Специфика формирования профессионального самосознания студентов-режиссеров


скачать Авторы: 
- Слободчиков И. М. - подписаться на статьи автора
- Терещенко В. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №2(74)/2014 - подписаться на статьи журнала

В статье уточняется понятие «профессиональное самосознание» применительно к профессии режиссера. Рассмотрены проблемы и этапы становления как профессионального Я, так и самосознания студентов-режиссеров.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, модель формирования профессионального самосознания, профессиональная идентичность, Я-концепция, профессиональное (творческое) Я.

The author considers the notion of “the professional self-cоnsciousness” with regard to the profession of the stage director. The article concerns the problems and the stages of forming of both the professional and the personal self-consciousness of the students of the stage director's specialization.

Keywords: professional self-consciousness, the model of formation of the self-cоn-sciousness, professional identity, self-concept, professional (creative) self-conscious-ness.

Проблемы, связанные с профессиональным развитием человека, традиционно находятся в центре внимания психологов. В научных исследованиях (К. А. Абульханова-Славская, М. Н. Гуревич, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, О. В. Москаленко, К. К. Платонов, В. В. Столин, И. И. Чеснокова и др.) неоднократно доказывалось, что личность как субъект профессионального становления характеризуют определенные психологические особенности: высокая степень развития рефлексии, зрелое целеполагание, адекватная самооценка, способность к саморазвитию в соответствии с изменяющимися требованиями профессии.

В настоящее время появляются новые разработки, вовлекающие в круг общих исследований по психологии профессий такие «нестандартные» профессии, как актер и режиссер. Подчиняясь общим закономерностям развития науки, соответствуя в полной мере принципам формирования профессиональной среды и динамике формирования профессионального самосознания, в творческих специальностях на передний план выдвигаются проблемы, связанные с исследованием специфики формирования профессионального самосознания и профессиональной идентичности.

Рассматривая проблему становления профессионального Я в при-ложении к режиссерской специальности, необходимо сказать о том, что этот конструкт включает в себя систему представлений человека о себе как субъекте собственной жизни и профессиональной деятельности. При этом в большинстве случаев происходит взаимоналожение, фактически «слипание» этих характеристик, в результате чего возникает высокий риск формирования личностных деструкций, искажения в предъявлении Я-образа. В процессе про-фессионального развития, вне всякого сомнения, происходит изменение Я-концепции личности, формируется представление о своем профессиональном будущем и о реализации профессиональной цели, но при этом в норме существует и определенный баланс, паритетное равновесие между составляющими целостной Я-концепции. Анализируя и разрешая возникающие противоречия, актеры и режиссеры получают возможность полностью реализовать себя в выбранной профессии и добиться успехов в области театрального творчества.

Важно отметить, что творческий вуз, включающий в себя специализированные факультеты, имеет большие возможности для формирования профессиональной компетентности студентов. Это связано с особенностями профессиональной подготовки режиссеров-педагогов (в частности, объединение теории и практики в единый процесс, системность, коллективный характер профессиональной деятельности, возможность поэтапной реализации обозначенной задачи с учетом психофизических особенностей студентов), ценностно-смысловой направленностью профессиональной деятельности.

Анализируя процесс становления профессионального самосознания, исследователи традиционно выделяют несколько стадий, первая из которых – это формирование «первичного образа профессии» на основе общеинформационных представлений о профессиональной деятельности. Вторая стадия, связанная с получением ряда специальных знаний и первичных навыков, может быть названа стадией закрепления и оформления образа профессии (по сути, вторичный образ). Третья стадия – погружение в профессию, в связи с чем ее «внешнее» видение сменяется «внутренним», что ведет к приобретению профессиональных установок, изменению ряда личностных характеристик и качеств, увеличению (или ослаблению) интереса к профессии, а значит, и мотивации к дальнейшему занятию ею. На четвертой стадии можно говорить о формировании устойчивых профессиональных «паттернов»; здесь личность приобретает устойчивые качества профессиональной идентификации, у нее появляется опыт внешних и внутренних оценок результатов собственного труда. Пятая стадия характеризуется оформлением профессионального самосознания, кроме того, важным становится формирование внутренних установок на профессиональное саморазвитие, повышение уровня профессиональной компетенции. Все описанные стадии соотносятся со стадиями обучения в вузе.

Применительно к творческим специальностям (в частности, режиссерской) описанный процесс имеет следующую специфику: во-первых, начальной профессиональной «вводной» будет являться понятие «творческий потенциал», который станет определяющим в рамках категории «реализация», тождественной понятиям «личностная и профессиональная самореализация». Во-вторых, триада «бытовое представление» о профессии – «коррекция профессионального образа» в процессе обучения – «действительное обретение образа профессии» в приложении к творческим специальностям свидетельствует не об эволюции процесса профессионализации, а о «революционном» характере перехода, в силу чего возникают многочисленные внутриличностные и межличностные конфликты. В-третьих, представления о временных и пространственных «координатах» творческой деятельности, накладываясь на множественные бытовые обстоятельства и процессы социального взаимодействия и общения (как в процессе обучения, так и после него), подвергаются сложной коррекции, что усиливает и расширяет зону конфликтов. В-четвертых, «индивидуальный» конструкт творческой личности в большей или меньшей степени «растворяется» в профессиональном поле, происходит трансформация жизненных смыслов, целей, ориентиров, ценностных установок, что приводит к формированию особого типа «творческой личности» и соответствующей акцентуации характера. В-пятых, этот процесс сопряжен с развитием специфического образного мышления и оформлением индивидуальных и индивидуально-типологических особенностей восприятия.

Исследуя специфику становления профессионального самосознания представителей творческих специальностей, мы можем отметить, что процесс оформления профессиональной позиции протекает в рамках противоречия традиционной парадигме профессионализации. Речь идет ни больше ни меньше о том, что вне профессии «личности» представителя творческой специальности фактически нет, «изъятие» профессиональной составляющей в этом случае чревато деструктивными последствиями, ставит под угрозу факт сохранения этой личностью психической, психологической и социальной адекватности, а в ряде случаев и факт физического существования.

Решая основную профессиональную задачу обучения режиссерскому «ремеслу», рассматривая формирование профессионального самосознания как некую «сверхцель», «сверхзадачу», педагог творческого вуза (в частности, факультета режиссуры) сталкивается с необходимостью сложной диагностической, прогностической, а в ряде случаев и коррекционной, работы. Уже отмечалось, что достаточно быстро (со второго-третьего курсов) педагогическое общение со студентами-режиссерами приобретает индивидуальный характер, вследствие чего происходит неизбежное совпадение либо несовпадение личностных, характерологических особенностей педагога-мастера и ученика-студента, проявление (и одновременно коррекция) проблемных зон общения, начинают в полной мере проявляться индивидуальные «проблемы» как личностного, так и профессионального плана. Педагог-куратор неизбежно начинает выполнять функции личностно-значимых субъектов (значимых «других» – старших, друзей, иных представителей референтных групп), психолога и воспитателя-наставника. В результате взаимной личностной активности двух субъектов, абсолютной добровольности выбора направленности, качества и уровня их общения (с обязательной подчиненностью реализации профессиональных целей и направленностью на решение профессиональных задач) процесс формирования профессионального самосознания претерпевает существенные изменения. Постижение сути профессии идет не через теоретические модели – конкретные знания и абстрактные представления о профессиональном образе, а через непосредственное погружение в процесс профессионального творчества. С этой позиции реализуется следующая модель формирования профессионального самосознания применительно к творческим специальностям. первый этап – предъявление сформированных общих представлений о профессиональном поле с выбором направления в нем. Этот этап соответствует статусу абитуриента, проявляется в процессе прохождения творческого конкурса по определенной специальности. (Для режиссерских специальностей это трехступенчатая модель: самостоятельная режиссерская работа – построение статической мизансцены на заданную тему; письменная работа – режиссерский анализ литературного произведения; коллоквиум – общепрофессиональное собеседование.) Второй этап – коррекция общего представления о профессии, оформление индивидуального видения специфики творческой деятельности в рамках выбранной специальности, приобретение общепрофессиональных умений и навыков (базовые курсы актерского мастерства, история русского и зарубежного театра, общие основы теории режиссуры). Третий этап – погружение в профессиональное поле, наполнение конкретным содержанием образа профессии, выбор индивидуальных методов освоения профессии, оформление системы личностных ценностных и оценочных переменных (координат) в процессе профессиональной деятельности. Четвертый этап – оформление, развитие и закрепление представления о личностной зрелости как «ядре» профессиональной позиции, активное использование рефлексии как способа движения в профессиональном поле. Пятый этап – оформление профессиональной позиции, изменение системы мышления, объединение профессиональной и личностной зрелости в единую структуру как результат личностных изменений в соединении с профессиональными знаниями, умениями, навыками – формирование профессиональной Я-концепции. Шестой этап – перестройка личностных конструктов, переориентация ценностно-смысловой составляющей личностного развития на решение профессиональных задач и реализацию профессиональных целей, этап трансформации Я-концепции.

Таким образом, специфика формирования профессионального самосознания для творческих специальностей связана с изменением этапов динамики его формирования, их наполнения особым смысловым содержанием, вследствие чего формируется открытая саморазвивающаяся динамическая система, в рамках которой происходит принципиальная переориентировка компонентов Я-кон-цепции, смена ценностных и деятельностных векторов развития. Особенности формирования и реализации профессионального самосознания студентов творческих специальностей прямо сопряжены с изменением системы личностных установок, приводящим к формированию профессионального поля как приоритетного, а в ряде случаев – единственного пространства личностной реализации.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что процесс оформления профессиональной позиции представителей творческих специальностей протекает в рамках противоречия традиционной парадигме профессионализации, в которой профессиональное Я есть часть личностного Я; оно обретает следующую закономерность: Я личностное есть часть Я профессионального. Попытка отторжения профессиональной составляющей от личностной приобретает характер деструктивного процесса, ставящего под угрозу факт сохранения адекватности психического, психологического и социального функционирования личности, ее физического существования.

В этой связи необходимо учитывать, что процесс формирования самосознания в творческом вузе идет в направлении от закрепощения и строгого контроля свободы личностных проявлений (в связи с привитием необходимых профессионально-этических навыков) к раскрепощению – овладению теоретическими знаниями, техническими умениями и одновременно осознанию в себе границ творческого потенциала, его самостоятельного использования. Вследствие этого в процессе становления личностного и профессионального (творческого) Я неизбежно накопление деструктивных элементов, значимое повышение уровня тревожности на первых этапах (тревога «первых шагов») и уровня агрессии, которая, в свою очередь, формируясь на начальных этапах как агрессия сопротивления, в конечном счете трансформируется в агрессию созидания.