«Самобытно русский» предприниматель как субъект формирования и осуществления национального модернизационного проекта: опыт истории


Автор: Ефремов О. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(95)/2020 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2020.02.03

На наш взгляд, успешная модернизация общества возможна исключительно как реализация национального модернизационного проекта, представляющего собой специфическую для данного общества программу модернизации, основанную на сочетании общих принципов, необходимых для эффективного функционирования социальных институтов в современных условиях, и особенностей национальной среды. Проект предполагает как особый вариант подобных институтов, так и алгоритм их создания. Существенная роль принадлежит также формированию субъекта осуществляемых перемен. Именно в субъекте репрезентируются и визуализируются сущность и специфические особенности социального процесса. Центральная фигура процесса модернизации – предприниматель. В предлагаемой статье описывается определенный тип отечественного предпринимателя – тип реальный, имеющий вполне определенную историческую локализацию. Более того, он был в полной мере персонализирован в представителях семей Рябушинских, Морозовых, Третьяковых, Бурышкиных и других. В работах П. А. Бурышкина и В. П. Рябушинского мы можем найти даже его самоописание. А у современных исследователей, причем не только у историков, но и у экономистов, он вызывает серьезный интерес. Данный тип, называемый нами «самобытно русским», выступал в XIX – начале XX столетия субъектом создания и вполне успешного функционирования специфической капиталистической хозяйственной модели, адекватной отечественному социокультурному контексту. Указанная адекватность предопределяет высокую перспективность описываемого типа с точки зрения развития процесса модернизации России. «Самобытно русский» предприниматель (его еще называют «русский хозяин») – естественный продукт народной среды, а не сознательно созданный конструкт властных структур. Предприятия, созданные подобными субъектами, были предприятиями частными, а не государственно организованными и контролируемыми сверху. Более того, отношения «самобытно русских» предпринимателей с властью всегда были настороженно-напряженными, что имело трагические последствия для русской истории. Формировался данный тип первоначально в староверческой среде, и религиозный фактор играл существенную роль в его возникновении и становлении. Затем, однако, роль данного фактора снижается, остаются лишь общие ценностные ориентиры и принципы ведения дел, конфессионально жестко не ограниченные. Описываются черты хозяйственной модели, реализуемой данным типом предпринимателя – сочетание конкурентности и солидарности, корпоративный самоконтроль, корпоративная «ротация» на основании соответствия деловым стандартам, особая форма отношений между трудом и капиталом, социальная ответственность, умение сочетать традиции и новации и т. д. Предполагается, что усиление влияния «самобытно русских» предпринимателей в обществе было бы одним из условий успешной модернизации. Анализируются причины, по которым подобное влияние было ограничено властью. Ставится вопрос о возможности и желательности возрождения данного типа предпринимательства в современных условиях, и приводятся доводы в пользу положительного решения данного вопроса, несмотря на существенные сложности, отмечаемые многими современными исследователями.

Ключевые слова: предприниматель, российское предпринимательство, модернизация России, старообрядчество, русский хозяин, деловая этика, либеральный проект.

In our opinion, a successful modernization of society is possible only as implementation of the national modernization project, which is a specific program of modernization for this society, based on a combination of General principles necessary for effective functioning of social institutions in modern conditions, and the characteristics of national environment. The project involves both a special version of such institutions and an algorithm for their creation. A significant role also belongs to the formation of the subject of changes. It is in the subject that the essence and specific features of the social process are represented and visualized. The central figure of modernization process is an entrepreneur. The article describes a certain type of domestic entrepreneur – a real type, which has a well-defined historical localization. Moreover, it was fully personalized in the families of the Ryabushinskys, Morozovs, Tretyakovs, Buryshkins and others. We can find even self-description of this group in the works of P. Buryshkin and V. Ryabushinsky. And modern researchers, not only historians, but also economists, are seriously interested in it. We denote this type as the ‘authentic-Russian’ and in the 19th – early 20th centuries this type represented the subject of establishment and successful functioning of a specific capitalist economic model that was adequate for domestic socio-cultural context. This adequacy determines the large prospects of the described type in terms of development of modernization process in Russia. ‘Originally Russian’ entrepreneur (it is also called ‘Russian owner’) is a natural product of the people's environment, and not consciously created the construct of power structures. Enterprises created by such entities were private enterprises, and were not publicly organized and controlled ‘from above’. Moreover, the relationship between ‘original Russian’ entrepreneurs and the authorities was always cautious and tense, which had tragic consequences for Russian history. This type was originally formed in the old believers' environment and the religious factor played a significant role in its emergence and formation. Then, however, the role of this factor is reduced; there are only General values and principles of running business, rigidly not limited by confession. The article describes the features of the economic model implemented by this type of entrepreneur – a combination of competitiveness and solidarity, corporate self-control, corporate ‘rotation’ on the basis of compliance with business standards, a special form of relations between labor and capital, social responsibility, the ability to combine tradition and innovation, etc. It is assumed that the strengthening influence of ‘original Russian’ entrepreneurs in society would be one of the conditions for successful modernization. The reasons why such influence was limited by the authorities are analyzed. The question of the possibility and desirability of the revival of this type of entrepreneurship in modern conditions is raised, and the arguments in favor of a positive solution to this issue, despite significant difficulties noted by many modern researchers are given.

Keywords: entrepreneur, Russian entrepreneurship, modernization of Russia, old belief, Russian master, business ethics, liberal project.

Ефремов Олег Анатольевич, кандидат философских наук, почетный работник высшего профессионального образования РФ more