Глобальное цифровое общество и социальная адаптация к онлайн-повседневности


скачать Автор: Иоселиани А. Д. - подписаться на статьи автора
Журнал: Век глобализации. Выпуск №2(34)/2020 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/vglob/2020.02.06

В статье изучается вопрос о трансформации современной жизни общества в связи с внедрением и широким распространением Интернета и его возможностей во все сферы бытия человека от повседневной жизни до банковских услуг, бизнеса и экономики в целом. Автор рассматривает интернет-банкинг как новое социальное явление глобального мира, ведущее жизнь людей к качественно иному типу взаимоотношений. Раскрываются особенности онлайн-банкинга, его преимущества и недостатки. В работе также исследуются социально-философские основания трансформации общественной жизни в современном техногенном мире, анализируются причины, детерминирующие качественное изменение бытия. По словам автора, проникновение электронных систем во все области приводит к тому, что необходимо нацелиться на поиск новых форм организации человеческих отношений. При использовании высокой технологии требуется высокий уровень подготовленности личности, ее зрелости в духовном плане, ответственности.

Ключевые слова: дистанционный банкинг, электронный банкинг, интернет-банкинг, социальная трансформация, информационное общество, культура, духовность, глобализация.

The article studies the issue of transforming the modern life of society in connection with the introduction and wide distribution of the Internet and its capabilities in all areas of human life from everyday life to banking services, business and the economy as a whole. The author considers Internet banking as a social phenomenon leading people to a qualitatively different type of relationship. The features of online banking, its advantages and disadvantages are revealed. The work also examines the socio-philosophical foundations of the transformation of social life in the modern technogenic world, analyzes the causes that determine the qualitative change in life. According to the author, the penetration of electronic systems in all areas leads to the fact that it is necessary to focus on the search for new forms of organization of human relations. Using high technology requires a high level of preparedness of the personality, its maturity in the spiritual plan, responsibility.

Keywords: remote banking, electronic banking, Internet banking, social transformation, information society, culture, spirituality, globalization.

Иоселиани Аза Давидовна, д. ф. н., профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации more


Одной из характерных черт социального развития современной цивилизации является цифровизация бытия, то есть перевод бытия на язык цифры, ускоренное и повсеместное развитие и распространение дистанционных технологий. Интернет, являющийся глобальной сетью, оказал и оказывает колоссальное влияние на все области деятельности человечества, включая повседневную рутину, экономику и предпринимательскую деятельность. В контексте цифровизации следует затронуть новое явление глобального мира, которое быстро стало для людей близким, понятным, нужным и необходимым, – это дистанционный банковский сервис, инновационный банкинг.

Банковская сфера, равно как и другие сферы жизни общества, развивается в общем русле новейших изменений и научно-технических прорывов [Цифровая… 2017].

Методологическую базу данной работы составляют принципы единства социально-философского и логического, конкретности, объективности, всесторонности рассмотрения, а также анализ рефлексивных понятий исследуемого объекта. Для достижения научных результатов в статье применяются методы анализа, используемые в современной социальной философии, логике и методологии науки, а также эвристике научного поиска. К таким методам относятся диалектический, логический, научно-исторический, компаративистский и другие.

Фундаментальным принципом дистанционного банковского сервиса являются обмен различной информацией между клиентом и банком на расстоянии и совершение различных транзакций. Особую значимость в данном вопросе приобретает обеспечение высокого уровня безопасности и конфиденциальности общения [Феномен… 2017].

Клиент обладает широкими возможностями таких операций, как, например удаленный доступ к своим счетам, переводы, платежи, управление вкладами, а также получение информации о курсах валют или расположения ближайших банкоматов и т. д. [Еремин 2018: 158–160].

Для пользования отмеченными удобствами дистанционного банковского сервиса клиенту необходимо иметь доступ к мобильной и интернет-связи, а также техническое устройство с соответствующим программным обеспечением и специализированный программный продукт, предоставляемый банком. Эксперты называют дистанционное банковское обслуживание электронным банкингом, также возник термин «интернет-банкинг». Эти понятия довольно точно отражают суть и характер банковской сферы. Здесь ярко прослеживается ее зависимость от уровня развития высоких технологий и технических инноваций, дающих возможность клиентам осуществлять транзакции онлайн [Кириченко, Булавенко; Трифонов, Коршунова 2016].

В современном техногенном мире основными формами осуществления дистанционного сервиса в банковской сфере являются онлайн-банкинг с помощью мобильной связи, через Интернет и специальные устройства самообслуживания (терминалы и банкоматы).

Многие исследования, проведенные аналитическими компаниями, свидетельствуют о быстром росте количества онлайн-операций, которые и становятся доминирующими тенденциями в современном обществе. Кроме того, в наши дни онлайн-банкинг из популярного дополнения трансформируется в неотделимый компонент розничных банков (в этом плане его можно сравнить с банковскими картами, когда они только появились). Набор функций и комфорт в применении привели к возрастанию интереса со стороны клиентской базы.

Одно из предназначений интернет-банкинга – повышение качества обслуживания клиентуры. Инновационный банкинг отличается следующими достоинствами:

– высокий уровень оперативности;

– экономия времени;

– платежи без задержек;

– платежи, выполняемые в любых городах и странах мира;

– возможность проведения различных операций без посещения банковских офисов 24 часа в сутки;

– отслеживание реализуемых процедур;

– безналичные платежи;

– управление различными счетами параллельно;

– денежные переводы;

– круглосуточный контроль собственных счетов;

– возможность открыть счет в любом банке.

Современный интернет-банкинг удобен клиенту еще и потому, что отпадает необходимость иметь с собой наличность всегда и везде [Кириченко, Булавенко].

Безусловно, интернет-банкинг, дающий столько преимуществ, является привлекательным для киберпреступников. Поэтому современная система интернет-услуг, которые оказывает банк, должна предусматривать надежную защиту финансовых средств клиентов.

Дистанционный банкинг в России по сравнению с США и Европой несколько отстает, но все же развивается стремительными темпами, банки успешно осваивают интернет-пространство, растет качество услуг.

Как и любое другое сложное социальное явление, интернет-банкинг наряду с отмеченными преимуществами имеет и негативные стороны, создающие некие риски. К недостаткам дистанционного банкинга можно отнести, например, недостаточность защитных механизмов клиентской базы и их денежных средств от кибермошенничества, отсутствие грамотного руководства по использованию системы интернет-банкинга, психологические трудности, вызывающие страх и недоверие у клиентов, проблемы в использовании цифровой подписи и др.

В современном техногенном мире проблемы, детерминирующие качественное изменение самого человека и его повседневного бытия, имеют глубокие социально-философские корни. Человечество глобализируется, при этом возрастает ценность, а также взаимозависимость отдельных регионов и стран. Основой социально-политического развития являются приоритет общечеловеческих ценностей, отвергается насилие [Чумаков 2019а: 68–75].

В социальной среде люди общаются, переживают чувства, мыслят, обретают собственное «Я». В этом процессе устанавливается бытие людей, претерпевающее сложную и существенную трансформацию. От человека ускользает подлинная пространственная граница, та, которая изначально дана природой. Подлинная граница реальности начинает терять смысл. Бытие людей перешло в плоскость социально-коммуникативных пространств, которая поддерживается разными технологиями и техническим оборудованием. В современной жизни люди неотделимы от техники. Совершается слияние людей с техникой [Иоселиани 2019: 103–105].

На сегодняшний день люди изучают реальность, активно пользуясь техникой. У техники огромные возможности, но при этом она забирает в рабство людей. Наблюдение мира природы уже не так интересно человеку, как круглосуточное погружение в экраны.

Новые информационные технологии интегрируют мир в глобальных сетях инструментализма. Коммуникация, осуществляемая с помощью различных способов, применяемой компьютерной техники, привела к появлению большого количества сообществ, существующих исключительно в виртуальном мире. Впрочем, характерной тенденцией 1990-х гг. в политической и социальных сферах было следующее: сформировать социальное действие и политику на основе первичных идентичностей, которые либо построены в хаотичном процессе нахождения духовности и смысла, либо укоренены в географии и истории.

Информационные общества делали первые шаги к осознанию того, что идентичность как организующий критерий должна доминировать. Идентичность – это процесс, с помощью которого социальный фактор узнает себя, формирует смыслы, в первую очередь на фундаменте данного культурного качества или комплекса качеств, отказываясь от более широкого сопоставления с другими социальными структурами. Если идентичность установлена, то она в любом случае сможет сопоставляться с другими идентичностями (в качестве примера можно привести женщин и мужчин). Она также может охватывать весь социум под покровительством своей идентичности (к примеру, религиозные фундаменталисты стремятся обратить в свою веру как можно больше людей) [Яблоновская, Шляпникова 2018: 182–189]. Таким образом, модернизация не исчерпывается экономическими и политическими переменами, не завершается ими. Внутреннее содержание процесса модернизации как развития составляет изменение ценностных приоритетов личности.

Новое общество, возникающее в рамках подобного преобразования, является капиталистическим и информационным одновременно. В разных государствах такое общество формирует обилие характерных вариаций, согласно специфике национальных институтов, национальной культуры и истории в соответствии с информационными технологиями.

Одним из определений людей является Homo faber – существо, которое изготовляет орудие для непосредственного облегчения труда и жизнедеятельности. То есть техника – это средство, которое позволяет достичь больших результатов при минимальной потере сил. Проблемы людей нашей эпохи связаны с тем, что на смену целям жизни зачастую приходит средство жизни. Оно может доминировать до такой степени, что цель со временем стирается из людского сознания. Технической цели жизни не существует. Существовать может исключительно техническое средство. Цели жизни в любом случае будут находиться в других сферах, сферах духа.

Представленная учеными и футурологами новая картина общества постепенно приобретает определенные черты.

Во-первых, формируется единое компьютерное и информационное сообщество людей, которые проживают в домах, оборудованных различными электронными приборами и различными «интеллектуальными» устройствами.

Во-вторых, развиваются новые отрасли производства, которые формируются в рамках использования информационных технологий и наукоемких отраслей.

В-третьих, изменяется культурное содержание в общественном развитии, в том числе приоритеты в рамках семьи, развиваются виртуальные музеи, используются различные формы взаимодействия людей.

В-четвертых, процесс обеспечения повседневной жизни людей происходит с использованием инновационных принципов и средств производства, оплаты товаров и услуг (например, электронные деньги, интернет-банкинг, мобильный банкинг, WAP-банкинг, SMS и др.).

Эти изменения, оказывая комплексное воздействие на все общество в целом, приводят к значительным преобразованиям производственной и духовной жизни человека.

Техника, технологические инновации, широкодоступная информация повышают адаптивные свойства индивидов к увеличивающимся объемам знаний, но сила естественной природы человека убывает в силу организации, «рационализации» условий труда, создания комфортных бытовых условий жизни. Об этом довольно ярко высказывается Н. Бердяев: «Техника является виновницей страшных поражений душевной жизни, и в первую очередь жизни эмоциональной, людских чувств. В современной цивилизации происходит угасание душевно-эмоциональной стихии... Сердцу сложно выдержать касание холодного металла, оно не в состоянии существовать в металлической среде» [Бердяев 1994: 500–501].

Массовое использование компьютеров обеспечивает доступ к информации, избавляет людей от рутинной работы, ускоряет принятие оптимальных решений, автоматизирует обработку информации. В результате движущей силой развития общества становится производство не материального, а информационного продукта. Что же касается материального продукта, то он становится более «информационно емким» и его стоимость в значительной степени зависит от объема допущенных в его структуре инноваций. Деятельность людей сосредоточена главным образом на обработке информации, а производство энергии и материальных продуктов возложено на машины.

В рамках философических учений человек является главной фигурой в условиях развития информационного общества. В рамках философии человек считается сложным существом с комплексом многомерных универсальных качеств.

Когда индивид предается своим мыслям и формирует информационные объекты, то в какой-то момент возникает нужда осмыслить данный феномен самобытного преобразования людьми природы и самих себя. Философия подобного рода интегрируется в область информационной деятельности человека, дает ему множество вопросов, включая вопросы, касающиеся целесообразности такой деятельности.

Более того, в настоящий момент именно информационная деятельность приводит к возникновению самых значительных проблем человечества. Само существование человека в результате описываемой деятельности оказывается под угрозой. Принимая во внимание то, что данная проблема стоит невероятно остро, современная философия представленный вопрос тщательно анализирует.

Информация – это мощнейший инструмент, позволяющий оказывать влияние на человека и общество. Обладатель большого количества информационных данных по определенному вопросу имеет преимущество перед другими людьми.

Способ существования человека в плане истории характеризуется следующим отношением: человек – орудие – техника. На протяжении столетий сбор и систематизация определенной информации, касающейся того, что окружает человека, помогали нам выживать в непростых обстоятельствах: умение изготавливать орудия труда и охоты передавались из поколения в поколение, на постоянной основе создавались одежда и целебные средства. Объем информации постоянно обновлялся, вбирая в себя новые сведения – каждый проанализированный феномен предоставляет возможность переключиться на что-то новое, на явление с более сложной структурой. С течением времени обилие информации об окружающем мире привело к научно-техническому прогрессу. Общество прогрессировало:
в какой-то момент люди научились осуществлять управление различными типами энергии и вещества.

Современный мир как итог развития практической деятельности человека в историческом плане – это пространство, которое является информационным и технологизированным. Важно понимать, что самому человеку удалось технологизировать свое естество. Он существует в пространстве, которое обусловлено технически. Человек реализует себя на основе законов природы, а также на основе законов технической сферы.

Передача информационных данных – это один из решающих нюансов формирования такой среды, существования в ее рамках человека. Со временем значение информации в жизни людей становилось все более и более насущным.

Возникла необходимость исследовать и осознавать уже не только природные законы, но также ценности и понятия социума (речь идет об архитектуре, искусстве, книгах и т. п.).

В данном контексте следует указать на некоторые отрицательные последствия компьютерной революции для традиционного образа существования. К ним можно отнести, в частности, то, что письменность (включая книги и письмо) отходит на второй план, уступая Интернету и набору символов на клавиатуре.

Возникновение новых форм коммуникации, преобразования в привычном наборе традиций, трансформация социальных ценностей – все это осуществляется так быстро, что массовое сознание общества, а также многие эксперты, изучающие данные процессы, называют компьютерную революцию не иначе как кризисом культуры. Если в прошлом культурная адаптация к инновационным явлениям по большей части растягивалась (быстрая передача, усвоение и распространение большого количества информации были невозможны с технической точки зрения), то в настоящий момент мы видим, что скорость овладения всеми благами культуры мира резко увеличилась. Рост оказался таким большим, что многие теоретики начали затрагивать вопрос, касающийся способности психики человека все это принять. Данный вопрос считается злободневным.

Нет никаких сомнений в том, что культурогенез XXI столетия нельзя представить без применения персональных компьютеров, информационных технологий, Интернета и ТВ. При помощи данных средств претворяется в реальность способность выбирать потоки информации. Перечисленные факторы на восприятие мира человеком действуют разнонаправленно и далеко не во всех случаях положительно. Благодаря им время социального бытия в существенной мере ускоряется: человеческая психика загоняется во все более строгие рамки.

В последнее время очевидным стало повышение интереса к возможностям искусственного интеллекта. Основная причина такого явления заключается в том, что повысились требования к информационным системам. Бытовые приборы становятся сложнее, а программное обеспечение – «умнее».

В современном мире люди наделены правом (и даже обязанностью) осмысливать то, что именно значит информационная революция для них самих, для их существования как для живых и реальных, а не абстрактных существ.

Ввиду того, что социум все больше информатизируется, повышается значение авторитарных тенденций. Речь идет о том, что компьютерные сети предоставляют следующие возможности: манипулировать сознанием масс, получать подробные сведения о каждом члене общества. Вполне можно представить себе ситуацию, когда наделенные властью элиты знают все и обо всем, а все остальные – пребывают в неведении.

Тенденции развития в сфере информации заставляют предположить, что, например, политическая власть, получаемая большинством на основе концентрации информационных данных, снизит значение выборов, значение реальной власти политиков-трибунов. Правящие круги, сформировавшиеся таким образом, могут превратиться в инфократию (когда главенствующая роль отведена информации). Это источник власти, у которого нет авторитета перед народом. У него имеется лишь широкий потенциал по применению информационных данных.

В качестве примера можно привести то, как олигархи борются за СМИ. Каждый из них стремится приобретать телевизионные каналы, газеты, радиостанции. Сверхбогатые люди видят в этом гарантии политической власти, которая основана на владении большим количеством информационных данных, гарантии, которые позволяют манипулировать информацией.

Из-за того что электронные системы проникают во все сферы существования людей, нам требуются новые формы организации человеческих отношений. Для работы с высокими технологиями нужны высокая подготовленность, духовная зрелость и ответственность личности. Если гармония нарушается в сторону технологии (она развивается быстрее нравственных ресурсов социума), то различные аспекты бытия человека дегуманизируются.

Более того, компьютеры формируют далеко не только безлюдные производственные процессы. Речь также идет о формировании «безлюдного» общения (вместо собеседника мы видим ПЭВМ). На наших глазах отчетливые формы приобретает новая реальность, основанная на компьютеризации (виртуальной реальности). Это искусственно созданная псевдосреда, с которой можно вести общение как с реальной средой.

Компьютерная техника становится частью жизни современного человека с самых ранних лет: они приходят на смену театру, книгам, друзьям, снижая интенсивность традиционной коммуникации. Компьютеры формируют другую реальность, которую можно воспринимать более серьезно по сравнению с окружающим миром. Данная среда отличается мощным влиянием на психику человека (это влияние невозможно прогнозировать). В настоящий момент эта перспектива становится очевидной, помимо всего прочего, в феномене погружения в виртуальную реальность с обилием псевдоразновидностей человеческой деятельности (в качестве примера можно привести людей, которые с головой погружаются в компьютерные игры, превращаясь в подобие зомби).

Информационное общество диктует человеку новые правила. Речь в первую очередь идет о готовности сменить деятельность, способности сохранять высокий уровень мобильности, способности переучиваться и осваивать новые профессии. На предыдущей стадии развития значение таких навыков не было столь актуальным.

Антропогенная цивилизация основывается на следующем: человек – это главная ценность функционирования социума в целом и отдельных его подсистем.

Можно сделать предположение, что в будущем появятся другие негативные последствия роботизации бытия, которые активно влияют на людей и общество.

Человек как существо, у которого есть ответственность, во всех случаях принимает любые решения, имеющие отношение к преобразованию окружающей среды. Однако инфосфера вносит в данное положение дел свои коррективы [Иосе-лиани 2019; Ее же].

Интеллектуальные системы не просто осуществляют хранение информационных данных. Они эксплуатируют информацию для того, чтобы принимать решения и искать ответы на имеющиеся вопросы. Они в состоянии кооперироваться с другими системами, получать от них сведения, о которых при изначальной постановке задачи речи не было. Уже сегодня решения, которые находят машины, очень часто людьми не принимаются. А все потому, что люди не понимают основных принципов их получения.

Чем глубже внедрение технологий, с помощью которых можно проводить сложные вычислительные процессы, тем выше риск, что в какой-то момент люди не смогут понять суть машинных решений, логический путь, на котором эти решения были основаны. Далеко не всегда получается добиваться от компьютеров объяснений тех или иных действий. Это одна из самых значимых задач, стоящих перед специалистами, занимающимися созданием искусственного интеллекта. Если представленный вопрос не будет решен, то возникнет весьма явная опасность возникновения катастроф, аварий и хаоса [Ioseliani 2018: 450–453]. Таким образом, крайне важно найти способы, с помощью которых можно эффективно контролировать интеллектуальных помощников.

Не исключено, что в будущем появятся настолько надежные машины, что потребность во вмешательстве человека исчезнет.

Впрочем, при таком развитии событий может стать очевидным риск деградации навыков людей, деградации способности реагировать на преобразования внешних условий и принимать управленческие решения при серьезных сбоях [Чу-маков 2019б].

Еще одна проблема, связанная с интеллектуализацией, касается образователь-ного уровня членов социума (требования к их квалификации и компетентности повысятся).

Потребность общества в неквалифицированном труде будет уменьшаться. В то же самое время важно ответить на вопрос: у всех ли имеется способность использовать высокие технологии? Не исключено, что люди, лишенные такой способности, окажутся в числе безработных. В результате социуму придется защищать их, оказывать им поддержку. Более того, некоторые эксперты полагают, что массовая интеграция экспертных и информационных систем может привести к возникновению «тунеядцев». Такие «интеллектуальные трутни» будут в полной мере доверять машинам, отказываясь от усилий интеллектуального плана. Еще непонятно, стоит ли рассматривать данные предположения всерьез, однако огульно отметать подобные размышления все же нельзя.

Стремление человека к компьютеризации своего существования невозможно остановить, и так было всегда.

Не станет ли человечество слишком зависимым от бездушных машин? Не станем ли мы рабами компьютеров? Какое физическое, психологическое и социальное воздействие стремительная компьютеризация оказывает на нас? Как защитить человека от огромных масс информации, которая обрушивается на него каждый день? Можно ли назвать современную рекламу своеобразным насилием над сознанием человека?

Некоторые эксперты приводят обоснованные доводы в пользу того, что процесс компьютеризации оказывает на человека и общество негативное влияние.

К примеру, В. Вольперт заявляет следующее: компьютеры оказывают отрицательное воздействие на психику и творческие навыки людей, становятся причиной серьезных психофизических отклонений, бьют по жизненной активности, разрушают творческую природу [Volpert 1984].

Другие ученые полагают, что данные утверждения имеют право на жизнь, однако все эти проблемы могут быть решены. К примеру, К. Хефнер предлагает создать гуманно-компьютеризованное общество, сформировать гуманные и тщательно разработанные отношения между компьютерами и людьми [Haefner 1984: 396].

Последняя четверть XX в. была ознаменована тем, что человечество вступило в новую стадию информационного развития. Формирование общества информационных услуг и новых технологий, вторжение информационной экономики, массовая персональная компьютеризация – это феномены, с которыми ранее человечество еще не сталкивалось.

Будущее развитие должно основываться на следующем: человечество обязано сохранить то сокровище, которое нам подарено процессом эволюции. Речь идет, конечно же, о жизни человечества. Впрочем, это не значит, что нужно срочно отказываться от научных исследований и инноваций. Мы должны обеспечить новый подход к таким явлениям. Просто важно понимать, что конец и начало всех стадий развития любого научного направления на постоянной основе переходят друг в друга.

Выводы

Трансформация и цифровизация общественной жизни, внедрение дистанционных технологий не исчерпываются экономическими и политическими переменами, не завершаются ими. Глубокие и неоднозначные изменения происходят во всех сферах бытия, в коммуникации людей. Однако в этих процессах самые существенные изменения претерпевают ценностные ориентации личности как ядро процесса модернизации. Таким образом, новый социум, который формируется в рамках подобных трансформаций, образует большое количество специфических вариаций в соответствии с отличительными чертами национальной культуры и истории, а также с отношениями с цифровыми технологиями.

Интеллектуальные системы могут повлиять на социальную повседневность и кардинально ее изменить, однако вопрос в том, что это за влияние и насколько человек как мыслящее существо защищен от него.

Техническая цивилизация диктует свои ценности и приоритеты. Одним из основных ее приоритетов являются новое социальное пространство, новый тип коммуникации, иные условия социального бытия, которое и детерминирует при­оритеты конкуренции, соперничества и выгоды.

Литература

Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. Т. 1. М. : Искусство, 1994. С. 513, 500–501.

Еремин И. Исламский банкинг: экономика и духовность // Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации. Смоленск, 2018. С. 156–160.

Иоселиани А. Д. Формирование инфосферы: социально-философский ракурс [Электронный ресурс]. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2016_3-1_18.pdf (дата обращения: 20.12.2019).

Иоселиани А. Д. Искусственный интеллект vs человеческий разум // Манускрипт. 2019. № 4. С. 102–106.

Кириченко Л. П., Булавенко О. А. Система интернет-банкинга в России. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-internet-bankinga-v-rossii (дата обращения: 21.12.2019).

Трифонов Д. А., Коршунова С. В. Современные проблемы банковского корпоративного кредитования в России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 12. С. 48–52.

Феномен глобализации и проблемы социокультурного многообразия в современном мире: сб. материалов Международной заочной научно-практической конференции / под ред. Л. А. Таймасова, Е. М. Михайловой, Н. А. Подкиной. Чебоксары, 2017.

Цифровая Россия: новая реальность Digital. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ni/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf (дата обращения: 22.12.2019).

Чумаков А. Н. Глобальный мир: столкновение цивилизаций. М. : Проспект, 2019а.

Чумаков А. Н. Особенности образования в области глобалистики: актуальные проблемы // Век глобализации. 2019б. № 2(30). С. 38–48.

Яблоновская Т. В., Шляпникова М. Н. Информационная парадигма образования в условиях постнеклассической рациональности: реалии и перспективы // Образование – путь к успеху: сб. науч. тр. Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. Е. В. Плужника, Т. В. Яблоновской. М. : МТИ, 2018. С. 182–189.

Haefner K. Mensh und Computer im Jahre 2000. Basel; Вoston; Stuttgart, 1984.

Ioseliani A. Man as a Subject of Internet Communication // Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT / ed. by Е. Роркоva. Switzerland : Springer, 2018. Pp. 449–453.

Vоlpert W. Macht die Arbeitam Computеr Stumpf // Bild der Wissenschaft. 1984. No. 11. S. 21–37.