Социальная работа как инновационная система современного российского об-щества


скачать Автор: Албегова И. Ф. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №3(36)/2004 - подписаться на статьи журнала

Активное развитие в современной России социальной работы инициировало возникновение нового исследовательского поля для представителей научного социума.

Полиморфизм смыслового значения понятия объективно ставит большое количество проблем и значительно усложняет их решение. Среди них: анализ теоретико-методологических основ изучения социальной работы; выявление основных тенденций и особенностей ее институционализации; специфика и содержание социальной работы как вида деятельности (профессиональный в том числе), типологизация ее субъектов и объектов, способов, методов и технологий реализации; выявление места и роли социальной работы в процессах модернизации российского общества и т. д. и т. п.

Сегодня под социальной работой понимается и общественное явление, и вид деятельности (как профессиональной, так и непрофессиональной), и специальность, и учебная дисциплина, и наука. Генезис и динамика развития данных понятий не отличаются своей временной длительностью. Историческая ретроспектива показывает, что исключением является лишь явление социальной работы, которое как вид деятельности всегда присутствовало в человеческом сообществе и имело в своей основе те философско-идеологические доктрины, которые доминировали в конкретный временной отрезок и отдельно взятой стране или регионе. При всем их многообразии общими были традиции помощи, любви, сострадания, соболезнования, стремление разделить горе и беду другого, которые, как правило, не зависели от официальной идеологии, философской ориентации, вероисповедания и национальности.

Превращение социальной работы в профессиональную деятельность позволило в качестве одной из методологических основ ее изучения использовать теорию деятельности. Более того, ее развитие как вида деятельности привело к созданию в российском обществе принципиально новой системы – системы социальной работы, которая проходит стадию институционализации.

Любое общество, и российское в том числе, представляя из себя систему, одновременно состоит из многочисленного числа подсистем, в основе возникновения, становления и институционализации которых лежат разнообразные виды и типы деятельности. Изменение социальных условий приводит к возникновению новых ее видов и модификаций уже известных.

В основе процесса возникновения, становления и институализации систем лежат разнообразные виды деятельности.

Деятельность является универсальным способом взаимодействия человека с окружающим миром. Любая деятельность имеет свою цель, выполняющую роль системообразующего фактора и обеспечивающего его целостность. Она также имеет формы собственной организации или внешних форм.

У каждого вида деятельности есть свой способ существования как некоторого принципа действия и набора техник, приемов, ее обеспечивающих. Овладение именно способом деятельности позволяет человеку конструировать, воспроизводить определенные ее типы.

Человеческая деятельность всегда существует как действие или цепь действий. При этом детерминирующими факторами деятельности, которые в отличие от внешних по отношению к ней условий имманентны ей, выступают потребности и интересы отдельно взятых субъектов.

Потребности порождаются объективными условиями жизни людей и выражают объективную зависимость человека от внешнего мира. Поэтому вся практическая деятельность людей может рассматриваться как форма удовлетворения потребностей, возникающих как отражение объективных условий и осознание возможностей удовлетворения.

Любая деятельность протекает в определенных объективных условиях, которые представляют собой результаты прошлой деятельности, не зависящие от сознания субъектов.

Анализ основных характеристик детальности позволяет рассматривать ее как единство двух сторон: внутренней, субъективной, т. e. идеальной (выбор цели и средств, анализ условий, схема действий), и внешней, объективной, т. е. физической активности субъекта (взаимодействие средств с объектом, объективные процессы, результат).

Существует огромное количество разнообразных типов и видов деятельности. Изменение социальных условий приводит к возникновению новых ее видов и модификации уже известных.

Так, наряду с традиционными «старыми» видами деятельности (политической, экономической, культурной, религиозной, экологической и т. д.) в российском обществе сосуществуют и достаточно инновационные: социальная работа, менеджмент, маркетинг, государственное администрирование, социальное проектирование, прогнозирование и моделирование и т. д.

Субъекты, осуществляющие деятельность, создают ее социальную основу и формируют определенную социальную систему. Так, например, субъекты экономической деятельности формируют экономическую систему, носители политической – политическую.

Субъекты социальной работы как деятельности, смысл которой состоит в выявлении проблем отдельных групп и личностей и оказания помощи в их решении при помощи разных способов, также сформировали принципиально новую систему.

Она, как и другие системы общества, является целостным образованием, состоящим из совокупности конкретных элементов с присущими только им свойствами и характером взаимосвязи. При этом вопрос о составляющих систему социальной работы элементах является принципиальным.

А. И. Пригожин, рассматривая закономерности взаимодействия типа и формы системы с ее элементным составом, сформулировал некоторые общие посылки*.

Прежде всего автор отмечает, что «не из любого элементарного состава можно сформировать тот или иной тип системы, конкретную ее форму». Из этой посылки следует тот факт, что в социальных системах (и в системе социальной работы также) возникает противоречие между инновационными, авангардными формами их структурной организации и социально-психологическими особенностями индивида. Если первые меняются быстрее вторых и не в соответствии с ними, то дисфункциональность неизбежна.

Вторая посылка А. И. Пригожина состоит в признании примата элементного состава, системы по отношению к ее типу и форме в ситуации коренных преобразований. Это означает, что именно элементы системы при соответствующих условиях способны сформулировать адекватные тип и форму системы, а не наоборот.

Третья посылка заключается в том, что в социальных системах носителями системо-творчества являются индивиды, обладающие свойствами субъекта. Главное из этих свойств – деятельное самосознание, т. е. понимание своей личной инициативы как субъективно возможной и общественно значимой основы собственного существования.

В социальном смысле субъект – это автор выбора. В организационном смысле субъектность можно представить, как единство целеполагания и целесуществования в одном лице. Субъект есть лицо, способное к выбору типа деятельности, конкретной роли для себя среди других субъектов и выработке собственных целей и средств для их достижения. Его отличает суверенность, т. е. возможность и желание самому определять свою судьбу, образ жизни, стремление развивать рамки реальной независимости и компетенции. Одновременно субъект – носитель и автор вклада в какую-либо совместную деятельность, полномочный, например, в межсубъектных отношениях, где он воспринимается с точки зрения своей полезности. Суверенность и функциональность – главные признаки субъекта.

Субъектность – свойство приобретаемое и развиваемое. Всеобщим оно быть не может, ибо является производным от общественных условий и личных особенностей. При одинаковых первых вариативность вторых бесконечна.

Учитывая, что элементы системы социальной работы представлены ее субъектами (теми, кто непосредственно осуществляет ее как вид деятельности) и объектами (теми, на кого направлено ее действие), то проблема субъектности в социальной работе имеет два аспекта.

Первый непосредственно связан с личностью социального работника-профессионала. Ясно, что не все социальные работники могут иметь такое свойство, как субъектность. Оно может быть развито, во-первых, через внедрение как можно большего числа разнообразных организационных форм реализации социальной работы (государственных, негосударственных и коммерческих). Во-вторых, через процесс освоения социальными работниками уже известных социальных технологий и их активного применения, а на более высоком уровне – их разработки, апробации и внедрения. Технологизация деятельности социального работника значительно повышает уровень ее эффективности, активно развивает адаптивные способности личности, улучшает процессы коммуникации и, как следствие, инициирует возникновение такого свойства, как субъективность.

По-видимому, в сфере социальных технологий берет свое начало и процесс развития субъектности у объектов социальной работы. Детальное изучение их разнообразия, общих черт и характеристик (дезадаптированность, девиантность, наличие личностных проблем и т. п.) позволяет определиться в характере помощи им более адекватно. Учитывая, что социальная работа относится к профессиям типа «субъект-субъект», то ресурсы специалиста по социальной работе способствуют реадаптации объектов, а обучение последних социальным технологиям (техникам трудоустройства, выживания, карьерного роста, быстрого снятия стресса, саморазвития, самоорганизации и т. п.) прямо способствует их самоусилению, а в перспективе и формированию у некоторых такого свойства, как субъектность.

Количественный и качественный состав субъектов и объектов социальной работы как элементов ее системы непосредственно зависит от состояния стратификационной системы российского общества.

Дело в том, что каждая система общества (и политическая, и экономическая, и стратификационная, и система социальной работы и т. д.) так или иначе взаимосвязана с другими, зависима от них, а часто просто ими детерминизирована. Последнее прямо относится к системе социальной работы, напрямую зависящей от состояния стратификационной системы, в основе развития которой лежат экономическая и политическая системы.

Стратификация и социальная работа как системы общества, исходя из принципа социальной детерминации, имеют немало разнообразных видов связей: причинно-следственных, функциональных, связей обусловленности, корреляции, состояний, времени, пространства и т. д.

Прежде всего, стратификационная система как система-причина является источником возникновения системы социальной работы, ее объектов и субъектов. Далее, стратификационная система, выступая в качестве причины, определяет сущность системы-следствия социальной работы, а также априори задает ее основные качественные характеристики. Система-следствие (социальная работа) возникает как своего рода отпочкование от системы-причины. И наконец, преобразования в системе-причине обуславливают коренные образования в системе-следствии. Так, изменения в стратификационной системе, ее дифференциация, усложнение состава меняют институты социальной работы, способствуют появлению ее новых объектов (клиентов), увеличивают число субъектов.

Результатом функциональных связей стало формирование новой социально-профессиональной группы – группы социальных работников, специалистов по социальной работе, занявшей в стратификационной системе свое определенное место, усилив тем самым социальную дифференциацию российского общества.

Кроме субъектов и объектов, в качестве элементов системы социальной работы могут выступать различные организации, осуществляющие функции социальной работы: организации здравоохранения, образования, воспитания и т. п. и т. д.

Они могут быть государственными, негосударственными и коммерческими. В последнее десятилетие значительно активизировались гражданские инициативы, проявившиеся в создании и функционировании негосударственных организаций (НКО). Сегодня они стали достаточно активными субъектами социальной работы. Только в Ярославской области их число достигает полутора тысяч.

НКО содействуют решению важных социальных проблем в обществе, создают условия для развития потенциала человеческой личности, способствуют возрождению духовных и нравственных основ российского общества, по мере сил помогают людям в сложных жизненных ситуациях.

Многие общественные организации проводят научно-исследовательскую работу, занимаются просветительской и издательской деятельностью, выступают в СМИ, привлекая тем самым внимание широкой общественности к актуальным социальным проблемам современного российского общества.

Некоторые НКО проводят обучающие мероприятия (тренинги, семинары, консультации) по овладению различными техниками выживания в условиях стресса, безработицы, безденежья, выходу из кризисных ситуаций, да и просто по решению проблем с наименьшими тратами времени и сил.

При этом члены НКО формируют у граждан установки на решение своих задач и проблем самостоятельно, без надежды на помощь со стороны государства.

Тем самым они как бы инициируют активность людей, помогают им развить лидерские черты и качества, а по-другому – воспитывают и формируют субъектность.

По сути, НКО, в силу объективных причин (особенностей финансирования, а лучше сказать, его отсутствия, специфики психологии их членов и философии существования), вынуждены разрабатывать принципиально новые, подчас неожиданные и нестандартные способы решения социальных проблем. Они выступают общественными генераторами идей, причем идей, которые для своей реализации не требуют особых материальных затрат, но дают значимый положительный социальный эффект, т. е. НКО разрабатывают инновационные социальные технологии, апробируют и внедряют их, а также совершенствуют уже имеющиеся.

Другое свойство любой системы общества, и системы социальной работы в том числе, – ее делимость на подсистемы, которые в свою очередь обладают системными свойствами. Например, можно выделить систему социальной защиты населения, систему пенсионного обеспечения, систему правового обеспечения социальной работы, систему трудоустройства безработных, систему адаптации и реадаптации бывших военнослужащих, заключенных, жертв экологических катастроф и террористических актов и т. д.

Выделенные два свойства системы социальной работы (целостность как совокупность конкретных элементов и делимость) интегрируются в ее структурности. Именно структурность позволяет познать всю систему, так как она выражает способ, закон существования элементов систем. Познать структуру – значит выявить ее элементы и связать их некоторой закономерной связью.

Надо отметить, что внутренняя структура системы социальной работы находится в стадии становления: одновременно идет непрерывный процесс возникновения новых и отмирания старых структурных образований.

Таким образом, система социальной работы относится к классу сложных, самоорганизующихся, развивающихся по нелинейной законам, открытых систем.

Открытая система – это такая система, которая способна постоянно обмениваться веществом (энергией, информацией) и обладает как «источниками» – зонами подпитки ее энергией окружающей среды, действие которых способствует наращиванию структурной неоднородности данной системы, так и «стоками» – зонами рассеяния, «сброса» энергии, в результате действия которых происходит сглаживание структурных неоднородностей в системе.

Нелинейность в синергетике означает многовариантность или альтернативность путей развития и вытекающую отсюда необратимость процессов. Речь идет о том, что в каждый момент система находится в состоянии развития или, по-другому, в точке бифуркации.

Идея самоорганизации в синергетике раскрывается через механизм самопроизвольного возникновения, относительно устойчивого существования и саморазрушения макроскопических структур, механизм перехода от хаоса к порядку и наоборот.

Развитие системы социальной работы социально детерминировано, зависит от конкретных условий, ее функционирования в обществе. Именно эти условия определяют основные направления социальной работы, диктуют приоритетность решаемых проблем и задач, формируют организационные структуры, влияют на специфику методов и технологий, ускоряют или замедляют процессы ее институционализации. По сути, социальная детерминация данного вида системы российского общества определяет характер ее динамики, скорость обмена информацией с другими системами и уровни их взаимосвязей, взаимодействия и взаимовлияния.

Таким образом, можно сказать, что социальная работа, являясь профессиональным видом деятельности, воспроизвела в российском обществе свою уникальную систему, куда вошли ее субъекты: люди (социальные работники-профессионалы), государственные, частные и общественные организации, осуществляющие социальную политику основного субъекта социальной работы – государства: государственные учреждения, готовящие специалистов по социальной работе (колледжи, лицеи, училища, высшие учебные заведения); объекты (клиенты) социальной работы: пенсионеры, безработные, «люди улицы», инвалиды, дети, подростки-девианты и деликвенты и т. д. и т. п., а также организации социальной сферы, осуществляющие защиту населения и оказывающие помощь нуждающимся. Конечно, процесс институционализации социальной работы, то есть правовое и организационное закрепление общественных отношений, возникающих в ходе ее осуществления, учреждение новых общественных институтов, так или иначе связанных с ее функционированием, еще далек от завершения.

* Пригожин А. И. Проблема субъекта в центре процесса приватизации // Социс. 1992. № 4.