Природа театра в художественно-этическом контексте


Авторы: 
- Оганов А. А. - подписаться на статьи автора
- Низовой В. А. - подписаться на статьи автора
Журнал: Философия и общество. Выпуск №2(95)/2020 - подписаться на статьи журнала

DOI: https://doi.org/10.30884/jfio/2020.02.06

Статья посвящена рассмотрению философско-эстетической природы театрального искусства, актерской игры, характеру ее воздействия на зрителя. Основное внимание уделено вопросам актерского перевоплощения, игровой природы театра, его языку, изобразительно-выразительным средствам; выявляется онтологический аспект бытия спектакля, определяется его единовременная связь бытийности и процесса творческого становления; проводится сравнительный анализ соотношения театра с реальностью, показано отличие в бытовании элементов театрализации (лицедейство, шутовство, двойничество, маски и т. д.) в жизни и театре. В этих размышлениях прослеживаются их этический контекст и мотивация; дается критико-аналитическое осмысление понятий подражания и игры. Основные положения, изложенные в статье, подкрепляются высказываниями философов, теоретиков и практиков искусства, иллюстрируются материалом художественного творчества. Статья завершается рассмотрением судьбы театра в условиях культуры техногенного постмодернизма.

Ключевые слова: театр, актер, перевоплощение, игра, подражание, маска, жизнеподобие, художественная условность, телесно-кинетический язык, эмоциональный интеллект, эстетическая дистанция, зритель.

The article is devoted to the consideration of philosophical and aesthetic nature of performing art, acting, and the nature of its impact on the audience. The main attention is paid to the issues of dramatic identification, the acting nature of the theater, its language, visual and expressive means; the ontological aspect of the being of a performance is revealed, its simultaneous connection with the being and the process of creative formation is determined; a comparative analysis of the relationship between theater and reality is carried out, the difference in the existence of theater elements (acting, buffoonery, duality, masks ...) in life and theater is shown; in these reflections their ethical context and motivation are traced; critical and analytical interpretation of the concepts of imitation and game is given. The main provisions set forth in the article are supported by the statements of philosophers, theorists and practitioners of art, illustrated by the material of artistic creation. The article concludes with a review of the fate of the theater in the culture of technology-related postmodernism.

Keywords: theater, actor, dramatic identification, play, imitation, mask, lifelike, artistic conventions, body-kinetic language, emotional intelligence, aesthetic distance, audience, artistic conventions.

Оганов Арнольд Арамович, доктор философских наук, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации more

Низовой Виктор Алексеевич, заслуженный артист России, актер Государственного академического Малого театра more