Михаил Петрович Мчедлов (1928–2007)


скачать Журнал: Философия и общество. Выпуск №3(47)/2007 - подписаться на статьи журнала

Невосполнимую утрату понесло современное российское обществоведение. 29 января 2007 г. после тяжелой болезни ушел из жизни крупнейший отечественный философ, социолог, религиовед Михаил Петрович Мчедлов – доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки, председатель Экспертного совета религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, директор Исследовательского центра «Религия в современном обществе» Института социологии РАН.

Михаил (Миран) Петрович Мчедлов родился 18 октября 1928 г. в армянской семье в г. Тбилиси, где с золотой медалью окончил русскую школу. Дух многонационального и многоконфессионального города, каким была тогда столица Грузинской ССР, где тесно соседствовали, трудились, переживали общие радости и горести грузинские, армянские, азербайджанские, русские, еврейские, немецкие, курдские семьи, в значительной мере сформировал мировоззрение профессора М. Мчедлова как ученого. Не случайно последние его научные исследования были связаны с многосторонним анализом проблем межнациональной и межконфессиональной толерантности.

Блестящее и разностороннее гуманитарное образование, включая знание многих иностранных языков, полученное Михаилом Петровичем на факультете международных отношений Ереванского университета (1948–1953 гг.), а затем продолженное в аспирантуре по кафедре истории зарубежной философии Московского государственного университета (1953–1957 гг.), позволило ему в дальнейшем вести многогранную научно-исследователь-скую работу, связанную с анализом сложных социальных проблем и теоретическим осмыслением глобальных процессов общественного развития.

Уже с 60-х гг. ХХ в. профессор М. Мчедлов выдвинулся в число ведущих ученых-обществоведов страны, успешно и плодотворно сочетая научно-исследовательскую, научно-организационную, редакторскую и журналистскую работу. Важнейшим направлением его научной деятельности стало исследование социальной роли религии, места религиозного фактора в социально-культурных процессах, характера религиозных социальных доктрин. Так, одним из первых он обратился к анализу современного католицизма, эволюции его социальных концепций, их влияния на общественную жизнь европейских стран. Итогом этой работы стали кандидатская и докторская диссертации, а также монографии «Эволюция современного католицизма» (1967), «Католицизм» (1970), «Религия и современность» (1982), «Современные социальные движения и религия» (1985), «Политика и религия» (1987), многочисленные статьи в периодических изданиях.

Другим кардинальным направлением его научно-исследова-тельского творчества стала разработка теории цивилизации. Задолго до того времени, когда цивилизационная исследовательская проблематика обрела признанный научный статус и получила широкое распространение, профессор М. Мчедлов начал разрабатывать проблему общечеловеческого («Вопросы философии». – 1976. – № 5), исследовать методологическое значение понятия «цивилизация» («Вопросы философии». – 1978. – № 7). Результатом этих исследований стали монографии «Понятие цивилизации в марксистско-ленинской теории» (1979), «Социализм – становление нового типа цивилизации» (1980), «Диалектика общечеловеческого и классового» (1989).

Наряду с исследовательской работой много сил Михаил Петрович отдавал научно-организационной и научно-редакторской деятельности. На посту заместителя директора Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС он много сделал для организации работоспособных научных коллективов, осуществивших подготовку и выпуск фундаментальных трудов, главным редактором которых обычно являлся профессор М. Мчедлов. В их числе – «Из истории марксизма-ленинизма и международного рабочего движения» (1982), «Очерки по истории “Капитала” К. Маркса» (1983), «История марксизма-ленинизма» (т. 1–2. 1986, 1990), «Ленин, о котором спорят сегодня» (1991). Большую работу профессор М. Мчедлов проделал в составе международного научного коллектива, осуществлявшего выпуск собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на языках оригинала, – МЭГА. Особо следует отметить организацию им в 70–80-е гг. ХХ в. ряда международных научных конференций по актуальным проблемам общественного развития. При этом он никогда не стремился избегать острых тем и дискуссий. Так, проведенная профессором М. Мчедловым 25 апреля 1977 г. научно-теоретическая конференция к 40-летию со дня смерти Антонио Грамши с участием ведущих идеологов Итальянской компартии, в ходе которой состоялась дискуссия по проблемам еврокоммунизма, надолго осталась в памяти ее участников.

Наконец, еще одна сторона творческой жизни Михаила Петровича – журналистика, публицистическая и научная. В первый раз его дар публициста-религиоведа ярко проявился в цикле статей и репортажей о ходе II Ватиканского собора в Риме в 1962–1965 гг., опубликованном в «Литературной газете», затем были статьи в журналах «Коммунист» (где Михаил Петрович был редактором философского отдела), «Вопросы философии». До последних дней жизни Михаил Петрович регулярно публиковал свои статьи по проблемам социологии религии на страницах журналов «Социологические исследования», «Свободная мысль», «Религия и право», газет «НГ-Религии», «Литературная газета». Причем появление его статей всегда было большим событием для отечественных религиоведов – как конфессиональных, так и светских. Плодотворная научная деятельность Михаила Петровича Мчедлова отмечена правительственными наградами, в числе которых – орден Трудового Красного Знамени, медали «За трудовую доблесть», «Ветеран труда».

Надо сказать, что уже в советские годы печатные работы профессора Мчедлова по проблемам религии, даже написанные с марксистских позиций и публиковавшиеся в «идеологически выдержанных» изданиях, всегда отличались уважением ко всякой искренней религиозной вере, признанием не только допустимости, но и ценности религиозного мировоззрения, позитивной роли религии в исторической и культурной жизни народов. Этим они резко контрастировали с тем потоком антирелигиозной пропаганды, который доминировал в печати вплоть до середины 80-х гг. По сути, уже в тот период профессором М. Мчедловым закладывались основы современного научного религиоведения.

Вот почему в новый период, наступивший после 1991 г., Михаилу Петровичу, в отличие от ряда других обществоведов-марксистов, не надо было перестраиваться и резко менять свои взгляды. Он просто остался самим собой, став директором Исследовательского центра «Религия в современном обществе», созданного им в структуре возникшего на базе Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС Российского независимого института социальных и национальных проблем (ныне – структурное подразделение Института социологии РАН). На этом посту профессор М. Мчедлов проработал до конца жизни. Под его руководством Центр стал одним из наиболее авторитетных религиоведческих центров России, получив заслуженное признание в стране и за рубежом.

Отличительной особенностью работы профессора Мчедлова на посту директора ИЦ «Религия в современном обществе» стал непрестанный поиск актуальных исследовательских тем, новых оригинальных аспектов анализа таких проблем, как новые процессы в религиозной жизни страны, государственно-церковные отношения, взаимодействие национального и религиозного факторов, взаимосвязь религии, политики, культуры и др. Организаторский талант Михаила Петровича проявился в том, что к разработке данной проблематики, помимо самих сотрудников Центра, ему удалось привлечь широкий круг исследователей, включая как ведущих российских обществоведов, так и самих религиозных деятелей, глав основных религиозных организаций страны. В результате под руководством профессора Мчедлова в Центре были подготовлены и вышли в свет фундаментальные научные труды как религиоведческой, так и цивилизационной проблематики. Это коллективные монографии «Свобода совести в духовном возрождении Отечества» (1994), «Национальное и религиозное» (1996), «Милосердие» (1996, 1998), «Российская цивилизация» (1998), «О социальной концепции русского православия» (2002), «Толерантность» (2004), «Вера. Этнос. Нация» (в печати), а также уникальные энциклопедические словари «Религии народов современной России» (1999, 2004), «Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты» (2001).

Другим направлением работы Центра стал проводимый под руководством профессора М. Мчедлова многолетний социологический мониторинг состояния религиозности населения России. В ходе данного мониторинга под руководством профессора Мчедлова были проведены социологические исследования по таким актуальным проблемам, как феномен современной религиозности, социальный портрет современного верующего, особенности религиозности в разных стратах российского общества (молодежь, жители мегаполисов и провинции, богатые, бедные, средний класс), роль религиозного фактора в формировании межнациональной и межконфессиональной толерантности и др. Последнее масштабное социологическое исследование, проведенное под руководством профессора М. Мчедлова, было посвящено проблемам религиозного экстремизма и деятельности деструктивных квазирелигиозных течений и сект.

Своеобразным итогом как собственной научно-религиовед-ческой исследовательской работы, так и деятельности руководимого им ИЦ «Религия в современном обществе» явилась книга Михаила Петровича Мчедлова «Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России» (2005). По сути, этот итоговый труд стал научным и человеческим завещанием выдающего ученого.

Вообще в последний год своей жизни Михаил Петрович был полон творческих планов: предполагались исследования, связанные с ролью религии в идентификационных процессах, взаимопроникновением различных религиозных культур на примере православного христианства и ислама... Теперь осуществление этих планов – дело сотрудников и учеников Михаила Петровича Мчедлова, но уже без его поддержки, мудрого и компетентного руководства.

Сотрудники Исследовательского центра

«Религия в современном обществе»,

Института социологии РАН