Учение Н. Ф. Федорова в оценке зарубежной историографии (интервью с М. Хагемейстером к 190-летию со дня рождения Н. Ф. Федорова)


Автор: Тумаркина Л. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №1(94)/2020 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2020.01.08

В 2019 г. исполнилось 190 лет со дня рождения Николая Федоровича Федорова (1829–1903) – русского религиозного мыслителя, признанного основателем такого направления в отечественной философии, как русский космизм. В последние годы русский космизм, понимаемый как ряд религиозно-философских и научно-футурологических течений начала
XX в., становится все более популярным среди не только российских, но и зарубежных исследователей. Начатое в 1980-х гг. доктором филологических наук Светланой Григорьевной Семеновой (1941–2014) продвижение идей Николая Федорова сегодня продолжается работой музея Н. Ф. Федорова при библиотеке № 180 ЦБС ЮЗАО г. Москвы, а также ежегодными международными Федоровскими чтениями. Ныне, как юбилейные, они состоялись 5–9 июня в Москве, Рязани, Сасово, Ключах, Шацке, где с докладами по наследию русского мыслителя выступили зарубежные гости из Польши, Италии, Франции, США, Японии.

Интерес к творчеству неординарного философа проявили Джордж Янг и Борис Гройс (США), Анджей Валицкий и Михаил Мильчарек (Польша), Рудольф Бернар (Франция), Анна Манджулло (Италия) и другие представители научного мира зарубежных стран.

Все же одним из самых основательных исследований учения Н. Ф. Федорова остается фундаментальный труд немецкого историка и слависта Михаэля Хагемейстера. Его опубликованная в Мюнхене в 1989 г. диссертация вышла книгой в 550 страниц под названием «Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung» [Hagemeister 1989]. Здесь за 10 лет кропотливого труда подняты сотни архивных документов, отражены десятки встреч и дискуссий с федоровцами и иными исследователями федоровского наследия.

Сегодня эта книга отмечает свое 30-летие. Но все в нашем мире течет и меняется. Как Михаэль Хагемейстер оценивает идеи Николая Федорова сегодня, 30 лет спустя? Это тем более значимо, если учесть проективную и деловую направленность федоровской философии. Именно по этому поводу состоялась моя встреча с Михаэлем Хагемейстером 13 июля 2019 г. в Бохуме (северо-запад Германии), где он сегодня живет, преподает в Рурском университете и где любезно согласился ответить на предложенные ему вопросы.

Ключевые слова: русский космизм, Николай Федоров, Михаэль Хагемейстер, интерпретации, «жертвы истории», современные проблемы, бессмертие.

In 2019, it was celebrated the 190th anniversary of the birth of Nikolai Fedorovich Fedorov (1829–1903), the Russian religious thinker, recognized as the founder of such a direction of “Russian cosmism” in Russian philosophy. In recent years, Russian cosmism, understood as a number of religious-philosophical and scientific-futurological movements of the beginning of the 20th century, has become increasingly popular among both Russian and foreign researchers. The promotion of Nikolai Fedorov’s ideas was started by Doctor of philological sciences Svetlana Grigorievna Semenova (1941–2014) in the 1980s and continues today in the work of the Museum of N. F. Fedorov established at the library number 180 (of Central Library of the South-Western Administrative District of Moscow) as well as in the work of the annual international Fedorov readings. In 2019 the commemorative event took place on June 5–9 in Moscow, Ryazan, Sasovo, Klyuch, and Shatsky, where foreign guests from Poland, Italy, France, the USA, and Japan presented their views on the legacy of the Russian thinker.

George Young and Boris Groys (USA), Andrzej Valitsky and Mikhail Milcharek (Poland), Rudolf Bernard (France), Anna Manjullo (Italy) and other representatives of the scientific world from foreign countries showed their interest in the work of an extraordinary philosopher.

However, one of the most thorough studies of Fedorov’s teachings is presented in the fundamental work of the German historian and Slavist Michael Hagemeister. His thesis, published in Munich in 1989, came out in a 550-page book titled ‘Nikolay Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung’ [Hagemeister 1989]. During ten years of patient work, hundreds of archival documents have been studied, dozens of meetings and discussions with Fedorov adherents and other researchers of his heritage have been reflected.

Today this book celebrates its 30th anniversary. But all is in a state of flux, nothing is constant in our world. How does Michael Hagemeister evaluate Nikolai Fedorov’s ideas today, 30 years later? This is all the more significant if we take into account the projective and business orientation of Fedorov’s philosophy. It was for this reason that I met with Michael Hagemeister on July 13, 2019 in Bochum (north-west Germany), where he lives today, teaches at the Ruhr University; so he kindly agreed to answer the propsed questions.

Keywords: Russian cosmism, Nikolai Fedorov, Michael Hagemeister, interpretations, «victims of history», contemporary problems, immortality.

Тумаркина Лидия Васильевна, аспирант кафедры истории русской философии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова more