Интеллигенция как предмет философского исследования. В. В. Возилов, Ю. Н. Назаров – Философия интеллигенции: Ра-зум как революционная сила истории, Иваново, 2002


скачать Автор: Семоненко А. М. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(37)/2004 - подписаться на статьи журнала

Как заявляют авторы монографии В. В. Возилов и Ю. Н. Назаров, их работа посвящена философскому анализу интеллигенции как разумной движущей силы материального и духовного производства. Соавторы считают, что сущность интеллигенции как социальной группы заключается в осуществлении ею функций опосредованного и непосредственного управления людьми во всех сферах общества на всех ступенях истории. Интеллигенция рассматривается ими в качестве главного субъекта революций в технико-экономической, духовно-идеологической и политической областях общественной жизни.

Но насколько новы и оригинальны предложенные идеи?

Проблема интеллигенции активно обсуждается в российской научной и публицистической литературе уже около полутораста лет. В последние два-три десятилетия на стыке различных об-щественных наук – социальной философии, всеобщей истории, социологии, политологии, этнологии, филологии – возникло особое научное направление, которое авторы предлагают назвать «философией интеллигенции».

Это отличает работу В. В. Возилова и Ю. Н. Назарова от традиционных интеллигентоведческих работ. Прежние эмпирические и теоретические описания интеллигентского труда, выполнявшиеся на основе разнообразных методологических и мировоззренческих принципов, не давали целостного представления о сущности, месте и роли интеллигенции в обществе, задачах интеллигентской деятельности. Для преодоления субъективных пристрастий авторы предлагают разработать общую теорию интеллигенции как общественного феномена, возникшего в глубокой древности, существующего у всех народов, во всех культурных мирах и играющего решающую роль во множестве исторических событий.

Предметом рассмотрения в рецензируемой монографии является, с одной стороны, intelligentia («разумность» – одна из категорий западноевропейской философии) как всеобщее свойство человека – способность индивидов и групп решать мыслительные и практические задачи. Другой стороной предмета исследования авторы избрали интеллигенцию как особую категорию людей, сознательно и целенаправленно развивающую свою интеллигенциальность (профессиональную разумность) в различных областях культуры для решения социально значимых задач, стоящих перед отдельными народами и человечеством в целом.

Основная мысль рецензируемой работы сводится к тому, что интеллигенция как общественный феномен возникает в глубокой древности, существует у всех народов, решая важнейшие вопросы управления обществом. Интеллигенция, представляющая собой особую социальную группу, рассматривается авторами как относительно самостоятельная система, элементы которой формируются в процессе общественного разделения труда, в ходе появления новых видов умственной деятельности и социальной дифференциации.

Круг вопросов, рассматриваемых авторами, очень широк: когда возникло слово «интеллигенция», что оно первоначально обозначало и каким образом философско-гносеологический смысл данного понятия был вытеснен социологическим; каким содержанием наполнялся этот термин в разное время; когда появляется интеллигенция; какова сущность интеллигенции как особой социальной группы, играющей главную роль в управлении основными институтами общества; каким образом могут решаться теоретические проблемы «интеллигенты и интеллектуалы», «интеллигенция и народ», «интеллигенция и революция» и другие.

Авторам удалось преодолеть традиционный, в значительной мере односторонний, подход к интеллигенции как совокупности людей, занимающихся преимущественно литературно-публици-стической деятельностью и находящейся в оппозиции к государственной власти. Системно-культурологический анализ позволил авторам монографии обнаружить истоки интеллигентской деятельности уже в эпоху родового строя, показать эволюцию данной социальной группы в последующие исторические периоды. Положительное значение имеет оригинальная трактовка таких выдающихся исторических деятелей, как митрополит Илларион, Владимир Мономах, Иоанн Грозный и многих других, как интеллигентов.

Отличительной чертой монографии стал глубокий исторический анализ развития понятия интеллигенции, развития науки об интеллигенции, отечественной историографии интеллигенции. В историко-философском плане особый интерес представляет эволюция слова «интеллигенция», в результате которой латинский термин intelligentia (введенный, вероятно, Цицероном) постепенно наполнялся социально-философским смыслом и, наконец, превратился у русских мыслителей в новое понятие для описания особой социальной группы (интеллигенция), которое было воспринято российской, а затем и европейской, публицистикой и наукой.

Не остались в стороне от внимания авторов злободневные вопросы современного интеллигентоведения, научные дискуссии, которые в последние десятилетия ведутся историками и философами по вопросам происхождения интеллигенции, ее национального лица, предназначения в обществе, места и роли в революционных процессах в мире и в России. Можно с уверенностью сказать, что авторы постарались подвести черту в ряде дискуссионных вопросов о том, что такое интеллигенция, кто такой интеллигент, что представляет собой отличительное качество интеллигенции – интеллигентность (интеллигенциальность).

Большой раздел работы – «историософия интеллигенции» – позволяет по-новому взглянуть на исторический генезис и эволюцию интеллигенции, связь метафизико-гносеологических и конкретно-исторических процессов развития интеллигенции. Особенно удачно это показано авторами на примере России, где духовно-идеологические, материально-экономические и политические процессы с необходимостью связаны с деятельностью интеллигенции, а вызревание новых социально-экономических отношений, нашедших преломление в интеллигентских идеологических исканиях, представлены как длительные эволюционные и революционные процессы.

Совместная работа В. В. Возилова и Ю. Н. Назарова явилась закономерным итогом их научной деятельности. В. В. Возилов известен как специалист по истории русской радикальной интеллигенции, в 2000 году защитил диссертацию «Нигилизм радикальной интеллигенции России в ее идеологии и практической деятельности (70-е годы XVIII – 70-е годы XIX веков)». Он также автор книги «Интеллигенция провинциального города в истории России» (Иваново, 2003). Ю. Н. Назаров занимается проблемами социальных революций. Несколько лет назад вышло его учебное пособие «Русское мировоззрение: мифология, идеология, философия» (Шуя, 1998).

В целом монография «Философия интеллигенции» представляет собой значительный вклад в развитие отечественного интеллигентоведения. Некоторые теоретические положения авторов монографии не традиционны, более того, их можно назвать революционными, открывающими широкий простор для дальнейшей плодотворной исследовательской работы в области социальной философии. Несомненно, что авторы стоят в начале долгого пути философского анализа общественных процессов, в которых ведущую роль играют профессионалы умственного труда, т. е. интеллигенты-управляющие.