Выход в свет фундаментального исследования доктора исторических наук, профессора кафедры философии Московского физико-технического института и Московского госуниверситета им. М. В. Ло-моносова Юрия Ивановича Семенова «Философия истории» в отечественной, да и мировой науке явилось важнейшим событием. В книге автор на основе богатейшего эмпирического материала и специальной литературы исследует развитие философии истории и основные принципы ее общей теории начиная с эпохи античности до наших дней.
Концептуальная задача автора заключалась в целенаправленном исследовании и раскрытии специфики постановок и решения таких философско-исторических проблем, как: проблема субъекта всемирного исторического процесса, проблема понимания и интерпретации этого процесса, проблема исторической и историофилософской мысли в поисках социальной основы человеческого общества и движущих сил истории, всемирная история в свете глобально-формационного подхода и, наконец, основные тенденции и перспективы всемирного исторического развития. Автор дает обзор всех наиболее значимых в философской и исторической науках теорий исторического процесса как единого закономерного процесса, рассматриваются главные тенденции современного мирового развития и место России в нем на рубеже веков.
Теоретический дискурс книги Ю. И. Семенова «Философия истории» во многом определен тем, что в нем, по замыслу автора – философа-историка, представлены существенно различные, подчас взаимоисключающие точки зрения высококвалифицированных специалистов ведущих академических и вузовских центров России, республик бывшего Союза, а также специалистов дальнего зарубежья, особенно Западной Европы и Америки. Надо отметить, что в книге дискурсивные материалы хорошо корреспондируются с общим направлением и концепцией данного труда.
Согласно общей концепции, в основу книги профессора Ю. И. Семенова, состоящей из пяти основных разделов и 293 параграфов, положен принцип проблемно-тематический и аналитическо-синтетический, в соответствии с которым отдельные сами по себе крупные разделы и многочисленные параграфы данного труда сгруппированы в несколько относительно самостоятельных, но диалектически тесно связанных между собой частей обширнейшего исследовательского материала. В них на основе богатых фактических данных и теоретических обобщений прослеживаются основополагающие характерные черты и тенденции развития философии истории и общей теории исторической науки, предпринята результативная попытка положительно-отрицательного критического переосмысления многих основополагающих принципов философии истории с учетом социально-политических, экономических и формационных изменений, происшедших во всемирной истории, в том числе, в современном мире в последнее десятилетие.
Структура рецензируемого труда и теоретический уровень решения поставленных в нем проблем, как нам кажется, вполне отвечает целям и задачам книги. Как общая концепция этого в высшей степени многопланового исследования, так и все разделы, представленные в нем, не только значительны и ценны в теоретико-познавательном отношении, но привлекают внимание тщательной философско-исторической и общетеоретической основой, ясностью изложения, четкостью формулировок, основательной продуманностью. Выводы, к которым приходит автор, безусловно, создают всестороннее представление о закономерностях развития исторического процесса, исторической обусловленности философии истории, о сущности предыстории человечества и необходимости его перехода в действительную историю.
Нам представляется важным то, что вся книга является ненавязчивым, но аргументированным доказательством неустарелости и даже актуальности марксистской теории, ее непреходящего значения при исследовании всемирной истории человечества. В отличие от многих отечественных обществоведов, в свое время рассматривавших марксизм через дверную скважину, а потому неизбежно ставших догматиками, профессор Ю. И. Семенов, как это принято в современной мировой науке, использует в своей книге аутентичный марксизм, его методологию. Он, в частности, справедливо доказывает, что последние десятилетия характеризуются растущим вниманием ученых-обществоведов ведущих капиталистических стран к открытому Марксом материалистическому пониманию истории. Марксизм сегодня популярен среди этнологов (социальных антропологов) и даже археологов. Профессор Семенов Ю. И. в своей замечательной книге ссылается на множество этих исследований. Вот некоторые из них: Уэссмен, Дж. У. Антропология и марксизм. – Нью-Йорк, 1981; Блох, М. Марксизм и антропология. – Оксфорд, 1983; Макгвир, Р. Марксистская археология. – Лондон, 1992; Донхэм, Д. История, власть, идеология: центральные проблемы марксизма и антропологии. – Беркли, 1999; и др.; а также сборники: Перспективы марксистской антропологии в США. – Нью-Йорк, 1987; Диалектическая антропология. – Гейнсвилл, 1992; Марксистский подход в экономической антропологии. – Лайхем, 1992; и др. Конечно, ненаучные критики марксизма не знают и знать не хотят о том, что такого рода научных исследований по марксизму в западной науке так много, что в издаваемых в Пало-Альто (США) «Ежегодных обзорах антропологии» уже появилось три обзорные статьи: «Марксистский подход в антропологии» (см.: т. 4. – 1975); «Материалистический подход к преистории» (см.: т. 10. – 1981); «Маркс и антропология» (см.: т. 26. – 1997), содержащие обширнейшую библиографию. Эти и многие другие исследования, как, впрочем, и книга уважаемого профессора Ю. И. Семенова «Философия истории», на вопрос: «Чем объяснить громадное воздействие марксизма на ход общественного развития современности?» – отвечают, и отвечают в высшей степени аргументированно. В них убедительно оспаривается подмена научной критики марксизма голым охаиванием и софистическим критиканством.
Как видим, интерес философов-гуманитариев к марксизму вовсе не исчерпан. Более того, изучение богатого современного отечественного и мирового научно-исследовательского опыта в области марксизма и исторической практики, а в ряде случаев его непредвзятая научная критика, открывает новое перспективное направление в отечественном марксоведении, в диалектическом переосмыслении и дальнейшем развитии марксизма.
В целом труд профессора Ю. И. Семенова «Философия истории» представляет как в концептуальном, так и в структурном плане внутренне организованное единство весьма интересного для широкого круга обществоведов исследовательского материала, раскрывающего с достаточной полнотой такую многоплановую и многоаспектную тему, какой является философское осмысление всемирной истории, без которого невозможно вникнуть в закономерность развития многовековой предыстории человечества и исторической необходимости его перехода в действительную историю – социализм и коммунизм. Книга имеет хороший научный аппарат: список всех сокращений, именной, предметный и богатый библиографический указатели, – который поможет читателю легко ориентироваться в ее многочисленных материалах.
Выход в свет фундаментального труда профессора Ю. И. Семенова – это бесценное приобретение для обществоведов всего мира. Он, безусловно, будет полезен для студентов, аспирантов, преподавателей общественных наук и всех, кто интересуется проблемами философии истории. Большому кораблю – большое плавание. Но для этого необходим скорейший перевод данного труда на английский язык. Будем надеяться, что найдутся умные спонсоры, чтобы организовать перевод «Философии истории» профессора Ю. И. Семенова.