Журнал «Век глобализации» уже писал о Всемирном культурном форуме (World Cultural Forum) [Чумаков 2011; К итогам… 2013], который был организован в Китае на волне последнего глобального финансово-экономического кризиса в качестве гуманитарной альтернативы Давосскому мировому экономическому форуму. По замыслу его организаторов он должен проходить ежегодно и решать наиболее острые современные проблемы с позиции культуры и гуманитарного знания.
Одним из основателей, а также исполнительным председателем и генеральным секретарем Всемирного культурного форума является Ян Чжаочжу – известный теоретик литературы, бывший шеф Бюро по делам культуры Центра политических исследований Центрального Комитета КПК. Он окончил литературный факультет Китайской Академии общественных наук в 1981 г. и специализировался на эстетике. Публикуется с 1981 г., а в 1993 г. стал членом Ассоциации китайских писателей. Является заместителем главного редактора журнала «Литература и искусство» Ассоциации китайских писателей.
В стремлении лучше понять замысел организаторов форума, а также его направленность, цели и задачи редколлегия журнала обратилась к господину Яну Чжаочжу с просьбой ответить на вопросы и получила его любезное согласие.
– Уважаемый господин Ян Чжаочжу, выражаем Вам искреннюю признательность за творческое сотрудничество. Вначале мы хотели бы узнать, что побудило Вас основать Всемирный культурный форум и какова его основная цель?
– Культура – это духовная родина народа, душа и жизнь страны. С древних времен каждая страна создает свою собственную культуру, установив тем самым величайший и многосторонний ход истории человеческой цивилизации вместе со своим отличительным национальным менталитетом и мировоззрением, а также со своими убеждениями и стремлениями. Взаимное уважение, общение и накопление опыта между разными культурами – это не только тот путь, по которому нужно идти для своего собственного культурного развития, но и мощная движущая сила для продолжительного развития человеческой цивилизации.
В настоящее время экономическая глобализация превратилась в необратимую историческую тенденцию, которая не только предоставляет странам исключительные возможности для развития, но и является причиной неизбежных конфликтов и разногласий между различными цивилизациями. Поэтому на сегодняшний день основной проблемой, с которой сталкивается человечество, является то, каким образом в условиях глобализации можно добиться лучшего взаимопонимания и доверия между разными цивилизациями, укрепить сотрудничество между различными национальными культурами, сохранить прогресс мирового сообщества и способствовать его процветанию, сплотиться для защиты среды обитания и создать лучшее будущее для всех людей.
В связи с этим я и несколько моих единомышленников решили создать высокоуровневую платформу для стимулирования культурного обмена между Китаем и другими странами, вовлекая людей со всего мира в обсуждение того, каким образом можно способствовать диалогу и сотрудничеству между различными цивилизациями с единым стремлением создать как гармоничную культуру, так и гармоничный мир.
Все это предопределило появление форума. Он основан в Китае и открыт для всего мира. Почетными сопредседателями Всемирного культурного форума являются не только госпожа Джан Майинг и Сань Цзянь Джэн (оба являются вице-президентами Политической консультативной конференции китайского народа), господин Сюй Цзялу, бывший вице-председатель Национального народного конгресса Китая, но и такие известные люди, как господин Романо Проди, бывший председатель Еврокомиссии и бывший премьер-министр Италии; господин Ж.-П. Раффарен, бывший премьер-министр Франции, и Мегавати Сукарнопутри, бывший президент Индонезии.
Люди, которые были привлечены к участию в форуме, также являются и его главными сторонниками. Они разделяют концепции и принципы форума и согласны, что культурное разнообразие – это основная черта человеческого общества, которая является важной движущей силой общественного прогресса. Они понимают, что укреплять взаимодействие и обмен между разными странами сегодня на самом деле гораздо важнее, чем когда бы то ни было, и готовы к прямому обмену с каждой из сторон на основе этой диалоговой платформы, предоставленной форумом.
– Почему именно Тайху и Сучжоу были выбраны местом для проведения первой ежегодной конференции форума, в то время как в рамках этого же форума конференция на высшем уровне по культурному развитию китайской медицины проходила в другом месте?
– Всемирный культурный форум – это негосударственная организация мирового уровня, которая основана Китаем. Мы позаимствовали модель и опыт форума в Давосе после Азиатско-Тихоокеанского форума в Боао, с постоянным советом в Пекине. Для проведения встреч руководство Форума выбирает подходящие места. При этом главным критерием является связь между культурным и историческим наследием, так же как и дух того места, где проводится мероприятие, принимающей стороны и самой темы встречи.
Например, конференция на высшем уровне, посвященная культурному развитию китайской медицины, организованная в рамках этого форума, была проведена в провинции Цзянсу. Причина в том, что культура китайской медицины провинции Цзянсу имеет богатую историю и большие перспективы, включая уникальные ресурсы китайской медицины и усовершенствованные технологии изготовления.
– Второй раз форум проходил в мае 2013 г. в Ханчжоу. Как Вы вкратце резюмировали бы итоги первых двух форумов? Есть ли какая-нибудь значительная разница между ними?
– Конференции Всемирного форума имеют непосредственное отношение к основным культурным вопросам и трудностям, которые вызывают всеобщую озабоченность за разделяемую всеми судьбу человечества. Они также придерживаются принципа стимулирования обмена и взаимодействия между разными цивилизациями во всем мире. Потому обе эти конференции были хорошо согласованы между собой.
Первая ежегодная конференция данного форума была проведена 18–19 мая 2011 г., как уже отмечалось, в Сучжоу, провинция Цзянсу. Ее темой стали «Диалог и сотрудничество в целях мировой гармонии и общего развития». Форум предоставил платформу людям, относящимся к разным мировым цивилизациям, представителям разных религий, чтобы они участвовали в диалоге и обмене мнениями. В итоге он внес положительный вклад в содействие мировой гармонии, тщательно изучая исторические стимулы и практические ценности разных ци-вилизаций, обсуждая связь между культурным разнообразием, человеческой цивилизацией и прогрессом.
Вторая ежегодная конференция состоялась 18–19 мая 2013 г. и была посвящена теме «Усиление международного сотрудничества с целью создания экологической цивилизации». В отличие от международных экологических конференций, высокопрофессиональных и техничных, вторая ежегодная конференция всесторонне отразила отношения человека с природой со времен промышленной революции, подняла вопрос о том, что данный экологических кризис нужно отнести к новому уровню создания экологической цивилизации.
На конференции обсуждались значение, характерные черты и устройство экологической цивилизации. Также указывалось на то, что решение проблемы экологического кризиса требует объединенных усилий всей человеческой цивилизации, новых научных решений и совершенных технологий, чтобы способствовать продвижению идеи экологической цивилизации в сфере экономики, политики, культуры и повседневной жизни общества.
Эти две конференции имели и отличия. Если первая конференция поддерживала взаимное уважение между разными цивилизациями и призывала к усовершенствованию диалога и сотрудничества по вопросам, касающимся всего мира и заслуживающим всеобщего внимания, то вторая была ориентирована на практику ведения этого диалога и развития сотрудничества между разными цивилизациями с целью создания экологической цивилизации. Первая конференция послужила фундаментом для успешной работы второй конференции, которая хорошо раскрыла глубокие корни экологического кризиса и призвала к решению данной проблемы с помощью создания адекватной модели и выверенного пути дальнейшего развития. Она также предложила новые подходы и расширила пространство для укрепления международного сотрудничества.
– Когда и где будет проходить следующий форум и какова его программа?
– Третья конференция Всемирного культурного форума будет проведена в Шанхае 18–19 июня 2014 г. Ее главной темой станет «Укрепление культурного взаимодействия мягкой силы, способствование всеобщему миру и развитию». На эту конференцию будут приглашены политики разных стран, всемирно известные ученые, бизнес-элита, представляющая как зарубежные, так и отечествен- ные предприятия, руководство разнообразных изданий. Конференция будет длиться в течение двух дней с участием более 500 приглашенных лиц. Основная программа следующая: церемония открытия, общее собрание, отдельные секции, межкультурный диалог на высшем уровне, церемония закрытия. Во время конференции параллельно будут проводиться выставки, концерты и т. п. мероприятия.
Конференция начнется с обсуждения темы «Культура использования мягкой силы». Будет обсуждаться и глубоко изучаться значение и основные особенности мягкой силы в различных странах мира. Особое внимание будет уделено выяснению того, как можно улучшить взаимопонимание людей из разных стран с учетом их культуры и традиций, как укрепить взаимное доверие и сотрудничество.
Планируется детально обсудить вопросы использования мягкой силы в разных странах с целью сохранения всеобщего мира и развития человека на основе уважения к культурному разнообразию, а также различные формы сотрудничества посредством всесторонних социальных и культурных обменов.
– Благодарим за ответы и надеемся на дальнейшее творческое сотрудничество.
Перевод с английского аспиранта Финуниверситета
при Правительстве РФ Анны Лагерь
Литература
К итогам Второго Всемирного культурного форума (18–19 мая 2013 г., Ханчжоу, Китай) // Век глобализации. 2013. № 2(12). С. 3–22. (To the results of the Second World Cultural Forum (May 18–19, 2013, Hangzhou, China) // Age of Globalization. 2013. No. 2(12). Pp. 3–22).
Чумаков А. Н. Культура и вызовы глобализации: новые подходы // Век глобализации. 2011. № 2(8). С. 174–180. (Chumakov A. N. Culture and challenges of globalization: New approaches // Age of globalization. 2011. No. 2(8). Pp. 174–180).