Глобализация и моральные противоречия информационного общества


Авторы: 
- Багаутдинов А. М. - подписаться на статьи автора
- Багаутдинов Р. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №1(33)/2020 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2020.01.11

В статье исследуются социальные и моральные противоречия, порождаемые становящимся информационным обществом. Обосновывается, что увеличение объемов информации, изменения в характере межличностной коммуникации в значительной степени способствуют трансформации ментальности. Стремительный темп жизни влияет на состояние моделей реальности, лежащих в основе мировоззренческих, поведенческих, коммуникативных программ человека. Доказано, что для информационного общества свойственно изменение характера межличностных отношений, ослабление их устойчивости и стабильности. На смену долгосрочным отношениям приходят краткосрочные, обретая статус ценностного приоритета информационного общества, что приводит к ослаблению нравственного сознания человека, утрате им способности к поддержанию долгих отношений, имеющих в своей основе нравственное чувство долга и ответственности.

Ключевые слова: информационное общество, отчуждение, ценности, личность, мораль, глобализация, социальные отношения.

The article explores the social contradictions generated by the emerging information society. It is proved that increasing information scope together with changing nature of interpersonal communication significantly contribute to the transformation of mentality. The rapid pace of life affects the reality models that underlie the individual’s worldview, behavioral, and communicative programs. It is proved that the information society is characterized by a changing nature of interpersonal relations whose balance and stability are weakening. The long-term relationships are replaced by short-term ones, the latter acquiring the status of the value priority of the information society, which leads to a weakening of an individual’s moral consciousness and the loss of ability to maintain long-term relationships, which are based on a moral sense of duty and responsibility.

Keywords: information society, alienation, values, personality, morality, globalization, social relations.

Багаутдинов Айрат Маратович, к. ф. н., доцент кафедры философии и политологии Башкирского государственного университета more

Багаутдинов Руслан Айратович, аспирант кафедры философии и политологии Башкирского государственного университета more