Согласен с И. А. Гобозовым


скачать Автор: Зазаев А. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №4(48)/2007 - подписаться на статьи журнала

Уважаемая редакция!

Я с большим интересом прочел статью главного редактора журнала «Философия и общество», профессора И. А. Гобозова «Четыре принципа» (газета «Советская Россия», 30 августа 2007 г., № 119), посвященную роли религии в России, и решил поделиться своими мыслями на тему «Молодежь и религия в современном российском обществе». Сам, будучи молодым человеком, зная проблемы этой социальной группы, должен предостеречь от попыток активной пропаганды религиозных, и главным образом православных, ценностей, которая наметилась в современном российском обществе. Одной из таких опасных тенденций, на мой взгляд, является превращение православия в моду, необходимый атрибут добропорядочного человека и гражданина, за которым нет подлинной веры. Основные аргументы, обосновывающие эти притязания РПЦ на роль хранительницы нравственности и культурообразующей религии, трансформируются в рамках массовой культуры в церковь как защитницу определенного образа жизни массового человека: ленивого, нелюбознательного и безответственного.

Сама специфика религии как общественного феномена способствует омассовлению человека через психологические механизмы заражения и подражания, объединению людей в послушную и безличную массу, толпу. А традиция православия с его проповедью онтологического равенства людей перед Богом, братской любви, чувства бескорыстной помощи и поддержки очень привлекательна и притягательна для любого молодого человека. Современный молодой человек чувствует себя одиноким и пытается всеми способами преодолеть это состояние. И, возможно, православие могло бы помочь молодому человеку в решении этой проблемы через создание подлинного сообщества верующих, если бы не одно но. Современный молодой человек как продукт массовой культуры не способен к подлинной вере. В качестве примера хочу привести следующее: при социологических опросах большинство молодых людей называют себя верующими. Но при этом эти же молодые люди смеются над ликом Богородицы, с интересом рассматривают карикатуры на Христа, Моисея и т. д., а православный нательный крест считают не более чем украшением. Таким образом, происходит подмена истинных верующих мнимыми, то есть теми, кто в силу моды готов идентифицировать себя как верующего, но не готов принимать, понимать и следовать религиозным догматам и нормам. Самое главное, что церковь готова принять таких «верующих» и считать их своими адептами.

Я полностью согласен с И. А. Гобозовым, что религиозная ве-ра – это сугубо личное дело, и поэтому, на мой взгляд, навязывание ее современному молодому человеку через пропаганду массовой культуры может привести к страшным последствиям для российского общества.

А. А. Зазаев,

студент ПАГС, г. Саратов