Научно-теоретическая конференция «Философия и наука»


скачать Автор: Покровская Т. П. - подписаться на статьи автора
Журнал: Выпуск №3(36)/2004 - подписаться на статьи журнала

18 ноября 2003 года в Институте философии РАН по инициативе Московского отделения философского общества РФ состоялась конференция на тему «Философия и наука».

Конференцию открыл председатель Московского отделения философского общества проф. Павлов Ю. М. Он подчеркнул, что проблема соотношения философии и науки является очень актуальной проблемой, особенно в свете распространения постмодернистских философских течений, отвергающих научный характер философии и сводящих ее к так называемому дискурсу, т. е. к пустым рассуждениям.

С основными докладами на конференции выступили: доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ИФ РАН проф. А. Л. Никифоров, доктор философских наук, зав. кафедрой философии Московского химико-технологического университета проф. В. И. Метлов и доктор философских наук, главный редактор журнала «Философия и общество» профессор кафедры социальной философии философского факультета МГУ И. А. Гобозов.

Профессор А. Л. Никифоров в своем докладе отметил, что, с его точки зрения, философия не является наукой в силу ее плюралистичности и невозможности применения к ней истинностной оценки. Она не является также научным знанием. Она представляет собой, прежде всего, мировоззрение, общую картину мира, изображенную человеком. Поэтому она всегда предполагает наличие субъективной оценки этого мира, что приводит к слиянию фактов и ценностей. На его взгляд, нет единой философии. Она распадается на конгломерат концепций и учений, ищущих ответ на три группы вопросов:

1. Что есть мир, что есть общество;

2. Как мир и общество познаются;

3. Что такое человек («Я»).

Профессор Гобозов И. А. в начале своего доклада отметил, что проблема соотношения философии и науки всегда была актуальна, но особую актуальность она приобретает в настоящее время, когда научный анализ социальной действительности уступает место пустопорожним и схоластическим рассуждениям. Философы сейчас пишут и говорят обо всем, о чем хотят, считая, что философия – это знание обо всем и ни о чем. Наблюдается засилие иррационализма, отвергающего всякие рационалистические методы исследования объективного мира. Во многих диссертациях не ставятся и не решаются реальные проблемы, зато в изобилии наблюдаются пустые рассуждения о смысле жизни, о человеке и космосе. Такого рода диссертации не способствуют росту философских знаний. Критикуя позицию А. Н. Никифорова, И. А. Гобозов указал, что есть разные философии, некоторые из которых носят научный характер, а другие – нет. В этой связи он выделяет три вида философии:

1. Философия мирообъяснения;

2. Философия мироощущения;

3. Философия миропостижения.

Философия мирообъяснения обращается к науке и оперирует научными понятиями. Этот вид философии основан на принципе монизма, использует определенный философский язык (который, безусловно, есть), оперирует понятиями и категориями, разработанными классиками философии. Это – научная философия. К ней относится вся классическая философия, вершиной которой является философия Маркса.

Философия мироощущения предполагает описание философами своих личных ощущений (философия жизни, экзистенциализм, персонализм). Эта философия не предполагает выработки единого философского языка и категорий. Это – ненаучная философия.

К третьему виду философии относится, прежде всего, религиозная философия, которая не предполагает никакого научного основания, и, конечно же, этот вид философии вообще не совместим с наукой.

Встает закономерный вопрос – что преподавать? На взгляд докладчика, нельзя запрещать преподавать любой из этих видов философии. Но какую пользу могут принести ненаучные философии в повышении уровня культуры мышления, в правильной ориентации в окружающей природной и социальной действительности? По мнению проф. Гобозова, польза весьма сомнительна, а вреда больше. Поэтому в преподавании философии, по твердому убеждению докладчика, должна доминировать научная философия, т. е. философия мирообъяснения.

Профессор Метлов В. И. заметил, что вся проблема заключается в трудности определения понятия «наука». Но мы должны стремиться различать науку и ненауку. Эта проблема существует практически везде. Два года назад в Сорбонне защищалась диссертация по астрологии сознания. Это привело к большому скандалу. Проф. Метлов В. И. обратил также внимание на основной вопрос философии. Он заметил, что не надо бояться этого вопроса. Он и сейчас является основным. Даже Хайдеггер рассматривает отношение сознания и бытия в качестве основного вопроса своей философии. В Кембриджском словаре есть трактовка основного вопроса философии как отношения между материальным и идеальным.

Философия в настоящее время вошла в научный контекст. Она выдвигает различные гипотезы, которые подтверждаются или опровергаются науками, те, в свою очередь, влияют на саму философию. Все взаимносвязано. Изменения в физике в связи со становлением квантовой теории привели к пересмотру некоторых философских теорий. Прежняя физика целиком ориентировалась на объективность. Теперь она принимает во внимание активность субъекта, поэтому она вводит в научный контекст философию. Происходит изменение образа науки. Она принимает эволюционный характер, что приводит к переносу ее интереса от предмета на процесс. Мы говорим о возникновении эволюционизма в современной науке. Вообще история, развитие общества и развитие науки – взаимосвязанные процессы. Великая французская революция повлияла на развитие всех наук, однако определить предмет философии, предмет науки и многих явлений не смогла.

На конференции выступили: проф. Ивлев Ю. В., проф. Казаков Д. Ф. и многие другие.

Профессор Ивлев Ю. В. заявил, что проблему соотношения философии и науки можно решать и с позиции логики. По его мнению, трудно дать определение науки. Нет сомнения в том, что математика является наукой, но математики не могут дать определение этой науки. Вряд ли можно сказать, что такое философия. Но мы знаем, что есть рациональная и иррациональная философия. Между ними нет ничего общего. Рациональная философия к науке ближе. Как в науке, так и в рациональной философии имеются общие моменты: это понятия, аргументация, систематика. Можно выделить признаки научной теории:

1. Научная теория – не пустое множество предложений. В научной теории есть предложение и следствие из него. Связь модели и объекта определенной области реального. Сходство, упрощение, искажение реальной системы теоретических объектов. В философской концепции эти признаки есть. Они сформулированы в диалектической логике.

2. Существует обоснованность знания. В философии есть неопровергаемые знания (атомизм древних). Более того, нередко конкретные науки не могут объяснить того, что может объяснить философия.

3. Применение исторического метода характеризует философию как науку.

Философы умозрительно ставили многие проблемы. Многие из них были подтверждены наукой, а другие – опровергнуты.

Профессор Казаков Д. Ф. считает, что сегодня существует около 15 тысяч наук. И каждая имеет собственную нишу бытия – свой объект и собственный предмет познания, свои законы и закономерности изучаемых вещей и явлений, свои принципы и рекомендации для совершенствования и решения тех проблем, которые поставлены в основу теоретического и практического интереса научной дисциплины. Все они по-своему специфичны, не повторяют друг друга и не мешают друг другу в ходе анализа проблем познания и выработке желаемых целей, хотя каждая из них что-либо заимствует у других дисциплин, опирается в какой-то мере на достижение последних. Однако главное, что объединяет, делает науки схожими, – это их объективное отражение реальностей, стремление к получению подлинных, истинных знаний об изучаемых вещах, явлениях и процессах. Это в полной мере относится и к философии. Ее основная задача – поиск истины. Нет ни одного определяющего признака научности, который бы отсутствовал в философии. Пифагор, Платон, Аристотель и другие корифеи философии считали, что философия рождена и предназначена для поиска истины на основе любви к мудрости. Ненаучная философия никому не нужна.

Большинство участников конференции пришло к выводу, что в философии присутствуют очень сильные элементы науки. Без философии науки существовать не могут. Философия является методологией научных исследований. Она со времен Платона стремится к постижению истины. В конце XIX века философия начинает деградировать, делясь на научно-рационалистическую философию и философствование. Участники конференции выразили надежду, что, хотя философия в настоящее время переживает трудные времена, тем не менее она снова займет то место, которое занимала во все времена в системе научных знаний.