Наряду с этим тема «конфуцианского социализма» – давно уже предмет спокойного академического дискурса. Как бы то ни было, если не брать в расчет современное новое конфуцианство, то понять, что же представляет собой китайская философия сегодня, просто невозможно.

Вплоть до 2010 г. Ту Вэймин жил и работал в США, занимал позиции в ведущих университетах – преподавал в Принстонском университете (1968–1971), Калифорнийском университете в Беркли (1971–1981), с 1981 г. – в Гарварде, и пропагандировал конфуцианство по всему миру. Начиная с 1980 г. он регулярно бывал в Китае и оказался в эпицентре материкового конфуцианского возрождения. Ту Вэймин участвовал в опыте локальной инкультурации конфуцианских ценностей в Сингапуре – в 1982 г. в числе восьми самых известных в мире конфуцианцев он был приглашен президентом Сингапура Ли Кван Ю для разработки программы «Конфуцианской этики», положенной впоследствии в основание образовательно-воспитательной системы этого государства. В 1988 г. Ту становится первым академиком азиатского происхождения в Американской академии искусств и наук. С 1996 по 2008 г. Ту Вэймин – президент знаменитого Яньцзинского института Гарвардского университета (哈佛燕京学) – одного из ведущих мировых центров по изучению азиатской культуры и философии. Он пожизненный профессор Пекинского университета, почетный профессор шести китайских и семи зарубежных университетов, член Шанхайской академии общественных наук, президент Международного конфуцианского экологического альянса (2013).

В 2001 г. профессор Ту Вэймин был включен Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в «группу 19 выдающихся представителей мировых цивилизаций». Он неоднократно выступал с трибуны ООН и ЮНЕСКО с анализом перспектив становления диалогической цивилизации в планетарном масштабе, проблем глобализации, осевых цивилизаций и межцивилизационного диалога. Тема взаимоотношения традиции и модернизации, «множественных современностей» – ключевая для социальной философии Ту. В общей сложности им написано более 30 книг на английском и китайском языках и более 500 статей, которые постоянно переиздаются. Только осенью 2013 г. в Китае был опубликован восьмитомник его философских произведений и трехтомник академических воспоминаний. Ту Вэймин – лауреат бесчисленных премий и академических наград (последние две были вручены ему 3 декабря 2013 г. в Греции от Global Thinkers Forum и 8 января 2014 г. в Макао от «Ассоциации китайской культуры за рубежом»).

Режим благоприятствования, последовательно создаваемый китайскими властями по отношению к новому конфуцианству, побудил гарвардского профессора Ту Вэймина принять в 2010 г. приглашение Пекинского университета (PKU) и перебраться в Пекин, чтобы организовать и возглавить при PKU Институт перспективных гуманитарных исследований. Тем самым сложилась интереснейшая ситуация, когда в материковом Китае сосуществуют бок о бок и имеют практически равные права на публичное представительство и академически респектабельное «зарубежное» новое конфуцианство в лице Ту, и собственно континентальное новое конфуцианство, быть может, зачастую излишне политизированное. В 2012 г. здесь же, в Пекинском университете, Ту Вэймин создает и возглавляет еще один институт, аффилированный с первым его детищем, – Институт мировой этики (Institute for World Ethics). Церемония открытия института состоялась 29 октября 2012 г. в Стэнфордском центре Пекинского университета при большом количестве приглашенных лиц. Его соучредителем становится Тюбингенский университет, а в Наблюдательный совет входит известный швейцарский профессор экуменической теологии Ганс Кюнг, инициатор создания всемирной «Декларации мирового этоса», принятой Вторым парламентом религий мира (Чикаго, 1993 г.) и несущей на себе серьезный отпечаток конфуцианской этики.

Еще в далекие восьмидесятые Ту Вэймин сформулировал грандиозную программу «конфуцианского мегапроекта» передачи учения (даотун), смысл которого сводится к тому, что конфуцианство как «живая традиция», как мощный духовный ресурс современности и как жизнефилософия, смогло бы реализоваться в качестве «исторически и культурно специфической формы жизни» [Tu Weiming 2010: 91] в условиях становления новой исторической реальности – глобального сообщества (global community). При этом он прекрасно видел связанные с этим трудности. «Мы находимся в довольно сложном положении, – писал Ту Вэймин в связи с этим, – нам предстоит преодолеть три преобладающие… дихотомии: “традиционное – современное”, “западное – незападное”, “локальное – глобальное”» [Сун Чжимин 2009: 297]. Задача усугублялась необходимостью предварительной когнитивной коррекции – выхода за пределы мышления, оперирующего дихотомическими понятийными парами, характерными для западного дискурса, и в конечном счете порождающими ложные антиномии: дух/материя, тело/разум, сакральное/профанное, человек/природа, творец/творение, субъект/объект, психическое/ментальное и т. п. Осуществлению этой программы он, собственно, и посвя-тил свои многолетние усилия.

Контур этого «конфуцианского мегапроекта» вырисовался в 1983 г., когда Ту Вэймин принимал участие в организации в Сингапуре Института восточноазиатских философий, а подойти вплотную к его осуществлению он смог только сейчас, прочно обосновавшись на родине Учения. В редакции 2010 г. мегапроект включает в себя три пункта: 1) культурный Китай; 2) диалогическую цивилизацию; 3) становление мировой этики. Во исполнение первого и третьего пункта этого грандиозного «конфуцианского проекта» под руководством Ту Вэймина учреждены два института, о которых я упомянул выше, реализация второго пункта предполагает организацию непрерывной цепи форумов, симпозиумов, конференций, круглых столов, широкой издательской деятельности с привлечением самых влиятельных представителей мировой общественности, научной, политической и финансовой элиты – от так называемой academia до царствующих особ, – в ходе проведения которых на протяжении вот уже 30 лет реализуются идеи и культурного Китая, и диалога цивилизаций, пронизанных духом конфуцианской этики как одной из основ нового мирового этоса. Важно понимать, что конфуцианство – это философия, которая стремится стать жизнью.

Литература

Сун Чжимин. Чжунго сяньдай чжэсюэ тунлунь (Общий обзор современной китайской философии). Пекин : Чжунго жэньминь дасю чубаньшэ, 2008. (Sun Zhimin. General review of modern Chinese philosophy. Beijing, 2008).

Сун Чжимин. Сяньдай синь жусюэ дэ цзоу сян (Направление движения современного нового конфуцианства). Пекин : Бэйцзин шифань дасюэ чубаньшэ цзитуань, 2009. (Sun Zhimin. Direction of modern new Confucianism. Beijing, 2009)

Tu Weiming. The Global significance of Concrete Humanity: Essays on the Confucian Discourse in Cultural China. New Dehli : Munshiram Manoharial, 2010.

[1] Родился в г. Куньмин провинции Юньнань материкового Китая в 1940 г. Получил степень бакалавра (1961) в университете Тунхай (Tunghai) на Тайване, где испытал влияние выдающихся представителей нового конфуцианства второго поколения Сюй Фугуаня (徐复观) и Моу Цзунсаня (牟宗三). Дальнейшее образование получал в США: степень магистра – в 1963 г., в 1968 г. – степень доктора, защитив в Гарвардском университете диссертацию по философии средневекового китайского неоконфуцианца Ван Янмина. Среди американцев считает своими учителями знаменитого гарвардского синолога Б. Шварца и классиков структурно-функционального анализа – социологов Т. Парсонса и Э. Шилса.