Трансформации в обществе и образовании: противоречия и тенденции


Автор: Бадальянц О. В. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(95)/2020 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2020.02.04

Объектом нашего исследования являются противоречия и тенденции образования во взаимосвязи с общественными процессами и явлениями, в том числе с социально-образовательными практиками и образом жизни. Цель статьи – проанализировать противоречивую взаимосвязь общественных и образовательных тенденций в современной информационной цивилизации, аксиологию образования как социокультурного феномена, тенденцию цивилизационных инверсий сущности образования, влияние образования на образ жизни современного человека. Выявлено, что на фоне глобализации информационные сетевые технологии, прагматизация, специализация, профессионализация не только влияют на внешнюю формальную составляющую образования, но и изменяют классическое антропологическое понимание образования. Показано, что классическая сущность образования или «размывается», или происходит зарождение постклассических смыслов. Трансформации затрагивают фундаментальные интересы и личности, и общества, связанные с образованием как духовной ценностью, направленной на становление личности. Рассмотрены некоторые аспекты трансформации социально-образовательных практик и образа жизни человека. Обозначены основные тренды практик, которые определяют или будут определять характеристики образа жизни. В их основе – информационные телекоммуникационные сетевые технологии, формирующие новую социальную среду, новые принципы коммуникации и влияющие на практики, стили и образ жизни.

Ключевые слова: образование, сущность образования, противоречия образования, образовательные ценности, образ жизни, образовательные практики.

The objects of our research are tendencies and contradictions of education in interrelation with public processes and phenomena including social and educational practices and lifestyles. The purpose of the article is to analyze the contradictory interrelation between public and educational tendencies in contemporary information civilization, axiology of education as a sociocultural phenomenon, a tendency towards civilization inversions of educational essence, the influence of education on the life style of the modern people. It is revealed that against the background of globalization, the information network technologies, pragmatization, specialization and professionalization do not only influence the external formal component of education, but also change classical anthropological understanding of education. The author shows that the classical essence of education is ‘eroded’ or there originate some post-classical meanings. The transformations touch the fundamental interests of both people and societies connected with education as the spiritual value aimed at personality formation. The author considers some aspects of transformations of social and educational practices and of individual lifestyle. There are also defined the main trends of the practices, which determine or will determine the characteristics of the individual way of life. They are based on technologies of information and telecommunication network and form a new social environment, new principles of communication, influencing on practices, styles and ways of life.

Keywords: education, essence of education, contradictions of education, educational values, lifestyle, educational practices.

Бадальянц Ольга Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и философии Северо-Восточного государственного университета more